История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Пинчук (Пожидаева) Лариса Григорьевна
Должность:
ассистент режиссёра, режиссёр ТВ
Работа в ГТРК:
1968 - 2003 гг.
Биография:

Вместо биографии

После окончания в 1965 году средней школы в городе Находке, я поступила в театральную студию при драмтеатре в городе Краснодаре по классу «режиссёр народного театра». Отучившись, вернулась в Приморье и в сентябре 1968 года была принята на работу ассистентом режиссёра на Владивостокскую студию ТВ.

Итак, сентябрь 1968 года, обычный день недели – вторник, холл Приморского телевидения. Здесь в 9-30 утра началась еженедельная летучка, обязательная для всех творческих сотрудников: дежурные критики давали оценку прошедшим в эфир программам за неделю.

Первым выступил молодой, но уже известный журналист Борис Максименко, он совершенно справедливо раскритиковал простой плёночный концерт с допущенным в эфире браком. Виновницей этого была я – Лариса Пинчук/Пожидаева/. К тому времени мой стаж работы ассистентом режиссёра и на выдаче программ в эфир составлял 2 недели.  А случилось так, что режиссёр концерта не вышел на работу, и мне пришлось спасать ситуацию.  Но вышло у меня неудачно и это в прямом эфире! Я этого никогда не забуду и благодарна опытному киномеханику Нелли Тимофеевой, она подбежала ко мне, подсказала и дальше всё пошло, как положено.

Я очень тяжело переживала за допущенный брак и критику на летучке и была уверена: меня надо с треском выгнать с телевидения. С опущенной головой я пошла к главному режиссёру Вере Акимовне Казаковой за «вердиктом». К моему удивлению, эта немолодая с умными глазами женщина даже не повысила голос. А поступила очень мудро: дала мне шанс проявить себя. Умение и желание работать просто прорвались у меня!  Удивительная поддержка главного режиссёра помогла мне стать уверенной. И я решилась изменить форму подачи концертных номеров.

В то время наше телевидение было очень молодо, возможности ограниченны: показывали художественные фильмы, плёночные музыкальные концерты. Концертные номера звучали через объявления диктора или через примитивные картинки. Но в то же время на студию пришли молодые творческие, влюблённые в наше общее дело: операторы Олег Смышляев, Володя Журавлёв, звукорежиссёры Галина Дорохина и Володя Кириллов, художник Николай Абоимов. Вот вместе с ними обычный плёночный концерт «Осеннее настроение» мы превратили в небольшое живое красочное представление: художник Коля Абоимов выстроил в студии сельский уголок с заборчиком и луной. Молодая актриса Галочка (жаль, не помню её фамилию) в косыночке, короткой юбочке эмоционально читала стихи. И всё это на фоне прекрасно подобранной звукорежиссёром Галей Дорохиной музыки. Мы 30 минут в прямом эфире «купались» в этом творческом тандеме. А по окончании программы, как развеселившиеся дети, прыгали, обнимались, - восторгу и счастью нашему не было предела...!

А на следующий день опять летучка и главный редактор художественного вещания Лидия Михайловна Любимова с восторгом говорит о вчерашнем концерте. И даже рассказала, что после просмотра позвонила вечером в отдел выпуска программ и спросила: не включили ли случайно московский канал? Это была высшая оценка!

В этом же творческом составе мы провели очень много концертов, с удовольствием работали с детской балетной студией из Уссурийска, самодеятельными художественными коллективами Владивостока и края.

Потихоньку я начала пробовать себя как автора текстов музыкальных передач. В то время любители музыки «с ума сходили» от голоса испанского певца Рафаэля. С ограниченными возможностями, но со страстным желанием как автор и режиссёр я подготовила 20-минутную передачу о нём, - звонков от благодарных телезрителей было много…

В ту пору директором Владивостокской студии телевидения был потрясающий журналист Валентин Александрович Ткачёв – строгий, но справедливый руководитель. Я высоко ценила его советы и замечания. Валентин Александрович настаивал, чтобы я сама вела свои передачи. Но преодолеть свою несмелость я так и не сумела, хотя попытки были.

И вновь для меня очередная студийная летучка стала судьбоносной: Ткачёв объявил о своём решении отправить меня на курсы повышения квалификации режиссёров музыкальной редакции на Ленинградское ТВ!      В ту пору Ленинградское телевидение было лучшим в стране. И обучение на курсах повышения квалификации были для меня подарком судьбы!

Параллельно с музыкальными программами я с огромным желанием работала в молодёжной редакции над передачами «Юность в пути». Мне повезло оказаться рядом с отличным режиссёром и прекрасным человеком Валентиной Павловной Леликовой, посвятившей меня в секреты киносъёмок, монтажа, искусства режиссуры и научила многому другому.

Некоторое время я проработала в редакциях общественно-политического вещания и информации.  Однажды объявили о запуске нового проекта: 2-х часовой информационно-музыкальной программы «Диапазон». Там всё: оперативная информация о событиях в городах и сёлах края; интересные гости в прямом эфире; музыка… Это было – моё! Возглавил редакцию и этот проект Сергей Литус, - человек до бесконечности влюблённый в свою работу, наше обще дело. Он всегда был внимателен к инициативам, предложениям каждого из нас.  Мне с ним было комфортно и интересно трудиться. Хотя напряжение было колоссальным: съёмки, монтаж, прямые эфиры по нескольку раз в одной программе. От такого темпа мы сами со временем «подвыдохлись». И взяли паузу…

Вскоре появился новый проект: «Местное время»- это уже была чисто информационная программа. Автор столь точного названия - талантливый приморский журналист Михаил Вознесенский, который в своё время был корреспондентом радиостанции «Тихий океан», а позже стал собкором Центрального телевидения по Дальнему Востоку. И прижилось это название надолго. А главное: мы не потеряли своего зрителя, который с интересом продолжал смотреть наши информационные выпуски в новом формате. Люди писали письма, звонили в редакцию и в том числе и на прямой эфир, делились бедами, рассказывали о своих успехах, приглашали в гости.  Время было незабываемое… 

 К сожалению, всему когда-то приходит конец. Ставший в конце 90-х главой администрации Приморского края Евгений Наздратенко добился смещения с должности генерального директора ТГТРК «Владивосток» Бориса Максименко, профессионального тележурналиста, опытного руководителя, чтобы никто не смел критиковать действия главы Приморского края. Взамен поставил своего человека: Валерия Бакшина – совершенно равнодушного, бездарно разрушившего наш общий, горячо любимый дом – телевидение. Под сокращение пошли все, и я в том числе.  Вся былая слава нашего телевидения, да и радио просто рухнула. Горько и обидно было на это смотреть...  Но в моей душе, да и каждого из нас, сохранилось то замечательное время и главное богатство, – люди с огромным багажом знаний, творцами, профессионалами своего дела. Это:

Валентин Александрович Ткачёв,
Борис Васильевич Максименко,
Ирина Владимировна Стрельникова,
Иван Фёдорович Гурко,
Лидия Михайловна Любимова,
Сергей Дмитриевич Левин,
Вера Акимовна Казакова,
Валентина Павловна Леликова,
Сергей Андреевич Литус,
Борис Павлович Шварц

И если бы сегодня случилось чудо, и эти люди вернулись вновь на телевидение, я не раздумывая пошла с ними покорять новые вершины…