История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Шварц Борис Павлович
Должность:
Главный редактор Главной редакции информации телевидения
Работа в ГТРК:
1969 - 1989 гг.
Программы и фильмы:

Автор (соавтор) ведущий, редактор многих популярных информационных и общественно-политических программ. В том числе:

Ежедневная информационная программа «АВТОГРАФ ДНЯ»  -   1968 (иди ранее) – 1987 гг.

Еженедельная программа «СПОРТИВНАЯ ПАНОРАМА» 1967 – 1969 гг. (программа создавалась внештатными авторами:  ведущими спортсменами и тренерами края).

Еженедельная программа «Телевизионная газета  «ВЕЧЕРНИЙ ВЛАДИВОСТОК»  1970-1975 гг. (курировалась  горкомом КПСС).

Ежедневная часовая информационная программа «ДИАПАЗОН» (1985-1990)

Публицистические видеофильмы к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне: «ТОВАРИЩ ПАМЯТЬ» (1985). Два фильма по 50 минут и полуторачасовая программа, инициированная и созданная авторским коллективом телевидения и записанная на площадке владивостокского цирка с участием ветеранов ВОВ и общественности края. 

Публицистические видеофильмы к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции «ПОВЕСТЬ О ВРЕМЕНИ» (1987). Два видеофильма по 45 минут.

«ВЫ ГОВОРИТЕ ПО-АНГЛИЙСКИ?» (Первая половина 80-х) Программа, которая в легкой, отчасти игровой, форме была адресована изучающим английский язык.

«МЕРЕДИАНЫ ТИХОГО» (Вторая половина 70-х – начало 80-х). Программа о труде и жизни моряков-дальневосточников, о проблемах международного сотрудничества в бассейне Тихого океана.  Продолжительное время вел программу начальник ДВМП В.М.Миськов.

Биография:

1969–1973 – редактор теленовостей

1973–1975 – старший редактор Главной редакции информации телевидения

1975–1978 – старший редактор редакции пропаганды телевидения

1978–1979 – старший редактор подготовки программ для Центрального телевидения

1980–1989 – главный редактор Главной редакции информации телевидения

 

Как это было...

1982 год в Приморье был по советскому летоисчислению годом 60-летия освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Я к тому времени уже дослужился до главного редактора редакции информации и, естественно, обязан был должным образом отметить это событие в информационных программах и выпусках. При этом на самого себя я принял обязанность рассказать о событиях 1922 года – завершающего года Гражданской войны в серии ежемесячных репортажей с мест событий…

Начали с Волочаевки, Волочаевской операции в феврале 1922 года…  Хабаровский край, Волочаевка, сопка Июнь-Корань – Высокая Гора, как говорили аборигены – она там вообще единственная гора… Мы туда поехали с оператором Василием Николаевичем Рещуком – нашим известным кинооператором. Сейчас, конечно, смотреть на это… сердце кровью обливается – нечего снимать и нечего показывать… Да и количество пленки было лимитировано… Тем не менее, все, что надо, мы сняли, взяли интервью и сюжет вышел в информационной программе «Автограф дня», точнее, в конце информационной программы, так как он, конечно, выходил за рамки ее формата. Этот сюжет стал первым в нашем юбилейном «телесериале». За ним должны были последовать март, апрель и так далее… Какие-то сюжеты давались легче, так как можно было найти материал в книгах, архивных документах, фотографиях и проч. А в каких-то случаях материала было мало и приходилось искать людей. Но находили либо участников, либо свидетелей события – и через них рассказывали о событиях, иллюстрируя рассказ документами, фотографиями, на которых - сейчас-то уже можно об этом говорить - не всегда были запечатлены те самые события, но были похожи…

Там отдельный эпизод был из Кондратеновки, о Виталии Баневуре, о котором вообще никаких материалов не было, вообще, ни одной фотографии… Вот тут пришлось включать это самое авторско-режиссерское видение, рассказывая на картинках современной Кондратеновки о том времени, – где это было, где его схватили, где его казнили… Пришлось заняться таким вот художественно-публицистическим творчеством… А куда деваться?

И вот так мы выпускали сюжеты каждый месяц. А к главному событию в ноябре (25 октября по старому стилю) 1922 года мы подготовили большую 50-ти минутную передачу, которая строилась на этих ежемесячных репортажах, обозначая путь Народно-революционной красной армии от Волочаевки до Владивостока, объединенных студийной частью с ее общественно-политическим и партийно-идеологическим смысловым наполнением.

