История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радио Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

История Приморского телевидения:

Первые

"Владивостокское телевидение, родившись на периферии, никогда не было провинциальным. Владивосток навсегда остался в числе первых городов, наряду с Москвой, Ленинградом, Таллинном, Киевом, Свердловском и Томском, где телевидение родилось и шаг за шагом обретало свое лицо". В.А.Ткачев, "Синяя птица телевидения".

ПЕРВЫЕ

1 января 1956 года была создана Владивостокская студия те­левидения (приказ по Министерству культуры СССР от 9 декабря 1955 года). Аппарат студии (вначале 38 человек) состоял из редакторов, операторов, дикторов, киномеханика и других.

Константин Евгеньевич Селезнев - первый директор Владивостокской студии телевидения      Валентин Александрович Ткачев - первый репортер и комментатор Владивостокской студии телевидения

Первым директором студии телевидения стал К.Е.Селезнев, пер­выми редакторами были З.Ф.Первушина, В.А.Ткачев, Н.Козлова, И.Чер­нышева, Л.Любимова, дикторами - Галина Торчинская, Евгения Симановская, режиссерами В.И.Ромашев и А.Е. Масленников, оператором А.Вергун. С 1 января 1957 года телевизионные передачи во Владивосто­ке проводились уже пять раз в неделю, по воскресным и праздничным дням шла дневная передача для детей. 

  Продолжительность  ежедневной передачи равнялась в среднем 2,5 часам. Состояли они, главным образом, из художественных, документальных и научно-популярных кинофильмов, а также концертов из пленок, присылавшихся Центральной студией телевидения. Отсутствие теле­визионных камер и другой студийной аппаратуры не давало воз­можности в первые месяцы работы возможности организовывать местные передачи, дикторы объявляли и вели передачи за кадром.  30 апреля 1956 года вступила в строй студийная аппаратная, объединившая два студийных канала с контрольными устройствами, магнитофон МЭЗ-2, осветительную аппаратуру и прочее. Оборудование этой аппаратной было заводское, снятое с эксплуатации на Московском телецентре, размещалась киноаппаратная и студийная аппаратная в здании радиостудии. Теперь Владивостокская студия телевидения получила возможность давать свои собственные передачи. 

Первое время объем студийных передач был срав­нительно невелик - 20 минут в день. Шли передачи на общественно-политические темы, беседы по вопросам медицины, на научные темы, передачи для детей и юношества, концерты. Когда работ­ники студии получили вторую камеру, возможности телевизионного вещания значительно расширились. Первыми студийными передачами на местные темы были: «Молодежь на стройке Владивостока» (рас­сказ о перспективах развития города с фотоиллюстрациями и выступления лучших строителей), «Ученые Приморья - народному хозяйству края» и «Навстречу спартакиаде народов СССР». Среди первых коллективов художественной самодеятельности, выступивших по телевидению, - коллективы Дальневосточного Политехнического института, клуба имени Дзержинского, мореходного училища.

Студия не имела готовых кадров редакторов, режиссеров, операторов. Работники этих профессий постигали секреты телевизионного вещания на практике.  Позднее в студии организовали краткосрочные курсы (двух-трехмесячные) по подготовке операторов, ассистентов, режиссеров. Именно тогда создавался основной костяк работников, на которых студия опиралась в дальнейшем. Уже во второй половине 1956 года студия начала осуществлять сложные телевизионные передачи, крупные театральные постановки.

В августе 1956 г. Вера Акимовна Казакова - впоследствии ставшая главным режиссером студии - осуществила первую телевизионную постановку. Прошло всего три месяца с момента выхода в эфир живой картинки - показа диктора. А здесь целый спектакль-инсценировка "Фараон и Хорал" по О'Генри. Работали две камеры. Резерва нет. Записи нет. Все в прямой эфир. Температура в павильоне до + 60ºС. И по заявкам зрителей этот спектакль позже еще и повторили…

30 декабря 1956 года, находясь во Владивостоке проездом из Мельбурна в Москву, в студии выступили наши олимпийцы, чемпионы Игр в том числе Лариса Латынина, Софья Муратова, Лев Яшин, Игорь Нетто, Анатолий Ильин и другие, а также члены олимпийских команд Чехословакии и Болгарии, Олимпийские чемпионы Эмиль Затопек, Ева Басакова, известный спортивный комментатор Вадим Синявский. Об этом подробнее в главе ОЛИМПИЙЦЫ МЕЛЬБУРНА НА ВЛАДИВОСТОКСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ.

