История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Мялк Вадим Янович
Должность:
Диктор радио, актер Приморского драмтеатра им. М.Горького, народный артист РФ
Работа в ГТРК:
1955 - 1996 гг.
Биография:

Мялк Вадим Янович - народный артист России, актер краевого Академического театра им. Горького. Много лет по совместительству служил диктором в Приморском радиокомитете. Сколько лет он работал диктором сегодня уже выяснить сложно, но, судя по документам, дослужился до диктора 1-й категории. Впрочем, с радио и телевидением Вадима Яновича связывала не только дикторская работа. В 1968-1969 гг. он снялся в большой роли в первом и пока единственном полнометражном игровом телевизионном фильме Приморского телевидения "Хлеб" по пьесе В.М.Киршона. Он участвовал в радиоспектаклях и телепередачах, он как чтец записал на пленку множество литературных произведений и программ. И в этом смысле он служил на радио и телевидении, как и в театре, всю свою жизнь.

Фотографии из личного архива предоставила одна из дочерей Вадима Мялка - Анна Вадимовна. На них запечатлены родители Вадима Яновича, он сам в разные годы - в юношестве, в армии, куда он ушел добровольцем во время войны в возрасте 18-ти лет, его работа на радио, в театре и проч.

Вспоминает его дочь, актриса Яна Мялк:

- На сцене я впервые его увидела, когда мне было лет пять-шесть. В детском спектакле "Белоснежка и семь гномов" отец играл лесничего, и по ходу действия злая королева приказывала отрубить ему голову... Что со мной творилось в тот момент! Из зрительного зала я, плачущая, прибежала за кулисы, встала там возле помрежа и зарыдала в голос. И все думала: "Господи, неужели они и вправду его убьют?" Это одно из самых сильных воспоминаний моего детства...

Отец всегда очень любил актерские капустники. Как-то раз попросил меня ему помочь - подыграть на фортепиано, когда он будет петь песню. Мы так долго репетировали! А в то время паркетного зала в театре еще не было, и все капустники проходили на большой сцене: рояль, торжественный белый занавес... Я заглянула через этот занавес на сцену - полный зал народа! Какая со мной была истерика! "Я не пойду! Ни за что! Сам иди, один, меня не трогай!" Отец все-таки вытащил меня на сцену. Когда я играла те жалкие три аккорда, у меня тряслись руки, фальшивила страшно... А отец не обращал на это никакого внимания - просто пел, как будто все так и надо...

Отцу уже исполнилось пятьдесят, когда я родилась. И он был самым лучшим папой на свете! Нам с сестрой Ксюшкой ничего не запрещали. Отец позволял нам, образно говоря, барахтаться в воде - сами выплывайте. Нет, ему было не все равно, но он считал, что мы должны быть свободными, с правом собственного выбора... Он не хотел, чтобы я стала актрисой. Все говорил: "Ты в театр не ходи!" Ведь актерская профессия по большому счету строится на удаче. Поймаешь - не поймаешь...

Он - поймал. Но перед каждым спектаклем так волновался! С утра был взвинченный, все лысину поглаживал... Отец очень трепетно относился к каждой роли, у него до конца жизни так и не появилась привычка выходить на сцену. Всегда - словно в первый раз. А работая над ролью дома, всегда спрашивал меня, понятно ли он говорит...

Кроме театра, отец безумно любил футбол. Всегда болел за московское "Динамо", эмоции его просто переполняли - кричал так, будто на стадионе! Еще он очень любил собак. Мы с сестрой мечтали о щеночке, но мама была категорически против. Тогда отец, не говоря ни слова, пошел на базар и купил собаку - шпица. Он назвал его Клям - Мялк наоборот. С того времени у нас дома постоянно жили собаки...

Отец был очень светлым человеком. И верил, что плохих людей на свете не бывает... Я никогда - ни в детстве, ни потом, когда училась в институте, - не осознавала, что мой отец - народный артист. Понимание того, что этот человек так много значил для театра и для города, что он представлял настоящую культуру, пришло намного позже. Студентам он дарил крылья.