ПЕРВЫЕ
1 января 1956 года была создана Владивостокская студия телевидения (приказ по Министерству культуры СССР от 9 декабря 1955 года). Аппарат студии (вначале 38 человек) состоял из редакторов, операторов, дикторов, киномеханика и других.
Первым директором студии телевидения стал К.Е.Селезнев, первыми редакторами были З.Ф.Первушина, В.А.Ткачев, Н.Козлова, И.Чернышева, Л.Любимова, дикторами - Галина Торчинская, Евгения Симановская, режиссерами В.И.Ромашев и А.Е. Масленников, оператором А.Вергун. С 1 января 1957 года телевизионные передачи во Владивостоке проводились уже пять раз в неделю, по воскресным и праздничным дням шла дневная передача для детей.
Продолжительность ежедневной передачи равнялась в среднем 2,5 часам. Состояли они, главным образом, из художественных, документальных и научно-популярных кинофильмов, а также концертов из пленок, присылавшихся Центральной студией телевидения. Отсутствие телевизионных камер и другой студийной аппаратуры не давало возможности в первые месяцы работы организовывать местные передачи, дикторы объявляли и вели передачи за кадром. 30 апреля 1956 года вступила в строй студийная аппаратная, объединившая два студийных канала с контрольными устройствами, магнитофон МЭЗ-2, осветительную аппаратуру и прочее. Оборудование этой аппаратной было заводское, снятое с эксплуатации на Московском телецентре, размещалась киноаппаратная и студийная аппаратная в здании радиостудии. Теперь Владивостокская студия телевидения получила возможность готовить свои собственные передачи.
Первое время объем студийных передач был сравнительно невелик - 20 минут в день. Шли передачи на общественно-политические и научные темы, беседы по вопросам здравоохранения, передачи для детей и юношества, концерты. Когда работники студии получили вторую камеру, возможности телевизионного вещания значительно расширились. Первыми студийными передачами на местные темы были: «Молодежь на стройке Владивостока» (рассказ о перспективах развития города с фотоиллюстрациями и выступления лучших строителей), «Ученые Приморья - народному хозяйству края» и «Навстречу спартакиаде народов СССР». Среди первых коллективов художественной самодеятельности, выступивших по телевидению, - коллективы Дальневосточного Политехнического института, клуба имени Дзержинского, мореходного училища.
Студия не имела готовых кадров редакторов, режиссеров, операторов. Работники этих профессий постигали секреты телевизионного вещания на практике. Позднее в студии организовали краткосрочные курсы (двух-трехмесячные) по подготовке операторов, ассистентов, режиссеров. Именно тогда создавался основной костяк работников, на которых студия опиралась в дальнейшем. Уже во второй половине 1956 года студия начала осуществлять сложные телевизионные передачи, крупные театральные постановки.
В августе 1956 г. Вера Акимовна Казакова - впоследствии ставшая главным режиссером студии - осуществила первую телевизионную постановку. Прошло всего три месяца с момента выхода в эфир живой картинки - показа диктора. А здесь целый спектакль-инсценировка "Фараон и Хорал" по рассказу О'Генри. Работали две камеры. Резерва нет. Записи нет. Все в прямой эфир. Температура в павильоне до + 60ºС. И по заявкам зрителей этот спектакль позже еще и повторили…
30 декабря 1956 года, находясь во Владивостоке проездом из Мельбурна в Москву, в студии выступили наши олимпийцы, чемпионы Игр в том числе Лариса Латынина, Софья Муратова, Лев Яшин, Игорь Нетто, Анатолий Ильин и другие, а также члены олимпийских команд Чехословакии и Болгарии, Олимпийские чемпионы Эмиль Затопек, Ева Басакова, известный спортивный комментатор Вадим Синявский. Об этом подробнее в главе ОЛИМПИЙЦЫ МЕЛЬБУРНА НА ВЛАДИВОСТОКСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ.
