История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радио Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

История Приморского Радио:

С музыкой на радио по объему вещания вряд ли смогут соперничать программы других жанров. И так было даже во времена далекие, когда еще не были изобретены устройства качественной записи звука и музыканты играли прямо в студии. Так было и во Владивостоке, о чем мы знаем из немногочисленных сохранившихся воспоминаний и газетных публикаций тех лет.

Симфонический оркестр и хор Приморского радио и телевидения (1935-1993)

1 января 1926 г. в 8 часов вечера в эфире прозвучали слова: «Товарищи, внимание! Говорит Владивостокская радиостанция». И это было начало первой в Приморье радиопередачи, которая получилась короткой и сплошь музыкальной: оркестр Владивостокской пехотной школы исполнил «Интернационал», а затем в эфир прозвучали скрипичная пьеса и соло на балалайке. Вперемешку с музыкой владивостокцы «...затаив дыхание, слушали трески, шорохи, завывания…» Но вот что интересно: кроме Владивостока, Уссурийска, Сучана, Артёма и Гродеково, эту первую владивостокскую радиопередачу поймали радиоприёмники в Харбине и в Токио.

С музыкой на радио по объему вещания вряд ли смогут соперничать программы других жанров. И так было даже во времена далекие, когда еще не были изобретены устройства качественной записи звука и музыканты играли прямо в студии.  Так было и во Владивостоке, о чем мы знаем из немногочисленных сохранившихся воспоминаний и газетных публикаций тех лет.

Одно из таких воспоминаний за 1926 год оставила Мария Марковна Волошинова - одна из первых солисток Владивостокской радиостанции, впоследствии солистка хора и музыкальный редактор Приморского радио. В декабре того же 1926 года благовещенская газета «Амурская правда» опубликовала репортаж из пожарной части, где местными умельцами был собран свой радиоприемник. В числе прочего там рассказывалось о приеме передач из Владивостока:

«С Владивостокской станции сообщили, что с семи часов передадут концерт. Объявлен пятиминутный перерыв. Минуты ожидания, и комната наполнилась приятными звуками марша. Играл оркестр Владивостокской радиостанции…».

Наши соседи из Благовещенска дали не совсем точную информацию в своем репортаже, так как в то время у Владивостокской радиостанции еще не было своего штатного оркестра. Все исполнители участвовали тогда в передачах на общественных началах, и даже гонорара за выступления музыкантам не платили. Тем не менее, музыкальные передачи готовились на высоком уровне и неизменно пользовались популярностью как на родной земле, так и за ее пределами.

Краевая газета «Красное знамя», например, в номере за  30 октября 1926 года опубликовала заметку «Токио слушает владивостокские радиоконцерты», в которой сообщалось следующее: «Директор Токийского общества „Асаши“ Такэо Кимидзука прислал на днях окрсовету ОДР восторженный отзыв о владивостокских радиоконцертах. По заявлению Кимидзуки, слышимость нашей радиостанции ничуть не хуже японских станций. Русская музыка доставляет японским радиослушателям большое удовольствие».

Благодаря росту популярности музыкальных передач постепенно рос и состав любительского оркестра, в котором все большее место занимали профессионалы. После слияния в начале  1934 г. радиофикации и радиовещания в единую структуру — Приморский областной радиокомитет встал вопрос и о переводе хора и оркестра Приморского радио на штатную основу.   В феврале 1935 года при Приморском областном радиокомитете указом Совета народных депутатов был официально учрежден симфонический оркестр, собравший лучшие творческие силы Владивостока.

В штате оркестра были не только инструменталисты, но и солисты-вокалисты и хор, поэтому имелась возможность исполнять оперные постановки Хор и оркестр ежемесячно ставили целые оперные радиоспектакли и давали много открытых шефских концертов. В репертуаре музыкантов были оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Майская ночь», «Царская невеста», «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.Бородина и другие

Были организованы в штате радиокомитета и два сектора иностранного вещания: корейский и китайский, работавших в основном по двум направлениям — литературному и музыкальному. Для этого привлекались артисты корейского и китайского театров, проводивших активную культурную работу среди «восточных трудящихся» Владивостока.

