НАЗАРЕНКО И ЧТЦ
Жили во Владивостоке в 40-х - 50-х гг. ХХ века два товарища. Один - Виктор Емельянович Назаренко - работал наладчиком радиооборудования на судах ДВМП, другой - Алексей Степанович Квач - служил в системе профессионально-технического образования мастером. И как-то, находясь в Москве, Квачу удалось побывать в московском телецентре. И по возвращении он рассказал свои впечатления Назаренко, который с того дня буквально заболел идеей создания телецентра.
Виктору Емельяновичу вообще было свойственно «заболевать» техническими идеями и не выздоравливать пока не добьется своего. Еще в 1946-1947 гг. сконструировал Назаренко «электронный компас», обладавший невосприимчивостью к магнитным полям корабля. Послал схему и описание в Москву, оттуда получил уведомление: «Материал рассматривается». Через некоторое время к нему на дом явились сотрудники НКВД в штатской форме и распорядились конструкцию разобрать и уничтожить, впредь ничем подобным не заниматься и ничего не разглашать. Второе изобретение - локатор для обзора линий связи и электропередач – постигла примерно та же участь.
Заболев телевидением, Виктор Емельянович посвящал ему все свободное время. Вечерами и ночами напролет читал он запоем специальную литературу, «что-то собирал, клепал, лепил; сверлил, паял, гнул металл»… Но кинескоп-то на дому не сделаешь, а достать было негде…
Не было бы счастья, да помог случай. В 1952 г. Виктора Назаренко неожиданно призывают в армию, и оказывается он на военном аэродроме в Черниговке. Здесь из деталей списанных радиолокационных станций Виктор Емельянович и собирает свой первый действующий макет телевизионного приемопередатчика по системе «бегущий луч». В шутку он называет его ЧТЦ - Черниговский телецентр.
Первая на Дальнем Востоке телевизионная передача состоялась во Владивостоке весной 1953 г. Приемник находился в квартире Алексея Квача на улице Веры Засулич (ныне Станюковича). А передатчик Виктор Назаренко установил на квартире своих родителей в Инженерном переулке в районе Тигровой сопки. Передача шла практически через улицу. Сначала на экране появилась комбинация из трех пальцев, потом прозвучало одно из «магических» русских слов (конструктор первого приморского телецентра не в пажеском корпусе воспитывался). Дальше киножурнал «Дальний Восток» и одна часть кинокомедии «Песни на улицах».
В те времена в краевом клубе ДОСААФ во Владивостоке радиовыставки проходили ежегодно. На одной из них Назаренко и Квач и представили свое детище общественности. И оно сразу получило признание. Но потребовалось еще почти три года, прежде чем телевизионное изображение появилось на экранах бытовых телевизоров.
Очень помог прибывший в Приморье из Москвы в 1955 г. новый первый секретарь крайкома КПСС Н.Н.Шаталин (к слову, родной дядя ставшего популярным в начале Перестройки ученого-экономиста, академика АН СССР С.С.Шаталина). В столичных кругах Н.Н.Шаталин слыл интеллигентным человеком, привечал деятелей науки и искусства, оказывал внимание развитию культуры. И во Владивостоке проявил интерес к зарождавшемуся телевидению.
Ходила легенда, что по настоянию супруги Шаталины привезли с собой из Москвы во Владивосток вместе с привычными домашними вещами телевизор. И супруга была очень огорчена, что смотреть по нему было нечего. Тем не менее, она время от времени включала его в надежде поймать сигнал хоть какой-нибудь зарубежной станции. И вот однажды случилось чудо и шаталинский телевизор поймал сигнал назаренского ЧТЦ. Жена поделилась радостью с мужем, и тот дал задание органам госбезопасности разыскать «самоделкина». Нашли, хотели примерно наказать, но Шаталин напротив взял Назаренко с Квачом под защиту. Вскоре по инициативе 1-го секретаря крайком КПСС и крайисполком приняли соответствующее решение, и конструкторам ЧТЦ было разрешено «без доклада» обращаться ко всем ответственным краевым руководителям, участвующим в новом деле - организации технической базы будущей Владивостокской студии телевидения.
Под телевышку на Орлиной сопке сначала хотели использовать стандартную опору ЛЭП-35. Но проектировщики и строители посоветовали поставить специальную опору высотой 100 м. В результате остановились на отметке 50 м, то есть 160 м над уровнем моря. Там же на сопке, у подножья вышки, хотели сначала оборудовать студию и аппаратную. Но потом от этой мысли отказались, так как нашелся вариант дистанционного управления передатчиком из радиоцентра на Уборевича, 20-а.
«Наконец-то, после бессонных ночей, нервотрепки 28 июля 1955 г., — написал в своих воспоминаниях Алексей Квач, — была проведена первая полная телевизионная передача — с 19.00 до 22.00 часов». Дикторский текст читал Назаренко, киномехаником был Петр Иванович Гончаров (один из трех первостроителей телецентра, инструктор ДОСААФ), сменным инженером – все тот же Назаренко. И потянулись зрители в кинотеатр «Уссури», где стоял общедоступный телевизор. Просто посмотреть, КАК выглядит это самое телевидение.
