Должность:
Редактор литературного вещанияРабота в ГТРК:
1969 - 1980 гг.Биография:
Вместо биографии
Во Владивосток я переехал из Уссурийска в 1969 году. Главный редактор художественного вещания Приморского комитета Гостелерадио СССР Лидия Михайловна Любимова пришла в редакцию уссурийской городской газеты «Коммунар», где я был заведующим отделом писем трудящихся, и предложила мне поработать редактором литературных передач на Владивостокской студии телевидения.
Думаю, не случайно Любимова обратилась с таким предложением ко мне. В 1962 году моя первая книжечка стихотворений «День сегодня солнцеликий» вышла в Дальиздате и была благожелательно замечена «Правдой», главной в то время партийной газетой страны. Добрым словом откликнулась на нее и приморская пресса. Кроме того, я руководил уссурийским городским литературным объединением «Лотос» при «Коммунаре», которое тоже было уже довольно известно в крае.
Телевидение в Приморье еще только начиналось, требовались свои телевизионные кадры, которых подбирали из местных молодых журналистов, преподавателей, артистов, инженерно-технических специалистов. Позже я узнал, что мою кандидатуру на должность редактора литературных передач обсуждали в Крайкоме партии и на коллегии Комитета телерадиовещания — учли мой опыт организации литературной жизни в Уссурийске и какой-никакой опыт работы с литераторами.
Телевещание сначала было местным. Первую цветную телевизионную передачу из Москвы приморцы увидели только в 1970 году. Но и с регулярной трансляцией через «Спутник» все равно основной объем телевещания в крае еще лет двадцать шел из студии Владивостока, которая стала мощнейшим идеологическим, пропагандистским, культурным центром Приморья.
Телевидение — очень затратное коллективное средство массового воздействия. Один журналист, будь он хоть семи пядей во лбу, мало что сможет без оператора, режиссера, инженерно-технической службы. Сейчас от тех, с кем я работал, остались еще на ПТР Виктория Подлесная и Елена Щедрина, а тогда что за удивительный творческий коллектив телевизионщиков трудился в краевом центре! От таких ярких журналистских кадров, как одаренный, красивый человек с хорошо поставленным голосом (до этого диктор радио) Георгий Громов до талантливого организатора и руководителя всего телевизионного процесса Валентина Ткачева. От ассистентов, готовых сутками не выходить из студии, Аллы Бородиной, Татьяны Тушинцевой, Ольги Шероглазовой до скрупулезного главного редактора программ Антонины Гурьяновой.
А короли телевизионного репортажа, три «Б», как их шутя называли коллеги: Борис Лифшиц, Борис Максименко, Борис Шварц! А великолепно знавшая приморское село, все его беды, радости, проблемы заведующая сельхозредакцией Нелли Чекризова! А беззаветно преданная литературно-драматическому вещанию завзятая театралка Галина Островская! А старший редактор молодежных передач Галина Самигулина! А редактор детской редакции Татьяна Смонарь! А дикторы с четкой речью, с безукоризненным русским языком Эльвира Куценко, Евгения Симановская, Нелли Маркидонова, Зара Улановская, Григорий Петренко, которых узнавали на улицах!
А режиссеры студии и «Дальтелефильма» Альберт Масленников, Сергей Левин, Валентин Лихачев, Юрий Шепшелевич, Константин Шацков, Юрий Беззубик, Борис Кучумов, Людмила Моисеева, Роза Салюк, Ольга Кравцова, Олег Канищев!..
Телефильм Олега Канищева «Полтора часа до объятий» о дальневосточной китобойной флотилии обошел телеэкраны всего мира, получил призы всех Всесоюзных и международных фестивалей документального кино, стал хрестоматийным пособием для студентов ВГИКа. Помню лекцию профессора ВГИКа в просмотровом зале Всесоюзного института работников телевидения, куда меня отправили на учебу. Профессор объяснял искусство монтажа документального кино на кадрах знаменитой ленты Олега Канищева. На экране огромные волны швыряли китобойное суденышко в бескрайнем просторе океана, прокатывались по палубе, захлестывая людей, делавших свою тяжелую работу. И все это в монтажный стык, в ритме, в музыкальном сопровождении, в шуме океана перемежалось с волнующим ожиданием владивостокцев, вышедших чуть не всем городом встречать китобоев, победно возвратившихся в родную бухту Золотой Рог после десяти месяцев трудовой героической морской жизни. Чувство гордости переполняло меня в том просмотровом зале: вот что значит мой Владивосток, вот до каких достижений возвысилось мое телевидение, вот какие режиссеры у нас работают!
А операторы? Разве можно о них не вспомнить! Владимир Сиротюк, Владимир Габиев, Фарит Уразбаев, Борис Колобов, Виктор Кузнецов...
