История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Леликова Валентина Павловна
Должность:
Режиссер ТВ программ
Работа в ГТРК:
1961 - 1991 гг.
Биография:

Валентина Павловна Леликова родилась во Владивостоке. Окончила среднюю школу № 27 на Чуркине, а затем и филологический факультет Дальневосточного государственного университета, после которого 3 года работала в родной 27-й школе учителем русского языка и литературы. Осенью 1961 года пришла на Владивостокскую студию телевидения помощником режиссера. Потом стала ассистентом режиссера, а в 1963-м году поступила без отрыва от производства в Дальневосточный институт искусств, окончив который стала дипломированным режиссером кино и телевидения. К слову, на должность режиссера ТВ ее перевели задолго до получения режиссерского диплома. Работала она в редакции молодежных программ, которая входила в Главную редакцию общественно-политического вещания. С редакторами Ниной Лошкаревой и Галиной Орловской делала передачу «РИТМ» (Романтики Искатели Творцы Мечтатели).

- У передачи было много рубрик, – рассказывала позднее Галина Орловская. – Например, рубрика «Рыбацкий кубрик» в рамках которой мы проводили встречи с рыбаками и работниками плавзаводов, китобойных флотилий. Делали передачи «Земля моя – любовь моя» и «Час письма»… Очень была любима аудиторией передача «Земля приморская талантами полна», телевизионный альманах «Творчество» автором и редактором которого был Станислав Валерианович Якубовский.

Много времени и сил в начале 1970-х годов отдала Валентина Леликова подготовке передач о строителях Восточного порта, которому был присвоен статус Всесоюзной комсомольской стройки. Она часто ездила в Восточный со съемочными группами, часто приглашала его строителей в студию, была знакома со многими руководителями стройки и рядовыми строителями, и ее в Восточном тоже хорошо знали.

Валентину Павловну нельзя было назвать студийным режиссером. Внимательнейшим образом прочитав сценарий, она выезжала с авторами передач, редакторами и операторами на съемки, где по ходу искала лучшие выразительные средства, новые ракурсы для сюжета и для камер…

Одной из любимых передач Леликовой была «Час письма». Коллеги рассказывают, что при подготовки этой передачи Валентина Павловна была особенно настойчива и упорна. Вспоминают, как однажды она обратила внимание на письмо, авторы которого рассказали о старом моряке, спасшем во время жестокого шторма свое судно и которому, как считали члены экипажа, они были обязаны своей жизнью. С того шторма прошло уже много лет и авторы не знали, жив ли еще их спаситель, не знали, где его искать. Леликова этого человека нашла под Владивостоком на станции Весенней, где он жил уже в очень почтенном возрасте вдвоем с женой. Когда Валентина Леликова и редактор Галина Орлова приехали к ним домой, ветеран спал после бессонной ночи – ночью ему было плохо, и теперь жена отказывалась его будить.

– Это ничего, мы подождем, – сказала Леликова, после чего они прождали почти 5 часов, прежде чем герой будущей передачи проснулся и смог с ними поговорить. Они записали его рассказ на магнитофон, много раз сфотографировали его, так как кинооператора с ними не было… А потом собрали в студии членов экипажа этого судна, которые рассказали всю «штормовую историю» на камеру, посетовав, что не знают судьбы своего спасителя. Леликова строго-настрого запретила коллегам рассказывать гостям о том, их спаситель жив. И только в самом конце передачи она включила в студии его голос и показала на экране его нынешние фото. Конечно, это вызвало сильнейшую эмоциональную реакцию и участников передачи, и зрителей…

Валентина Павловна Леликова считалась в коллективе очень эрудированным, общительным и дипломатичным человекам, мастером по улаживанию конфликтов. Умела и очень любила работать с гостями передач. На репетициях перед прямыми эфирам она сама тщательно рассаживала всех участников передачи, пересаживала их, прикидывая различные комбинации с учетом логики программы, ракурсов, освещения и проч. Перед началом передачи пересчитывала всех по головам, так как бывали случаи, когда участники передачи принимали репетицию за саму передачу и покидали студию еще до начала трансляции. Перед началом передачи уже из аппаратной она благословляла ведущих, операторов, участников, обращаясь к ним не иначе как «мои лапочки» и «мои ласточки». Такая манера отличала ее от тех режиссеров, кто предпочитал «командные» методы организации передач.

Участниками передач были чаще всего простые люди разных профессий – жители городов и сел. Телевидение, которое они знали только по картинке на экране было для них занятием «божественным» и они доверчиво принимали те правила поведения, в которые их ставили телевизионщики. Леликова по отношению к ним чувствовала себя «мамой». Если гость был приезжим, то ему помогали с гостиницей, с транспортом, иногда брали ночевать к себе – передачи ведь были вечерними и зачастую заканчивались довольно поздно… Такая была жизнь… В 1972 году Валентина Павловна приняла активнейшее участие в организации и проведении во Владивостоке Всесоюзного фестиваля телевизионных молодежных программ под девизом «Братство сердец молодых». На групповой фотографии, которая сделана на ступеньках телестудии, она стоит крайняя справа в верхнем ряду.

О таких людях как Валентина Павловна Леликова принято говорить, что работа была для нее вторым домом. Но в данном случае это, наверное, не совсем так. Просто она воспринимала свою работу не как рутину, а как творческий процесс, ей было интересно жить… Поэтому она участвовала во всех телевизионных капустниках, была членом редколлегии, была заводилой многих праздников и конкурсов внутри коллектива, писала стихи и сценарии для капустников – тоже в стихах, а когда в ее семье появилась и подросла дочка Валерия, увлеченно принялась за организацию праздников для детей сотрудников Примтелерадио.

«…не могу не назвать Валентину Леликову, которая была не только опытным режиссёром политвещания, но и прекрасным, добрым и весёлым человеком, – так написала о Валентине Павловне в своих воспоминаниях редактор ТВ Татьяна Смонарь. – У всех нас к середине-концу 60-х уже были дети, и наверняка все тогдашние молодые мамы помнят, как охотно и увлечённо Валя устраивала для наших малышей то утренники, то проводы детей в школу, то подарки к каким-то событиям. И за эти, и за другие прекрасные качества её любили все без исключения».

По выходным они с мужем Женей (Леликов Евгений Петрович, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации) любили ездить в лес, где собирали коряги, из которых затем Валентина Павловна «вычищала» лесных чудищ и другие деревянные скульптуры. Супруги познакомились еще в школе, в 8-м классе. 

Валентина Павловна Леликова ушла на пенсию в 1991 году, а в 1993 году ушла из жизни «после долгой и продолжительной болезни». Евгений Петрович надолго пережил супругу. Он трагически погиб на железнодорожном переезде ст. Чайка 8 августа 2017 г. на 82-ом году жизни. Дочь Валерия Евгеньевна живет в Москве. В ее семье хранятся две родительские книжки. Одна - это сборник стихов Валентины Павловны, который Евгений Петрович собрал и издал после ее смерти. Другая - книжка самого Евгения Петровича, в которой он рассказал о своих морских экспедициях.

Стихи, частушки, стихотворные поздравления режиссера В.П. Леликовой