История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радио Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Кучумов Борис Валентинович
Должность:
Главный режиссер телевидения
Работа в ГТРК:
1965 - 1996 гг.
Программы и фильмы:

Программы литературно-драматического вещания

Биография:

Борис Кучумов и его муза

Борис Валентинович КУЧУМОВ и Роза Илларионовна САЛЮК - супружеская пара замечательных телевизионных режиссеров, работавшая на Приморском телевидении более 30 лет. При этом более 20 лет Борис Валентинович был режиссером главным. Это последнее обстоятельство, впрочем, ни сколько не добавляло статуса его жене – на работе, в творческом процессе они были двумя самостоятельными творцами. Он как режиссер больше работал с редакцией литературно-драматического вещания, она – с детской редакцией и «молодежкой».  Но можно, наверное, сказать, что каждый по-своему они задавали тон всему режиссерскому цеху. Каждый по-своему, они были неформальными лидерами в своем коллективе, хотя в то время на Приморском телевидении работала очень сильная режиссерская группа –  настоящие профессионалы со своим видением, своим подходом, бесконечным поиском новых форм, за словом в карман не лезли…

В середине 1960-х гг. Роза и Борис приехали во Владивосток из Уссурийска, где работали в местном театре. Точнее, первым приехал Борис, которого пригласила тогдашний главный режиссер ВСТ Вера Акимовна Казакова. А потом, набравшись храбрости (впрочем, храбрости ему всегда было не занимать), он попросил начальство принять и жену. Не сразу, но тогдашний директор Владивостокской студии ТВ Владимир Петрович Бусыгин свое согласие дал и Розу взяли помрежем.

Кучумов остался в памяти как великий экспериментатор. Ему сродни был театр Юрия Любимова, который он обожал. В каждой передаче, в каждом телеспектакле он искал нестандартные решения, а художники и звукооператоры лишь помогали ему реализовать очередной яркий замысел. Позднее, сравнивая себя с мужем, Роза называла его художником от Бога, а себя ремесленником, потому что в отличие от Бориса «была рациональна, делала, как надо, как понятно, как хотят это видеть»… Кучумов же всегда мыслил парадоксально, иррационально… Например, начало войны он в одной из постановок он выразил через рафаэлевскую мадонну. Картина, копию которой нарисовали телехудожники, сначала взрывалась в кадре, а затем догорала отдельными фрагментами – кисть руки, часть лица, колючая проволока… И это, как вспоминали позднее коллеги, впечатляло…

Оба они были людьми темпераментными, эмоциональными. Взрывной Кучумов мог наорать на человека, мог, при случае, вставить меткое и едкое слово, едва ли не кинуться в драку… Но обижались на него редко, потому что даже конфликтовал Борис Валентинович не как начальник, а как коллега, художник и друг. Он позволял спорить с собой на равных, и очень часто после таких разборок дружба только крепла.

Роза Илларионовна была человеком очень выдержанным, очень чутким к несправедливости и отзывчивым на чужую боль. Если кому-то нужна была помощь,  защита в конфликте с начальством, то бежали к ней.

Как режиссер режиссеру Борис Розе никогда не помогал, отговаривался «а если вдруг меня не будет рядом». Разве что иногда мог, «проходя мимо, внести рукой мастера пару штрихов» в ее работу. Зато когда она как-то улетела на месячную учебу в Москву, он весь этот месяц себе места не находил – скучал, бесился. Коллеги опасались, как бы он с собой что-нибудь не сделал. Тогда кто-то впервые и назвал Розу Салюк музой Бориса Кучумова. Она и была в одном лице и музой его, и женой, и заботливой хозяйкой их дома, матерью их любимой дочери Яны, которая потом тоже стала режиссером ТВ. Но режиссер Роза Салюк всегда чувствовала себя ученицей режиссера Бориса Кучумова.

