История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Смахтинов Николай Николаевич
Должность:
Режиссер телевидения, внештатный кинооператор
Работа в ГТРК:
1963 - 1965 гг.
Биография:

Режиссер, кинооператор, актер и театральный педагог Николай Николаевич Смахтинов. Работал в штате Приморского комитета по радиовещанию и телевидению всего полтора года. Запись в Трудовой книжке свидетельствует, что на должность режиссера третьей категории он был зачислен 3 сентября 1963 года, а освобожден от занимаемой должности по собственному желанию 18 марта 1965-го. Но, если верить копиям удостоверений, то как внештатный кинооператор Смахтинов сотрудничал и с Дальтелефильмом, и с Владивостокским телевидением почти до самой своей смерти в 1977 году. Люди, знавшие его, говорят, что Смахтинов по жизни не расставался с кинокамерой.

К сожалению, работы Николая Николаевича до нас не дошли, хотя он сотрудничал с Приморским телевидением, студией "Дальтелефильм" с 1963 года и до конца жизни. Но название, как минимум одного его фильма, нам известно и очень может быть, что со временем мы его найдем.  Фильм этот, который называется «Сквозь годы», был снят Владивостокской студией телевидения в 1966-м году к столетию города Уссурийска. Николай Смахтинов работал на нем автором сценария и режиссером, а оператором – Леопольд Борисенко. Очень может быть, что фильм этот был одной из студенческих работ Николая Смахтинова, который как раз в это время учился на режиссера телевидения на театральном факультете Дальневосточного института искусств во Владивостоке.

Документы, которые после смерти Смахтинова в 1977-м году сохранил один из его учеников Виталий Сизоненко, рассказывают о нем как о человеке талантливом и жадном до жизни и впечатлений. Он был актером, театральным и кинорежиссером, кинооператором, сценаристом, поэтом и педагогом, дружил со многими известными людьми. На одном из последних снимков он запечатлен в компании самых близких своих друзей – директора Владивостокской школы-интерната Николая Николаевича Дубинина и декана театрального факультета Дальневосточного института искусств Сергея Захаровича Гришко.

Согласно творческой натуре сложилась и богатая биография Смахтинова.

Со школьной скамьи в 194-м году он сразу ушел на фронт. Вот он стоит крайним слева на групповом фото учеников 9-го класса Краснодонецкой средней школы 5 июня 1941 года. И всего через год, как следует из его красноармейской книжки, 15 июня 1942 года он уже числился рядовым автоматчиком 571-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии и принимает присягу 1 августа 1942 года. Из этой же книжки мы узнаем о его фронтовом пути, его военных специальностях и наградах. Даже о размерах его военной формы. Но самое интересное – это его фронтовой дневник, в котором вопреки ожиданиям очень мало рассказывается о военных операциях, но очень много о чувствах, мыслях и повседневных хлопотах молодого солдата. Через много лет замечательных этот дневник полный записей и фотографий ляжет в основу цикла видеопрограмм, подготовленных воспитанником и другом Николая Смахтинова Виталием Сизоненко. Вот тут их можно найти и посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=mhDmiifxkls

После войны с 1947-го по 1951 год Н. Смахтинов учился в Одесском театральном училище, после окончания которого получил диплом и актера театра и кино. Вероятно, как бывший фронтовик он был направлен на работу в Драматический театр Приморского военного округа, который располагался в городе Уссурийске, в котором прослужил без малого 4 года. Затем один сезон отработал в ансамбле ростовской областной филармонии, вернулся в Уссурийск, где параллельно с работой в театре ПВО ставил спектакли в народном самодеятельном театре и преподавал в Уссурийском культпросветучилище. После окончания в 1968 году Дальневосточного института искусств он даже уехал в Крым, во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», где работал кинорежиссером. В 1970-х годах служил во Владивостоке старшим преподавателем кафедры актёрского мастерства театрального факультета Дальневосточного института искусств и директором Клуба кинолюбителей при Приморском краевом Доме художественной самодеятельности.

