История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Корляков Александр Михайлович
Должность:
Кинооператор Владивостокской студии телевидения и студии "Дальтелефильм"
Работа в ГТРК:
Около 1960 - 1990 гг.
Программы и фильмы:

Фильмы студии «Дальтелефильм»:
1973 г., «Цемент», автор В. Кнапп, режиссер Л. Сафрошин;
1974 г., «Весла на воду», автор Г. Сорокин, режиссер Л. Сафрошин;
1976 г., «Инженеры», автор И. Гурко, режиссер Л. Сафрошин;
1977 г., «Увлеченность», автор А. Степанов, режиссер Л. Сафрошин;
1977 г., «Уходят в отпуск капитаны», автор В. Удовиченко, режиссер Л. Сафрошин;
1980 г., «Всходы», авторы Л. Головачева и Л. Сафрошин, режиссер Л. Сафрошин;
1981 г., «Постижение камня», автор В. Кнапп, режиссер В. Патрушев;
1982 г., «Капитан Коновалов», авторы Ю. Летягин, В. Ткачев, П. Шварц, режиссер Ю. Летягин;
1982 г., «Профессия – геолог», авторы В. Засельский, К. Шацков, режиссер К. Шацков;
1983 г., «Зависит от нас самих», авторы Л. Сафрошин и А. Пушкарь, режиссер В. Патрушев и другие…

Биография:

Рассказывает кинорежиссер Владимир Патрушев:

Коренастый, среднего роста мужчина, уверенно держащий в руках кинокамеру, - таков общий портрет оператора студии Дальтелефильм Александра Корлякова. Звезд с неба, как некоторые, он не хватал, но зато, в отличие от многих звезд, был очень надежным и стабильным работником на всех фильмах, на которых мне довелось с ним работать. Их было пять…

«Постижение камня» 1981 год - первая наша совместная работа. Съемки были трудные: в шахте, на предприятиях Бора и Дальполиметалла, на зимней натуре, - все они были преодолены достойно. Дело в том, что у Корлякова был взрывной характер, и зачастую в шахматном поединке с Лешей Сафрошиным дело доходило чуть ли не до драки. Но вот мы с ним на удивление ладненько сработались - ни на одном из фильмов у нас не было ни единого конфликта. Со мной он был спокоен и изобретателен, для съемок минералов в геологическом музее Саша раздобыл где-то вращающийся столик и набор цветных фильтров, что очень оживило съемки очень неживых объектов.

Запланирована была у нас съемка крупного взрыва в карьере. 40 тонн взрывчатки. Тщательно готовимся к съёмке. Нужно определить безопасную точку, порой на большое расстояние может прилететь негабарит – булыжник весом с тонну. Нам предлагают две точки для съемки. На первой точке Саша смотрит, что-то про себя бормочет, потом отрицательно мотает головой. Переходим на вторую точку – Саша ее одобряет. Вторая проблема. В камере пленки на две минуты. Как не прозевать начало взрыва. Саша придумал. Взрывники запускают взрыв с помощью бикфордова шнура длиной достаточной, чтобы взрывники успели уехать с места взрыва. Так вот, Саша потребовал, чтобы они отрезали шнур такой же длины, одновременно подожгли оба, и второй шнур привезли к кинокамере. Скорость горения шнура одинаковая, как второй шнур догорит – запускаем камеру. Так и порешили. Видим, как с места взрыва едет ГАЗ-66 с взрывниками, а сзади по камням скачет огненный хвост бикфордова шнура. Привезли шнур, когда до взрыва оставалось еще несколько минут, но Саша, почувствовав толчок под ногами, досрочно включает камеру и ему удается снять начало взрыва, а шнур еще продолжает гореть. Оказалось, что взрывники для нас сделали шнур немного длиннее, что чуть не сорвало редкую съемку, и только операторская интуиция спасла положение. Вова Кириллов хотел записать звук взрыва, но получилось: «пук» и тишина… Взрывной волной залепило мембрану микрофона. А на место, которое нам предлагали первым, прилетел негабарит весом в 500 килограммов. Выходит, что Саша и съемку спас, и наши жизни.

«Зависит от нас самих» 1983 год. Фильм о директоре совхоза «Партизанский» Плотникове. Нам нужно было снять планерку у директора. Назначаем время съемок. Ставим огромную синхронную камеру, свет – все как положено. Собираются участники планерки, в парадных костюмах, при галстуках, разве что не наодеколонены.  Видя это дело, я даю знак Саше, что снимаем «на голубую». Он все сразу понимает. Съемка «на голубую пленку» на языке киношников называется – имитация съемки, дефицитная пленка при этом не тратится. И так три планерки подряд снимаем «на голубую», пока на нас перестали обращать внимание, появились в рабочей одежде и горячо стали обсуждать свои проблемы... Вот тогда и заработала камера. Это сейчас, при видеосъемке, пленку экономить не надо, а раньше при соотношении 1:4 приходилось прибегать к различным ухищрениям. Я узнал, что главного агронома наградили золотыми часами ВДНХ. Готовимся к съёмке, договариваюсь с Сашей, что поначалу я буду говорить с героем о всяких пустяках, а когда я задам коронный вопрос про часы, открою блокнот – ты включаешь камеру. Наступает момент Х, открываю блокнот и спрашиваю агронома: «Который час?», в надежде что он посмотрит на часы, а я тут же спрошу об истории этих часов. Агроном задумчиво смотрит на небо и говорит: «15 часов 10 минут». Смотрю на свои часы – точно! «А как?» «Мне часы не нужны, я время по солнышку определяю», - улыбнулся он. Готовили одно, а получилось другое, более интересное.

