История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Шварц Павел Ильич
Должность:
Журналист, редактор, один из создателей радиостанции "Тихий океан", первый (с 1969 г.) руководитель студии "Дальтелефильм"
Работа в ГТРК:
1958 - 1983 гг.
Биография:

Вместо биографии

Павел Ильич Шварц работал в Приморском краевом комитете по телевидению и радиовещанию с 1958 года. Начинал работу в должности старшего редактора, а впоследствии стал главным редактором радиостанции «Тихий океан». В декабре 1969 года был назначен на должность главного редактора главной редакции производства программ на пленке «Дальтелефильм».

За время работы в комитете тов. П.И. Шварц показал себя высоко дисциплинированным работником, политически грамотным руководителем, опытным журналистом. По его сценариям был создан ряд фильмов, удостоенных дипломов и призов на всесоюзных фестивалях.

В период работы главным редактором Дальтелефильма Павел Ильич приложил много сил и энергии для упорядочения работы студии, обеспечения плана производства фильмов и хроникально-документальных съемок для телевизионного вещания. Благодаря его работе, фильмы Приморского комитета демонстрировались не только в республиках, краях и областях страны, но и в десятках стран мира. В этом была немалая заслуга П.И. Шварца.

Свой опыт журналиста Павел Ильич Шварц охотно передавал молодежи, являлся наставником, вел большую воспитательную работу в коллективе. Все эти качества помогли ему завоевать авторитет среди подчиненных и товарищей по работе.

Павел Ильич много лет являлся заместителем секретаря партбюро комитета, вел большую общественную работу.

Работа П.И. Шварца была отмечена Почетными грамотами крайкома КПСС и крайисполкома, Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Он был награжден юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью «За доблестный труд», Почетным значком «Отличник военно-шефской работы». В 1975 году ему был вручен значок «Отличник телевидения и радиовещания». В 1978 г. он был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР.

 Создавая кинолетопись времени...

В комнате Трудовой Славы комитета в аккуратных нишах под стеклом стоят уникальные произведения искусства: компо­зиции из дерева и янтаря, оригинальные ковки из металла, че­канка, статуэтки, макеты кораблей, изделия из драгоценных камней Сихотэ-Алиня и из даров морских глубин.

Это - призы, полученные на Всесоюзных и Международных фестивалях телевизионных фильмов. За двадцать лет студии «Дальтелефильм» их завоевано около тридцати.

Когда смотришь на них, невольно вспоминаешь, как зарож­далось телевизионное производство на Дальнем Востоке, как появился на экране первый фильм, за ним второй, третий...

Шел 1957 год. Группа энтузиастов Владивостокской студии телевидения решила вести собственные киносъёмки. В то время не было ни специалистов, ни помещении, ни нужной аппарату­ры, Всё нужно было начинать с нуля.

Решили провести первую съемку Первого мая. Старший опе­ратор студии А.И. Вергун, ответственный редактор политвещания В.А. Ткачев, режиссер А.Е. Масленников и осветитель сту­дии И.Б. Тимош распределили между собой обязанности, соста­вили подробный план предстоящей работы. Камеру КС 50-Б дос­тали на время в Дальневосточном филиале Академии Наук СССР. Смастерили баки для проявки пленки, барабаны для её просуш­ки, монтажную корзину, стол с моталками.

Руководство студии поддержало инициаторов, во всём по­могло им, вместе с ними волновалось: всё было впервые – и подготовка, и ход работ, и кинопробы. В общее дело активно подключились работники технических служб. Пионер телевиде­ния в Приморье старший инженер телецентра В.Е. Назаренко смонтировал блок для демонстрации негативного изображения.

Первый день киносъёмок стал всеобщим праздником. К не­большой группе участников съёмок подключился почти весь кол­лектив. Попеременно стояли работники студии у сушильных ба­рабанов, вращая ручки с драгоценным негативным изображением. Монтаж велся в помещении бухгалтерии.