Документальный фильм Николая Смахтинова к 100-летию Уссурийска «Сквозь годы» (Дальтелефильм, 1966 г.)

 

ПУБЛИКАЦИИ

Дневник фронтовика

Сергей Семенов

К началу войны Николай Смахтинов успел только закончить девять классов. Солдатом он стал, когда исполнилось восемнадцать. Присягу принял 1 августа 1942 года. Вчерашнему школьнику пришлось постигать страшную науку убивать. Совсем не о том мечтал он и его сверстники. Но не овладей в совершенстве боевыми навыками, был бы убит сам, а значит не смог защитить своих родных, любимых, свой народ, страну, Родину… И в выпавшем на его долю солдатском ремесле рядовой Николай Смахтинов стал мастером. Лучшим тому подтверждением стала медаль «За отвагу» (напомним, ей награждали бойцов за личное мужество и отвагу в борьбе с врагом).

Фронтовые реалии с постоянным риском, подстерегающими смертельными опасностями, тяготами и лишениями боевой обстановки кажется должны были убить всё светлое и доброе. Но человек и в правду ко всему привыкает, даже к тому, что противно его природе. Только молодой красноармеец Смахтинов даже в окружении ужасов войны смог остаться романтиком. И это вовсе не красивые слова, в их истинности красноречивее всего убеждает дневник, который вёл 20-летний юноша. Этот уникальный документ рукописных свидетельств очевидца, к тому же обильно подкреплённых фотографиями, сделанными автором или его однополчанами, к счастью, сохранился, и мы можем познакомиться с его потрясающим содержанием. Волею судеб дневник фронтовика попал в руки Виталия Сизоненко.

Познакомившись с таким драгоценным даром, он справедливо рассудил, что негоже держать дневник в домашнем архиве. Правду о войне из первых рук двадцатилетнего героя должны знать все, этот истинный документ эпохи необходимо сделать общедоступным, познакомить с его содержанием нынешнее молодое поколение, слабо представляющее реалии той жизни.  

Рядовые будни

Фиксировать происходящее с ним и его боевыми товарищами, записывать свои мысли Николай Смахтинов стал далеко не сразу, как оказался на передовой. Но, видимо, потребность сохранить в памяти самые мельчайшие подробности фронтовых будней или казавшиеся незначительными события солдатской жизни оказалась сильнее усталости, бытовой неустроенности и дорожных передряг. Его дневник – это записи за 1944 и 1945 годы. Причём, не разрозненные, сделанные на каких-то отдельных листах, а такой серьёзный альбом (скорее всего боевой трофей), солидный фолиант. И что удивительно, его страницы обильно снабжены фотографиями, иллюстрирующими записи.

Только собственно о войне, свисте пуль, боевых действиях Николай Смахтинов пишет редко.

- Мы ждём от военного дневника описания сражений, пафосных слов, рассказов о подвигах и трудностях. А оказывается, и тогда юношей волновало и заботило совсем другое: любовь, смысл жизни, красота окружающего мира, – рассказывает Виталий Сизоненко.

Всё же и про военные будни также есть в записях.

Из дневника Николая Смахтинова:

«Январь 1945 года. С каждым днём всё труднее и труднее уличные бои. Немцы получили приказ сражаться насмерть, но мадьярские солдаты не хотели умирать под стенами Будапешта, они партиями сдавались в плен, иногда партии достигали больше тысячи. Они шли по улицам своей столицы, потупя головы, истощённые и бессильные, заросшие и грязные. Всё плотнее сжималось кольцо… Ещё с большим отчаяньем защищались фрицы. Они терзали на куски наших пленных. Митя ходил фотографировать наших замученных бойцов, которые попали в плен к этим извергам…»

Но практически в каждой своей записи, которые он делал урывками, в самых неподходящих для этого условиях, Николай Смахтинов вспоминал о своей любви – Лёле: «писал письмо Лёле», «думал о Лёле…»

- Меня просто поразила эта внутренняя чистота автора. И тогда я решил рассказать об этом удивительном человеке и показать войну так, как, возможно, её ещё никто не показывал. Войну, которая была лишь фоном для жизни. Для мечты о будущем, – рассказывает Виталий Сизоненко.

