Должность:
супермеханикРабота в ГТРК:
1960-е - 1980-е гг.Биография:
Вместо биографии
Как бы создатель и смотритель Виртуального музея Приморского радио и телевидения ни старался, но распознать на старых фотографиях всех попавших в кадр сотрудников Комитета удается ему далеко не всегда – далеко не все они остались в памяти коллег, далеко не все попадаются на фотографиях более одного-двух раз. Но встречаются особенные лица, которые невольно привлекают внимание тем, что выделяются из окружающих. Так было с высоким худощавым усачом, попавшимся мне на глаза первый раз на очень известной фотографии конца декабря 1956 года, где коллектив ВСТ сфотографировался с олимпийцами Мельбурна. Затем он «возникал» еще неоднократно на разных снимках, но опознать его не мог никто, пока, наконец, я не увидел «усача» на снимке в одной из юбилейных исторических телепередач Елены Сорокиной к 45-летию Приморского ТВ. На руках у него был ребенок, а рядом с ним стояла и глядела на него влюбленными глазами не кто-нибудь, а первый диктор Владивостокской студии телевидения Галина Торчинская. Ну, кто же это еще мог быть кроме Марка Торчинского – репортера краевой газеты «Красное Знамя», что тут же и подтвердила Лена Сорокина.
Лицо, которое вы видите на этой странице – другого типа, но не менее притягательно. Не знаю почему, но мне сразу увиделась в нем полная достоинства уверенность мастера – человека очень умелого в своей области, а потому очень спокойного. Когда я увидел его на старом фото в первый раз, то сразу подумал, что он не журналист, не редактор, не режиссер и даже не звукооператор – рабочая косточка… Но и на ассистента, помощника, осветителя, постановщика декораций он тоже похож не был. Скорее, на токаря очень высокого разряда.
Оказалось, что Петр Григорьевич Лепетухин действительно был мастером своего дела – мастером-киномехаником, а точнее супермехаником!
Вот что написал мне о нем по моей просьбе кинорежиссер Владимир Григорьевич Патрушев:
«Расскажу предысторию. Начало 60-х годов. Еще во времена Чернышева. Идет съемка первомайской демонстрации. Режиссер Альберт Евгеньевич Масленников, оператор Алексей Афанасьевич Дорохов. Снимают речь первого секретаря на синхронную камеру. И вдруг!!! Камера зажевывает пленку. Съемка остановлена, но как вы понимаете, событие продолжается… Срочно в полевых условиях исправляют кассету.
– Алиберт Егенич, – громогласно кричит оператор, – дубель два…
Все в ауте...
Так вот, чтобы подобная история в дальнейшем не повторялась, начальством ВСТ было принято решение закрепить за синхронной камерой специального человека для ее обслуживания, и наречь его СУПЕРМЕХАНИКОМ.
Так вот Петр Григорьевич Лепетухин был очень надежным супермехаником. Он ухаживал за камерой, как снайпер за своим высокоточным оружием: чистил смазывал, собирал-разбирал комплект. Оператору оставалось только выбрать кадр и нажать на кнопку. Камера у Петра Григорьевича никогда не отказывала. И делать «дубель два» не было никакой необходимости…
Петр Григорьевич был замечательным человеком. Он работал на моих фильмах два или три раза. В Дальнегорске на фильмах «Постижение камня» и «Хозяева рудной горы», в Находке на фильме «Большому кораблю». В Находку он привозил камеру на электричке. Во Владивостоке его загружали в поезд, в Находке мы его встречали. После окончания синхронных съемок отправляли обратно. Там у нас произошел казус. Мы уже погрузили аппаратуру, а там ее 300 кг (камера, боксы, тяжелый штатив и т.д.).
– Ну, Петр Григорьевич, передавайте привет Владивостоку…
– Какому Владивостоку? – пробурчал мужик на соседней скамейке, – электричка идет в другую сторону, по ту сторону бухты, через три минуты отчалит… Ваша электричка с другой платформы.
Не помню, как мы разом похватали все сундуки, выскочили на перрон… Поезд тронулся… Петр Григорьевич даже глазом не моргнул. Посадили мы его на правильную электричку и отправили домой. А ведь Лепетухину тогда уже было много лет. Он помнил еще дореволюционный Владивосток, помнил еще немое кино. Он рассказывал, что пацанами они нашли коробку с кинопленкой и раскатывали ее по шпалам железной дороги. Было весело…
Жил Петр Григорьевич Лепетухин с женой в гостинке, в одном доме с Володей Кирилловым и Олегом Канищевым. Он мало что рассказывал о себе, да и мы не сильно расспрашивали. А жаль...