Первый раз владивостокцы увидели на экранах своих теле­визоров скромную, чёткую надпись: «Празднование Первого Мая во Владивостоке, съёмки Владивостокской студии телевидения». Теперь такие надписи не вызывают всеобщего восторга, но в то время телефонные звонки не давали покоя - люди просили повторить выпуск, благодарили за успех, поздравляли с победой.

Это была, так сказать, первая проба пера. Но она вдохно­вила, вселила уверенность, заставила искать новые формы, но­вые возможности для создания кинолетописи о нашем крае. В трудных и очень сложных условиях удалось осуществить до кон­ца года 25 передач, общей продолжительностью 3 часа 41 мину­та. В конце года киногруппа состояла уже из семи человек, занимающихся киносъёмками наряду со своими основными обязан­ностями. Были сделаны новые баки, механизированный барабан для сушки пленки, появились первые прожектора КПЛ-35, начала организовываться монтажная группа и собственная филь­мотека, была получена первая кинокамера (правда, камера при­надлежала не студии телевидения, а... тресту очистки города, нужно было каждый раз возвращать ее после съёмок законному хозяину).

На голубых экранах стали регулярно появляться краткие киносюжеты, репортажи, очерки. Они рассказывали о наиболее важных событиях в жизни края, спортивных новостях, празд­никах. Впервые были осуществлены сложные съёмки в шахте го­рода Артема (автор К .Селезнев), на море в день празднования Дня Военно-Морского флота (авторы В. Ткачев и П. Николаев), в воздухе - на вертолетах и самолетах - при съемке кино­очерка «Хозяева голубых дорог». Пленка запечатлела плава­ние крупнейшего на Тихом океане лайнера «Советский Союз», рассказывала о китобоях, о геологах и многом другом. Три месяца в свободное от своих основных обязанностей время энтузиастами снимался первый звуковой документальный фильм «Героические будни» - о судоремонтниках Дальзавода.

Первый фильм! Он во многом не совершенен, кое-где наи­вен, но он первый и поэтому, наверное, самый дорогой.

Прошло двадцать лет. Создано более двухсот лент.

Новое, что связано с рождением и становлением «Дальтелефильма», его творческим коллективом, всегда вызывало большой интерес.

Постепенно накапливался опыт работы над телевизионным фильмом, осознавались его эстетическая природа и пропаган­дистская мощь. Многое сделали дальтелефильмовцы для разви­тия и упорядочения телевизионного фильмопроизводства, его продуманной художественной организации, становления производственно-технической базы, роста творческих кадров.

Наше телекинообъединение призвано рассказывать о сегод­няшнем дне Дальнего Востока и его людях, грандиозных преоб­разованиях, происходящих здесь.

Главный герой наших лент - люди Дальнего Востока. Имен­но в этом, думается, следует видеть успех подавляющего большинства фильмов. Именно это дает им верную пропагандистскую направленность, экранную выразительность и популяр­ность у телезрителей. В большинстве телефильмов найдено удачное сочетание актуальной современной тематики с револю­ционной историей Дальнего Востока, с патриотическими тра­дициями, которые живут и развиваются.

Есть и ещё одно обстоятельство, которое оказывает огром­ное влияние на интерес, проявляемый к телефильмам, создан­ным во Владивостоке, - это широта географии кинолент. На эк­раны советского и зарубежного телевидения, помимо приморских сюжетов, выходят рыбаки Камчатки и гидростроители Зеи из Амурской области, нефтедобытчики Сахалина, труженики Мага­дана и Хабаровского края.

О многих фильмах можно сказать доброе слово. Это и «Зем­ля у океана» - о бурном расцвете Дальнего Востока, и «Депутат тундры” - о людях заснеженной Чукотки, серия картин о строительстве Восточного порта, ленты о БАМе, рыбаках, уче­ных, тружениках полей. Большое место в репертуаре занимают и фильмы на военно-патриотические темы.

Благотворно влияет на творческую атмосферу «Дальтелефиль­ма» участие в его работе журналистов газет, кинооператоров, режиссеров, работников студий кинохроники. Все они живут и трудятся в разных городах дальнего Востока, но их объединяет увлеченность, совместный опыт работы над телефильмами.