Телевизионные передачи в Приморье, кроме Владивостока и его окрестностей, принимали жители городов Артема, Уссурийска, Находки, Тавричанки, рыбокомбинатов, расположенных по побережью - Путятина, Славянки и другие, - уверенный прием в этот период осуществлялся примерно на 50-60 километров. Быстро росло число телезрителей, стремительно увеличивалось количество телевизоров. Если на 1 Мая 1956 года в Приморье насчитывалось 1287 телевизоров, из них 1248 - во Владивостоке, то к концу года количество телевизоров возросло почти до трех тысяч. Годовой объем вещания студии в 1956 году составлял 591 час
1957 - год дальнейшего роста телевидения в Приморье. Коллектив студийных работников и телецентра окреп, стал решать более сложные творческие задачи. В этом году студийцы осуществили свою давнишнюю мечту - при студии образована киногруппа. Организация собственных киносъемок - результат кропотливой работы группы энтузиастов-кинолюбителей студии, среди которых нужно в первую очередь назвать оператора А.И.Вергуна, режиссера А.Е.Масленникова и некоторых других работников студии. Кинокамеру взяли «взаймы» в филиале Академии наук, остальное сделали сами - баки для проявки пленки, барабаны для её просушки, монтажную корзину.
Первая значительная собственная киносъемка была произведена в день Первого мая 1957 г. во Владивостоке. Хитроумный В.Е. Назаренко придумал устройство, которое автоматически конвертировало негативное изображение на кинопленке в позитивное видеоизображение. Теперь не нужно было печатать позитивную пленку и поэтому уже вечером праздничного дня приморцы увидели на экранах своих телевизоров кинорепортаж о праздновании Первого мая во Владивостоке. В пятнадцатиминутную передачу, целиком построенную на собственных киносъемках, были включены основные моменты праздника - парад кораблей Тихоокеанского флота, частей Владивостокского гарнизона, демонстрация трудящихся города.
Деятельность киногруппы расширялась с каждым днем. С этих пор киносъемки событий, происходящих в городе и крае, прочно вошли в быт телевидения. Местные городские партийные и советские организации помогли приобрести за счет средств Владивостокского горисполкома кинокамеру КС-50. Позднее киноаппаратуру и пленку студия стала получать в плановом порядке через Главное Управление радиоинформации, в ведении которого она тогда находилась. До конца года объем собственных киносъемок составил уже около четырех часов. С этих пор для киногруппы выделяется штат в семь человек, который увеличивается ежегодно в связи с расширением объема киносъемок. Были организованы курсы по подготовке кинооператоров.
Случались и курьезные случаи. Об одном из них в главе ВСТРЕЧА ПЕРВОГО РЕЙСА ТУ-104.
Среди первых телевизионных передач, целиком построенных на собственных киносъемках, киноочерк о передовом колхозе Спасского района «Червонная заря», кинорепортаж «На передовой шахте Артема», «Рассказ о юных мичуринцах Приморья», «Приморские китобои». В течение трех месяцев, в свободное от своих основных служебных обязанностей время, работники киногруппы сняли первый звуковой документальный фильм «Героические будни» - о славных делах крупнейшего в крае Дальзавода. Затем он был озвучен на Хабаровской студии кинохроники и показан, помимо телевидения, на киноэкранах города, взят в обменный фонд Центральной студией телевидения.
Из сложных телевизионных передач, осуществленных в этот период Владивостокской студией телевидения, стоит отметить два оперных спектакля – «Травиату» Верди и «Чио-Чио-Сан» Пуччини, которые привез, приехавший на гастроли оперный театр. Звук был полностью записан на магнитную пленку заранее, во время спектакля транслировалось только действие. Спектакли прошли успешно, эксперимент был положительно отмечен всесоюзным журналом «В помощь работникам радио и телевидения». И это был первый в СССР опыт выступления по фонограмму. Автором этого изобретения был тогдашний главный режиссер Владивостокского телевидения А.И.Шинкаренко - профессиональный музыкант и педагог, выпускник, между прочим, Ленинградской консерватории...
В то время на Владивостокской студии телевидения идет постоянный поиск новых форм, открытие новых телевизионных тем. Так, постоянное место в программах обрели тележурналы «Здоровье», «Юный пионер». Популярностью пользовалисья тележурналы для женщин, для строителей, воинов Советской армии и флота. Студия часто использовала такую форму передач, как телеплакаты, посвященные развитию различных отраслей народного хозяйства страны и Приморского края. Регулярно шли «Последние известия», выступали комментаторы по вопросам международного положения, по промышленности, сельскому хозяйству.
Студия оперативно освещает важнейшие события в жизни страны, края. Во время посещения Владивостока Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР Никитой Хрущевым в октябре 1959 года студия каждый вечер передавала подробный кинорепортаж о его пребывании. Киносъемки осуществлялись специально выделенной бригадой из работников киногруппы. Из кинорепортажей затем был сделан тридцатиминутный фильм. В то время подобного рода работа доверялась профессионалам только самого высокого уровня.
