Всегда - на главном направлении.
И.Гурко,
главный редактор Главной редакции
общественно-политических передач.
"Определить важнейшие направления и найти лучшего исполнителя - задача сложная. Семен Владимирович Юрченко, бывший председатель комитета, кроме некоторых других, имел особенность после выхода в свет важного партийного документа или приезда с какого-либо серьезного совещания устраивать перестановки редакторов или создавать новые редакции. Сегодня можно с уверенностью говорить, что он был прав, и прежде всего в том, что новые дела требовали нетрадиционного подхода, и сделать это должны были люди, которые никогда подобным не занимались. Помню, после решений XXIV съезда партии, когда определилась четкая линия на привлечение предприятий тяжелой промышленности к производству товаров народного потребления, надо было самим найти пути, как подойти к этой проблеме. Предложений было много. Однако все они отвергались как несостоятельные.
И вот, наконец, решено: надо создать редакцию, которая бы занималась только вопросами производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Так родилась программа
"Забота твоя, моя, наша". Прошли уже многие годы, а программа все живет, действует, и сегодня никто не мыслит себе Приморского радио без этой программы, или, как её зовут, "Заботы". Идеей председателя стало и создание радиостанции "Тихий океан". Рождение этой известной сейчас во всем мире программы для рыбаков и моряков - целая эпопея в истории Приморского, да не только Приморского, но всего дальневосточного радио. Ведомственность - подчас страшная сила. Председатели некоторых комитетов по телевидению и радиовещанию сопротивлялись всеми силами, не желая, чтобы вместо их родной рыбацкой программы звучал голос зональной радиостанции. Но С.В.Юрченко сумел доказать руководству Госкомитета и местным партийным органам необходимость совместных усилий в радиопропаганде.
В 1969 году радиостанция "Тихий океан" имела уже три часа вещания для рыбаков Дальнего Востока. Это было неплохо для тех ста двадцати тысяч человек, которые по восемь-десять месяцев не были на берегу и не слышали голосов родных и близких, если в этом им не помогал "Тихий океан". Но в море были и многие тысячи моряков, для которых радиостанция был хоть и близкой, но не родной. И тогда С.В.Юрченко изыскивает внутренние резервы и организует две часовые передачи в неделю для моряков. Её первым редактором была Нина Петровна Василевская. Вещание шло только через радиостанции Приморья, но это был все-таки родной голос и моряки его слышали, о чем говорили многие письма и радиограммы с моря.
Председатель объединял и разъединял редакции, переставлял людей, и каждый раз, несмотря на отчаянное сопротивление редакторов, в конечном смысле, это давало неплохой результат. Он, как говорят, под идею делал перестановки. Сегодня при очень ограниченном числе редакторов показалось бы странным, например, создать редакцию науки. Юрченко нашел возможным создать редакцию науки, когда во Владивостоке родился Дальневосточный научный центр, потому что другой возможности постоянно освещать жизнь научной организации нового типа средствами радио в то время не было.
Сосредоточить усилия на важнейших участках работы. Слова эти подчас воспринимаются абстрактно, не затрагивая лично тебя. Но для нас это положение стало правилом конкретной, практике кой работы. Так, мне вспоминаются репортажи со строительства первого энергоблока ТЗЦ-2 во Владивостоке. В каждую среду звучал пятнадцатиминутный репортаж со стройки. Репортажи поднимали, как правило, важные проблемы взаимоотношений десятков организаций, задействованных на сооружении электростанции. И очень важно было знать, что голос радио здесь хорошо слышен и реакция на него - быстрая.
Позже такая именно постановка шефства была использована на строительстве фарфорового завода во Владивостоке, на строительстве Лесозаводского биохимического и на первой стадии строительства Ново-Спасского цементного завода.
Сегодня мы имеем право с уверенностью сказать, что не без помощи работников промышленной редакции радио было создана в крае первая неуставная партийная организация на строительстве фарфорового завода, организовано самостоятельное строительное управление по сооружению биохимического завода, а смотр рационализаторских предложений по механизации ручных работ в 1972 году дал экономию в полмиллиона рублей. Великую роль при этом играет вера журналиста в то, что он делает.
Но когда нет уверенности в силе того оружия, которое тебе доверили, нет желания взяться за дело по-настоящему, тогда и результаты соответствующие. Пришли в редакцию новые люди - и энергичные, и говорили много, а шефства настоящего вести не хотели - и стал Ново-Спасский неродным, и засохло на корню шефство над Уссурийским кожевенно-обувным объединением, так и не пустив ни одного живого листочка.
