Должность:
Диктор радио и телевиденияРабота в ГТРК:
1956 - 1972 гг.Биография:
От «Приморского пионера» до академика
Виктор Васильевич Бойко, академик международной Балтийской педагогической академии, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ, Председатель секции Стоматологической Ассоциации России «Психология в стоматологии», кавалер ордена за заслуги перед стоматологией.
Приморское радио и телевидение оставило выразительный след в моей жизни, хотя профессия «диктор», записанная первой строчкой в Трудовой книжке, не стала постоянной. Как часто бывает, нас ведет случай, а то и последовательность везений.
Было мне 12, когда в Доме пионеров Владивостока журналистка записала со мной беседу о занятиях в кружке, которая прозвучала в эфире радиогазеты «Приморский пионер». Режиссер Калелия Федоровна Лысенко обратила внимание на мой голос и пригласила участвовать в выпусках пионерской зорьки. Именно эта интеллигентная женщина запустила цепочку удачных событий моей биографии. Когда голос «повзрослел», она стала поручать мне чтение материалов, на которые приглашались артисты. Первый гонорар 5 рублей я получил лет в 15 лет, о чем мудрая Калелия Федоровна поставила в известность моего отчима при личной встрече: «Теперь Витя будет получать деньги».
Когда в дикторскую группу радио нужен был мужской голос, на запись пригласили трех претендентов. И тут опять везение: председатель Краевого Комитета по радиовещанию и телевидению после прослушки выбрал меня. Это был Семен Владимирович Юрченко, имя которого я запомнил навсегда. И чем старше становлюсь, тем уважительнее отношусь к этому человеку. Номенклатурный работник высокого ранга, отвечавший карьерой за вверенный ему идеологический участок работы, допустил к микрофону краевого радио ученика 9-го класса дневной школы, которому исполнилось 16. По тем временам это поступок должностного лица.
Точно так всегда помню главного редактора радиокомитета Этель Каганскую. Когда я оступился (надерзил военкому района) и мне грозило исключение из комсомола и увольнение с радио, она явилась на заседание комитета горкома комсомола защищать меня со словами: «Посмотрите на него, он как побитая собака. Дайте нам его на поруки». Понятно, этот визит был согласован с С.В. Юрченко.
Еще выступая в «Приморском пионере», познакомился с Владимиром Петровичем Бусыгиным, секретарем Краевого комитета комсомола. Запомнился очень дружеским расположением, приветливой улыбкой, пожатием руки. И когда он возглавил Приморское телевидение, мы были в ранге «старых знакомых».
В общей сложности диктором Приморского радио и телевидения я проработал (с перерывом на аспирантуру в Ленинграде) с 1956 по 1972. Стажировался в дикторской группе Всесоюзного радио, Московская аттестационная комиссия присвоила первую дикторскую категорию. Параллельно с работой на радио и телевидении окончил школу, инфак ДВГУ, а после защиты кандидатской диссертации преподавал в альма-матер психологию на разных факультетах, в том числе журналистам.
Приморское радио для меня – гувернантка, закрывшая брешь в моем культурном образовании. Чтение конферансов к операм и опереттам, ведение концертов классической и легкой музыки, встречи с известными артистами, приезжавшими на гастроли, - все это кирпичики личности, которые не могла заложить семья и школа.
С благодарностью вспоминаю коллег. Милейшая Евгения Антоновна Лихачева, старший диктор на радио, относилась ко мне как к сыну (ее мальчик – мой ровесник). С диктором телевидения Евгенией Ивановной Симановской мы подружились навсегда, дважды она с мужем гостили у меня в Питере. Это были удивительные супруги, преданные друг другу, ценившие дружбу, объединявшие встречами коллег (иных уж нет).