И вот сидит ведущий в студии – это я. За спиной чистый фон, рядом нарисованы художниками телевидения две цифры: 1922-1982. И вот на этом скудном, малопривлекательном фоне ведущий рассказывает последовательно о событиях 1922 года и о мобилизующей и вдохновляющей роли партии – все тогда шло через партию, такая была идеологизированная передача… И вот я там в студии сидел, и соединял текстом один исторический эпизод с другим... Хотя для итоговой передачи их, конечно, немного перемонтировали. Каждый эпизод снабдили субтитром: февраль, март и так далее… К каким-то сюжетам понадобились подводки, а какие-то плавно переходили один в другой и закончили вступлением красный во Владивосток. Показывать даже тут было почти нечего, кроме трех известных на весь, по-моему, мир трех фотографий: Уборевич стоит перед народом на привокзальной площади и два снимка с рядами красноармейцев... Потом показали, конечно, памятник Борцам за власть Советов, современный Владивосток – дескать, вот за что боролись… Поразительно, что сейчас в городе тесно от машин, сплошные пробки, а тогда в 1982-м в кадр с площади попали один автобус, который спускался по Океанскому проспекту, и одна «Волга», которая поднималась ему навстречу…

От редакции:

Прошло еще 40 лет. В телевизионных студиях сменилось несколько поколений техники. Старые видеопленки сегодня смотреть уже не на чем. По этой причине большинство телепрограмм того времени оказались утраченными. Но чудеса случаются и именно эту программу, эту заключительную передачу цикла "И на Тихом океане" нам удалось найти в нашем архиве. Судя по качеству записи, кто-то переписал ее сначала на бытовую видеокассету, а потом еще через много лет на DVD-диск. Так что сегодня ее можно найти и посмотреть в разделе Телевидение/Видео или прямо сейчас по этой ССЫЛКЕ.

Сегодня я завидую современным журналистам, у которых есть возможность получить необходимый исторический материал, причем, практически мгновенно, через Интернет. И я вижу часто исторические кадры в программах и приморского телевидения, и понятно, что и тогда они тоже были, но найти их и получить в свое распоряжение было невозможно, хотя я сам по образованию историк, а журналистской профессии учился на практике – у старших товарищей…

Несмотря на то, что мой отец работал в Радиотелекомитете, я поначалу с журналистикой свою жизнь не связывал. В старших классах с моим другом Толей Унпелевым мы мечтали о философском факультете Ленинградского университета. Но не случилось. Куда поступил Толя, не помню, а я – на Исторический факультет ДВГУ, где, к слову, тогда проходил эксперимент и три набора подряд проходили весь курс до диплома не за 5 лет, а за 4. Потом эксперимент посчитали неудавшимся, вернули «пятилетку», но я проскочил-таки за 4 года.

Помню, что на 3-м курсе мне история наскучила, и вот тут пригодились отцовские связи. К нам в гости часто приходили двое его молодых коллег – телерепортеры Борис Лифшиц и Борис Максименко, которые и предложили мне попробовать себя на телевидении. К тому времени у меня уже был опыт школьного самодеятельного театра «Романтик» - довольно известного в городе, о нас даже иногда писали в газетах, рассказывали по радио… Рядом со мной в нем играл, между прочим, будущий директор Приморского кукольного театра Виктор Васильевич Бусаренко – заслуженный деятель искусств РФ… Иногда с нами занимались даже преподаватели театрального факультета Института искусств… Так что какие-то навыки «говорения» на публике и движения у меня уже были.

Помню первый репортаж о вступительных экзаменах в ДВГУ, который я с подачи моих новых, телевизионных друзей и учителей снимал в 1968 году на лавочке в сквере Суханова. Мне дал интервью председатель приемной комиссии, репортаж прошел в эфир, я впервые познакомился с телевизионной техникой – камера, большущий отдельно стоящий магнитофон, а еще оператор, звукооператор, микрофонный оператор… Словом, большое кино снимали… Потом был еще какой-то репортаж, а потом, так как я был не чужд легкой атлетики в частности и спорта вообще, попал «в компанию» к Сергею Пейвлатовичу Клигеру. Тренер женкой баскетбольной команды Приморья Клигер по совместительству подрабатывал еще и спортивной тележурналистикой. Что значит «подрабатывал»? Он организовал и пестовал телепрограмму «Спортивная панорама», он привлек к работе над ней многих известных в крае спортсменов и тренеров: Вячеслава Александровича Клиндухова, заслуженного тренера России  – моего тренера по легкой атлетике, Олега Петровича Абишева (Аббата Мирзу-оглы) – капитана 1 ранга, разведчика из штаба ТОФ, мастера спорта по прыжкам в воду, Людмилу Сергеевну Бородай – баскетболистку, тренера, а потом и замечательного спортивного комментатора… И меня, студента, он тоже привлек и мы делали эту программу в течение года или даже больше.

