История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Петелин Геннадий Иванович
Должность:
Корреспондент радио, собкорр в Дальнегорске, главный редактор студии "Публицист" ТВ
Биография:

Вместо биографии

Из воспоминаний главного редактора редакции «Публицист» ТГТРК «Владивосток» Геннадия Ивановича Петелина.

С Приморским комитетом по телевидению и радиовещанию меня связывают два десятилетия моей журналистской работы. Начал с должности рядового корреспондента радио, а закончил на посту главного редактора студии «Публицист» телевидения.

Начало 70-х годов. Это был пик брежневского правления, которое впоследствии пренебрежительно назовут «эпохой застоя». Но мы, журналисты, этого не ощущали, а просто делали свое дело. Все промышленные и сельские предприятия работали в полную силу, вовсю строился Большой Владивосток, трудовые коллективы наперегонки выполняли свои планы и обязательства. Так что рассказывать было о чем. Радиовещание в то время строилось по отраслевому принципу: в структуру теле радио комитета входили редакции промышленности, сельского хозяйства, информации, художественного и иностранного вещания, воинская, молодежная и радиостанция «Тихий океан».

В редакции информации тогда блистали своим умением добывать новости и верстать из них информационные выпуски многоопытные репортеры Виниций Емельянов, Леонид Субботенко, Владимир Абрамов во главе с главным редактором ветераном Отечественной войны Георгием Громовым. Сельскую тематику на радио вели старший редактор Николай Зайцев и корреспондент Валентина Колотуша. Лицо художественного вещания тогда определяла дочь писателя Фраермана, автора известного романа «Дикая собака Динго» Нора Романовна Коварская вместе с ее коллегами Людмилой Черемисиной, Ренатой Кузьминой, Евгенией Рябченко и другими знатоками сферы искусства и культуры. Огромной популярностью в те годы пользовались ежедневные часовые выпуски радиостанции «Тихий океан», которая охватывала своим вещанием весь дальневосточный регион и океанскую акваторию. Вместе с большим коллективом журналистов, режиссеров, монтажниц и собкоровским корпусом творческую политику «Тихого океана» формировали его руководители Вадим Тураев и Виталий Солдатов.   

Ну а мне, как начинающему радиоведущему, наверно, повезло в том смысле, что я работал под руководством талантливой журналистки старшего редактора промышленной редакции Нины Александровны Хрульковой и замечательного наставника главного редактора Ивана Федоровича Гурко. Они-то и научили меня всем премудростям работы с микрофоном, умению превращать добытые на предприятиях аудиозаписи в полноценные корреспонденции и радиоочерки. Все готовые к выходу в эфир передачи предварительно прослушивались и критически обсуждались в редакции, и, если замечания были существенными, заново монтировались. Это была хорошая школа профессионализма. Очень признателен я и нашим ведущим дикторам Нине Мирончик и Алексею Хортову, которые много поработали со мной по постановке речи и дикции. За лучшие передачи и очерки, прозвучавшие в эфире и отмеченные на летучках, журналисты тогда поощрялись и морально, и материально. Меня однажды поощрили командировкой по краю на выбор. Я выбрал Дальнегорск. Съездил туда, привез кучу материала и выдал в эфир. Это и предопределило мою дальнейшую судьбу. Когда в Дальнегорске освободилось место собственного корреспондента радио по группе северных районов Приморья наш председатель Семен Владимирович Юрченко предложил его мне.

Так началась моя собкоровская деятельность, которой я отдал шесть лет. Дальнегорск в те времена гремел на всю страну своими трудовыми победами и рекордами. И я считал своей задачей как можно ярче и убедительней рассказывать о достижениях металлургов и горно-химиков объединений «Дальполиметалл», «Бор»,  Хрустальненского горно-обогатительного комбината и других градообразующих предприятий. У меня был неисчерпаемый выбор тем для информационных сообщений, репортажей и корреспонденций: это и скоростные проходки горных выработок и отбойки руды, и внедрение новейшей горной техники и технологии обогащения руд, и техническое творчество рабочих и инженеров и многое другое. То было поистине золотое время для горнорудной промышленности, которое рождало героев. К сожалению, не сохранилось ни одной аудиозаписи моих радиопередач того времени, но надеюсь, люди старшего поколения их помнят.

В 1980 году по решению руководства комитета я вернулся в «родные пенаты» на должность старшего редактора экономических программ радио, а через несколько месяцев меня призвал под свои знамена Приморский крайком КПСС и я на десять лет расстался с родным коллективом. Вернулся в него уже в качестве телеведущего в 90-м.

Затеянная Горбачевым перестройка к тому времени уже захлебывалась от пустопорожней болтовни, страну потрясали забастовки, безработица, коллапс большинства предприятий. Беспрецедентный размах приобрела организованная преступность во всех ее проявлениях. В этой обстановке, как говорится, сам бог велел создать на телевидении такую аналитическую программу, которая бы решала не только правовые просветительские задачи, но и консолидировала усилия всех органов правопорядка в борьбе с криминалом. Вести ее поручили мне. При подготовке цикла передач «Закон есть закон» я опирался на авторитетных и компетентных руководителей силовых структур, всеми доступными телевизионными средствами стремился проникать вглубь происходящих в крае криминальных процессов. Многое из того, что мне удавалось вынести на суд телезрителей, появилось на экранах впервые: это и следственные эксперименты с серийными убийцами и насильниками, и кровавые бандитские разборки по переделу сфер влияния, и тонкости работы следственно-криминалистических подразделений спецслужб, и скрытая от глаз людских внутренняя жизнь исправительных учреждений, и многочисленные рейды оперативников по выявлению наркопритонов, подпольных винзаводов и фирм интимных услуг. Судя по рейтингам и редакционной почте, передача пользовалась популярностью у зрителей и заметно влияла на общественное мнение.

По мере того, как с годами менялась криминальная ситуация в крае, изменялась и концепция правовой передачи. С 1996 года я изменил ее формат и название на аббревиатуру ФАКС, что означало: Факты, Анализ Криминальных Ситуаций. Ее 15-минутные выпуски продолжили общую линию приморского телевидения на бескомпромиссную борьбу с преступностью. За определенный вклад в дело укрепление законности и правопорядка программа «ФАКС» многократно выходила победителем творческого конкурса «Щит порядка», организованного краевым УВД и правлением Союза журналистов. Удостоена она также Почетной грамоты МВД России.

Последние пять лет я возглавлял редакцию публицистических программ студии телевидения. В ее составе работали замечательные тележурналисты и режиссеры Нина Кузнецова, Нелли Чекризова, Константин Кухаренко, Любовь Щербина, семейная пара Светлана и Владимир Дудики, Татьяна Дерюгина, Татьяна Емельянова, Елена Уразбаева, Татьяна Ворушило, Инна Андриенко и другие. В своих передачах они утверждали честь и достоинство человека, высокие моральные ценности, помогали людям преодолевать трудности «лихих» девяностых.