Опыт работы на радио и телевидении пригодился в научной карьере. В аспирантуре Ленинградского университета защитил кандидатскую диссертацию «Психология информационного телевидения». Это была серия экспериментальных вариантов подачи новостей, которые оценивали группы зрителей, приглашенных на Ленинградскую студию телевидения под предлогом экскурсии. Как бы в ожидании экскурсии зрители смотрели записи новостей, а затем оценивали увиденное при помощи специальных методик. В итоге была выявлена эффективность различных экспериментальных вариантов (их было более 50). Так в стране было положено начало исследованиям по психологии информационного телевидения. При этом Гостелерадио оплатило расходы по организации эксперимента.
После защиты диссертации вернулся во Владивосток, чтобы отработать три года в ДВГУ, откуда был послан в аспирантуру, и опять работа у микрофона. В это время научно-методический отдел Гостелерадио и телевидения пригласил провести в Таллинне исследование телевизионных журналистов студий страны. По моей рекомендации сюда были приглашены лучшие журналисты крупных студий СССР. (В выборку от Владивостока попал молодой и талантливый Борис Максименко, в последствие возглавивший телевидение).
Обычно телевизионщики собирались в столице Эстонии хорошо провести время, послушать доклады и обменяться опытом, а на сей раз им предложили участвовать в социально-психологическом эксперименте. Естественно, коллеги насторожились…
На одно из Таллиннских предприятий выехала ПТС. Задание участникам эксперимента (их около 30): взять пятиминутное интервью на любую тему у любого работника – от уборщицы до директора. Из Питера я привез команду психологов. Предварительно все журналисты прошли серию психологических тестов (выявление IQ, экстра-интроверсии, скорости мышления и др.). Перед интервью и после у каждого журналиста замерялось АД с целью определения энергетических затрат.
Затем каждое интервью отдельно оценили группы зрителей, приглашенных на таллиннскую студию под предлогом экскурсии. Каждый зритель-участник эксперимента оценивал просматриваемое интервью при помощи приборчика, на котором была шкала от 0 до 100 баллов, – вращай движок и отмечай свои впечатления на всем протяжении интервью. Распечатанные тексты интервью сопровождались колебанием средней шкальной оценки, что позволяли журналисту увидеть, что нравилось и что не нравилось зрителям. Эти «успехи» каждого журналиста были коррелированы с данными его психологических тестов. В Тарту в течение ночи их обработали на ЭВМ, а на следующий день я доложил итоги, выступив перед слегка напрягшимися журналистами. Через месяц Госкомитет получил том с отчетом о проведенной работе. Итоги эксперимента публиковались в печати, и, знаю, до сих пор цитируются на занятиях с журналистами МГУ.
Дальше научная карьера резко повернулась в другие сферы по причине переезда в Ленинград (Санкт-Петербург). Докторская на тему «Социально-психологические аспекты рождаемости» была защищена по результатам работы, проведенной по заданию Ленинградского горисполкома (отцов города беспокоило снижение числа детей в семье). Вел исследования по таким проблемам: алкоголизм, семья (гранд Дж. Сороса), руководство и лидерство, психологические состояния личности, психоэнергетика, маркетинг и менеджмент, прикладная медицина. Преподавал на факультете психологии в ЛГУ, читал лекции журналистам в Софийском университете, заведовал кафедрами психологии в Высшей профсоюзной школе культуры, Медицинской академии последипломного образования, СПБ Института стоматологии.
Сейчас обучаю врачей различных регионов России и ближнего зарубежья. Опубликовано свыше 500 работ в нашей стране и за рубежом (в том числе около 40 публикаций по проблемам психологии радио и телевидения), написано более 40 книг.
Послесловие. Гены дали о себе знать: дочь, Нелли Петкова, работала телеведущей на первом канале Центрального телевидения.
…Долго виделись профессиональные сны. Будто у микрофона, надо читать материал, а я предварительно с ним не ознакомился, потому спотыкаюсь на каждом слове. А еще всегда щемит сердце, когда слышу «Рассвет на Москва реке», вступление к опере Мусоргского «Хованщина». Эта прекрасная мелодия открывала утреннее вещание Приморского радио. Включаешь микрофон: «Говорит Владивосток!».