Телевизионные передачи в Приморье, кроме Владивостока и его окрестностей, принимали жители городов Артема, Уссурийска, На­ходки, Тавричанки, рыбокомбинатов, расположенных по побережью - Путятина, Славянки и другие, - уверенный прием в этот период осуществлялся примерно на 50-60 километров. Быстро росло чис­ло телезрителей, стремительно увеличивалось количество теле­визоров. Если на 1 Мая 1956 года в Приморье насчитывалось 1287 телевизоров, из них 1248 - во Владивостоке, то к концу года количество телевизоров возросло почти до трех тысяч.  Го­довой объем вещания студии в 1956 году составлял 591 час

1957 - год дальнейшего роста телевидения в Приморье. Коллек­тив студийных работников и телецентра окреп, стал решать бо­лее сложные творческие задачи. В этом году студийцы осуществили свою давнишнюю мечту - при студии образована киногруппа. Организация собственных киносъемок - результат кропотливой ра­боты группы энтузиастов-кинолюбителей студии, среди которых нужно в первую очередь назвать оператора А.И.Вергуна, режис­сера А.Е.Масленникова и некоторых других работников студии. Кинокамеру взяли «взаймы» в филиале Академии наук, остальное сделали сами - баки для проявки пленки, барабаны для её про­сушки, монтажную корзину.

Первая значительная собственная киносъемка была произведе­на в день Первого мая 1957 г. во Владивостоке. Хитроумный В.Е. Назаренко придумал устройство, которое автоматически конвертировало негативное изображение на кинопленке в позитивное видеоизображение. Теперь не нужно было печатать позитивную пленку и поэтому уже вечером праздничного дня приморцы увидели на экранах своих телеви­зоров кинорепортаж о праздновании Первого мая во Владивостоке. В пятнадцатиминутную передачу, целиком построенную на собственных киносъемках, были включены основные моменты праздника - парад кораблей Тихоокеанского флота, частей Владивостокского гарнизона, демонстрация трудящихся города.

Деятельность киногруппы расширялась с каждым днем. С этих пор киносъемки собы­тий, происходящих в городе и крае, прочно вошли в быт теле­видения. Местные городские партийные и советские организации помог­ли приобрести за счет средств Владивостокского горисполкома кинокамеру КС-50.  Позднее киноаппаратуру и пленку студия ста­ла получать в плановом порядке через Главное Управление радиоинформации, в ведении которого она тогда находилась. До конца года объем собственных киносъемок составил уже около четырех часов. С этих пор для киногруппы выделяется штат в семь че­ловек, который увеличивается ежегодно в связи с расширением объема киносъемок. Были организованы курсы по подготовке ки­нооператоров.

Случались и курьезные случаи. Об одном из них в главе ВСТРЕЧА ПЕРВОГО РЕЙСА ТУ-104.

Среди первых телевизионных передач, целиком построенных на собственных киносъемках, киноочерк о передовом колхозе Спасского района «Червонная заря», кинорепортаж «На передо­вой шахте Артема», «Рассказ о юных мичуринцах Приморья», «При­морские китобои». В течение трех месяцев, в свободное от своих основных служебных обязанностей время, работники киногруппы сняли первый звуковой документальный фильм «Героические буд­ни» - о славных делах крупнейшего в крае Дальзавода. Затем он был озвучен на Хабаровской студии кинохроники и показан, помимо телевидения, на киноэкранах города, взят в обменный фонд Центральной студией телевидения.

Из сложных телевизионных передач, осуществленных в этот период Владивостокской студией телевидения, стоит отметить два оперных спектакля – «Травиату» Верди и «Чио-Чио-Сан» Пуччини, которые привез, приехавший на гастроли оперный театр. Звук был полностью записан на магнитную пленку заранее, во время спектакля транслирова­лось только действие. Спектакли прошли успешно, эксперимент был положительно отмечен всесоюзным журналом «В помощь работникам радио и телевидения». И это был первый в СССР опыт выступления по фонограмму. Автором этого изобретения был тогдашний главный режиссер Владивостокского телевидения А.И.Шинкаренко - профессиональный музыкант и педагог, выпускник, между прочим, Ленинградской консерватории...

В то время на Владивостокской студии телевидения идет постоянный поиск новых форм, открытие новых телевизионных тем. Так, постоянное место в программах обрели тележурналы «Здоровье», «Юный пионер». Популярностью пользовалисья тележурналы для женщин, для строителей, воинов Советской армии и флота. Студия часто использовала такую форму передач, как телеплакаты, посвященные развитию различных отраслей на­родного хозяйства страны и Приморского края. Регулярно шли «Последние известия», выступали комментаторы по вопро­сам международного положения, по промышленности, сельскому хозяйству.

Студия оперативно освещает важнейшие события в жизни стра­ны, края. Во время посещения Вла­дивостока Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР Никитой Хрущевым в октябре 1959 года студия каждый вечер передавала подробный кинорепортаж о его пребывании. Киносъемки осуществлялись специально выделенной бригадой из работников киногруппы. Из кинорепортажей затем был сделан тридцатиминут­ный фильм. В то время подобного рода работа доверялась профессионалам только самого высокого уровня.

