Должность:
Журналист, редактор, ст. редактор молодёжных телепрограммРабота в ГТРК:
1969 - 1976 гг.Биография:
На Владивостокскую студию телевидения я пришла в декабре 1969 года. Опыт журналистской работы, в том числе и на ТВ, у меня уже был. Окончив в 1964 году факультет журналистики в Казахском государственном университете в Алма-Ате, по распределению я была направлена в Целиноград. Работала сначала в газете «Молодой целинник» корреспондентом, а затем на Целиноградской студии телевидения.
Но романтика продолжала в нас с мужем Германом Орловским жить, и мы решили уехать на Дальний Восток - в Приморье, в город Владивосток.
Места эти вообще-то мне родные, я родилась здесь и просто судьба занесла меня так далеко.
Во Владивостоке Герман стал работать в краевой газете «Красное Знамя», корреспондентом, затем зав. строительным отделом. За освещение строительства Ново-Спасского цементного завода ему был вручен Орден «Знак Почета».
Я же конечно пошла на студию телевидения. Взяли с испытательным сроком и отправили в первую командировку. В тайгу, в Чугуевский район. Едем с оператором Сашей Корляковым на поезде: «Владивосток – Новокачалинск», по-моему, потом на автобусе, машине и санях.
Приехали, ночуем в сторожке. Приходят лесорубы, о них нужно сделать программу. Приносят поросенка. Смотрю: щетина на нем ходит волнами. Любопытствую. Говорят: подойди, посмотри... Подхожу ближе – боже! Это ожили клещи… Оказывается, они зимуют на зверье и птицах, и, если те заразны, становятся переносчиками.
В тайге были три дня, собрали и отсняли материал. Получилось здорово. Подняли много проблем: о незаконной вырубке леса, о возобновлении посадок, - эти проблемы остры и по сей день…
Материал отметили и меня приняли в редакцию молодежных программ «РИТМ»: (Романтики, Искатели, Творцы, Мечтатели).
Хочу сказать добрые слова об операторе Александре Корлякове. С ним частенько приходилось быть в командировках. Саша – смелый, надёжный человек: выручит, не бросит в беде. В одной из командировок возле озера Ханки я нашла лотос, хотела один сорвать и провалилась в топь. Саша тут же бросился, рискуя своей жизнью, мне на помощь. Обмывались и сохли потом полдня. Или вот ещё красноречивый эпизод: едем на станцию Спасск-Дальний, везет нас председатель колхоза на мотоцикле. Поздняя осень. Ветер со снегом в лицо. Саша снимает свою фуражку и отдает мне, закрывая свое лицо руками. Да мало ли что было! Было и веселое! Как-то нам пришлось ехать верхом на лошадях, и моя лошадь испугалась чего-то и понеслась без остановок. Влетела в чужой двор, а там -свадьба! Нас приняли отлично, усадили за стол, и мы пировали до вечера, пока за нами не приехал председатель сельсовета. По-моему, это было в колхозе «Заря» Яковлевского района.
Коллектив молодежной редакции был настоящим! У нас работали Володя Петров, Альбина Сергеева, я, Нина Кузнецова, какое-то время Раиса Фомичева, Людмила Ерлакова, Ада Небереидзе. Ада вела воинскую программу «Красная Звезда».
Сама молодёжная программа предполагала много рубрик. Лично я придумала рубрики: «Рыбацкий кубрик», «Час письма», «Тысяча профессий - какая из них твоя?», «Земля приморская талантами полна». В подготовке последней программы нам помогал директор Дома народного творчества Стас Якубовский. Он сам встречался с коллективами клуба, потом предлагал нам. Раньше записи не было, всё шло «живьем». Вспоминается случай с коллективом из Иманского (ныне Дальнереченского) района. Мы отрепетировали программу, приняли её, сделав некоторые замечания, и коллектив ушел отдыхать, а вечером в студию не вернулся…Они, видимо, подумали, что уже выступили по ТВ,- это промашка помощника режиссера, конечно. Такое случалось, к сожалению, не только в нашей программе.
«Рыбацкий кубрик» нам помогал создавать флагманский секретарь крайкома комсомола Николай Нескромнюк - впоследствии директор морского инженерного предприятия «Далмис». В этой передаче у нас побывали многие коллективы. Мы сами ходили в море. Не могу не вспомнить трагический случай: в программе участвовал коллектив с плавбазы «Обухов». Накануне отрепетировали, на следующий день должен быть выход в эфир. А на завтра: «Обухова» - нет. Ночью судно перевернулось в порту, наши герои не смогли выйти из кают и погибли. Одно время «кубрик» не выходил,- был в трауре,- потом программа возобновила свою работу.
Что касается программы «Тысячи профессий»: в ней участвовали студенты из Уссурийского педагогического института, Владивостокского медицинского института, ребята из Спасского педагогического училища, авиационного техникума из города Арсеньев, других технических училищ Приморья.