Саша был человеком добродушным, но подколов не понимал. Едем на съемку, подъезжаем к станции заправки горючего… «Вот сейчас и закурим», - шучу я, потирая руки. «Да, вы что, - серьезно возмущается Корляков, - на бензозаправке курить запрещено!». «Ладно не будем…» На следующий день подъезжаем к станции заправки горючего: «Вот сейчас и закурим», - шучу я, потирая руки. «Да, вы что, - серьезно возмущается Корляков, - на бензозаправке курить запрещено!» Больше мы над ним не шутили.

Должен заметить, что оба эти фильма были отмечены медалями ВДНХ: Саша Корляков получил бронзовые медали, режиссер Патрушев – серебряные, а председатель комитета Валентин Ткачев – золотые. Предполагаю, что к этим медалям могла быть и какая-то премия, но об этом история умалчивает.

«Атомная на краю Ойкумены» 1986 год. После Чернобыля прошел год.  Задание – успокоить народ, показав безопасную АЭС. Это Билибино. Сценарий магаданского журналиста редакцию ДТФ не устраивает. Посылают меня на разведку и на написание сценария. Работаю, пишу, холодно. Потом приезжает съемочная группа: оператор Саша Корляков, асс. оператора Гена Шаликов, свет - Валера Скомороха, звук - Юра Козлов. Снимаем в поселке, на золотодобыче, снимаем отстрел волков. Допуска на АЭС пока нет. Тамошние секретчики привыкли к тому, что отснятый видеоматериал им предъявляют для просмотра сразу после съемки. Объясняю, что киноматериал можно посмотреть только после проявки. Находим компромиссный вариант: на съёмках будет находится сотрудник 1 отдела и до нажатия гашетки на камере смотреть в объектив. Саша на съемках внутри станции все время нервничал, особенно, когда снимали интервью прямо вблизи реактора. Он все время торопил нас, а когда вышли за пределы станции, облегченно вздохнул. Только потом, после кончины Корлякова, я узнал истинную причину его беспокойства. Выяснил, что служил он на атомной подводной лодке и очевидно схватил какую-то дозу облучения, а может, как человек очень впечатлительный, думал, что схватил. Саша вообще был человеком не без странностей. При внешней брутальности внутри него сидел маленький ребенок, который всего опасался. К примеру, он говорил, что после мытья посуды ее нельзя протирать чайным полотенцем, микрочастицы остаются на поверхности посуды, и это вредно для организма. Посуду надо сушить.

Вспоминаю еще один эпизод. В 1973 году на экраны вышел фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Ажиотаж был огромный, достать билеты в кинотеатр было сложно. Сашка тоже хотел посмотреть это кино. И мы с ним пошли на дневной сеанс в «Уссури». При помощи моего удостоверения Союза кинематографистов СССР у администратора я взял два билета на балкон. Кино захватило Сашу целиком. Можно было поставить камеру и параллельно снимать другое кино – реакцию Корлякова на происходящие события в фильме. В одном из кульминационных эпизодов, когда сообщают о гибели Ромео, он ойкнул на весь зал, и это был такой горестный выкрик, будто умер его ближайший родственник. Чувствительный человек! Вот такой оператор мне и потребуется в дальнейшем для фильма о женах летчиков.

«В далеком дальнем гарнизоне» 1986 год. Сценарий Михаила Поборончука. Эпиграфом к фильму Миша взял строчку из стихотворения Константина Симонова «Поделись со мною счастьем офицерская жена…» Строчка двусмысленная, но дает ключ к интонации фильма.

Немного предыстории. Когда-то, в 1965 году, в течении года я монтировал новости. Иногда попадал сюжет, снятый на швейной фабрике «Заря». Так вот, если материал снимал Аркадий Чешков, женщины на экране выглядели некрасивыми. Где он только таких находил. Когда снимал на той же фабрике Коля Назаров, девки были одна краше другой. Все зависит от глаза оператора. Для съемок в гарнизоне я Назарова взять не мог – он был в опале, а вот Корляков с его чувствительностью вполне подходил. Такое кино и получилось: о красивых и несчастных женах летчиков в далеком гарнизоне. Потом на меня кто-то пожаловался в газету, что я занимаюсь лакировкой действительности, не показываю недостатки и помойки. Пришел на студию журналист, разбираться. Я ему ничего не стал объяснять. Со склада привезли картину, поставили на экран. Он посмотрел, молча кивнул головой и ушел. Это кино два или три года подряд показывали на 8 марта по Центральному телевидению.

«Я дойду до полюса» 1990 год. Фильм снимали два оператора Саша Корляков и Коля Назаров. Руководил съемками сам автор Михаил Поборончук. Это единственная картина, где я не готовил съемки, а работал только на монтаже. Для Саши это был последний год работы в Дальтелефильме. Он принял участи в съемках еще двух картин: «Граф» Орлов из хутора Морозовка» и «День, когда приплыла рыба», а после его схватил недуг, самый страшный для оператора – он начал терять зрение. Очевидно все-таки аукнулась служба на атомной подводной лодке.

Жил Саша на Тихой, по соседству со мной. Спустя несколько лет я встретил его на улочке. Он брел с палочкой – совсем уже плохо видел. Меня он не разглядел, но по голосу узнал. «Мне все осточертело, - горестно произнес он, - не хочу больше жить» …

Это была наша последняя встреча.

Сентябрь 2022 г.,
специально для Музея Приморского телевидения и радио