История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Молдованова Лариса Викторовна
Должность:
Монтажер Дальтелефильма, режиссер ТВ
Работа в ГТРК:
1970 - 2001 гг.
Биография:

 Предисловие Олега Канищева:

- Все мы, – так называемые творческие люди, особенно режиссеры, – словно дети. Наше самолюбие просит, чтобы нас погладили по головке, чтобы нами восторгались, потакали нашим слабостям, преданно заглядывали в глаза. И чтобы это исходило от женщин, желательно красивых и неглупых.

Лариса Молдованова – умная и привлекательная женщина - была виртуозом в общении с режиссерами. Она никогда не скупилась на добрые слова в адрес нашего брата! Даже тем, кому не всегда сопутствовал творческий успех. Лариса являла само ВДОХНОВЕНИЕ во времена созидательных удач! И БАЛЬЗАМОМ - во дни разрушительных поражений.

Для экзистенциалиста субъект потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии. Причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Это основополагающее положение экзистенциализма по праву применимо к творческому пути моей коллеги по студии Дальтелефильм. Лариса, действительно, человек, который сделал сам себя (self made woman). Судите сами, за тридцать лет работы на Приморском телевидении Лариса прошла тернистый путь от фильмотекаря до режиссера! Самое главные качества её неугомонной натуры – любознательность, трудолюбие, тяга к знаниям и работа над собой.

Лариса Молдованова пришла работать в Дальтелефильм в 1970 году после окончания средней школы. Ей было всего 17 лет! Первая должность Лары на студии была не столь благозвучна, но очень ответственная. От порядка в фильмотеке зависел своевременный выход передач в эфир!

Далее Лариса успешно продвигалась по карьерной лестнице благодаря своим способностям и старанию. Работала в Дальтелефильме: помощником режиссера, ассистентом режиссера, монтажницей.

Мне случайно повезло поработать с Ларисой на двух картинах, Одна из них кинолента «Здравствуй, мама!» о пограничном конфликте на острове Даманском (Приз и Диплом I степени конкурса КГБ и Погранвойск СССР, Лауреат премии имени Николая Островского, медаль «45 лет Даманским событиям».  Другая картина «Формула успеха» о научной организации труда на Владивостокском судоремонтном заводе (Золотая медаль ВДНХ). Лариса, безусловно, вдохнула в ауру этих кинолент своё мастерство! Ведь она была монтажницей высокого класса, человеком с отменным художественным вкусом. До сих пор не могу понять, почему я не приглашал её на свои фильмы? Возможно, с моей стороны это была подкорковая защита, ибо Лара дружила с коллегами, которые в течение всей службы в Дальтелефильме, мягко говоря, оппонировали мне по вопросам творчества и человеческих отношений.

В 1990 году с приходом видео технологий Дальтелефильм, практически, был на положении пятого колеса в телеге Примтелерадио. И Лариса ушла на телевидение. Освоила специальности: оператора видеомонтажа и ассистента режиссера ТВ.

В конце концов, Ларисе справедливо и заслужено была присвоена квалификация режиссера общественно-политического и художественного вещания. По признанию самой Ларисы: «Я была, как могла… Плохо и хорошо, откровенна и не очень, с ошибками и принципами - дурацкими порой…. Но старалась быть честной и не подличать...».

В 2001 году Лариса покинула Владивосток и уехала в С-Петербург. Недавно она прислала в адрес сайта студии Дальтелефильм поздравление с Днем Кино.

 

Лариса Молдованова:

«Дальтелефильм - моя юность и радость…»

 Дальтелефильм - моя юность и радость, минутки печали и разочарований, любовь моя и становление... Здесь я научилась ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ и ПОНИМАТЬ...  Здесь никогда не было равнодушных сердец…   Здесь крепко дружили, целовали руки и презрительно смотрели вслед, здесь вдребезги разбивались семьи и зарождались НОВЫЕ ЖИЗНИ, здесь всегда говорили комплименты, предавали и согревали, утешали и понимали...