Привлекали меня и к другим программам, и в 1969-м году, когда заканчивал университет, я уже знал, что пойду на телевидение. И было официальное письмо из Приморского радиотелекомитета в ректорат ДВГУ (тогда ведь было обязательное распределение) с просьбой распределить меня туда. И вот я пришел на эту распределительную комиссию, на которой зачитали вслух это письмо и член комиссии доктор исторических наук Анна Григорьевна Черных говорит: «Товарищ Шварц, надо в деревню ехать!». Я смущался, конечно, но понимал, что вопрос, не смотря на особое мнение Анны Григорьевны, уже решен. И еще не сдав выпускные экзамены и не получив диплома, я уже с 16, если не ошибаюсь, июня был зачислен в штат редактором телевидения. Наставниками моими были в первую очередь, конечно же, Лившиц и Максименко – тоже еще очень молодые в то время люди, но уже отработавшие по 5-6 лет и потому считавшиеся мэтрами…

Георгий Исаевич Громов – мой первый главный редактор, который учил меня работе с людьми – неординарная личность, историческая, легендарная, но в то же время очень спокойный человек, который, тем не менее, умел держать редакцию и сам создавал передачи, особенно, связанные с историей войны. Учил ли он меня жизни – этого я не помню. Наверное, да, но исподволь, ненавязчиво. А вот его передачи можно назвать эпохальными. Может быть, с позиции сегодняшнего дня они покажутся несовершенными, но они были очень глубоки по отношению людей, которых он приглашал, людей, прошедших войну… «Батальоны встают на поверку» - так называлась его последняя передача, точнее огромный цикл передач. Так ведь он же сам воевал… Громов очень много курил. За день, наверное, пачки две сигарет «Опал». Помню, он отрывал верхнюю часть пачки так, что фильтры торчали наружу, чтобы легче было доставать…

Валентин Александрович Ткачев – это был человек с каким-то природным телевизионным чутьем, телевизионным мышлением… Вот пример! Так получилось, что мне часто приходилось  заниматься новыми программами, и не всегда информационными. И появилась у нас такая передача «Говорите ли вы по-английски?», в которой участвовала настоящая американка по имени Ann (жена известного ученого Ф.Г. Староса )  и молодой человек Александр Лапицкий. Вот первую передачу готовим, выгородки сделали, наши ведущие хорошо держатся в кадре, хорошо общаются… Вроде все нормально идет – репетиция… Входит в павильон Ткачев: «Слушайте, ну, что ж у нас так все… Где Белоножкина? (Белоножкина – редактор киновещания, единственный человек, которая отсматривала все фильмы и размещала их в программе). Давайте сюда Белоножкину. Нужны какие-то музыкальные номера. Нельзя же все время говорить, нужны какие-то перебивки, чтобы поддерживать интерес…» Точно! Нашли что-то такое, какой-то одесский диксиленд, отрывки из какого-то документального фильма-концерта, вставили туда… И все зазвучало совершенно неожиданно, ожило… Тот же самый текст, те же темы, но вот эти «номера» изменили интонацию передачи, которая стала не только образовательной, но и развлекательной… А это всегда лучше воспринимается зрителем. Вот такой пример.

Трудно вот так, влет вспомнить, но таких примеров было много, и сам Ткачев сочинял программы очень интересно, и многое, что по сей день существует на нашем телевидении, придумано им… И все уже забыли, что это от него… Он умел и держать дисциплину, и хвалить, и ругать так, чтобы не было обидно, и чтобы работать хотелось, а не руки опускались… Был чрезвычайно строг и требователен, но при этом умел общаться с людьми на языке понятном, доходчивом и, как бы на равных. Это мое видение, были, вероятно, коллеги, которые на него обижались… Одни за то, что творчески не могли соответствовать его требованиям, другие за то, что он бывало вмешивался в творческий процесс со своим видением той или иной передачи, сюжета и это видение не всегда совпадало с мнением авторов… Но он ведь при всем том был еще и руководителем крупной идеологической структуры – председателем Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию и ему приходилось учитывать многие «веяния», о которых рядовые сотрудники и не подозревали… мнение краевого комитета партии и его руководителей, например…