«Война. Молодость. Любовь»

Вместе с группой разновозрастных друзей-единомышленников (самому взрослому в этом году 60, самому молодому в три раза меньше) Виталий Сизоненко создал серию коротких, шестиминутных видеосюжетов о Николае Смахтинове и его дневнике под общим названием «Война. Молодость. Любовь», которые разместил на YouTube – первый ролик про Николая Смахтинова доступен к просмотру по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=mhDmiifxkls, канал Виталия Сазоненко на YouТube: https://www.youtube.com/channel/UCil5AHp-jKoOqdw88mzr

Свой военный мини-сериалавторская группа в сорставе: автор Виталий Сизоненко, режиссёр Анна Шаброва, оператор Павел Филатов, режиссёр монтажа Наталья Голицынская, закадровый голос Евгений Шакиров, музыка Николай Новиков – делают на голом энтузиазме, используя собственную технику, а также добрую помощь друзей и коллег, предоставляющих для съёмок студию.

Видео-микросериалу «Война. Молодость. Любовь» предшествовал моноспектакль памяти педагога, актёра и человека, солдата Победы Николая Смахтинова «Дневник. Записи фронтовика», который Виталий Сизоненко представил на Ночь музеев ещё в 2015 году в тогда Приморском государственном объединённом музее им. В.К. Арсеньева.

Кстати, дневник фронтовика Виталий Сизоненко предлагал музейщикам для самого широкого продвижения уникального документа. Хранители истории края согласились взять, но лишь для сохранения в запасниках и возможного использования в будущем. Такой вариант не устроил, и Виталий решил самостоятельно рассказать о дневнике и его авторе. В итоге появился видео-сериал о войне, молодости и любви.

Такое уникальное документальное свидетельство, особенно в год 75-летия Победы, следует демонстрировать на всех телеканалах, рассказывать о дневнике и его авторе в школах, музеях, в средствах массовой информации, издавать книги, транслировать любым возможным способом… Но пока всё держится исключительно на энтузиазме Виталия Сизоненко и его бескорыстных единомышленников. Из тех, к кому обращался наследник дневника фронтовика за помощью и поддержкой, заинтересованно откликнулась лишь Российская государственная библиотека, бывшая Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина

Из дневника Николая Смахтинова:

«4 апреля 1945 года. Вечером пошёл в кино. Демонстрировался фильм «Сердца четырёх». Когда я смотрел кино, я забыл обо всём окружающем и полностью отдался картине. До чего интересная и смешная картина. Очень большое впечатление произвёл фильм на меня. И навряд ли когда-нибудь забуду его. Эх, молодая жизнь! Молодость и любовь! Да разве мне в такие годы воевать? Мне бы учиться, петь, резвиться, танцевать, играть, любить и ревновать. Но нам война навязана...»

 

Эх, им бы любить, резвиться, ревновать...

Любовь Берчанская

(Газета «Владивосток», 3 июня 2015 г.)

Одним из самых интересных событий прошедшей во Владивостоке Ночи музеев стал моноспектакль «Дневник. Записи фронтовика», исполненный актером Виталием Сизоненко для посетителей музея имени Арсеньева.

В свое время в руки Виталия попал дневник известного в Приморье актера, режиссера, сценариста, педагога Николая Смахтинова. Датирован дневник 1944-1945 годами. Документ уникальнейший: живые впечатления бойца, освобождавшего Европу от фашизма. На основе этих дневниковых записей и создал Виталий свой моноспектакль.