Здесь шагали экскаваторы и трещал лед Арктики, тягуче пели удэгейцы и громыхала морская пехота, танцевал черный журавль и прилетал американский президент, здесь звенела рында и строился БАМ, здесь формулировался успех, пролетала наша жизнь и города, и годы....

Благодарю его Величество Случай, Господа и тетушку мою Нину Василевскую, известнейшую журналистку радийной программы «Тихий океан», которая однажды сказала, что всякие другие профессии, кроме творческой, мне противопоказаны!!!   И, взяв меня за руку, привела в кабинет к старшему режиссеру Дальтелефильма Альберту Масленникову, напутственно сказав -  Будь!

Я нацарапала заявление о приеме на работу, где описала свои мечты стать режиссером при этом, сделав ошибку при написании слова режиссер, - пропустила одно «с»!  Но амбициозность и юный возраст (17 лет), не дали особенно смутиться моему, не испорченному интеллектом, умишку. И я - счастливейшая из утят - потопала работать фильмотекарем на склад под лестницей Операторского домика.

Работа была замечательная! Я в белых офицерских парадных перчатках перематывала пленку, разбирала ее на сюжеты, записывала в журнал и выдавала ее по заявкам, если того требовалось ТВ-вещанию. По молодости мне доверяли текущий материал и мечты о настоящем Большом Документальном – казались несбыточными.

Рядом бурлила Жизнь - операторы и ассистенты операторов таскали оборудование, к ним присоединялись звукорежиссеры, редакторы и Сами их Величества - Режиссеры - Небожители и все, как на подбор, красавцы и мужчины Мечты любой женщины. А слова-то, какие произносились - Киносъемка! Экспозиция! Экспедиция!!! Должна признаться - я была влюблена во всех!
Четверть века спустя, одна из ведущих режиссеров ТВ - Роза Салюк, говорила мне, что все телевизионщики завидовали нам - дальтелефильмовцам, считая нас сплоченным, дружным коллективом, очень умными, добрыми, безмерно талантливыми и очень красивыми людьми...

Прошел год ...Из декретного отпуска вышла Антонина Никулина, ставку которой я занимала временно, и меня перевели работать помощником режиссера. Первая картина, на которую я попала, была «Семья Кепских» режиссера Юрия Шепшелевича.  Командировка в Уссурийск. Ночные съемки. Огромные цеха вагоно-рефрижераторного завода. Я - принеси-отнеси-подай-забери и сбегай... Фантастика! Потом - монтажно-тонировочный период и постижение азов монтажа, озвучивания и довольно приблизительного понимания документального кино. 

Режиссеры…

Режиссеры - НЕБОЖИТЕЛИ и все, как на подбор, красавцы и мужчины МЕЧТЫ любой женщины. Должна признаться - я была влюблена во ВСЕХ!

Мне повезло - я попала в руки самого творческого педагога – Шипа (Ю. Шепшелевич).  Господь одарил его многими талантами. Он был великолепным монтажером. Резьба по дереву была его главным хобби. Он пек вкуснейший торт Безе. Он прекрасно чувствовал слово (при этом делая массу орфографических ошибок), был прекрасным рассказчиком, чутким слушателем и советчиком... Многих молодых научил чувствовать кадр и притча о монтажных стыках до одной перфорации - действительно имеет место быть.

Частенько, молодые тогда режиссеры, - Володя Патрушев и Леонид Сафрошин прибегали за помощью к нему, иногда среди ночи могли позвонить... Его любили и не очень, прислушивались и завидовали его трудоспособности, благодарили и иронизировали над ним... Проявлений чувств была масса - разнообразных и порой исключающих друг друга. Но я очень благодарна Шипу - он заложил во мне лучшие начала профессии и человеческих отношений.

 Жизненные ситуации развели нас - у него появилась другая семья, а я была очень дружна с его первой женой - Галкой Ярыш.  Поэтому после почти десяти лет совместной работы, а чаще всего я работала в группе Ю. Шепшелевича, мы перестали творить за одним монтажным столом.  Но сохранили, как мне кажется, довольно теплые отношения до конца его дней...