Тема человека труда, нашего современника разрабатывается дальтелефильмовцами постоянно, планомерно и широко. На своеобразии подхода к её решению хотелось бы остановиться особо.

В 1964 году журналист Борис Лившиц и режиссер Юрий Шепшелевич сняли двухчастевой фильм о знатной крановщице На­ходкинского порта М. Поповой. Прошло пятнадцать лет. И вновь на экраны телевидения вышел фильм, который так и называется «Мария Попова” (автор-режиссер В. Азарин, оператор М. Рыжов). Что может быть интереснее и благороднее, чем отразить в рассказе о Герое Социалистического Труда, члене ЦК КПСС, женщине-труженице путь советских людей, их рост и духовное богатство, весь уклад их жизни в условиях развитого социа­листического общества?

К таким фильмам можно отнести ленту «Гурий Крылов» (ре­жиссер Л. .Сафрошин, оператор Б. Колобов) - о знатном примор­ском строителе, картину «Восточный причал России» (режис­сер В. Патрушев, оператор Н. Назаров), «Утренние строки» (ре­жиссер К. Шацков, оператор В. Рещук) и другие.

Документальные фильмы живут сравнительно недолго. И это понятно: наше стремительное время насыщено яркими события­ми. То, что было интересно и актуально год назад, сегодня уже меньше волнует зрителей. И все же картины, сделанные творчески, публицистично, на высоком профессиональном уров­не, имеют долгую экранную жизнь. К ним следует отнести, в первую очередь, «Полтора часа до объятий” - поэтический волнующий рассказ о наших китобоях, «Арктика не кончается» - о судах ледокольного флота Дальневосточного пароходства, «Город у восхода” - о Владивостоке и многие другие.

Не могли пройти телекинодокументалисты мимо главной темы последнего времени - строительства Байкало-Амурской магистрали. Несмотря на то, что БАМ проходит, в основном, по За­байкалью и Восточной Сибири, лишь чуть-чуть захватывая Амур скую область и Хабаровский край, студия создала несколько фильмов об этой стройке века. Если в картине «Первые кило­метры” рассказывалось о тех, кто приехал сюда впервые, кто начал пробивать просеки в тайге и прокладывать первые доро­ги, то уже в «Эстафете» поднимался вопрос о преемственности традиций бамовцев, о грандиозных свершениях, о первых поез­дах, начавших курсировать в тайге.

Опыт показывает, что теперь никого не удивят отлично от­снятые кадры лова рыбы или впечатляющие планы уборки урожая. Главное в любой картине - мысль, импульс её полезности.

Импульс полезности... Этот термин все чаще звучит в сре­де кинодокументалистов. Они стремятся не просто запечатлеть наш сегодняшний день, не просто рассказать о том или ином явлении, событии, человеке, а добиться того, чтобы каждая лента несла в себе большой эмоциональный заряд, как мож­но большую отдачу. Если проблема, поднятая в картине, заин­тересовала общественность, значит, кинематографисты на пра­вильном пути. Если у героя фильма найдутся последователи, если ему захотят подражать, можно смело сказать, что авто­ры поработали не зря.

Усилия творческого коллектива студии направлены сейчас на то, чтобы создать больше ярких, запоминающихся фильмов о рабочем человеке, будь то рыбак, колхозник или ученый. Имен­но эти картины могут затрагивать наиболее существенные стороны общественного бытия и социальной психологии человека, именно тема труда и творчества позволяет исследовать движе­ние жизни, полнее раскрывать всё богатство человеческой души.

В этом плане хотелось бы остановиться на цветном телеви­зионном фильме «Найти себя» (режиссер Ю. Шепшелевич, опера­торы Б. Колобов, Н. Назаров). О чем эта картина? Вообще, о школе-интернате, её директоре народном учителе СССР Николае Николаевиче Дубинине, его воспитанниках, - о тех, кому пред­стоит выбирать свои пути в жизни. Но не это главное в ленте. Основа её - проблемы воспитания, мысли о путях совершенствования педагогического и воспитательного процессов.

