ПОЛУНОЧНИКИ ДЛЯ САН-ДИЕГО
Газета «Красное знамя» 28 января 1992 г.
В ночь с субботы на воскресение состоялся телевизионный мост"Сан-Диего-Владивосток"
Это, можно сказать, юбилейная передача, поскольку первый советско-американский телемост соединил столицы двух государств десять лет назад.
Города побратимы - Владивосток и Сан-Диего разделяет семь часовых поясов. По техническим причинам, продиктованным Москвой, полуночной "жертвой" пришлось стать Владивостоку. Лукавая реклама приглашала всех желающих прийти в цирк к 23 часам, а не к двум ночи, когда начиналась прямая трансляция. Была боязнь: что из-за транспорта в столь позднее время люди не соберутся. Увы, начало передвинули еще на час позже.
Не хочется брюзжать по поводу столь значительного для нас события, но высказать некоторые претензии организаторам стоит, потому что "ошибки" не от необычности события, а от привычного, к сожалению, невнимания к чисто бытовым деталям. Народу в цирке собралось около тысячи, и вся эта масса три часа томилась в свете "юпитеров", слушая настройщика радиоаппаратуры: "Раз-раз-раз-раз..." Ни видео, ни музыки для коротания времени не было. В буфете - единственный доступный для молодежи набор - кукурузные палочки и какой-то желтый напиток.
И все же энтузиазм собравшихся к началу представления сохранился. Когда они услышали голос ведущей из Сан-Диего, на нашем берегу раздался гром аплодисментов, какого я давненько не слышал. Те, кто сидел ближе к большому экрану, слышали и даже кое-что видели. Но те, кто были сбоку и наверху, мало что понимали, потому что экран был бледным на фоне ярких прожекторов, а голос переводчика на русский не всегда был слышен. Так что когда американка спросила приморских зрителей, как им понравилось только что показанное представление со зверями, нашему ведущему, редактору еженедельника "Делин" Валентину Кнаппу, пришлось находчиво сострить: "А чем вы их кормите?"
Надо отдать должное, замысел временами был неплох. Улыбки и аплодисменты вызвала синхронная пантомима нашей девушки и американского юноши, которые сумели-таки преодолеть расстояние, и он подарил ей алую гвоздику. Хорошо помогал нашему ведущему симпатичный Иванушка-дура-чок, которого изобразил актер В. Сизоненко. Слаженно звучала песня "Сан-Диего - Владивосток", исполненная американским певцом и ансамблем песни и пляски ТОФ. Кстати, эту песню сочинили артисты ансамбля во время гастролей в США.
Однако подводный камень у этой передачи обнаружился там, где его не ожидали. Видел, как несколько человек ушли из зала, когда руководители администрации края и города приветствовали жителей славного Сан-Диего. Их в зале не было, "крутили" видеозапись, и людей эта отстраненность "отцов" задела. А потом уже десятки наших участников телемоста взбунтовались, когда их оттеснили предприниматели и повели свой профессиональный разговор с американскими коллегами. Простые люди хотели задавать свои вопросы, общаться, что греха таить, - себя показать. Минут пять обе стороны упорствовали, а потом зрители валом пошли в гардероб, а бизнесмены скороговоркой стали "укладываться" в оставшиеся десять минут.
Конечно, кто платит деньги, тот заказывает музыку. С нацией стороны главным спонсорам был "Сим ресурс". Но для специальных разговоров нужны специальные передачи, зачем же будоражить сотни людей среди ночи? Обиженные и не слишком обремененные правилами хорошого тона люди норовили пройти перед камерой оператора - то ли помешать, то ли мелькнуть таким образом на зарубежном телеэкране... Режиссеру передачи Александру Каурых, видимо, пришлось покрутиться, чтобы как можно меньше брака пропустить в эфир.
Как нам сообщили, в Калифорнии эту прямую передачу смотрели десять миллионов человек, а еще Си-Эн-Эн предполагала дать информацию во многих странах мира. Пока трудно сказать, как приняли передачу американские телезрители. Будет жаль, если 500 тысяч рублей, потраченные советскими спонсорами, не оправдаются.
После окончания передачи ведущий Валентин Кнапп сказал, что полного удовлетворения нет. Многие недостатки объясняются отсутствием хорошего технического обеспечения. Ведь это первый "провинциальный" телемост в нашем регионе. К' тому же так получилось, что ни одна из трех телеорганизаций края не взялась за проведение моста. Вся работа - дело рук энтузиастов, которых в свое время благословил бывший мэр Евгений Блинов.
В четыре часа утра автобусы, оплаченные спонсорами, развозили полуночников по домам. Теперь все ждут, когда же "мост" появится на нашем экране. Пока ответить на это никто не может.
А. ЛОСЕВ.