- У меня в руках фотография, на ней три друга, три человека, оказавшие влияние на мою жизнь, - говорит Виталий Сизоненко. - Николай Дубинин - директор интерната, в котором я провел школьные годы, мой учитель. Сергей Гришко - декан театрального факультета института искусств, в котором я учился. И Николай Смахтинов - актер Уссурийского театра, к которому я, мальчишка из интерната, ездил в выходные, на каникулы. Тоже в каком-то смысле мой учитель и почти родной человек. Нас познакомил Николай Дубинин. Однажды он спросил меня: «Поедешь в гости к моему другу?» Конечно! Я жил в семье Смахтинова и долгое время даже не знал, что он фронтовик. Тогда многие не любили говорить об этом. Но я всегда восхищался тем, как Николай Смахтинов прожил жизнь, каким он был... И когда много позже мне в руки попал его военный дневник, где были не только записи, но и фотографии (с фото- и кинокамерой Николай Смахтинов почти не расставался), решил, что такое ценное живое свидетельство не может быть утеряно, забыто, заброшено.

Дневник Николая Смахтинова действительно уникален. Ведь его писал не умудренный жизнью человек, ушедший на фронт уже мужем, отцом. Не закаленный в идеологических боях партработник. Нет, Коля Смахтинов в 1941 году окончил только 9-й класс. Воевать он ушел, когда исполнилось 18, а в 1945-м ему было всего 20 лет. Молодость, бурлящая молодость, которой не может помешать даже война... Поэтому гораздо больше он пишет о житье-бытье, о девушках, о своей любви к оставшейся на родине красавице Леле, о том, что видит, о чем мечтает. И очень мало - о героическом и пафосном, о боях и сражениях. Потому что война для него - обыденность...

Из дневника Николая Смахтинова:

«4 апреля 1945 года. Вечером пошел в кино. Демонстрировался фильм «Сердца четырех». Когда я смотрел кино, я забыл обо всем окружающем и полностью отдался картине. До чего интересная и смешная картина. Очень большое впечатление произвел фильм на меня. И навряд ли когда-нибудь забуду его. Эх, молодая жизнь! Молодость и любовь! Да разве мне в такие годы воевать? Мне бы учиться, петь, резвиться, танцевать, играть, любить и ревновать. Но нам война навязана».

Николай Смахтинов был награжден самой почетной, самой «солдатской» медалью - «За отвагу». Он воевал рядовым, был стрелком, автоматчиком, служил в разведке. Вот за одну из разведопераций и получил он свою медаль. Судя по наград-номулисту с простым описанием подвига («...автоматным огнем поддержал захват языков»), видно, что воином Николай был хорошим.

Виталий Сизоненко проделал грандиозную работу. Переснял множество фотографий, сделанных Смахтиновым, расшифровал и оцифровал дневник.

- Ближе к концу войны Николай с сослуживцами при разведдивизионе организовали парткабинет - нечто вроде кабинета наглядной агитации, библиотеки и агитбригады, - рассказывает Виталий Сизоненко. - Входили в города и села вторым обозом, устраивали концерты и представления, выезжали на передовую - словом, поддерживали моральный дух бойцов. И общались, конечно, с гражданским населением... Николай писал обо всем, что видел, делал, думал. Война для него - фон, к которому привыкаешь. И это, возможно, самое удивительное для нас сегодняшних. Мы ждем от военного дневника описания сражений, пафосных слов, рассказов о подвигах и трудностях. А оказывается, и тогда юношей волновало и заботило совсем другое: любовь, смысл жизни, красота окружающего мира...

Из дневника Николая Смахтинова:

«Январь 1945 года. С каждым днем все труднее и труднее шли уличные бои. Немцы получили приказ сражаться насмерть, но мадьярские солдаты не хотели умирать под стенами Будапешта, они партиями сдавались в плен, иногда партии достигали больше тысячи. Они шли по улицам своей столицы, потупя головы, истощенные и бессильные, заросшие и грязные. Все плотнее сжималось кольцо... Еще с большим отчаяньем защищались фрицы. Они терзали на куски наших пленных. Митя ходил фотографировать наших замученных бойцов, которые попали в плен к этим извергам.

