История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радио Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

История Приморского Радио:

Лидеры дальневосточного радиоэфира

В 70-е годы ХХ века Приморский край был уже полностью радиофицирован. Только одних радиоточек проводного вещания насчитывалось около 680 000 (при населении 1 850 000 человек). Объём местного радиовещания в то время составлял 15 часов в сутки. В 1972 году начались первые передачи стереофонического вещания, и к 80-му году объём его вырос до шести часов, а в 1979 году вещательное оборудование Дома радио было полностью заменено на современное.

ЛИДЕРЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РАДИОЭФИРА

  Особенно большое развитие получило радиовещание и радиофи­кация в 1950-I960 годы. В 1950 г. руководителем радиокомитета был назначен 35-летний заместитель редактора краевой партийной газеты "Красное знамя" Семен Владимирович Юрченко. Не смотря на молодость, он был уже опытным журналистом и сумел вывести Приморский краевой комитет в число крупнейших в стране радиокомитетов.  В 1960 году среднесуточный объем вещания составлял 24 часа 30 минут, в том числе, трансляция из Москвы - 8 часов 40 минут и собственное вещание - 15 часов 50 минут. В 1961 году объем вещания увеличился до 31 часа, в том числе, трансляция из Москвы - 14 часов и собственные передачи -17 часов.  Одним из первых в стране Приморский радиокомитет приступил в 1956 году к передачам по двум, а в 1958 году - по трем программам.

Дикторская школа Приморского радио в те годы была одной из лучших в стране. Во Владивостоке начинали свою карьеру многие в последствии известные в СССР дикторы. Например, Алексей Задачин и Виктор Балашов. А были еще Семен Кан, Евгения Лихачева, Вячеслав Соболь (который, кстати, стал затем одним из ведущих телережиссеров), Наталья Кондратенко, Вера Демидова, Лазарь Коробченко, Григорий Петренко. Глубокая культура речи, питаемая школой МХАТа, отличала дикторов Приморского радио в те годы. "Читать с листа" разрешалось только мастерам, тем, кто мог "с ходу" схватить смысл материала, взять и темп, и тембр, и дыхание и, главное, каждую фразу не просто сказать, а, что называется, вложить в ухо слушателю.

В 70-е  годы ХХ века Приморский край был уже полностью радиофицирован. Только одних радиоточек проводного вещания насчитывалось около 680 000 (при населении 1 850 000 человек). Объём местного радиовещания в то время составлял 15 часов в сутки. В 1972 году начались первые передачи стереофонического вещания, и к 80-му году объём его вырос до шести часов, а в 1979 году вещательное оборудование Дома радио было полностью заменено на современное.

Огромные главные изменения происходили и в программной политике.  В сталинское время радио строилось в основном как канал официальной информации. Теперь стремление приблизиться к радиослушателю, сделать его своим собеседником стало стало одной из главных задач. В 60-70-е годы стали формироваться цикловые программы, направленные на определённую аудиторию, разрабатывается концепция вещательной сетки дня с её утренними, полуденными и вечерними отрезками, как наиболее важными для радио.

Программа стали строить так, чтобы её ритм совпадал с житейским. Каждый час вещания имел своё лицо, но в основе своей повторял предыдущий. Основные рубрики настраивали человека на оптимистическое восприятие мира, радиослушатель получал краткую справочную информацию, знакомился с гостями края, слушал голоса районов и сводку погоды, которая выходила точно в определённое время, как часы. И завершала утро уже признанная слушателями музыкальная пятиминутка "В эфире песня". Утренняя программа выходила в эфир с учётом будущего характера дня, знаменательных дат, праздников общесоюзных или профессиональных.

Днём стала выходить обновлённая программа "В час обеденного перерыва". Её концепция выстраивалась как кульминация дня. "В час обеденного перерыва" должна была как бы продолжить тему утра, дать слушателю возможность отдохнуть, узнать о событиях, происшедших в первой половине дня и ожидающихся во второй, причём из уст героев этих событий или его организаторов. Прямое включение с мест событий привлекло внимание слушателей.

