Владимир Патрушев
«Моя Агата»
01. Моя Агата. Вступление
В восьмидесятые годы прошлого столетия в качестве записной книжки я дружил с маленькой фотокамерой «Агат-18к». Пленочная камера белорусского производства снимала на пленку 35 мм. Размер экспонированного изображения 18Х24, как в киноаппарате, так что на стандартную катушку помещалось 72 кадра. Это, конечно, не зеркалка и даже не «взрослый» фотоаппарат, чтобы делать высококачественные снимки, но в качестве записной книжки вполне годился. Я звал его МОЯ АГАТА. И сейчас, разбирая свои архивы я обнаружил любопытные фотодокументы, которые ранее не публиковались и в узких кругах могут вызвать определенный интерес.
02. Моя Агата. «Мамонтовы травы»
1989 год. Чукотка. Анадырь. Зимняя экспедиция по фильму «Мамонтовы травы». Январь. Звоним в редакцию местного телевидения:
- Ребята, как там у вас погода.
- Нормальная, всего 15 мороза. Почти жаркоJ
- ОК. Выезжаем…
Приезжаем, а там минус 35, да еще и с ветром. Снимать надо натуру. Выезжаем на вездеходе. Внутри в кабине тепло, уютно. Оператор Витя Жлоба даже уши у шапки не опустил. Хиппует. Приехали на точку, выгружаем аппаратуру. Вдруг Витя вопит:
- Ухи, ухи…
А руки заняты. Ассистент Гена Шаликов бросает штатив и опускает уши на операторской шапке. Уши сохранились, но щеке Витя себе все-таки подморозил. Борода у оператора сразу покрылась инеем. Геннадий сделал два кадра на своей «Лейке», и аппарат перестал работать, замерзла шторка у камеры. Вот тут-то и пригодилась моя Агата, у неё центральный металлический затвор, которому что жара, что холод до фонаря. И сделал я тогда эти снимки рабочего момента съемок.
03. Моя Агата. О камерах
Механические камеры в экстремальных условиях самые надежные. 1992 год. Хабаровский край, Амур. Ульчский район. Село Булава. После 60-летнего перерыва в национальном селе организуют древний обрядовый медвежий праздник. Этот обряд проводился у двух народностей у айнов и ульчей. К айнам японцы питают повышенный интерес и потому заказывают мне съемку этого события. Даю согласие и решаю убить сразу двух зайцев: снять видео для японского этнографического музея в Осаке и сделать пленочную копию для Центрального телевидения. Подготовка к фильму длилась год, а оба материала мы отсняли за неделю. Оператор Василий Рещук снимал на кинокамеру, я – на видео. Камера Конвас-автомат сработала идеально, а моя японка к концу съемочного дня замерзла и отказалась снимать. Пришлось потом один эпизод копировать с кинопленки. А Агатой было снять всего два кадра, поскольку руки операторов были заняты. Но сохранился фильм. Кому интересно, может посмотреть.
https://www.youtube.com/watch?v=iD7nm9t6YdM
04. Моя Агата. «Не с первого взгляда»
1987 год. Приморье. Село Новая Девица. Снимаем кино про школьников деревенской школы с профориентацией. Авторы Л. Стукун и В. Сердюк написали сценарий со странным названием «Не с первого взгляда». Что они хотели этим сказать, мы так и не поняли до конца производства фильма. Вроде как это должно было означать, что мол «стерпится – слюбится». Но особой любви к сельской жизни, к работе на рисовых чеках мы, как не старались, не заметили. В большинстве их голов билась мысль – скорее отучиться и свалить в город. Это нас огорчало, но поворачивать кино в это русло мы не стали. В то время нас бы просто не поняли. Мы не стали заморачиваться, и снимали доброе кино про красивых деревенских ребятишек. И здесь нам не пришлось лукавить, деревенские дети и впрямь замечательные. Тем более, что оператором у нас был Коля Назаров, который не умел снимать плохо. Да и с детками он мог легко найти общий язык. Операторы бывают плохие и хорошие, Коля был гениальным оператором. К сожалению, он смог, на мой взгляд, использовать свой потенциал процентов на десять. Кино вышло никакое, но весьма симпатичное.
05. Моя Агата. Две фотографии
Конец 1980-х. В кадре известный приморский радиожурналист Александр Копейка в окружении операторов Дальтелефильма. Снимок сделан задолго до того, как он стал Народным депутатом России. Судя по метелкам на полу, этот «саммит» мог происходить во время апрельского ленинского субботника. В рабочие дни столько операторов вместе не собиралось, они были на съемках. Вот они «глаза» Приморского телевидения (тогда единственного): справа от Александра - Толя Ющенко, следом – Борис Нестеренко, с ним мы снимали «Нанайский напев», еще правее – Саша Корляков, с ним мы работали на трех картинах, две из которых получили награды ВДНХ, я, как режиссер, - серебряную медаль, Саша – бронзовую, ну а золотую, конечно, Председатель комитета Валентин Ткачев. Совсем справа наш любимый художник –мультипликатор Паша Захаров, он делал титры ко всем нашим фильмам, а иногда и несложную мультипликацию. Поговаривали, что в отделе кадров машинистка, перепечатывая списки работников комитета, сделала забавную опечатку, назвав должность Захарова мудожник-хультипликатор. Ну и вдали, за спиной Копейки, Анатолий Петров – оператор нашего фильма «Станция Журавли» и многих других фильмов о птицах и животных, которые прославили его не только в России, но и за рубежом.
06. Моя Агата. 12 декабря 2020 года
Сегодня Гене Шаликову исполнилось бы 64 года. Он рано ушел из жизни, но успел оставить после себя добрую память и прекрасные произведения операторского подвига. Работа документалиста и так не сладкая, но однажды просидев сутки в скрадке с Толей Петровым, чтобы снять уникальный танец японского журавля, я на своей шкуре испытал тяжесть этой непосильной работы: добивать редкие кадры дикой природы. А сколько таких подвигов свершил Геннадий!!! Не счесть! Мы с ним работали в разных экспедициях и по краю, и на Чукотку. Он не часто попадал в кадр. У меня сохранилось немного фотографий: зимой на Чукотке, на реакторе Билибинской атомной электростанции, но рабочих моментов съемок самой большой его работы на Дальтелефильме фильме «Человек, который сломал радугу» у меня почему-то не оказалось. Работа была сложной, но Гена справился с ней на сто процентов. Предлагаю посмотреть фрагмент этого фильма. И светлая память Мастеру!
07. Моя Агата. Пикник на обочине фестиваля. 1982 год
Полагаю, что из относительно большого количества всесоюзных фестивалей, проведенных в городе Владивостоке можно выделить три из них, проходивших под девизом «Наш советский образ жизни». Этот девиз в принципе не сужал круг участников фестиваля, поскольку все фильмы советского времени — это время и отражало. А для самих создателей подобные фестивали были отличным поводом познакомится с коллегами и их творчеством. Помимо официальных церемоний, просмотров и встреч были и теплые дружеские встречи на природе, возле моря и у костра. Такие встречи я называю – «пикник на обочине». Здесь кадры одной из таких дружеских встреч. В точности фразы я не уверен, 1982 год, но может кто из киношников, изображенных на кадрах поможет мне установить точную дату. На кадрах из гостей фестиваля: Борис Травкин, Геннадий Лысяков, Женя Корзун, Володя Эйснер… Из наших: Валя Лихачев, Володя Кириллов, Гена Шаликов, Виктор Гребенюк, Борис Колобов, Володя Куварзин…
Продолжение следует…