История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Шинкаренко Антонина Ричардовна
Должность:
Старший музыкальный редактор Приморского радио
Работа в ГТРК:
Вторая половина 30-х гг. ХХ в. - 1969 гг.
Биография:

Музыкальный редактор Антонина Ричардовна Шинкаренко (Шахиня) родилась в 1914-м году во Владивостоке. Отца ее звали Рихардом Карловичем Герке, но, кто он был по профессии, мы не знаем. Знаем только, что у него было две дочери от первого брака и что с первой супругой он развелся, женившись на женщине много моложе себя. Но дочерей не оставлял и помогал, чем мог. А в 1929-м году со своей второй женой и старшей дочерью Рихард Герке уплыл на пароходе из Владивостока в Шанхай. Следующим рейсом должны были отплыть в Шанхай и его первая жена с младшей дочерью. Но следующего рейса не было – СССР закрыл границы, и Антонина с матерью выехать так и не смогли. В анкетах же она всегда писала одно и то же: «Родственников за границей не имею». И своей дочери Наталье, которая родилась уже после войны, тоже строжайше наказала: «Запомни, родственников за границей у нас нет». Хотя и рассказала ей всю историю разлуки с родней и что было дальше.

Оставшись во Владивостоке, Антонина поступила в музыкальный техникум на вокальное отделение – у нее был красивый голос и она хотела стать профессиональной певицей. Но техникум так и не окончила. В 19 лет внезапно уехала в Анадырь. Почему и зачем не рассказывала, но, вероятно, за любимым человеком, так как в Анадыре она родила дочку. Ребенок вскоре заболел и умер, а Антонина вернулась обратно. Одна, но уже не Герке, а Шинкаренко.

Это было сложное время массового поиска врагов, в котором молодой женщине с правильной речью и неправильным иностранным отчеством уцелеть было непросто. Однажды ей пришла повестка из НКВД: явиться с вещами в Клуб Ильича. И там ее едва не арестовали. Следователь тут же в Клубе Ильича проводил допросы и оформлял аресты.

В те дни в кинотеатрах шел фильм об английском короле 12-го века Ричарде Первом по прозвищу Львиное Сердце и следователя заинтересовало сходство имени героя фильма с отчеством девушки. Он прямо спросил:

- Вы родственница?
Антонина растерялась и переспросила:
- Чья?
- Ну, вот этого Ричарда Львиное Сердце? Родственница?
- Нет!
- Лжете!

Во время допроса в кабинет вошел человек в кожаном пальто. Следователь встал. Видимо, это был его начальник – майор или полковник. Вошедший спросил у следователя, почему девушка плачет. Тот пожаловался, что задержанная отрицает родство с Ричардом Львиное Сердце, но ее отчество прямо указывает…

Начальнику, вероятно, стало стыдно за малограмотного подчиненного и он попросил Антонину подождать в коридоре. Через минуту вышел за ней, прикрыл за собой дверь и тихо сказал:

- Ты, девочка, сейчас уходи отсюда – поскорее и не оглядываясь, и спрячься где-нибудь на время…

И она как пришла с чемоданчиком, так с ним и ушла, и несколько дней просидела в подвале…  А через некоторое время поступила на работу в радиокомитет, где в то время музыкальное направление было едва ли не основным. И там позарез нужен был человек и с музыкальным образованием, и с соответствующим уровнем культуры. Антонина Ричардовна (с ударением на втором слоге – так ее всегда и будут звать впредь - Антонина РичАрдовна) стала в Радиокомитете музыкальным редактором и проработала в этом звании всю свою жизнь до самой пенсии в 1969-м году. Правда, в 1941-м она еще раз предприняла попытку стать профессиональной певицей – поехала поступать в Саратовскую консерваторию. Но началась война, и она опять вынуждена была вернуться.

Ее муж, к тому времени Антонина Ричардовна вышла замуж,  ушел на войну. В 42-м году на него пришла похоронка. Позже выяснилось, что это ошибка, что он был в плену. Его освободили или он бежал, но оказавшись у своих, он, вероятно, был отправлен в штрафбат, потому что заканчивал войну в армии Рокоссовского, где таких, как он, было много. Служил в полковой разведке. Вернулся домой в 1946-м году инвалидом – с покалеченной рукой и двумя орденами - Красного Знамени и Красной Звезды. На людях, впрочем, он орденов не носил, только орденскую планку. Не имея образования, он сначала нашел работу по снабжению Севера, а потом выучился на крановщика и поступил на завод «Эра».

