«Молодость нашего города»
Фильмом «Молодость нашего города» из нашего электронного архива мы заинтересовались тогда, когда не нашли его в реестре фильмов студии «Дальтелефильм». То есть файл с фильмом был, а информации о нем не было никакой – ни года производства, ни авторов… Тем не менее, нужно было эту ленту каким-то образом классифицировать...
При просмотре сразу бросилось в глаза отсутствие фирменной заставки Дальтелефильма с парусником и титров – ни в начале, ни в конце. Обратились за консультацией к ветеранам Приморского телевидения: бывшему главному редактору главной редакции информации Борису Павловичу Шварцу и кинорежиссеру Дальтелефильма Владимиру Григорьевичу Патрушеву. Их заключения оказались диаметрально противоположными.
Патрушев заявил, что к кино этот агитационный ролик не имеет никакого отношения, что с ним комиссия Гостелерадио на порог бы не пустила, зато на телевидении в советские времена такие «фильмы» клепали пачками.
Шварц сказал, что, конечно, кинофильмом в высоком, в творческом смысле «Молодость нашего города» назвать нельзя, что в нем нет ни сюжета, ни героя, а есть лишь последовательный рассказ о развитии Владивостока в определенный период его истории. Но технология, в которой он был снят и смонтирован – это, безусловно, технология кинопроизводства того времени. На телевидении тогда все было гораздо проще из соображений оперативности…
Поди разберись… В добавок ко всему при внимательном просмотре мы обнаружили, что за названием «Молодость нашего города» скрывался не один фильм, а два – очень похожих друг на друга и просто склеенных вместе.
Разделили, стали слушать дикторский текст. Звук, как на грех, был очень плохой, но позволил различить разницу в голосах, озвучивавших видеоряд. Подтянули звук, разобрали слова из которых следовало, что первый киносюжет (будем называть их так) был снят в 1974-м или 1975-м году – речь в нем шла о выполнении решений XXIV съезда КПСС 1971 года, а второй – уже после XXV съезда КПСС, то есть году в 1976-м или 1977-м. И этот, второй фильм озвучил именно Борис Павлович Шварц. Сам он этого фильма, к сожалению, не помнит и убежден, что его участие в тот раз ограничилось читкой текста. Зато Борис Павлович хорошо помнит контекст, в котором создавались подобного рода пропагандистские фильмы и на Приморском телевидении, и на других региональных телестудиях СССР.
Приморское телевидение, и его подразделение студия «Дальтелефильм» каждый год предоставляли в Гостелерадио СССР свой план работы на год, который там, в Москве рассматривался и утверждался. План этот учитывал разные показатели и в том числе объем вещания в часах и минутах, а применительно к Дальтелефильму и в названиях фильмов, которые тот намерен снять. Еще в этом плане был резерв времени, которое никак не было расписано и предназначалось для новых идей, внеплановых съемок – по оперативной потребности. В их числе были и фильмы-рапорты для Центрального телевидения о «значительных переменах нашей жизни в интересах широких трудящихся масс на местах».
Высокие творческие цели перед авторами таких киносюжетов не ставились. Автору сценария нужно было рассказать об основных объектах, которые появлялись на карте города в интересах его населения, рассказать об основных направлениях развития промышленности, социальной сферы, науки, культуры, искусства, словом, на фактах показать на экране конкретные примеры неуклонного роста жизненного уровня советского народа: тут микрорайон построили со школой, магазином и домом культуры, там фарфоровый завод, там базу отдыха…
– Хорошо, к слову, помню, как снимали передачу об открытии Владивостокского фарфорового завода и как в кадре разбивал тарелку «на счастье»…
По существу, такие фильмы, как «Молодость нашего города» содержательно были документальными фильмами-витринами, фильмами-рапортами местного руководство о направлениях и результатах своей работы. Хотя, что интересно, про городские или краевые власти там нет ни слова. Все события рассматриваются «в свете решений съездов Коммунистической партии Советского Союза».
Рассказ Шварца помог нам обозначить место «Молодости нашего города» среди фильмов и передач Приморского телевидения, но никак не объяснил, кто и зачем его сохранил. Ведь изначально эти киносюжеты были сняты и смонтированы на кинопленке, причем, с разницей в несколько лет. Затем кто-то очень постарался, чтобы их склеить и переписать его на видеокассету, которая много лет, где-то хранилась и потом по какой-то причине была оцифрована. Обычно кинофильмы сохраняли для личных архивов сами авторы. Они договаривались с киномеханиками кинотеатров, где переписывали свои фильмы на видео прямо с экрана, но в данном случае их имена в сюжетах не сохранились…
Тем не менее, смотреть их можно сегодня не только для того, чтобы увидеть Владивосток середины 70-х гг. ХХ века и почувствовать «дух времени», но и для того, чтобы получить представление о профессиональных приемах телевизионного производства тех лет. Если примириться с неизбежными искажениями, возникшими при «доморощенной» перезаписи, то можно разглядеть, что киносюжеты хорошо сняты и добротно смонтированы. Да и текст, который читает Шварц и к которому он наверняка приложил не только голос, но и ручку, звучит в его исполнении безупречно.