История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радио Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Храпатая Анна Григорьевна
Должность:
Начальник смены АСК ТВ
Работа в ГТРК:
16 августа 1963 - 25 февраля 2003 гг.
Биография:

Во время учебы в Хабаровском техникуме связи по специальности «телевидение и радиорелейная связь» меня и ещё трех моих сокурсниц направили на практику во Владивосток, в краевое управление связи. А там уже распределили нас на УКВ радиостанцию на Орлиной сопке.

Вторую половину практики, а она продолжалась почти год - до 28 марта 1963 года, мы проходили в телецентре. Встретили нас хорошо. Кого-то направили на ПТС, а меня и ещё одну сокурсницу - в АСК. Назначили на должности электромехаников. Выдали трудовые книжки. И поставили работать в смене. Так началась наша трудовая деятельность.

После защиты дипломов вернулись во Владивосток. Это было 16 августа 1963 года. И потом я проработала я на телевидении почти 40 лет - до 25 февраля 2003 года, пройдя все ступени роста, и ни одного дня не пожалела, а считаю свою работу подарком судьбы…

Что говорить, работа была ответственная. Ведь на экране заметен даже 5-секундный брак как по видео, так и по звуку. И за это строго наказывали. Но техника - есть техника. И её надо знать. Были очень сложные ситуации, не раз приходилось «крутиться». Но всегда была и помощь. С большой душевной благодарностью - низкий поклон ему, вспоминаю начальника смены АСК Леонтия Дмитриевича Карпеца. К сожалению, его уже давно нет с нами.  Это был прекрасный специалист и наставник, который всегда приходил на помощь: учил, наставлял, помогал и, можно сказать, опекал.

Именно Леонтий Дмитриевич встретил нас на железнодорожном вокзале, когда мы впервые, ещё практикантками, приехали во Владивосток. Привёл нас, как родных к себе домой, чтобы мы отдохнули и подкрепились с дороги. А жил он в коммунальной квартире вместе с Виктором Емельяновичем Назаренко, который был, по сути, мозговым центром и одним из основателей ТВ в Приморье.

В те годы была одна аппаратная и одна студия. Все работали за одним пультом:  звуковики, технари, и режиссёры - одна команда. Было здорово! Мы-то - технари, наша обязанность: чтобы техника не подвела. А какие передачи были, какие талантливые люди работали, имею в виду творчество. До сих пор в памяти передачи Нелли Николаевны Чекризовой, Розы Илларионовны Салюк, Бориса Валентиновича Кучумова, Александра Ивановича Шепшелевича, Галины Викторовны Самигулиной, Татьяны Мефодьевны Смонарь, Веры Андреевны Моисеенко…Памятна и телепрограмма  «Меридианы Тихого», которую вели журналисты Тамара Жарикова  и Анатолий Иванович Жёлтиков.

Шли годы, телевидение развивалось. Москвичи привезли оборудование для цветного телевидения, они же его и монтировали. Конечно, помогали и наши специалисты: Карпец, Синицын, Сарариков, Павличенко и другие. Появилась  5-я студия и 5-я аппаратная. Потом открыли Малую студию и 2-ю аппаратную. Оттуда велись передачи учебного телевидения и шли в эфир информационные программы. Да и диапазон передач расширился. Устраивали телемосты, они проводились, как правило, ночью. Работы прибавилось, но это была любимая работа…

Пока не появились видеомагнитофоны, - мы их потом сокращённо называли видеомагами, - передачи в эфир шли «живьём». И какие при этом страсти, эмоции кипели за пультом - это надо было видеть и слышать! Особенно эмоциональными были звукорежиссёр Ирина Николаевна Беркович  и режиссёры Александр Иванович Шинкоренко, Борис Валентинович Кучумов и Александр Иванович Шепшелевич.

Мне и самой однажды довелось испытать мощнейший стресс - врагу не пожелаю! Это произошло в ноябре 1974 года, в день встречи Брежнева с Фордом во Владивостоке, которая проходила на Санаторной. Приехали московские  телевизионщики со своей аппаратурой. И была как раз моя смена.

Перед  выходом в эфир, как положено, проверяем и звук, и видео. И эти сигналы отдаём на УКВ. Всё хорошо. Сидим в полной готовности за пультом в аппаратной, ждём. Тут зашла к нам Валентина  Колмогорова - она в тот день работала за режиссёрским пультом. Встала с другой стороны пульта лицом к нам, и мы о чём-то разговаривали с ней.

Пришло время выхода в эфир. В студии у микрофона диктор Зара Улановская. Начинает произносить подводку  к репортажу о встрече глав  СССР и США. А звука - нет! И это - ужас!.. Я встала, смотрю на аппаратуру: всё светится,- как надо,- где искать причину отсутствия звука?! А секунды тикают... Тогда я пошла проверять аппаратуру визуально. И обнаружила, что тумблер на пульте выключен!.. Оказалось, Валя, пока стояла у пульта, машинально щёлкнула им… С тех пор у меня никто за пультом не стоял!