В программе «Час письма» мы рассказывали о людях нашего края и реагировали на их просьбы. Так, однажды, мы прочитали стихи одной девочки (фамилию уже не помню), там были такие строчки: «Упала дождинка, разбилась дождинка, тебе - половинка и мне -половинка». На летучке Валентин Александрович Ткачев,- он тогда был директором студии ТВ, сказал, что ему не нужна «половинка»,- почему не пригласили в студию «целого» человека? Ответили: у человека проблемы с ногами и что мы всей редакцией собираем на инвалидную коляску. Собрали, и эта девочка приняла участие в нашей программе. Так мы помогали многим,- от чистого сердца.
Да и не раз молодёжная редакция завоевывала вымпелы «Победителю в социалистическом соревновании редакций телевидения».
В 1972 году меня и художника Николая Абоимова направили в Москву на двухмесячные курсы по повышению квалификации во Всесоюзный институт повышения квалификации работников радио и телевидения. Практику проходили в «Останкино» у Александра Маслякова: брали интервью, помогали ему в подготовке программ. Что удивило, - в Москве записанные программы могли по три-четыре месяца лежать и ждать своего часа. Не то, что у нас: утром «тракт», – репетиция передачи, а вечером - в эфир «живьем». Записей тогда почти не было, все шло напрямую в эфир!
Запомнилась передача по обсуждению книг Брежнева о целине, в том числе «Вкус хлеба» в матросском клубе. Это выпало мне, поскольку я считалась целинницей. И тут я поняла: задавать вопросы легче, чем отвечать на них, но у меня получилось, хотя и было без подготовки. Прошло все замечательно, даже грамоту мне вручили.
В 1972 года провела перекличку судов, носящих звание героев. Получилось здорово. Связь была по радио, по рации, с поздравлениями и концертными номерами. Люди могли наконец-то связаться с берегом и родными! Было много отзывов и все это продолжилось потом в «Рыбацком кубрике».
В 1972 г. старший звукорежиссёр телестудии Ирина Николаевна Беркович и главный редактор ТВ Ирина Владимировна Стрельникова дали мне рекомендацию в партию. Но был лимит, и меня не приняли. Приняли Нину Кузнецову. Но странно: меня потом назначили в редакцию пропаганды и там я вела программу «Радиус влияния», то бишь, партийного влияния. Рубрику придумала сама, ходила в крайком и никто у меня ничего не проверял. В.А. Ткачев называл меня «беспартийным коммунистом»...
Режиссёры, с которыми я работала: Валентина Павловна Леликова - прекрасный человек,- знающий и внимательный. Помощник, ассистенты режиссёра – Лариса Коротких, Валерий Земских, Белла Алексеева.
Жили мы весело, проводили капустники, сочиняли друг о друге, пели. Борис Кучумов режиссер ТВ очень долго снимал фильм. И, помнится, мы ему сочинили: «У озера, у Ханки, у реки, где вкалывают скреперы на совесть, Кучумов Валентинович Борис о классе, о рабочем ставит повесть». Он фильм все-таки снял неплохой.
Помнится, на 8 марта нам профсоюз вручил подарки - жестяные пустые банки. Что в них было, доселе не знаем. И вот, гремя банками, поднимаемся в свою редакцию- она тогда находилась в здании «Дальтелефильма», и вдруг обнаружили: у Бэллы Алексеевой нет банки. Звоним в профком, отвечают: Алексеева - не член профсоюза. По этому поводу у нас долго были смешные прибаутки на тему: «Да он- не член профсоюза, а ты - член профсоюза» и т.д. Сама Бэла и ее муж приехали из Архангельска и квартиры у них здесь не было. Они по очереди ночевали у коллег, как мы когда-то с моим мужем Германом в Целинограде.
Немало было на работе и встреч с интересными людьми. В 3-й студии, где обычно проводили интервью с ними, сотрудникам ТВ разрешалось присутствовать. И это было здорово: воочию увидеть, слушать кумира! Помню встречу с Юрием Визбором, с Аллой Пугачевой,- это был первый её приезд во Владивосток.
Мне самой довелось брать интервью у Вольфа Мессинга,- он мне тогда предсказал смену работы. Другая интересная беседа была с Народным Учителем Николаем Дубининым, А вообще у меня есть интервью, которым я горжусь: оно было с выпускником школы №8 из Спасска - Петром Морочком. Он тогда сказал: «Остался в селе, мне нравится земля, работать на ней». Тогда на летучке посмеялись, говорили, что это сантименты. А вот прошло столько лет, а Петр Морочек до сих пор служит земле. Он -фермер и старается облагородить свое поле. Таких людей у нас в Приморье много. На них и держится земля!
1 января 1976 меня наградили Почетной грамотой Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию «За плодотворную работу и в связи с 50-летием радиовещания и 20-летием телевидения в Приморье». А через год пришлось по состоянию здоровья покинуть родную студию, но в сердце она осталась навсегда!