ТЕЛЕРАЗГОВОР С САН-ДИЕГО В НОЧЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ
Газета «Владивосток» 28 января 1992 года
Хотя на Руси утверждают, что первый блин — комом, первый телемост с американским городом-побратимом все-таки состоялся. Задуманный его организаторами еще в августе прошлого года, телемост «Владивосток — Сан-Диего прошел утром в субботу по американскому времени и рано утром (точнее — с 3 до 4 часов утра) в воскресенье — по владивостокскому.
Уже в двенадцать часов ночи в зале Владивостокского цирка, предоставившего свою арену для телеразговора с Америкой, собралось более тысячи зрителей и участников. Организаторы телемоста, а это прежде всего ассоциация «Владивосток — Сан-Диего», больше боялись за техническую часть программы. Ведь телеразговор должен был вестись чуть ли не через весь земной шар — через Москву и Нью-Йорк. Но техника, предоставленная рабочей группе «Телемост» Приморской телерадиовещательной компанией! не подкачала. И хотя не сразу удалось соединить телевизионные системы ПАЛ и СЕKAM, потом не было звука, но когда наступило контрольное время, то техника сработала отлично.
Правда, после этого не все ладилось у ведущих телемоста, которые по «инициативе» американской стороны, быстро отошли от согласованного заранее сценария. В результате в часовом телеразговоре оказалось слишком много официальных выступлений. Только от Владивостока выступили глава-краевой администрации Владимир Кузнецов, глава городской администрации Владимир Ефремов и представитель Президента России Валерий Бутов. Сами они в ночном телеразговоре не участвовали, а заранее «записались» в своих кабинетах за ««родными» письменными столами. Получился явный кабинетный перебор, поэтому, когда должен был выступить заместитель председателя Владивостокского городского Совета Юрий Авдеев, честно вместе со всеми проведший ночь в зале цирка, взбунтовались владивостокские зрители — микрофон был передан им, и в телеэфире прозвучали не кабинетные, а бесхитростные, но искренние слова владивостокской студентки.
В целом же телемост получился интересным. Были и телесюжеты о двух городах-побратимах, и совместное выступление мимов, и песни о Владивостоке и Сан-Диего (с той и с другой стороны), и украинский гопак ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота, и русский танец американских школьников. А главное — люди с двух берегов Тихого океана увидели друг друга, сказали друг другу теплые слова о дружбе, о мире, о сотрудничестве между двумя великими народами — русским и американским, между двумя города-мипобратимами — Владивостоком и Сан-Диего.
Это был первый телемост через Тихий океан. Возможно, будут и другие. А сейчас главное для ассоциации «Владивосток — Сан-Диего» — организация чартерного авиарейса в американский город-побратим.
Валерий БАКШИН
ТЕЛЕМОСТ СОСТОЯЛСЯ
Газета «Утро России» 29 января 1992 года
Собираясь в два часа ночи в цирк, в цирк, где должен был состояться телемост «Сан-Диего— Владивосток», я не думала встретить там много людей. Однако там царило оживление.
К сожалению, слишком много времени из отведенного для телеобщения часа организаторы посвятили приветствиям глав администраций, которые, кстати, транслировались в записи.
А вот на все остальное времени оставалось в обрез. Хотя и с нашей, и с американской стороны интересного было подготовлено немало. Жители Сан-Диего рассказали о своем городе и о себе. В подарок владивостокцам они преподнесли русский народный танец в исполнении детей. Тронули всех присутствующих и залихватские танцы наших артистов. Появление на экране маленького американского пингвиненка сделало атмосферу теплой и раскрепощенной. Собравшимся захотелось выразить свои мысли и чувства.
Да вот только ведущий, приморский журналист Валентин Кнапп, все время переживающий, что участники отошли от намеченной программы, обрывал выступающих на полуслове. А потом микрофон и вовсе изъяли, поскольку давно уже пришла пора нашим бизнесменам обменяться мнениями с американскими коллегами. Вот тут произошло и вовсе незапланированное: публика на глазах у американцев стала свистеть, кричать, топать ногами, выражая свое несогласие с ведущим…
А уважаемый Валентин Евгеньевич, вместо того, чтобы как-то лавировать в этой ситуации, затеял дискуссию о том, кому же предоставить слово – «трудящимся» или бизнесменам, пытаясь привлечь к обсуждению еще и американскую сторону. Это и заняло почти все оставшееся время. Напоследок жители Сан-Диего наспех прокричали, что очень хотят видеть владивостокцев у себя в гостях, и даже учредили несколько стипендий для обучения в своем университете молодежи из нашего города.
Что ж, как говорят, первый блин всегда комом. Но, несмотря на «неувязки», начало положено хорошее. Телевстреча жителей противоположных берегов Тихого океана все же состоялась и, дай бог, не последняя. Но на будущее учитывайте, товарищи организаторы, что главам администраций можно выразить свои приветствия и теплые чувства при встрече в Сан-Диего, а вот для «трудящихся», как называл зрителей ведущий, телемост – одна из немногих возможностей общения с «побратимами» в далекой Америке.
Постскриптум: весь сеанс на манеже в роли помощника ведущего находился Иванушка-дурачок. Я ничего не имею против популярного героя русских сказок, но сколько можно Россию дурачками олицетворять?