На тот момент телевизоров во Владивостоке были единицы. Зато после начала «телесеансов» в городе начался телевизионный бум. Торговля заказала 500 телевизоров из Москвы, Ленинграда, Минска. И все они, несмотря на довольно высокую цену, были раскуплены вмиг.
Наступило время, когда торговля призывала: «Требуйте телевизоры во всех промтоварных магазинах!» и сообщала, что с 15 июля цены на телевизоры с увеличенным экраном снижены в среднем на 600 рублей каждый.
Владивостокский любительский телецентр в 1955 году был единственным на всем пространстве от Томска до Чукотки и вошел в первую десятку действующих на территории Союза. Об этом свидетельствует и памятная бронзовая доска, установленная в день 25-летия Приморского телевидения на здании, откуда вышли его первые пробные передачи. Первые программы были составлены из кинофильмов, которые по алфавиту брали в кинопрокате. Так и появились на телеэкранах Владивостока «Александр Пархоменко», затем «Александр Попов», потом «Броненосец Потемкин», аргентинская популярная лента «Возраст любви» с тогда еще юной Лолитой Торес и т.д. Причем, демонстрация фильмов по телевидению шла с перерывом между частями. Но этого никто не замечал, ведь подобная техника показа кино еще была жива в некоторых красных уголках, сельских клубах, даже в кинотеатрах. Главное - кино пришло домой.
А 1 января 1956 г. любительский телецентр во Владивостоке приказом министерства культуры получил статус государственного со своим бюджетом и штатным расписанием. Новое телевизионное оборудование стало поступать во Владивосток централизованно. Но Назаренко и его умудрялся улучшать. Например, для трансляции кинофильмов звук и изображение передавались разными передатчиками. Виктор Емельянович задался целью передавать их через один передатчик. В итоге, за эту работу на Всесоюзной радиовыставке он получил диплом 1 степени и приз - телевизор «КВН-49».
Что удивительно, несмотря на слабость передатчика, программы Владивостокской студии ловили и радиолюбители Хабаровска, и полярники арктической станции «Полюс-6». А в мае 1959 г. во Владивосток пришло из Австралии, в котором житель города Уильямтаун Джордж Ф.Палмер просил прислать программу Владивостокского ТВ. «В течение многих лет я интересовался деятельностью телевизионных приемов и достиг большого успеха на низких телечастотах, - писал автор. - Мой лучший рекорд покрывает расстояние 10 тыс. 500 миль. Я слышал и сносно видел картинки вашей станции во Владивостоке на частотах 49,75 мегациклов».
Вклад Виктора Назаренко в развитие телевидения на Дальнем Востоке был признан специалистами радиоэлектроники. Начальник лаборатории Минсвязи профессор Брауде и ведущие конструкторы Буй и Стрижевский в одном из писем ему писали: «Полученные Вами положительные результаты очень ценны, и мы будем весьма благодарны за подобную информацию с тем, чтобы Ваш опыт можно было использовать на других телецентрах»
Редкого душевного дара был этот человек, всегда сосредоточенный и в тоже время всегда неунывающий. Общительный, готовый на острое словцо, Виктор Емельянович следил не только за специальной литературой, он увлекался классикой, любил музыку, посещал театры, концерты, особенно симфонические. Имел дома богатую фонотеку с превосходным по тем временам качеством звучания на радиоле собственного изготовления. Одинокий человек, Назаренко был страстным собирателем анекдотов. Но прежде всего, он был человеком дела. Если за него брался Назаренко, можно было быть уверенным: сработано будет на совесть.
«Магом и волшебником» называли Виктора Емельяновича знавшие его творческие работники. Дни и ночи он колдовал над схемами и приборами, вынашивал идеи тогда неведомых спецэффектов, электронного занавеса и даже совсем уже фантастического по тем временам электронного диктора. Он был и первым киномехаником, и первым телевизионным оператором, и первым видеоинженером. С крупной, рано поседевшей курчавой головой с проницательными глазами под кустисто нависшими бровями, он редко отвлекался на пустопорожние занятия.
Работал он и над созданием цветного телевидения, и был уже на подступах к нему, но постоянные нехватки материалов и оборудования все отодвигали и отодвигали эту мечту. Официально он числился старшим инженером лаборатории новой техники и технологии, которая располагалась в помещении телецентра. Шел 1967 год. Время упоения телевидением проходило. Из чуда оно превратилось в обыденную потребность. Назаренко заставляли растрачивать творческие силы по пустякам. Вместо помощи и создания условий для творчества - заурядные ремонтные работы и очередные накачки со стороны руководства… Это и раздражало, и возмущало... С самого начала лета 1967 г. Назаренко слег в больницу… В этот год наше телевидение потеряло сразу двоих замечательных людей, внесших большой вклад в его развитие: В.П.Бусыгина и B.Е.Назаренко.
А через несколько месяцев на телеэкранах Приморья взошла космическая радуга. Были приняты в цветном изображении московские передачи Центрального телевидения. Но только 17 апреля 1976 г. во Владивостоке с помощью первой отечественной передвижной станции цветного телевидения «Лотос» была осуществлена местная цветная телепередача. И все вспомнили Виктора Емельяновича Назаренко: при нем это событие могло наверняка случиться намного раньше. Ведь всего за пять лет он прошел путь от идеи телевидения до создания телецентра!