Симфонический оркестр Приморского радио и телевидения часто выступал на предприятиях в час обеда, и эти концерты часто транслировались в прямом эфире. Главный дирижёр оркестра заслуженный деятель искусств РСФСР Виталий Краснощёк обладал удивительной работоспособностью и творческой энергией. По настоянию Примтелерадио исполком Владивостокского горсовета восстановил и благоустроил фонтан в сквере у Дома радио (ныне сквер К.Суханова), и в теплое время года по пятницам оркестр при большом стечении народа давал там концерты популярной классической и советской музыки.

Если утро начиналось информационно-музыкальной программой, то день должен заканчиваться краткими итогами. Этому служил пятиминутный комментарий, который мы называли "Эхо дня". Выходила программа в 23 часа 55 минут, а заканчивалось вещание в 00 часов исполнением гимна, причём утром гимн пели, а в 00 часов звучала музыка. "Эхо дня" родило жанр комментария. Тогда, в 60- 70-е журналисты радио всё чаще выходили в эфир, в том числе и в роли комментаторов, может быть, скорее, обозревателей. При этом с комментариями дня могли выходить в эфир только опытные журналисты Это были Валентин Ткачев, Георгий Громов, Вадим Тураев, Виталий Солдатов, Леонид Субботенко, Борис Кожинов…  

Разрушить стену между радиослушателем и носителем информации, сделать радио открытым и доступным помогли такие активные формы радиовещания, как "Встречи в Большой студии Дома радио". Они транслировались в открытом эфире, и в этом их главное достоинство и отличие от других программ. На радио не хватало прямого эфира. И вот передачи "Встречи в Большой студии" должны были восполнить этот пробел. Начала их редакция детских программ. Из Большой студии, журналисты связывались с другими городами. Шёл обоюдный заинтересованный разговор. Было много музыки. Вслед за детской редакцией в Большой студии Дома радио со своими передачами выступили редакции литературно-драматических программ, общественно-политического вещания.

Даже в конкуренции с телевидением Приморское радио смогло сохранить свое лицо, благодаря, прежде всего, журналистам, имена которых навсегда вошли в его историю. Это Аглая Суроедина-Чернеева, а вслед за ней Елена Кантакузова с программами "Сельские огни", создававшие атмосферу человечности, поэтичности труда пахаря и земледельца; Зоря Уманская и Рената Городнева, стоявшие у истоков молодёжного вещания; Нина Иванова и Нора Каварскал - авторы и редакторы литературно-драматических программ "Молодые романтики Приморья", "Слушай воин, слушай солдат", "Старшеклассник"…

Поистине легендой стала передача журналиста Георгия Громова "Батальоны встают на поверку". Она родилась в дни подготовки к 35-летию Победы. Авторы программы представить не могли, какой огонь вызвали на себя. Десятки, потом сотни, даже тысячи писем стали приходить на передачу, которые как бы заполняли "белые пятна" истории героических лет. Пришлось подключать к обработке писем целый штат редакторов. И консультантами, и ведущими программ вместе с Громовым были участник обороны Брестской крепости Иван Афанасьевич Гладченков и заслуженный артист республики, ставший впоследствии народным, участник штурма Берлина Вадим Янович Мялк.

Передача прожила десять лет (с 1980 по 1990 год), собрала уникальный исторический материал, не раз и не два Большая студия Дома радио принимала участников Великой войны. Было задумано издать звуковую книгу воспоминаний на материалах передачи, своеобразную книгу памяти. Уже договорились с "Кругозором" - популярным московским звуковым журналом. Но начавшийся перестроечный переполох поломал все планы.

Другая популярная программа называлась "Вечера за чтением дальневосточной прозы". Ее редактор и ведущий Александр Брюханов составил список произведений, который был утверждён на редакционном совете. Он нашёл здравствующих авторов, раскопал дневники и воспоминания тех, кого уже не было в живых, и перед каждым литературным чтением устраивал своеобразное представление будущего литературного произведения. В качестве чтецов в то время на радио выступали известные и заслуженные в крае актеры и мастера художественного слова народные артисты России Вадим Мялк, Петр Попов, Лев Ткачев и другие.

Новые технические возможности позволяли журналистам организовывать программы, которые в прежние времена были просто невозможны. Например, перекличку городов и районов края - двухсторонний одновременный разговор между студией во Владивостоке и городами края. Для этого пришлось усовершенствовать оборудование, вместе со связистами "очистить" от технической грязи междугородние телефонные каналы. И  переклички стали ежедневными в утреннем эфире.