Работу в радиокомитете во время войны Антонина Ричардовна вспоминала как адскую. Но не из-за дополнительных дежурств. Все, что шло в эфир, в обязательном порядке просматривалось, прослушивалось, визировалось… И даже малейшие ошибки грозили серьезным наказанием. А постоянные разносы на летучках были нормой.

Однажды она потеряла продуктовые карточки. Или их украли. Детей у нее еще не было. И она решила ни к кому не обращаться, так как все были в одинаковом положении. Она просто закрылась в комнате и легла на кровать. И так лежала несколько дней пока ее не нашли, взломав дверь. И всем миром потом выхаживали…

Летучки Антонина Ричардовна терпеть не могла всю жизнь. Вся журналистская жизнь того времени была полна запретов. Прежде всего, на имена врагов. Фамилии объявленных врагами ученых, писателей, поэтов, композиторов, исполнителей вымарывались отовсюду. И не дай бог, если они вдруг звучали в эфире – на ближайшей летучке следовал очередной разнос. Руководителей Примтелерадио тоже можно было понять – их так же разносили на совещаниях, но уже в крайкоме КПСС, а там ведь и с должности снять могли. Так работала система до войны, и после войны, и после смерти Сталина, когда под строжайший запрет попало имя прежде Великого Вождя…

Вечерами Антонина Ричардовна вместе с подрастающей дочерью прослушивали записи для завтрашнего эфира, потому что ни дай бог, какой-то брак или запрещенное имя... Такое имя из записи нужно было аккуратно вырезать. То есть остановить магнитофон, ножницами отрезать кусок пленки с ненужной записью, а потом склеить и прослушать опять…  Но запрещенных имен было слишком много и проколы то и дело случались, а за ними неизбежно следовал очередной разнос на летучке…

Но работа музыкального редактора состояла не только из прослушивания, отбора и редактирования музыкальных произведений, составления концертов. Когда появилась портативная звукозаписывающая аппаратура, Шинкаренко ходила на концерты, записывала интервью с приезжими знаменитостями.

Дочь Наталья Георгиевна Лифанова вспоминает, как однажды в ДОФе был концерт Махмуда Исамбаева и мама взяла ее с собой. В антракте Шинкаренко пошла к нему за кулисы брать интервью. А дочь потихоньку увязалась за ней. «Приоткрываю дверь и вижу, что она берет интервью – Исымбаев лысый и очень худой, на нем только халат, который он накинул в перерыве. Я к маме подбегаю, смотрю на него и у меня, видимо, от удивления широко открывается рот. Исамбаев смотрит на меня: «Что, говорит, девочка, испугалась? Ты не бойся, я сейчас шапочку надену». И по голове меня погладил…  Да, пришлось мне с ней по концертам побегать. А потом я смотрела, как она эти интервью монтировала».

Нередко заезжие знаменитости бывали гостями ее дома - дирижер Максим Шостакович, композитор Владимир Рубин и многие другие. Антонина Ричардовна была очень компанейским человеком и очень хлебосольным. И все в комитете знали, что к ней можно прийти в любое время, и она всегда будет рада.  Если есть что, то поставит на стол. Если нечего – так можно поговорить.

Радиокомитет прежде располагался в доме на улице Лазо, через сквер от здания бывшего Штаба Тихоокеанской флотилии, которое в то время занимал Краевой комитет КПСС.  А напротив - через сквер, в здании бывшего штаба флота располагался крайком КПСС. И там была очень хорошая столовая – недорогая и готовили вкусно.  Антонина Ричардовна как-то договорилась со этой столовой и каждый день в бидончиках на коромысле носила оттуда в комитет обеды. Обедали комитетчики в красном уголке.

Праздники в сотрудники радиокомитета отмечали в Радиодоме на ул. Уборевича, 20-а, где были студии и откуда велось вещание. На празднование нужно было сдать 10 рублей – старыми деньгами, дореформенными. А после 1961 года – 1 рубль. Каждый год на День радио Радиокомитет выезжал на морскую прогулку на теплоходе, на катере.