Поучителен во многом опыт телевидения. В Славянке примерно в это же время началось сооружение судоремонтного завода Министерства морского флота. Отдаленный от больших коммуникаций завод строился довольно медленно. Было на стройке много поводов и для грустных раздумий, и для сердитой критики. И, пожалуй, самым важным качеством журналиста в той обстановке оказалось умение глубоко разобраться в положении на объектах, понять механику взаимодействия всех участников стройки, отношения между которыми были запутаны до предела.
А сколько приходилось в то время редактору и автору передач Анатолию Желтикову выслушивать жалоб друг на друга, попыток запутать и "запудрить мозги”, даже угроз при подготовки очередной программы «Строится завод», но программы продолжали выходить, поднимая самые насущные проблемы строительства Славянского судоремонтного завода, И сегодня, когда завод стал предприятием, известным своими трудовыми традициями, своим авторитетом, наверное, немногие могут вспомнить ту роль, которую сыграло телевидение при его сооружении. Но все-таки приморцы помнят об этом точно так же, как помнят и передачи цикла "Алло, Находка, я Владивосток!", как помнят и будут помнить передачи, рожденные в муках, но с великой верой в их способность помочь делу, такие, как "КПД - как помочь делу", "Актуальная камера", потому что затрагивали они самые важные вопросы нашей жизни и по-своему пытались на них ответить.
А вообще-то любое мало-мальски заметное дело всегда вспоминается не само по себе, а только с личностью, его породившей. На радио и особенно на телевидении это заметно больше, чем, скажем, в печати: особенности мышления, даже манеры человека прямо впечатываются в память. Трудно представить сельские передачи без Нэлли Николаевны Чекризовой. Иногда ее "посиделки" с массой участников кажутся чем-то устаревшим, потерявшим сегодня свою привлекательность. Это, как говорят, с нашей колокольни. Но в селах её каждый знает, любит именно за то, что она сохраняет этот веками устоявшийся, а сегодня уходящий тип отношений "на миру", который позволяет "людей посмотреть и себя показать". Ее можно с полным основание назвать хозяйкой приморского села. В любой дом она войдет и будет радушно принята как родной человек. Под стать Нэлли Николаевне - Рита Скорбач, человек мягкий, покладистый и на редкость трудолюбивый. Скорбач сформировалась как журналист именно на сельской тематике.
Но не тематика, а подход к ней определяет лицо журналиста. Практически любая публикация связана для журналиста с выбором моральным. Выбор темы, адреса, героя, определение тем публикации, даже поиски поворота и сюжета - всё это выражает отношение его к другим людям. Позиция журналиста обязательно включает нравственные ценности, выступает, прежде всего, как личная нравственная программа его работы. Глубокое понимание проблем сегодняшнего села, принципиальность в подходе к их решению, прямые контакты с людьми всех категорий дают возможность Чекризовой, Скорбач и режиссеру Левину всегда спокойно глядеть людям в глаза, говорить подчас нелегкую правду. Нравственная позиция журналистов, их страстность заставляют иной раз сотни людей в одной передаче действовать четко и организованно, как говорят, на идею передачи "работать", сливаться в единый коллектив. Это рождает атмосферу подъема при подготовке таких циклов как "Соревнуются двое, выигрывают все". Стоит отметить, что сам процесс создания передачи уже способствует развитию настоящего соревнования, его подлинной гласности.
Больше всего, пожалуй, заметны уровень партийности, публицистичности и заинтересованности журналиста в своем деле, его подготовленности к роли пропагандиста в создании таких программ, как «Меридиан» на радио и «Меридианы Тихого» на телевидении.
Когда пришла пора создания самостоятельных контрпропагандистских программ, то и на радио и на телевидении появились свои "Меридианы", хотя по форме они были, в общем-то, не похожими один на другой, и дело не только в специфике радио и телевидения, а больше всего в личности тех, кто за него брался.
На радио это была Татьяна Павлова, журналист "с даром божьим", человек большой внутренней культуры и точным пониманием задач, которые, перед ней ставили, Павлова четко представляла, что при всех больших и малых обещаниях со стороны работников Дальневосточного пароходства и Дальрыбы, помощи от них большой не будет, надо надеяться на себя, на те возможности, которые предоставлены нам самим положением Приморское края. Программы "Меридиан" достаточно быстро приобрели своё лицо и стали популярными у радиослушателей. В тот период звукорежиссер Лариса Орлова тоже внесла большую лепту в создание программы своим оформлением, работала очень старательно и точно.