Разрабатывались общеобразовательные программы для детей и взрослых на корейском и китайском языках. Каждый последний четверг месяца по Приморскому радио передавались специальные музыкальные передачи для корейских рыбаков и шахтеров, музыкальные концерты для китайских рабочих на китайском языке. Более подробно об этом — в статье к.и.н. В.А. Королевой «Корейская музыка в программах национального радиовещания на Дальнем Востоке России в 1926-1937 гг.»

Во время Великой Отечественной войны состав оркестра значительно сократился: многие музыканты ушли на фронт, но музыка продолжала звучать. Оркестр выступал в госпиталях, воинских частях и флотских подразделениях, давал большие концерты в помещении театра им. Горького. Все сборы от концертов шли в Фонд обороны. Подробнее об этом — в статье к.и.н. В.А. Королевой «Музыканты Приморья в 1941-1945 гг.»

Когда через 10 лет после окончания Великой Отечественной войны во Владивостоке появилось телевидение, то в ряд с драматическими постановками, которые шли в прямом телевизионном эфире, появились и постановки музыкальных спектаклей – опер и оперетт. Главный режиссер Владивостокского телевидения Александр Иванович Шинкаренко первым среди студийных режиссеров СССР применил метод постановки музыкальных спектаклей под фонограмму - раздельную запись оркестра, рирпроекцию, электронные заставки погодных явлений.

В 60-70-е годы симфонический оркестр Приморского радио и телевидения часто выезжал с концертами на крупные промышленные предприятия Владивостока и выступал прямо во время обеденного перерыва. Радио транслировало эти концерты в прямом эфире во время передачи «В час обеденного перерыва», и телевидение иногда записывало их впрок.

Главный дирижёр оркестра заслуженный деятель искусств РСФСР Виталий Антонович Краснощёк обладал удивительной работоспособностью и творческой энергией. Он принял оркестр после Бориса Вернера, внесшего заметный вклад в становление оркестра в 40-е годы - тогда первого и единственного симфонического оркестра на Дальнем Востоке. Вообще, Приморское радио в то время, когда не было возможности регулярной трансляции из Москвы музыкальных программ или потому, что проходили они по проводам и поэтому не отличались высоким техническим качеством, становилось источником музыкальной культуры. При нём создавался не только оркестр, но и хоры, и взрослый, и детский. Борис Вернер много сделал для полноценной работы этих коллективов. Такие имена, как Ольга Беляева, Ольга Доброхотова, Татьяна Иванова, Зинаида Каширская и Мария Волошинова - солисты Академического хора Приморского радио - остались в памяти слушателей. Волошинова стала первым музыкальным редактором телевидения, а Каширская - его звукорежиссёром.

Виталий Краснощёк вместе с музыкальными редакторами Евгенией Славской и Геталиной Воробьёвой продолжили эти традиции на новом качественном уровне. Симфонический оркестр всё чаще стал покидать свой "аквариум" - большую студию Дома радио и выступать на открытых городских площадках и в районах края. По настоянию Приморского телерадиокомитета исполком Владивостокского совета депутатов трудящихся восстановил и благоустроил фонтан в сквере у Дома радио, и каждую пятницу (это стало традицией) оркестр при большом стечении народа давал концерты популярной классической и советской музыки. Виталий Краснощёк и ведущие артисты оркестра, редакторы музыкального вещания участвовали в оргкомитетах, жюри народных фестивалей и смотров. Радио всегда было авторитетом и вэтом деле.

Начало положила Антонина Ричардовна Шинкаренко, долгие годы проработавшая старшим редактором музыкального радиовещания. Долгие годы Антонина Ричардовна была и руководителем Приморского отделения Всероссийского хорового общества, оставив яркий след в культуре Приморья.

Репетируя в Большой студии Дома радио, записывая передачи и выступая с концертами, оркестр Приморского телевидения и радио просуществовал до 1993 года. Затем он отделился от Приморского телерадиокомитета, у которого в то время просто не было денег содержать многочисленный коллектив, и был преобразован в Тихоокеанский симфонический оркестр. Под этим названием оркестр выступает и сегодня.

По воспоминаниям солистка хора, музыкального редактора Марии Марковны Волошиновой, журналистки Аглаи Михайловны Суроединой-Чернеевой, журналиста Валентина Александровича Ткачева, режиссера Олега Александровича Канищева, статьям к.и.н. Валентины Алексеевны Королевой.