Однажды – это было уже во время перестройки, а значит лет за несколько до его смерти – Кучумов пришел в студию, когда Роза заканчивала монтаж очередной программы. Попросил посмотреть и увлекся зигзагами судьбы молодого депутата Александра Хоролича.  А потом сказал: «Ты знаешь – хорошо!» И вечная ученица его разрыдалась…

Борис Кучумов ушел из жизни в 1996-м году заслуженным работником культуры России. Роза пережила мужа на 8 лет. У нее было тяжелое и мучительное заболевание, она уже не могла долго сидеть за компьютером, знала, что обречена, но все равно работала – монтировала программы. И каждый раз, собрав очередную, наверняка, думала о том, как бы оценил ее Борис…

Видео: программа "Автограф дней" (2000 г.) о Борисе Кучумове и Розе Салюк

Воспоминания о Борисе Кучумове и Розе Салюк художника Приморского телевидения Николая Абоимова

Воспоминания о Борисе Кучумове и Розе Салюк редактора Приморского телевидения Галины Самигулиной

 

Кинорежиссер Олег Канищев:

Борис Кучумов - последний из могикан.

Мы говорили с ним почти  одним языком, с полунамека понимали друг друга. Это и понятно - учились в одно и то же время в Дальневосточном институте искусств, он - на актерском, а я на режиссерском факультете. Кстати, он учился вместе с известным актером и сценаристом Валерием Приемыховым. Много лет мы проработали в Примтелерадио он - на телевидении, а я в «Дальтелефильме».

Борис пробовал свои силы и в области кинематографа. Тогда наше творческое общение проходило более тесно за звукомонтажным столом. Он обращался ко мне за советами по вопросам музыкального оформления,  поскольку я по первому профессиональному образованию несколько лет проработал звукорежиссером и музыкальным оформителем.

В то время он и я были увлечены теоретическими исследованиями в области монтажа великих режиссеров Сергея Эйзенштейна и Михаила Ромма. И при встрече обсуждали наше понимание вертикального монтажа.

Борис Кучумов, как и все наше поколение студентов, умели и любили играть в преферанс. Первые уроки этой азартной игры (шахматы в картах) я усвоил на пляже бурной реки Прут, что в Западной Украине. Здесь киевский профессор на отдыхе обучил меня расчетам по возможным вариантам расклада карт, но для успешной игры надо было удерживать в памяти много вводных данных. Поэтому я играл медленно, но, практически, не проигрывал. Борис наоборот играл азартно и импульсивно и часто оставался «без». Мы с ним редко встречались за карточным столом – моя тихоходная и без риска игра приводила его в раздражение, и он готов был меня побивать канделябром.

Он страстно любил жизнь и, за что бы ни принимался, делал все страстно, самозабвенно, с полной отда­чей сил. Борис был человек честный, эмоциональный, азартный. Мог взахлеб спорить, был ужасно вспыльчив, но незлопамятен и по сути своей глубоко порядочен. Но свою точку зрения, творческую ли, политическую, мог отстаивать до хрипоты, невзирая на лица и субординацию».

 «Борис страдал, когда видел телевизионную халтуру, когда на эк­ран шло мелкотемье и серость, бездарность, прежде всего ценя в своей профессии вы­сокий профессионализм. Программы, теле­визионные фильмы, а старшее поколение помнит и телеспектакли, до сих пор остают­ся золотым фондом ТГРК "Владивосток".

Как у всякого творческого человека, у него были взлеты и падения. Но любая работа мастера вызывала реакцию и у зри­телей, и у профессионалов, поскольку все­гда эти программы были неординарными. В последние годы он организовал на студии телевидения творческое объединение "Ма­стер-класс", передавая молодым перспек­тивным сотрудникам, разделяющим его твор­ческую концепцию, свой профессиональный опыт. А еще он был увлеченным дачником. Души не чаял в своей внучке.

Так трудно говорить о Кучумове, что он был. В это невозможно поверить. Но нам в наследство остались его фильмы, телепос­тановки, программы.

Борис Кучумов любил делать передачи о людях искусства. Для своих программ и фильмов он всегда выбирал интересных, та­лантливых людей, оставивших след в при­морской культуре, - Валерий Ненаживин, Валерий Никитин, Виктор Федоров, Алек­сандр Пырков. Его последней работой стал видеофильм "Владивосток. Сентябрь" о Днях мира на Тихом океане, ставших ярким событием в дальневосточной культуре.