Помню, близится 27-й съезд Коммунистической партии Советского Союза» (по-моему, последнего в истории КПСС) и, как было принято в то время, во всех СМИ идет масса материалов под рубрикой «Навстречу 27-му съезду КПСС». И Центральное телевидение тоже к этому событию готовит цикл передач из всех республик и регионов. В республиках эти передачи готовились республиканскими комитетами, а внутри России – большей частью московскими журналистами. Но Приморскому комитету было поручено своими силами сделать такую передачу для ЦТ – мы в общем всегда были среди телевизионщиков страны на самых почетных местах… У нас было огромное количество собственного телевещания и мы были, если не ошибаюсь, на третьем месте после Питера. А по радиовещанию так совсем много было… И вот к этому событию мы сняли 50-минутную программу, а по сути фильм, потому что снимался он на кинопленку, монтировался на Дальтелефильме, хотя, конечно, снимался не как фильм, да и времени у нас такого не было… Поэтическое название фильма, автором которого «выпало счастье» стать мне, было «Навстречу XXVII съезду КПСС! Соревнуются трудящиеся Приморского края! В передаче принимает участие 1–й секретарь Приморского краевого комитета КПСС Виктор Павлович Ломакин».

На съемки этого фильма мы выезжали в разные города районы нашего края. Ломакин должен был появиться в ней дважды: в финале, как бы завершая ее, ну, и еще где-то как бы «среди народа». И вот среди народа мы решили, что он будет Восточном порту, который тогда еще строился, но уже везде звучал… А перед этим мы снимали Находку – Находкинский порт, моряков, строителей – был там тогда такой Герой Социалистического труда строитель из Находки Гурий Петрович Крылов, который говорил знаменитую фразу, что «трудности» – от слова «труд»… И вот мы там все поснимали, а Ломакин не едет… Звоним во Владивосток Ткачеву. Он говорит: неизвестно, когда приедет, поэтому сидите в Находке и ждите… И вот нам надо сидеть в Находке, платить за гостиницу и что-то кушать…

Нас было трое. Кроме меня, режиссер и звукооператор Валентин Лихачев (завершал монтаж вместе с ним главный режиссер Приморского ТВ Юрий Петрович Летягин) и оператор был Василий Рещук. Стали искать знакомых, потом поехали в поселок Южно-Морской на рыбокомбинат «Тафуин», где в отделе кадров работал мой однокашник, снабдивший нас консервами, и так вот мы пару дней продержались…

Потом приехал Ломакин, с ним приехал Ткачев – это ж понятно, и в Восточном порту мы снимали встречу Ломакина с докерами. И я вспоминаю этот незабываемый эпизод, когда мы с Ломакиным ходим туда-сюда по причалу порта и разговариваем. Я ему рассказываю, что и как он должен делать в кадре, он меня слушает и потом уже общается с народом… К слову, он всегда достаточно хорошо общался с народом. Но мне интересен финальный эпизод этой программы, когда он как бы завершает соревнование трудящихся Приморского края… Это снималось у него в кабинете, а тогда никаких электронных суфлеров-подсказчиков не было. Был барабан с рулоном бумаги и крупно написанным текстом, который Ломакин читал. Текст, естественно, подготовил я, и там обязательно нужно было сказать про предстоящий съезд КПСС, про темы, которые будут на нем осуждаться, про его так называемые «директивы», которые вот-вот должны быть опубликованы в прессе… И я это в тексте для Ломакина использовал. А он мне говорит: «Хорошо! Только давайте назовем это не директивами, а, скажем, «основными направлениями». Я говорю: «Виктор Павлович, но вы же понимаете, что существует официальная формулировка, с нас требуют…» «Это ничего, - он мне говорит, - вы не беспокойтесь – это ж мои слова…» Ладно, записали так, как он предложил. А через неделю публикуется этот документ ЦК КПСС, который называется «Основные направления…» Он об этом знал, только не сказал - партийная дисциплина!

Фильм был идеологический, а потому очень ответственный. С ним очень тщательно возились – монтировали и перемонтировали, записывали звук, так, что к концу монтажа кинопленка оказалась, мягко говоря, несколько потертой. Такую я ее и повез в Москву в Главную редакцию пропаганды. И когда ее там посмотрели, то нас сказали, что передача в общем-то принимается, только вот техническое состояние пленки не выдерживает никакой критики – вся исполосована… Тем не менее, главный редактор Вилен Васильевич к нам проникся, подписал бумаги и эта передача прошла в эфире Центрального телевидения… И знаешь, это не была передача «партийная», чисто идеологическая, нет! Это были рассказы о людях, о предприятиях, о крае, его природе… Хотя Вилен Васильевич заранее мне попенял: «Наверняка будет сказано, что Владивосток – форпост на Тихом океане! Уж больно вы эту фразу все любите!» И это действительно в фильме было, а куда деваться, ведь действительно форпост!

1982 г., «И на Тихом океане». Телепрограмма журналиста Бориса Шварца к 60-летию освобождения Приморья от интервентов и белогвардейцев