К началу 1958 года годовой объем вещания студии уже составлял 780 часов, в 1959 году 825 часов, из них студийного вещания -190 часов. Вещание шло все дни недели, кроме четверга. Объем собственных киносъемок в 1959 году достигал 14 часов. Телевидение все больше проникает в районы края. Передачи из Владивостока смотрят жители Находки, Партизанска, Шкотово, Раздольного, многих районов края. Во Владивостоке начато строительство типовой телевизионной передающей станции и здания под
аппаратно-студийный комплекс.
Еще больший размах получило телевидение в 1960-61 годах. А в 1960 году вступила в строй новая телевизионная передающая станция мощностью в 5 киловатт, на сопке Орлиное гнездо выросла новая антенная башня высотой 182 метра. Дальность уверенного приема телевизионных передач возросла вдвое и достигла 120 километров. В Находке, Уссурийске, Партизанске построены ретрансляционные станции, началось строительство таких станций в Спасске, Арсеньеве, Хороле. Стремительно растет объем вещания Владивостокской студии телевидения - в I960 году он составляет 1195 часов, в том числе собственного студийного вещания - 430, в 1961 году - 1465 часов. Передачи ведутся ежедневно по три с половиной - четыре часа, введены ухе две дневных передачи. Решением Государственного Комитета по радиовещанию и телевидению Владивостокская студия телевидения утверждена как базовая студия для Дальнего Востока.
Разумеется, как и на всех телестудиях СССР, основное место в собственных передачах Владивостокской студии занимает политическое вещание (почти половина общего объема студийных передач). По телевидению ежедневно даются выпуски «Последних известий» и две-три передачи на общественно-политические темы. Введены постоянные рубрики «Люди семилетки», «Твои рубежи», «Маяки семилетки», «Ими гордится Приморье», «На благо народа», «Трибуна новатора» и другие. В передачах широко освещается жизнь страны, края, пропагандируется опыт передовиков промышленности и сельского хозяйства.
Большое место в телевизионных передачах занимают вопросы марксистко-ленинской теории, вопросы пропаганды. Студия организовала передачи, посвященные теории и практике коммунистического строительства. В «Беседах о коммунизме» выступают лучшие лекторы и пропагандисты края. С интересом слушаются передачи «Отвечаем на вопросы трудящихся», в которых с ответами на письма телезрителей выступают руководители краевых и городских организаций. Регулярно выходят телевизионные журналы «Для женщин», «Владивосток на стройке», «Здоровье», «Воин-тихоокеанец». Идут передачи, посвященные городам и районам края.
В передачах художественного вещания студия широко пропагандирует лучшие произведения советских писателей и поэтов, прогрессивную зарубежную литературу. В 1959 году при студии создан телевизионный народный театр, который готовит спектакли на современные темы. Прочное место в вещании занимают музыкально-образовательные передачи, выступление коллективов художественной самодеятельности, концерты по заявкам трудящихся края. В 1960 году студия совместно с комсомолом провела телевизионный смотр-конкурс художественной самодеятельности города Владивостока, в котором непосредственное участие в качестве жюри принимали телезрители. Эта передача вызвала живейший отклик у приморцев, - в студию было прислано несколько сот писем с оценками номеров смотра. Регулярно три-четыре раза в неделю студия дает передачи для детей, практикует выступление лучших учителей «В помощь школе». При редакциях созданы общественные советы. Особенно активно эти советы участвуют в таких передачах, как тележурналы «Для женщин», «Здоровье», молодежной редакции и других.
Значительно возрос объем собственных киносъемок. В 1960 году он равнялся 26 часам, было снято несколько сот киносюжетов на местные темы, часть их прошла по обменному фонду в других студиях страны. Студия телевидения к тому времени уже имела в своем распоряжении хорошую киносъемочную аппаратуру, в том числе синхронную, автомашины для киносъемок.
В 1964 году в строй вошло новое здание под телецентр и студию, постепенно развивается кинопроизводство, которое в итоге вырастет в телекинокомплекс «Дальтелефильм». На ступеньках нового здания и сделана эта фотография в 1965 году в день 10-летия первого зрительского телесеанса в кинотеатре "Уссури" 28 июля 1955 г.
Сегодня этой лестницы уже нет и в помине. На ее месте в 1987 г. построено еще более современное здание Приморского телевидения, которое венчает конец улицы Фонтанной и которое полностью закрыло собой ВСТ образца 1964 года...