...В конце месяца нам пришлось поработать маленькой группой. Мы, в количестве пяти человек, обслужили несколько подразделений. Я читал А. Толстого «Русский характер». Один раз ходили на передний край. Подходили мы уже к одному большому зданию, в котором намечался концерт. Нас предупредили о том, что здесь улица простреливается немцами. Перебежкой один за одним достигли мы дома.

С воем проносились через голову мины и снаряды, а после нас был ранен один артиллерист-капитан. Его ранил снайпер. Он остался в этом доме дожидаться темноты. Перед началом концерта у самого окна разорвалась мина, последние стены разорвались в куски. Несмотря на эти обстоятельства, мы дали концерт, после чего выпили вина и закусили за приглашенным столом. Так часто обслуживали мы подразделения. К этому времени уже вернулась остальная наша группа. Начались опять репетиции и занятия».

Обо всем, что видел, в своем дневнике Николай Смахтинов писал честно. В том числе и о том, как легко на войне относились к случайному сексу, и о том, как один крестьянин предлагал свою дочь солдатам...

Из дневника Николая Смахтинова

«Апрель 1945 года. Я не ожидал такого сюрприза, кажется, что я, наверно, изменился в лице. Мне это все не понравилось, от этого пахло проституцией, по всей вероятности, девушка была одной из обыкновенных проституток...»

Эти бытовые эпизоды в дневнике соседствуют с историей любви самого Николая. О своей девушке Леле он пишет нежно и светло, очень искренне. Практически каждая запись завершается словами «писал письмо Леле...», «думал о Леле...».

- Вы заметили, какая, при всей обычной жизненной грязи, внутренняя чистота живет в этом дневнике? - замечает Виталий Сизоненко. - Меня это просто поразило. Именно это я решил показать в своем моноспектакле. Рассказать об этом удивительном человеке и показать войну так, как, возможно, ее еще никто не показывал. Войну, которая была лишь фоном для жизни. Для мечты о будущем.

Сегодня в руках актера Сизоненко богатейший, уникальный исторический материал. Что с ним делать, Виталий еще только решает. Но в каком-то смысле он уже выполнил свою сверхзадачу. Воздвиг в буквальном смысле нерукотворный памятник человеку, которым всегда восхищался...

Из дневника Николая Смахтинова

«9 мая 1945 года. Ура! Ура! Сто тысяч ура! Победа! Победа! Кончилась война! Германия капитулировала! То там, то тут раздавались возгласы и крики. Да, сегодня действительно кончилась война. Я встретил этот день как обычный. Для меня не оказалось это неожиданным явлением, так как я это чувствовал и ждал с каждым днем после падения Берлина. Этот день мы не собирались справить, так как мы выехали в путь. Я даже не смог написать ни одного письма, ни одной открытки...

Я мысленно представил себе, как встретили этот день в тылу нашей Родины. Я представил каждую честную девушку, пишущую в этот день поздравительное письмо на фронт другу или товарищу.

Ночью мы спустились в лощину, где был настоящий огненный фейерверк. Десятки ракет взлетали в воздух, рассыпаясь на мелкие цветные ракетки. Это была ночь торжества. Было светло как днем. На душе было какое-то бодрое настроение, от которого хотелось кричать. Мы спускались медленно, на тормозах, так как спуск был большой и крутой. Когда мы въехали в это большое село Биркфельд, я заметил на дворах горящие, электрические лампы. Этому я удивился. «Никакой маскировки», - подумал я.

Кончилась война. По всему селу, в разных местах, слышны были русские песни. Это веселился русский солдат после четырех лет ожидания. Это пела Победа».

Фото предоставлены Виталием СИЗОНЕНКО