Потом я много работала с Володей Патрушевым, Константином Шацковым, Л. Сафрошиным, В. Азариным, В. Лихачевым, иногда с Ю. Летягиным, и пару раз с Олегом Канищевым.

Творческий полет и трепет перед будущим маленького Кино, которое родиться через какой-то месяц и выйдет из монтажной на суд Его Величества - Художественного Совета, я испытывала довольно часто в начале процесса.... Порой, ближе к концу монтажно-тонировочного периода, мне хотелось запустить банкой из-под пленки в кое-кого из режиссеров... Бывало, сидишь в выходные или поздно вечером, монтируешь несколько дорожек с фонограммами, готовишь кино к последней перезаписи перед завтрашним худсоветом.  Режиссера рядом нет - он уже пару дней, как закончил окончательный монтаж и где-то с автором или оператором творчески общается... Утром приходишь на сведение, а у тебя весь фильм перевернут с ног на голову.  Оказывается, ночью приходил в монтажную режиссер и перемонтировал все изображение... Творческое Озарение знаете-ли!!! Ужас!!!

Через много лет, готовясь к программе о Дальтелефильме, мы с Леной Сорокиной пересматривали множество лент производства нашей студии... Честно признаться, среди сотен документальных фильмов назвать таковыми мне захотелось около десятка (но это сугубо мое личное, да простят меня их создатели, мнение),  лучшая часть была Олега Канищева... Время, как сито на золотоносных приисках, оставило и высветило истинные драгоценности: «Полтора часа до объятий», «Анна Ивановна», «Города и годы», «Край нашенский», «Дрейфующий остров». 

Операторы...

Поскольку мое первое место работы на Дальтелефильме находилось рядом с операторским домиком, то естественно, - первые мои знакомые из киношного коллектива были операторы. Это были очень разные мужчины - взрослые и не очень, сильно важные и демократичные, бестолковые и очень аккуратные, и ответственные…

Как все творческие люди, многие из них были через чур любопытны ко всему новому и некоторые частенько заглядывали в фильмотеку поболтать, пококетничать и понамекать... Спасибо Борису Колобову, который взял меня под опеку и как-то постепенно стайка любопытствующих рассосалась. Борис много мне рассказывал о съемках, об аппаратуре съемочной и звукозаписывающей, рассказывал о коллективе, иногда веселые, иногда грустные истории, произошедшие на съемках, иногда отвозил меня домой на своей Яве... Про нас сочиняли невесть что... Глупые люди...

Самым талантливым (по моему разумению), был Василий Рещук - лучше его никто не строил кадр, даже не лучше, а тоньше - художественнее. Никто и никогда больше с такой любовью не снимал Владивосток или деревеньку, или глаза чьи-то, или завалинку, или длиннющий вертолетный пролет над Арктикой... Ему удавалось все - я не помню у него проходных кадров. Василий еще немного рисовал маслом - портреты, натюрморты, пейзажи... Однажды он начинал рисовать мой портрет, но поскольку я была девушкой довольно неусидчивой - он его так и не закончил... Не знаю - стоит ли огорчаться по этому поводу...

Очень профессионально работали - Петр Якимов, Борис Колобов, Леопольд Борисенко, Алексей Дорохов, Михаил Рыжов. Несколько позже - Виктор Жлоба, Николай Назаров и Николай Унагаев ... Но о профессионализме я смогла говорить только, когда сама чего-то стала в этом понимать, а пока я могла судить об их человеческих качествах, которые не всегда мне были симпатичны.

Например - я не очень любила Петра Якимова, он казался мне слишком резким и безапелляционным... А прошло около тридцати лет - мы встретились на съемках цикла передач к 45-летию ТВ - передо мной сидел симпатичнейший человек, великолепный рассказчик и очень интересный мужчина...

Дружеские отношения у меня были с Борисом Колобовым, Витюшкой Жлобой и очень нежными с Валечкой Гринчаком. Вот так...