Импульс полезности фильма значителен. В этом убеждают многочисленные письма телезрителей всей страны («Найти себя» была дважды показана по Центральному телевидению и представ шась Народным артистом СССР Ю.Никулиным). В этом убеждают многочисленные встречи со зрителями. Одна из них состоя­ть в городе Партизанске. Во Дворце культуры угольщиков собрались представители школ и профессионально-технических училищ. Обсуждение картины вылилось в большой и полезный разговор о путях совершенствования учебного процесса, о но­вых методах воспитания молодежи, о моральных аспектах жизни педагогических и школьных коллективов.

Если говорить об импульсе полезности, то стоит упомянуть серию картин под общим названием «На земле, в небесах и на поре» (режиссер О.Канищев). Они рассказали о жизни и боевой учебе пехотинцев, моряков и летчиков. При этом авторы ста­вили перед собой задачу подготовить молодежь к службе в ар­ии, показать её трудности и её преимущества, заронить в души каждого юноши чувство патриотизма, желания с честью и до конца выполнить свой гражданский долг. И эта задача была выполнена, - свидетельствуют отклики призывников.

Пожалуй, нет такой темы, такой стороны жизни, которая бы прошла мимо внимания кинодокументалистов. Сегодня наши съемочные группы можно встретить на вулканах Камчатки и в низовьях Амура, на приисках Колымы и на полях Амурской области, у рыбоводов Сахалина и у рыбаков Приморья.

Только в 1980 году на «Дальтелефильме» были созданы такие картины, как «Здравствуй, мама» (режиссер О.Канищев) - о людях дальневосточной границы, «Где курится Авача» (режиссер В.Лихачев) - о Петропавловске-Камчатском, картины о содружестве рыбаков и ученых, о первом в мире морском заповеднике, о спорте - «В боксе ничьих не бывает” (режиссер Л.Сафрошин) и другие.

Ежедневно операторы «Дальтелефильма» идут на заводы и фабрики, на суда и причалы портов, научные лаборатории и стройки, в колхозы и совхозы, чтобы оперативно рассказать с телевизионного экрана о делах и людях Приморья, о тех событиях, которые происходят в крае. Пожалуй, не сотни, а тысячи сюжетов проходит ежегодно в эфире Если бы задаться целью просмотреть их сразу, все вместе, это было бы увлекательнейшим путешествием по орденоносному Приморью.

1 мая 1957 года по телевидению был показан первый сюжет продолжительностью в несколько минут. Сегодня мы снимаем в год около 60 часов сюжетов, очерков, зарисовок. Велики заслуги наших операторов. На их глазах, их усилиями произошли колоссальные изменения в фильмопроизводстве на Дальнем Востоке. Это, прежде всего, Иван Борисович Тимош и Виктор Петрович Кузнецов. Это пришедшие несколько позже, но успевшие многое сделать Александр Михайлович Корляков, Борис Нико­лаевич Колобов, Борис Александрович Нестеренко, Анатолий Илларионович Ющенко и другие.

За двадцать лет фильмопроизводство комитета окрепло, встало на ноги, укрепилась его материальная и техническая база. Если в 1958 году оно насчитывало семь штатных работ­ников, то сейчас их около ста - режиссеры и редакторы, опе­раторы и директоры съемочных групп, проявщицы, монтажницы, химики, составители растворов, мастера точной механики и многие другие.

Задачи телевизионного кино растут. Решения партийных съездов, постановления Центрального Комитета партии по идео­логическим вопросам выдвигают новые ответственные требования перед творческими работниками, заставляют искать но­вые формы и средства для более глубокого раскрытия любой темы. Впереди много больших, сложных и увлекательных дел.

И дальфильмовцы стремятся к тому, чтобы телевизионное кинопроизводство совершенствовалось, чтобы на голубых экра­нах появилось больше хороших лент, чтобы их фильмы, очерки и сюжеты доходили не только до ума, но и до сердца каждого телезрителя. В этом наше главное призвание и наш долг.

Павел Шварц,
главный редактор студии «Дальтелефильм»,
заслуженный работник культуры РСФСР
1980 г.