К началу 1958 года годовой объем вещания студии уже состав­лял 780 часов, в 1959 году 825 часов, из них студийного веща­ния -190 часов. Вещание шло все дни недели, кроме четверга. Объем собственных киносъемок в 1959 году достигал 14 часов. Телевидение все больше проникает в районы края. Передачи из Владивостока смотрят жители Находки, Партизанска, Шкотово, Раздольного, многих районов края. Во Владивостоке начато строительство типовой телевизионной передающей станции и здания под
аппаратно-студийный комплекс.

Еще больший размах получило телевидение в 1960-61 годах. А в 1960 году вступила в строй новая телевизионная передающая станция мощностью в 5 киловатт, на сопке Орлиное гнездо выросла новая антенная башня высотой 182 метра. Дальность уверенного приема телевизионных передач возросла вдвое и достигла 120 километров. В Находке, Уссурийске, Партизанске построены ретрансляционные станции, началось строительст­во таких станций в Спасске, Арсеньеве, Хороле. Стремительно растет объем вещания Владивостокской студии телевидения - в I960 году он составляет 1195 часов, в том чис­ле собственного студийного вещания - 430, в 1961 году - 1465 часов. Передачи ведутся ежедневно по три с половиной - четыре часа, введены ухе две дневных передачи. Решением Государственного Комитета по радиовещанию и теле­видению Владивостокская студия телевидения утверждена как ба­зовая студия для Дальнего Востока.

Разумеется, как и на всех телестудиях СССР, основное место в собственных переда­чах Владивостокской студии занимает политическое вещание (почти половина общего объема студийных передач). По телевидению ежедневно даются выпуски «Последних известий» и две-три передачи на общественно-политические темы. Введены постоянные рубрики «Люди семилетки», «Твои рубежи», «Маяки семилетки», «Ими гордится Приморье», «На благо народа», «Три­буна новатора» и другие. В передачах широко освещается жизнь страны, края, пропагандируется опыт передовиков промышленности и сельского хозяйства.

Большое место в телевизионных передачах занимают вопросы марксистко-ленинской теории, вопросы пропаганды. Студия орга­низовала передачи, посвященные теории и практике коммунисти­ческого строительства. В «Беседах о коммунизме» выступают луч­шие лекторы и пропагандисты края. С интересом слушаются пере­дачи «Отвечаем на вопросы трудящихся», в которых с ответами на письма телезрителей выступают руководители краевых и город­ских организаций. Регулярно выходят телевизионные журналы «Для женщин», «Владивосток на стройке», «Здоровье», «Воин-тихоокеанец». Идут передачи, посвященные городам и районам края.

В передачах художественного вещания студия широко пропагандирует лучшие произведения советских писателей и поэтов, прогрессив­ную зарубежную литературу. В 1959 году при студии создан теле­визионный народный театр, который готовит спектакли на совре­менные темы. Прочное место в вещании занимают музыкально-образовательные передачи, выступление коллективов художественной самодеятельности, концерты по заявкам трудящихся края. В 1960 году студия совместно с комсомолом провела телевизионный смотр-конкурс художественной самодеятельности города Влади­востока, в котором непосредственное участие в качестве жюри принимали телезрители. Эта передача вызвала живейший отклик у приморцев, - в студию было прислано несколько сот писем с оценками номеров смотра. Регулярно три-четыре раза в неделю студия дает передачи для детей, практикует выступление лучших учителей «В помощь школе». При редакциях созданы об­щественные советы. Особенно активно эти советы участвуют в таких передачах, как тележурналы «Для женщин», «Здоровье», молодежной редакции и других.

Значительно возрос объем собственных киносъемок. В 1960 году он равнялся 26 часам, было снято несколько сот киносюжетов на местные темы, часть их прошла по обменному фонду в других студиях страны. Студия телевидения к тому времени уже имела в своем распоряжении хорошую киносъемочную аппаратуру, в том числе синхронную, автомашины для киносъемок.

В 1964 году в строй вошло новое здание под телецентр и студию, постепенно развивается кинопроизводство, которое в итоге вырастет в телекинокомплекс «Дальтелефильм». На ступеньках нового здания и сделана эта фотография в 1965 году в день 10-летия первого зрительского телесеанса в кинотеатре "Уссури" 28 июля 1955 г.

Сегодня этой лестницы уже нет и в помине. На ее месте в 1987 г. построено еще более современное здание Приморского телевидения, которое венчает конец улицы Фонтанной и которое полностью закрыло собой ВСТ образца 1964 года...