Зачет по акустике
Вспоминает автор проекта Дома радио во Владивостоке Валерий Константинович Колмаков
- 60-е годы были периодом строительства Большого Владивостока. Не удивительно, что при таком большом объеме работы ряд серьезных проектов поручался начинающим специалистам. Дом радио стал первым самостоятельным проектом для меня, недавнего выпускника Московского архитектурного института. Так уж совпало, что и прорабом на этой стройке был молодой человек - выпускник ДВПИ Семен Кривоногов, для которого Дом радио также стал первой стройкой.
Получив задание, я мало понимал, что такое радиовещание. Кроме зачета по акустике у меня за душой не было никаких специальных знаний в этой области, а проектирование радиодома предполагало много специфики, особенно в вопросах акустики. В Москве был такой институт – «Гипрокинополиграф», там собрались специалисты по возведению Домов радио, телецентров, и я часто с ними советовался, но по ходу строительства нам встретилось столько осложнений, что в итоге пришлось всю акустику делать самостоятельно.
По технологии и концертные студии, и речевые кабины, и аппаратные, и комната «Эхо» требовали определенных параметров даже в воздухообмене, вентиляции. Для этого потребовалось делать камеру кондиционирования, о котором тогда еще мало кто слышал. Чтобы изолировать от внешних шумов речевые студии, их надежно защитили от дверей до окон. Надо было также предусмотреть возможное влияние подземных толчков, уличного автомобильного движения. Перед нами встал и такой вопрос, как на ограниченной площади Дома радио совместить столь шумные помещения, как столовая, концертный зал, камера для кондиционирования воздуха с речевыми студиями, в которые не должен проникать никакой звук.. Специальных отделочных материалов у нас поначалу не было, но помогли местные власти: для Дома радио из Германии пришли матрасы из стекловолокна – для заполнения стен в целях звукоизоляции. В качестве облицовочного материала для студий мы использовали дальневосточную березовую фанеру. Ее перфорировали на специальных станках, чтобы звук не отражался на микрофон от гладкой поверхности, а глушился заполнителем, размещенным внутри двойных стен.
Мы приступили к строительству Дома радио, не имея еще готового проекта. Он дорабатывался уже на участке, и многие вопросы решались на ходу. Это приводило порой к досадным казусам. Вышло, например, так, что по планировке внутри было две параллельные несущие стены: коридор отделялся от рабочих помещений. И вот крановщик, который подавал наверх, на второй этаж, панели перекрытий, обнаружил, что панели не опираются на стены, т.е. коридор был сделан шире. Пришлось разобрать стену второго этажа, чтобы исправить ошибку.
В Доме радио предусматривались помещения для самых разных нужд: даже комната «Эхо» – абсолютно изолированное помещение для особых записей. В этой комнате звук на микрофон доходит одинаково из любого места благодаря особому устройству, в том числе железнению стен и отсутствию прямых углов. Правда, в дальнейшем эта комната так и не нашла применения, и в ней устроили кладовку.
Протокол акустических измерений, произведенных в новом Доме радио, пошел в Москву с оценкой «удовлетворительно». Потом меня попросили исправить акустику для Домов радио в Воронеже и Риге, где никак не удавалось доьиться нужных параметров. После строительства Дома радио во Владивостоке я многое понял из того, как на месте можно решать самые сложные вопросы, если люди заражены единой целью. С.В.Юрченко, В.С.Безручко, П.Ф.Марченко, В.А.Евтушевский, А.С.Квач и многие другие, включая дикторов и сотрудников радио, - все мы были единомышленниками и помощниками друг другу.
Институт «Приморгражданпроект» был награжден за Дом радио Дипломом 1 степени. Мне в 1965 г. было присвоено звание Почетный работник министерства связи.