Виктор Петрович Кузнецов на фронте был отважным разведчиком, вернулся Героем Советского Союза. Его в крае знали, по-моему, все фронтовики, и в журналистских командировках с ним некоторые вопросы по сбору материала помогала запросто решать его Золотая звезда. Хотя и казусы случались. Однажды приехали мы на границу — надо было телеочерк о пограничниках делать. Пограничники народ традиционно гостеприимный, а тут к нам внимание такое, будто не оператор с редактором приехали, а, по крайней мере, командующий с ординарцем: сразу за стол, сразу «фронтовые сто грамм» и прочее из того, что приличествует встрече Героя Советского Союза. «Настограммились» мы тогда с Виктором Петровичем так, что по возвращении все, что он наснимал, в брак пошло в «Проявке». А передача запланирована — скандал! Я уже было смирился с выговором, но Виктор Петрович срочно, на собственные деньги, съездил со своей кинокамерой на ту же заставу и вновь снял, да так, что передача с моим закадровым текстом была отмечена как лучшая телевизионная передача месяца. Вот такой оператор был.
Рассказывают, что однажды, когда он снимал в Доме офицеров краевую партийную конференцию, его увидел со сцены из президиума Первый секретарь Крайкома партии, в Великую Отечественную командующий партизанским соединением в Белоруссии, Герой Советского Союза Василий Ефимович Чернышев. «Почему у вас с кинокамерой ходит по залу Герой Советского Союза?» «Так он же наш кинооператор, он же на работе — снимает конференцию для теленовостей», — ответил Семен Владимирович Юрченко, Председатель Приморского комитета телерадиовещания СССР. «Операторов у вас и без Кузнецова хватает, а Герой Советского Союза сегодня должен в президиуме сидеть», — потребовал Чернышев. Попробуй поспорь! Пришлось срочно вызывать замену, а Виктору Петровичу подняться на сцену и просидеть в президиуме до конца конференции.
По-моему, каждый, кто работал в те годы на телевидении, был личностью неординарной. Вот в такой-то творческий коллектив и попал я из довольно тихого Уссурийска, и меня на одиннадцать лег захватил, закрутил водоворот бесконечной подготовки телевизионных передач.
Объем местного литературно-драматического вещания составлял около десяти часов в месяц. Треть этого времени занимала литература. «Рукопись на рабочем столе писателя», «Десять минут поэзии», «Жизнь — писатель — литература», сорокаминутный телеальманах «Литературное Приморье» — все эго были мои обязательные ежемесячные телепередачи. А ведь еще регулярно шли телевизионные спектакли по новым произведениям приморских писателей, был телевизионный литературный театр...
Работа редактора обязывала находить контакты с каждым литератором, независимо от личных симпатий к нему или антипатий. Да никаких антипатий и не было у меня — все были интересны. Писатели тоже тянулись к телевидению, охотно работали на него, запросто заходили к нам в редакцию пообщаться, поделиться своими задумками, поведать о житейских буднях. Кстати сказать, некоторые литераторы сами прошли в разное время хорошую телевизионную школу. Так, писатели Сергей Крившенко, Лев Князев были редакторами политического вещания, а поэт Вячеслав Пушкин — редактором сценарного отдела «Дальтелефильма».
Сейчас в нашей краевой писательской организации аж 46 членов Союза писателей России, а тогда на учете Приморского отделения Союза писателей СССР состояло восемь «очлененных» писателей и с полсотни прозаиков и поэтов, которые стремились попасть в этот творческий Союз, дававший многое — повышенный гонорар за издание книг, позволявший жить и писать, квартиру с дополнительными квадратными метрами для работы, путевки в Дома творчества, командировки по стране и за рубеж, трудовой стаж для пенсии, возможности Литфонда, ну и статус уважаемого в обществе представителя свободной профессии.
В отличие от нынешнего состава нашей писательской организации в те годы среди членов СП СССР не писателей не было. Может, кроме одного — двух писательских чиновников (да и те написали свои книги), занимавшихся функционально, по должности, литературной жизнью в крае. Наоборот, некоторых интересных, читаемых и почитаемых приморских литераторов, даже после издания их книг и рекомендации местной писательской организации, не приняли (считаю, незаслуженно, не по праву не приняли) в члены Союза писателей СССР — так требовательно относилась строгая авторитетная приемная комиссия в Москве к каждому литератору из глубинки.
Из непринятых в столице приморских писателей могу назвать самых-самых: автор таежных рассказов и романа «Петля тайги» Борис Жиденков, автор нескольких повестей, рассказов, очерков Олег Шумков, автор увлекательной книги «Таежная одиссея» Юрий Вознюк, автор четырех книг, пьесы о Лазо, краевед, внучатный племянник Ф.М. Достоевского Сергей Иванов... Все они остались в истории приморской литературы своими произведениями, своей общественной деятельностью.
Ну а те, кто в Приморье становился членом Союза писателей СССР, — это были действительно профессиональные писатели со своей гражданской позицией, своей темой, своим отношением к литературе. С каждым я по обязанности редактора литературных передач, да и просто по человеческой приязни, был в дружбе.
2009 г.
Дарственная подпись, которую Б.В. Лапузин сделал в марте 2021 года на литературном альманахе "Литературный Владивосток" за 2009 год.