А царила над всем этим табуном ахалтекинцев - Лера Миловидова, колоритнейшая фигура, с лексиконом, сдобренным изощренными жаргонизмами, великолепным голосом оперной певицы, женщина - настоящий мужик, прекрасный человек для друзей и непримиримый борец для недругов. Она гоняла операторов на съемки, составляла расписание, воевала с лоботрясами и прикрывала, если вдруг кто-то пускался в запой... Лера-мать зовет!!! - говорили операторы, хватали камеру и летели снимать, снимать, снимать...

Несколько лет спустя, работая над монтажом картины о БАМе, я по заданию режиссера долго искала затерявшийся в груде пленок кадр, которого так не хватало для смыслового окончания эпизода ...в довольно резкой форме получила нагоняй от режиссера за рассомашистость, но так его и не нашла... Как оказалось - кадра не существовало в природе... Его только хотели отснять... Но то ли погода помешала, то ли время поджимало, то ли пленка закончилась... Кин-о-о-о!!!   

Звукорежи…

На втором этаже Дальтелефильма в Тонателье - обитали самые загадочные и тонко организованные существа - звукорежиссеры. Из студии, обитой деревом со звуконепроницаемым покрытием с огромным пультом посередине, если была открыта дверь, чего-только можно было не услышать - от звенящей тишины до грохота канонады, от скрипа шагов по снегу до рева самолетных двигателей... Все звуки существующие в природе копились здесь, порой изобретались подручными средствами, а чаще записывались в командировках и экспедициях по всему Белу Свету... Лягушки квакали, детишки плакали, поезда громыхали, вертолеты летали...

Но больше всего мне нравилось время, когда мы подбирали музыку к монтажу...
Володечка Кириллов - подружка ты моя самая любимая! Сколько сотен километров пленок с записями мы с тобой прослушали в этой студии! Сколько раз надоедала тебе с просьбами принести из фонотеки и поставить мне Fausto Papette, Francis Goya, Ennio Morricone! Уж не помню, использовали мы их при монтаже или нет, но до сих пор слушая Сицилию, Карнавал или Наташу - благодарю за любовь к хорошей инструментальной музыке, которую ты мне открыл...

Валентин Лихачев - вечный мальчик красавчик, пижон и стиляга, неизменно вызывающий симпатию, эрудированный и начитанный, постоянно кем-то увлеченный, вечный студент, человек без музыкального слуха - очень тонко чувствующий музыку и ритм, очень добрый, а порой очень резкий, с юношеским максимализмом, могущий обидеть до глубины души... Любимым лозунгом его был - лучшее враг хорошего! Он, правда, не очень-то его придерживался и улучшал себя - вырос до режиссера, а потом и до главного редактора Дальтелефильма...

Елена Федорец - мятущаяся Душа, очень сложная, противоречивая, но очень верная одному режиссеру - Олегу Канищеву. Она, как Санчо Панса следовала за ним, улавливая любое его желание, постоянно подкармливая и оберегая от бытовых проблем во время монтажа. Если она была расположена к человеку - могла отдать все! Милая, одинокая, почти никем не понятая и недолюбленная...

Когда в 1990 году меня переводили на ТВ, переводили не по моему желанию, отрывали, можно сказать, с кровью и мясом, я так болезненно переносила это событие, что даже поменяла маршрут до работы, (хотя здания Дальтелефильма и ТВ находились рядом), я почти прекратила общаться с киношниками – потому что было очень больно остаться без них... Но та школа, что я прошла, помогла мне так резко стартануть на новом поприще, что уже через два года я имела собственную телевизионную программу. Некоторые из моих коллег по кино считали, что я зазналась, но мне просто не хотелось опять бередить рану от безответной, как мне казалось, любви к ДТФ.

Редакторы…

Главный редактор - Павел Ильич Шварц. Таких демократичных и человечных начальников и просто людей я встречала немного... К нему в кабинет можно было прийти с любой просьбой - то ли поставить телефон в квартире, то ли устроить ребенка в детский сад, то ли разрулить какую-то проблему… По-моему, весь коллектив, без исключения, пользовался его добротой и безотказностью... Красивый, Умный, Настоящий...