Потом появился новый большой Дом радио и все переехали в него. Шинкаренко сидела в кабинете № 30 вместе с В.И.  Ромашовым, хотя к тому времени Василий Иванович был уже очень пожилым человеком и на работе появлялся нечасто.  Да и Антонина Ричардовна просидела в нем недолго – когда исполнилось 55 лет, ушла на пенсию. Не потому, что устала от работы. Жаловалась, что тяжело каждый день из дома на Ленинской, 103, тащиться через Лазо в сопку.

Выйдя на пенсию, Шинкаренко все свои силы отдала Хоровому обществу, председателем которого она стала, еще работая в Комитете, и которое возглавляла в общей сложности 18 лет. Возглавляла на общественных началах. Единственной наградой за этот труд, кроме морального удовлетворения, были ежегодные поездки в Москву на Всесоюзный съезд Хорового общества. Потом, когда семья переехала в квартиру на Второй речке, она организовала детскую вокальную студию «До-ре-ми», которая просуществовала более 50-ти лет, надолго пережив свою создательницу.

Антонина Ричардовна Шинкаренко  так и не получила никакого законченного образования. Зато потом в Институте искусств она даже преподавала дисциплину, связанную с музыкой на радио. Помимо юбилейных медалей удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», звания заслуженного работника культуры РСФСР и награждена значком «Почетный радист».

Ушла из жизни 29 июля 1990 года. Всеми хлопотами по организации похорон занималась Г.Я. Островская.

В год, когда исполнилось 100 лет со дня рождения А.Р. Шинкаренко, во Владивостоке был открыт оперный театр и возобновило свою деятельность Хоровое общество.

Со слов Н.Г. Лифановой записал, дополнил и литературно обработал А.Л. Ткачев

А.Р. ШИНКАРЕНКО
в фондах Государственного архива Приморского края
(Фр.-1630,
oп. I, 25 ед.хр., 1937-1995)

Шинкаренко Антонина Ричардовна (1914-1990) - председатель правления хорового общества Приморского края, музыкальный редактор радиовещания Приморского комитета по радиовещанию и телевидению, заслуженный работник культуры РСФСР.

Материалы творческой деятельности: программы смотров художественной самодеятельности, концертов и праздников песни в г. Владивостоке (50-80-е годы), концертов детской хоровой студии «До-ре-ми» (1983), хоровых коллективов Всероссийского хорового общества (1968, 1971, 1978) и концертов на отчетно-выборных конференциях хорового общества Приморского края (1972, 1977, 1980, 1982), характеристика на концертный хор детской хоровой студии «До-ре-ми» (машинопись, 1985), отчеты о работе детской художественной студии «До-ре-ми» за 1984/85 учебный год (машинопись, с подписью А.Р. Шинкаренко) и хорового отделения студии «Концертный хор и хор мальчиков» за 1985/86 учебный год (машинопись, типовое положение, документы о создании в Советском районе г. Владивостока культурно- спортивных комплексов (1985).

Материалы к биографии: биографический очерк (1914-1990), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1965 года (копия) и грамота о присвоении звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» (подлинник, 1965), Почетные грамоты Министерства культуры СССР (1947), Всероссийского хорового общества (1967, 1970, 1977), комитета по радиовещанию при СМ СССР (1969), краевых организаций (60-80-е годы), диплом II степени лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства (1967) за активную работу по пропаганде советского музыкального искусства и в связи с юбилейными и памятными датами.

Материалы о А.Р. Шинкаренко: некролог (ксерокопия, б/д), статья из газеты «Владивосток» (4 февраля 1995 года) «Три ноты длиной в жизнь» - о вечере памяти А.Р. Шинкаренко.

Фотографии А.Р. Шинкаренко - индивидуальные и в группах среди коллег, детей детской хоровой студии, на смотрах-концертах, заседаниях (50-80-е годы), фотографии сцен из спектаклей с участием А.Р. Шинкаренко (подлинники, б/д), и сцен из детской оперы Э. Хагагортяна «Шапка с ушами» (1977).