История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Николаева Раиса Семеновна
Должность:
Звукорежиссер радиостанции «Тихий океан», главный звукорежиссер Приморского радио
Работа в ГТРК:
1960 - 2004 гг.
Программы и фильмы:

Передачи радиостанции "Тихий океан"

"Сельские огни"

"Приморский пионер" и другие

Биография:

Я уволилась после того, как прекратила (2002 г.) свою работу радиостанция «Тихий океан» - через год или полтора… Но ни у кого тогда на «Тихий океан» не было денег – ни у ВГТРК, ни пароходства, ни у рыбаков… Пока была надежда на возрождение я еще работала, а потом ушла. Меня просили остаться или отдохнуть – пусть год или два, а потом опять вернуться… Я обещала подумать, но так и не вернулась – вернуться не в «Тихий океан» для меня было невозможно. Я начинала с «Тихим океаном» и я единственный человек, кто в нем проработал от начала и до конца…

Я пришла на радио еще при Семене Юрченко, году, наверное, в 1960-м. Мне 16 лет было и меня взяли оператором магнитной пленки на полставки, так как мне еще два года по технике безопасности нельзя было иметь дело с электричеством. Я должна была слушать черновые записи журналистов, которые они привозили с событий, и вырезать из них все лишние шумы, оставляя только прямую речь. Бывало, привезет корреспондент получасовую запись, а после меня остается 3 минуты…

Потом училась на режиссера в Хабаровском институте культуры, потом Валентин Александрович (Ткачев) регулярно отправлял меня в Москву на курсы повышения квалификации при Гостелерадио СССР. Ткачев всегда требовал, чтобы мы были в курсе всех новых технологий и знаний по профессии – тем более такой ответственной радиостанции, какой он считал «Тихий океан». И я ездила, и пополняла знания…

И Юрченко, и Ткачев всегда подбирали в «Тихий океан» самых сильных профессионалов и самую талантливую и горячую молодежь, преимущественно парней… Саша Колесов, Дима Брюзгин, Андрей Островский, Володя Ощенко – они же пришли совсем мальчишками, а как быстро оперились рядом со старшими товарищами. Помню, Володя и Андрей поначалу разговаривали скороговоркой, тараторили и мы их учить разговаривать правильно, чтобы и темп не терять, и выглядело это солидно…

Свои первые радиопередачи хронометражем 15 минут я монтировала с Иваном Федоровичем Гурко, который руководил промышленной редакцией, и он хотел оставить меня у себя. Но наш главный редактор Павел Ильич Шварц решил поручить мне работу с передачами о моряках. Так дальше и пошло… Несколько передач мы сделали с Ниной Петровной Василевской, а другой режиссер Анатолий Кравченко (он потом погиб) работал над передачами о рыбаках. Нина Петровна была очень требовательным журналистом, любила делать радиоочерки и литературные передачи. Поэтому частым гостем у нас бывал Лев Александрович Ткачев, которому Нина Петровна давала задание, он к нему несколько дней готовился очень тщательно и потом я его для моряков записывала со стихами или прозой…

Кроме морской передачи для «Тихого океана» я делала еще для других редакций «Сельские огни», «Приморский пионер». Помню очень хорошо по «Пионеру» Ефима Звеняцкого, с которым мы в друзьях до сих пор, и Мишу Масленникова – сына Альберта Евгеньевича, которых я записывала… Сама-то еще в те годы была «пионеркой» и даже где-то по ходу инсценировок им подкрикивала… Но потом, когда с монтажом «рыбной» передачи начались проблемы, Павел Ильич отдал ее мне, а «Огни» и «Пионера» передал другим режиссерам… И я стала монтировать обе передачи «Тихого океана». А когда Валентина Ткачева и Павла Марченко Юрченко поменял местами и Валентин Александрович возглавил радио – то в 1970 году он назначил меня главным режиссером Приморского радио, в каком качестве я и работала до самого своего увольнения, по-моему, в 2004 или 2005 году.

Чтобы попасть на работу в «Тихий океан» журналисту нужно было пройти конкурс. За подбором кадров В.А. Ткачев следил лично и, если журналист, по его мнению, «не тянул», он отправлял его в другую редакцию. Ткачев был глыба в нашей профессии. Людей он насквозь видел. Конечно, творческое руководство радиостанцией осуществлял ее главный редактор Павел Ильич Шварц, но он был очень мягким и деликатным человеком, поэтому жесткие кадровые решения принимал Ткачев. Разумеется, по согласованию со Шварцем. Они в равной степени болели душой за «Тихий океан», стремились его развивать, укреплять и очень переживали огрехи, которые случались, даже самые мелкие.

Однажды обратилась ко мне жена моряка и очень попросила поздравить своего мужа очень популярной тогда песней «Не спеши». Обычно мы очень внимательно следили за тем, чтобы в эфир не проникло ничего лишнего, двусмысленного. Ну, а тут поставила и все… А на летучке, которые у нас были по вторникам Шварц мне и говорит: «Как же так, жена моряка в нашем эфире просит его не спешить. Куда не спешить? Домой? Что же моряк должен в этот момент почувствовать?». Или еще был случай, у другого режиссера, когда поставили песню-поздравление «В нашем доме поселился замечательный сосед»! И потом был строжайший наказ проверять все песни на двусмысленность – не только в «Тихом океане», а во всех редакциях… Хотя мне грех жаловаться, ко мне и оба Ткачевых, и Шварц относились очень хорошо, с душой! Правду сказать, у меня вообще не было врагов. Я всегда старалась подстроиться под человека, с которым работала, если не понимает, старалась найти другие слова, если не получается, отойду в сторонку… Были ли у меня любимчики? Саша Копейка, молодежь наша талантливая, которую приходилось и учить, и воспитывать – те же Саша Колесов, Андрей Островский, Володя Ощенко, Дима Брюзгин. И до сих пор могу любому из них позвонить, если случится что, и они придут на помощь. Предыдущее поколение – Виталий Солдатов, Толя Лебедев, Олег Паденко, Володя Попов – очень сильные журналисты и просто хорошие ребята – «гнилые» у нас не задерживались. Отношения между людьми были очень доверительные и всегда было весело, и всегда хотелось идти на работу…

Вадим Тураев, который сменил Шварца на посту главного редактора в 1971-м году, в отличие от своего предшественника был человеком жестким. Тупых не терпел и, если чувствовал свою правоту, то не принимал возражений, горячился: «Выйди, - это журналисту, - не хочу разговаривать. Иди и подумай, какая мне радость объясняться потом за твое «творчество» с председателем!» С Ткачевым то есть… Но если Тураев чувствовал свою правоту, то он и с Ткачевым мог поспорить…

Но все равно жили очень дружно. Часто собирались у Нины Василевской, которая жила ближе всех – через дорогу. На летучках всегда стояли друг за друга. Другие редакции нас недолюбливали, ревновали, потому что «Тихий океан» начальство чаще хвалило…  Саша Копейка, когда уже в Москве жил и приезжал, то мы всегда собирались - Саша, Тураев, Колесов, Брюзгин, Ощенко, Островский… Саша не только большой профессионал был, но и очень хороший человек. Он дружил с моим мужем, который, к слову, в молодости один год работал в Комитете водителем у Юрченко. Сашина жена Таня, Неля Галкина и я – мы втроем тоже очень дружили. На всю жизнь…