Вячеслав Пушкин - поэт, замечательный человек и очень красивый мужчина, редактор Дальтелефильма, душевный и гостеприимный... У нас были не только творческие, но особенные человеческие отношения - если у меня случалась грустная минутка, к Славочке всегда можно было прийти - он обязательно выслушает, поболтает о твоем «ни-о-чем», пошутит, спросит: «Доча, чаю хочешь?» И куда девались печали...

Бориса Лившица - очень крепкого журналиста и хорошего редактора, шутника и балагура, собирателя дворового фольклора, любителя женщин и крепкого словца - тоже часто вспоминаю... Особенно историю с пропавшей в одной из командировок записной книжкой, с несколькими сотнями анекдотов, которые он с такой любовью собирал... Горю и отчаянию его не было предела... Не знаю, восстановил ли он что-нибудь...

В последние годы работы на Дальтелефильме очень теплые и даже нежные отношения у меня сложились с редактором Владимиром Куварзиным... У нас была своеобразная игра - мы обменивались стишками - душевного, ироничного или лирического содержания... До сих пор иногда перечитываю ... Светлая грусть моя...

Праздники...

Вряд ли теперь найдется хоть сколько-нибудь тесный коллектив, где знали бы обо всех днях рождения... Мы отмечали все!!! Мы знали, когда родились наши проявщицы, киномеханики, звукооператоры и осветители...

«Мы праздновали вместе с режиссерами, редакторами, операторами, звукорежиссерами, директорами, монтажницами, ассистентами и помощниками - мы были одной Большой дружной семьей... Каждый, как мог, накрывал стол в режиссерской или звукорежиссерской, приглашал всех, кто был на месте (не в командировке или на выезде) - одни с фирменными домашними блюдами, другие просто из магазина, но каждый участвовал, радовался вместе с именинником тому, что он ЕСТЬ на этом свете, поздравлял и желал...

Тонечка Бондаренко (Никулина)! Красавица, с огромными голубыми глазами, заядлая разгадывательница кроссвордов, стремительная и задорная - до сих пор помню твои тортики!!!

Танюшка Соловьева (Меновщикова)! Милая, добрая, самая доброжелательная из людей, умница и трудяжка - помню варенья твоей Бабули, которая одна тебя воспитала...

Геннадий Дружин - мой постоянный галантный кавалер по танцам... Частенько, когда забредаю в музеи, вспоминаю Ваш с Милой буфет на старой еще квартире, богато инкрустированный, старинный и важный...

Леночка Крупкина! Манерная, кокетливая, с тонкой душевной организацией, но при этом очень цельная и неординарная... Вкуснее канапе я не ела больше... Думаю, (в сослагательном) была бы достаточно крепким и интересным режиссером...

А наши колхозы!!! Это история особая... Как мы подбирали компанию, распределяли - кто чего купит (мальчики - алкоголь, девочки - закуску), Как мы радостно рано утром садились в автобус и всю дорогу до села горлопанили частушки...Как мы собирали помидоры, огурцы, морковку и, найдя необычайные по форме плоды, устраивали шуточные выставки - экземпляры из морковок, я вам скажу, были те еще.!!! А наши песни у костра, всенощные бдения под невозможно звездным сентябрьским небом... Дикие Урбаны - мы радостно скакали на стогах сена, как на батуте, гонялись друг за другом, играя в салочки, и так сладко грешили, забывая обо всем... Многие пары, венчанные колхозом, долгие годы потом прожили вместе...

P.S. Вчера на Культуре смотрела юбилейный вечер Валентина Гафта - он сказал, что с годами Дорогих людей становиться все больше и больше... Действительно, вспоминая годы на Дальтелефильме, понимаешь, как дороги все те люди, с которыми свела Судьба, сколько теплых и нежных воспоминаний нахлынут, когда окунаешься в то время...

Санкт-Петербург

2 сентября 2010 года