Н. МИЛОВАНОВА
ЧТОБЫ ТЕЛЕМОСТ ОБРЕЛ «ПРОЧНОСТЬ»
Газета «Утро России» 7 февраля 1992 года
Побратимские связи
Не удивительно, за очевидной разницей между ожидаемым и полупившимся не всеми сразу осозналась значимость первого телеконтакта жителей Владивостока и Сан-Диего. Имею в виду взыскательность к себе владивостокцев как инициаторов постоянства экранной формы общения с американским городом-побратимом.
Между тем не успели раствориться в эфире волны первой связки постоянно действующего космического телемоста, как на смену им через Тихий океан буквально хлынули сердечные волны.
«Это был триумф чувств, не было ни одного, «то бы не плакал — ведь мы так долго считались вратами», — написала в телеграмме и попросила не удивляться тому, что может быть такой эмоциональной, деловая женщина Ольга Каттер, бизнесмен фирмы «XXI век» по торговле недвижимостью.
Кстати, О. Каттер на региональном Конгрессе деловых кругов во Владивостоке представляла общественную организацию «Америкэн бизнес конгресс». А ее брат Пол Каттер, уже длительно работающий вместе с российскими специалистами в качестве руководителя неправительственной экспертной группы по реализации программ экономического развития края я имевший возможность из Владивостока приветствовать земляков, по окончании телемоста воскликнул, не стесняясь «высокого стиля»:
— Действуя в одном направлении, наши народы смогут многое сделать в большом мире!
Их мнение разделили в своих откликах на телемост также бизнесмены Леонид Родомышельский, президент компании «Три экспорт», Пэт Рикон, глава компании «Пасифик Рим Коннэкшн».
А автор самого слова «телемост» — Ричард Лукине, участвовавший в осуществлении в 1982 году -прямого телевизионного контакта между Москвой и Сан-Бернардингом, подчеркнул, что волнам нового моста с помощью трех спутников пришлось обогнуть почти весь земной шар. Однако в целом техника великолепно сработала. Сократит же эфирное расстояние реконструкция коммуникативных сетей в Приморье, в которой вызвались принять участие американские партнеры.
Однако любое дело требует анализа для коррекции следующего шага. Поэтому члены рабочей группы первого «побратимского телемоста, проведшие немыслимую работу в поиске спонсоров, технических исполнителей и т. д., собрались чуть позже для спокойного подведения итогов.
Прежде всего, президент Ассоциации по побратимству «Владивосток — Сан-Диего» Олег Семенов попросил через газету «Утро России» поблагодарить жителей Владивостока, которые, несмотря на ночь, пришли на редкость дружно на телемост, и — обязательно поздравить молодоженов Ромашенко, решивших свое участие в нем сделать главной памяткой свадебного торжества. И извиниться за все организационные неувязки и непредусмотренные осложнения.
Председатель рабочей группы Александр Левданский сожалеет, что в ходе сеанса связи получилось меньше, чем рассчитывали, живого демократического общения граждан, львиную долю времени забрал официоз, да еще в записи на пленку. Так же считает ведущий телемоста Валентин Кнапп.
Ричард Лукине добавил, и с ним организаторы согласились, что сценарий был перегружен, и четко следовать ему было трудно. Слишком многое хотелось вместить, а ограниченное время.
Мелких досадных деталей набралось многовато, и усеченное время помешало более пристальному знакомству друг с другом бизнесменам Владивостока и Сан-Диего, готовых платить за эту возможность большие деньги, на которые-то и можно будет в дальнейшем «содержать» телемост.
Думается, сама принадлежность телемоста общественным организациям — Ассоциациям Владивостока и Сан-Диего по побратимству — поможет определить меру коммерциализации телемоста с тем, чтобы направлять определенную долю доходов от него на развитие всех сфер содружества городов для взаимной пользы их жителей.
Каким мощным стимулом развития побратимских отношений может стать телемост— понимание этого владивостокцами проявилось уже в ходе подготовки первого сеанса телесвязи. Охотно шли на помощь рабочей группе самые разные предприятия н организации города. Александр Карымов содрогается, по его словам, от одной мысли, что мост мог бы сорваться, не выручи работники видеосалона «Приморье» с экраном я проекторами. Ведь в последний момент, рассказал он, руководство морвокзала в них отказало, презрев реализованную в документах договоренность о предоставлении такой аппаратуры из подведомственного салона «Ассоль».
— Организация моста высветила множество проблем инфраструктуры. Однако пережитые трудности и огрехи не умаляют значения события: телемост состоялся. И у него есть перспектива. Создана основа для совершенно нового качества общения городов-побратимов, — выразил общее и, представляется, бесспорное мнение Олег Семенов.
— Будет и второй, и третий мост. Спонсоры уже находятся, — говорит Ричард Лукинс.
А. ПРОЗОРОВА, корр. ИТАР-ТАСС,
специально для «Утра России»