Такое четкое выстраивание программы "Меридиана" позволила ему жить многие годы даже и при очень значительной смене редакторов.
Иная обстановка сложилась на телевидении. Здесь каждый новый редактор видел программу по-своему и делал ее по-своему. Желтиков старался максимально использовать кинокадры, снятые за рубежом. Возможности использовать их были широкие, так как центральное телевидение посылало практически все пленки, прошедшие в программах ЦТ, в адрес нескольких комитетов, в том числе и Приморского. Такая практика нашла применение особенно при Викторе Феоктистове, в бытность его главным редактором информации. Правда, его "Голубые дороги" стали в какой-то степени телевизионной копией передач радиостанции "Тихий океан", и нацелены были, глазным образом, на моряков и рыбаков. Но выходили они регулярно раз в полмесяца дополнительно к текущим программам. Виктор Феоктистов выкладывался в первую очередь сам и не давал покоя другим работникам Главной редакции информации.
Потом передача "Меридианы Тихого" несколько раз вновь рождалась и тихо свертывалась, была даже попытка соединить несоединимое: передать программу под эгиду радиостанции "Тихий океан". Хоть и были в этом свои плюса, но минусов явно было больше, так же как и в создании объединенной редакции информации. Такой симбиоз всегда чреват определенными перекосами, и хорошо, что с этим перекосом сумели быстро справиться.
В конце концов было найдено совершенно правильное решение - создана самостоятельная редакция направленных передач во главе с опытным журналистом Анатолием Желтиковым, который в свое время начинал первые передачи "Меридианы Тихого".
Прием с расстановкой кадров снова был повторен и принес нужные плоды. Если добавить, что Желтяков начал новый цикл передач "Четвертая проблема", полностью отвечающий требованиям направленной пропаганды, то можно сказать, что редакция состоялась. Поток писем на передачи возрос во много раз, и теперь можно смело говорить о том, что телезритель принял эти передачи.
И еще об одном виде журналисткой практики хотелось вспомнить: на телевидении в период высокого напряжения шли не то, что нужную тему поднимали "всем народом". Это значит, что для цикла передач создали группу из сильных журналистов, освобождая их от другой работы или же цикл распределялся между редакциями и велся на протяжении длительного периода достаточно плотно и на должном уровне. Началось все это с подготовки передач, посвященных 60-детию Великого Октября. В группу тогда были включены Борис Шварц, Юрий Орлов, Ольга Кравцова. Когда же был найден ключ к передачам, тогда их стали готовить и отраслевые редакции.
Потом стали делать по такому типу цикл передач "Не проходите мимо", "Революцией мобилизованный и призванный", "От съезда к съезду”, "Как помочь делу" и другие, требовавшие усилий не одной редакции.
Естественно, что не всех журналистов и режиссеров радует такая практика, но другого средства сосредоточить столь мощные силы на направлении главного удара, в наших условиях не придумаешь. Да, наверное, и придумывать не надо, коль скоро практика эта оправдалась.
За двенадцать лет много воды утекло. Пришлось поработать со многими журналистами, режиссерами. Одни остались на всю жизнь в памяти, других трудно уже вспомнить. Со временем сотрутся в памяти многие имена, а ведь хочется, чтобы память о людях, отдавших частицу жизни радио и телевидению, осталась хотя бы на бумаге. Владимир Яковлевич Абрамов, Петр Матвеевич Герцев, Олег Александрович Чекризов, Иван Яковлевич Барышаев, Борис Алексеевич Малышев, Нора Романовна Коварская, Леонид Маркович Субботенко, Зоря Львовна Уманская, Григорий Петрович Сорокин, Татьяна Владимировна Павлова, Лидия Александровна Гулай, Алла Сергеевна Прозорова, Геннадий Иванович Петелин, Виниций Иванович Емельянов, Аэлита Николаевна Шигина, много других товарищей! и работающих в других организациях и ушедших от нас навсегда - все это люди, ставшие частицей славной истории Приморского радио, определившие его настоящее и будущее."
И.Гурко,
главный редактор Главной редакции
общественно-политических передач.