История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Беркович Ирина Николаевна
Должность:
Звукорежиссер телевидения
Работа в ГТРК:
1959 - 1983 гг.
Биография:

«Ирина Николаевна Беркович пришла на телевидение лихой черноглазой морячкой,» –  так написано в буклете, который был издан в 2005-м году к 50-летию Приморского телевидения. Написано с явной симпатией, при том, что, несмотря на буйный темперамент и подчеркнутую грубоватость, Ирина Николаевна слыла среди элиты Владивостока дамой с художественным вкусом, а среди коллег – верным товарищем и высшей пробы профессионалом, хорошо знавшим, любившим и понимавшим музыку.

Впрочем, в элиту Владивостока «морячка с художественным вкусом» попала не случайно, и благодаря не столько своим талантам, сколько своему мужу – известному дальневосточному капитану и художнику-маринисту Павлу Куянцеву. Прежде она ходила радисткой на его судне и бравый капитан, уже даже немного пожилой, сначала влюбился в свою яркую и талантливую радистку, похожую «обжигающим взглядом, темпераментом, кошачьей пластикой на купринскую Суламифь», а потом и женился на ней.

Когда у супругов родилась дочь, Ирине Николаевне пришлось оставить морскую профессию и искать применения своим талантам на берегу. Так она оказалась на Владивостокской студии телевидения. Что такое звукорежиссер на телевидении, тогда, наверное, толком никто объяснить не мог, хотя Приморское радио накопило за 30 лет богатый опыт работы со звуком. Нашлись там и энергичные талантливые люди, которые с энтузиазмом начали применять свой опыт на телевидении. Например, Василий Иванович Ромашов, или Александр Иванович Шинкаренко (к слову, выпускник Ленинградской консерватории) …  Тем не менее, начинающим телевизионным звукорежиссерам приходилось большинство секретов познавать на практике… Первым профессионалом в их коллективе стал Олег Александрович Канищев (будущий известный кинорежиссер-документалист), который в 1959-м году приехал во Владивосток по распределению после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК). Так или иначе, но в такой кампании у Беркович, которая, как говорят, всегда относилась к профессии как к делу всей жизни, с годами выработалось абсолютное чувство «прилегания» звука к картинке. Казалось, она играючи подбирала музыку, шумы к своим передачам.

А еще она громко смеялась, запросто разговаривала с людьми любых рангов, много курила и отменно ругалась – морская привычка, но выходило это у неё легко, изящно, не вычурно и, главное, не обидно.

С мужем – капитаном и художником, они, правда, вскоре расстались, но на Приморском телевидении И.Н. Беркович работала до выхода на пенсию в 1983 г. Могла бы и дольше, да новый директор телевидения привез с собой другого специалиста на должность главного звукорежиссера, которую она занимала много лет. И тем не менее, все до единого звукорежиссеры, пришедшие после Беркович, считали себя ученицами Ирины Николаевны, а некоторые даже называли ее лучшим звукорежиссером Приморского телевидения за всю его историю.