Не всё, понятно, шло гладко. Приходилось ходить порой по лезвию ножа, чтобы сохранить ту или иную рубрику, саму идею передачи того или иного автора в открытом эфире от цензурных церберов. Учитывая, что Приморье и Владивосток были по существу закрытым регионом, делать это было день ото дня сложнее. Как-то, например, в обзоре газеты "Красное знамя" (тогда обзоры газет были регулярными), в которой были озвучены единичные примеры падежа скота. Тут же раздался звонок "сверху": кто позволил раскрывать эти цифры, вот-де звонит народ из районов края и возмущается. Оказывается, печатать в газете можно, а вот громко говорить об этом не следует. Такова сила звучащего слова…

Особой заботой руководства комитета в 60- 70-е годы были программы радиостанции "Тихий океан". Инициаторами её создания были Семён Юрченко и Павел Шварц. Они, люди творческие и инициативные, поняли сразу, что с помощью региональных программ голос Приморья как частицы России может быть услышан далеко в море, океане, где работают наши моряки и рыбаки, для которых голос Отечества не доходил. Авторы идеи получили поддержку в Москве. Региональная радиостанция "Тихий океан" впервые вышла в эфир 17 апреля 1963 года. Более подробно об этой радиостанции можно узнать из специального раздела нашего сайта.

К 1980 г. радиовещание в Приморье велось по шести радиостанциям, в том числе двум коротковолновым, одной сред­неволновой и трем длинноволновым.

По Приморскому радио ежедневно (кроме трансляции из Москвы) передавались 6 выпусков «Последних известий», шесть-семь общественно-политических передач, обзор краевых газет, четыре-пять литературно-драматических передач, свыше двадцати концертов и музыкальных программ, три-четыре - для детей разного возрас­та. Были организованы постоянные передачи для рыбаков, моряков, железнодорожников, для работников лесного, сельского хозяйст­ва, для молодежи, для женщин, для военных. Большой популярностью у радиослушателей пользовались радиожурналы «Советское Приморье», «Здоровье», краевая газета «Приморский пионер». В связи со строительством Большого Владивостока радиокомитет стал вы­пускать радиогазету «Владивосток на стройке».

Широко практиковались внестудийные передачи с промышленных предприя­тий, судов торгового флота, из колхозов и совхозов. Много времени в приморском радиоэфире занимала пропаганда марксистско-ленинской теории, по радио организовывались передачи в помощь пропагандисту и агитатору, широко освещались важнейшие вопросы жизни страны и международное положение.

Комитет привлек тогда к участию в передачах широкий авторский ак­тив, лучшие лекторские силы края, подобрал группу внештатных радиокомментаторов по международным вопросам и по отдельным отраслям народного хозяйства.

Важное место в эфире Приморского радио занимало художественное вещание. По радио широко пропагандировались новые книги советских и, как тогда принято было говорить, прогрессивных зарубежных авторов, местных писателей, прохо­дили конкурсы на лучшее художественное произведение (рассказы, очерки, песни и т.д.), регулярно выступали коллективы художест­венной самодеятельности городов и районов края, проводились смотры художественной самодеятельности, систематически шли музыкально-образовательные передачи. Радиокомитет широко прак­тиковал выезды редакций непосредственно на предприятия, стройки, в колхозы и совхозы, организовывал выездные концерты творческих коллективов радиокомитета, в том числе и симфонического оркестра. При радиокомитете действовал ряд внештатных редакций, силами которых делается много интересных и полезных передач. Комите­том издавалась еженедельная газета «Радиопрограммы» тиражом в десять тысяч экземпляров.

Постоянно улучшалась и техническая база радиовещания - от Гостелерадио в Приморье постоянно поступала новейшая аппаратура для радиовещания, специаль­ная техника для записи передач с мест событий и так далее. Вопросы радиовещания и радиофикации систематически рассматривались крайкомом КПСС, бюро крайкома ежеквартально утверждало планы работ радиокомитета, помогало в укреплении радиоредакций опытными журналистами.

В этой ситуации и речи быть не могло, чтобы Приморские радио и телевидение транслировали в эфир какую-либо иную точку зрения, кроме партийной, кроме позиции КПСС. И так продолжалось до конца 80-х годов, когда в СССР случилась перестройка. Но эту уже и другая эпоха, и другая страница нашего рассказа.