Должность:
Кинооператор, собственный кинокорреспондент в НаходкеРабота в ГТРК:
1968 (?) - 1995 (?) гг.Биография:
Валентин Гринчак: «По Брежневу с колена»
За 35 лет работы в кино и на ТВ оператор Валентин Гринчак отснял такое количество сюжетов и пленки, что мог бы претендовать на попадание в книгу каких-нибудь рекордов
Валентин Гринчак мало похож на легенду или мэтра - в свои 61 он задорно улыбчив, подвижен, как мальчишка, легко и часами работает с плеча не по-детски тяжелой видеокамерой. Вся его жизнь - это монтажные кроки, куски фильмов, из которых наш талантливый земляк монтировал свою долгую и счастливую жизнь в искусстве.
Парень из нашего города
Он родился во Владивостоке в военный 1942 год, здесь учился и вырос - в бараках старого центра на улице Тараса Шевченко. В 15 лет устал есть лебеду с вареной корюшкой и пошел работать в центральный кинотеатр города «Уссури». Невеликая зарплата помощника, потом киномеханика была подспорьем для семьи. А для мальчишки - возможностью взглянуть из окна кинобудки на другой мир. Именно в эти годы на экраны страны хлынули фильмы из Франции, Италии, США. Разумеется, Валя стал необыкновенно популярен у девушек со Светланской – в принципе безденежный кавалер мог абсолютно бесплатно показать им Фанфана-Тюльпана и Анжелику хоть два раза подряд! Впрочем, те же самые фильмы смотрел из своего окошка и сам молодой киномеханик, надолго сохранив в душе пиетет перед людьми, которые делают фильму из простых и обыденных сюжетов: морского пейзажа, людского общения, леса, поля, животных...
Путёвка в жизнь
После армии Гринчак пошел в моря - семье были нужны деньги, а парню хотелось и досыта поесть, и приодеться. В отделе кадров ДВМП дембеля приняли с распростертыми объятиями, и Валентин стал мотористом парохода малого каботажа – в полярке и Беринговоморье. В один из весенних отпусков-отгулов Валентин женился, а родившая сына Светлана вскоре поставила ультиматум: или море, или я. Списавшемуся на берег моряку повезло – бывший технорук кинопроката Николай Синенко предложил работу в только что открывшемся телерадиоцентре на Уборевича, 19. Так Гринчак стал мастером по ремонту громоздких и непрочных первых советских теле- и кинокамер. Ремонт подразумевал проверку техники в работе, и Валя снимал, одновременно походя, играя учась обыкновенному чуду кино, которое его еще недавно так удивляло и восторгало. А в 1971 году ему предложили попробовать себя оператором телевидения.
– Тогда телеоператоры хроники работали просто – в лоб, с места, со штатива, издали. А я на первой самостоятельной съемке на каком-то партийном заседании плюнул на каноны и установку не лезть в президиум и снимал выступающих не едва видимыми из-за трибуны говорящими головами, а со сцены, с плеча, широкоугольником. Сюжет прошел в эфире, молоденькая редактор Валя Воронова получила выговор крайкома за мое гарцевание по сцене, но позже этот рядовой сюжет был отмечен на ежемесячной планерке как самый живой и смотрибельный. Меня как-то сразу зауважали, оценили, стали звать оператором на фильмы...
Долгая дорога в дюнах
Телефильмы были важным направлением советской кинодокументалистики – Гринчак снял их на Дальтелефильме десятки, в том числе цикл первых цветных – о городах края. Работа была адски тяжелой, но необычайно интересной. Например, на съемках фильма о городе Арсеньеве приморские телевизионщики жили в одном гостиничном коридоре с киногруппой Акиры Куросавы, снимавшего здесь эпизоды киноромана «Дерсу Узала». Коллеги не раз близко и под чарку общались за ужином и с японским мэтром, и с советскими актерами. А однажды экспромтом сняли эпизод в эпизоде – работу в кадре Юрия Соломина в окрестностях деревни Муравейки. На съемках этого же фильма Гринчак впервые снимал с воздуха, привязавшись к колесу вертолета МИ-2, директора авиационного завода Николая Сазыкина. А вот проявляли и печатали два-три километра (!) цветной кинопленки будущего фильма всего в нескольких городах Союза. Дальневосточников Госфильмофонд прикрепил к... Риге. После двух-трех месяцев съемок фильма в море или где-нибудь в далеком районе края оператор еще на полтора-два месяца уезжал в творческую командировку в Латвию.
– Работал я на документальных лентах с лучшими режиссерами Дальнего Востока: Юрием Шепшелевичем, Олегом Канищевым, Володей Патрушевым, Алексеем Сафрошиным. У каждого из них был свои стиль, творческий почерк. Но основателем школы дальневосточной кинорежиссуры и первым учителем для всех нас был Альберт Масленников. Счастлив, что мне довелось встретиться с ним на натурных съемках первого художественного телефильма «Хлеб». События времен гражданской войны снимали в районе сегодняшней фабрики «Заря», в интерьерах отстроенной здесь сибирской деревни, а в павильонах и декорациях - в Доме радио и Доме железнодорожников. Играли в фильме актеры крайдрамтеатра: Михеев, для которого наш «Хлеб» стал путевкой в большое кино, Андрей Присяжнюк, Вадим Мялк. За полгода все сдружились, театралы с самого утра просто заряжали нас и массовку своими хохмами и спичами. А с Присяжнюком мы на съемках так спелись, что наш дуэт надолго стал звездным номером всех интеллектуальных посиделок. Фильм приняла Госкомиссия, он получился и не раз демонстрировался местным и центральными каналами.
Вся королевская рать
В 1974 году в Приморье состоялась легендарная уже встреча генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом. Освещали важнейшее событие года – после жесткого отбора краевого управления КГБ – vip-операторы Дальтелефильма Василий Рещук и Валентин Гринчак.
– Вася снимал на 35-миллиметровую пленку цветное кино, а я – для телевидения и новостей – 16-миллиметровой камерой. Приехали мы в тот день в 6 утра со всеми возможным допусками и пропусками в Воздвиженку, пока нас проверили – уже полдень. Отвели в палатку посреди снежного поля - там вся советская пресса вокруг фуршета тусуется, пьет экспортные водку и коньяк из крайкомовского ларька: уже знают, что встреча в верхах переносится на следующий день. В это время рота саперов – в полушубках, валенках, все с собаками – ежечасно по взлетной полосе цепочкой с миноискателями проходит. Важность встречи все понимали, ну и пыль в глаза тоже пустить нужно было. Взять хотя бы Артем – его центр и дорогу из аэропорта во Владивосток заасфальтировали перед самой встречей за несколько зимних дней, мерзлый грунт грели установленными на самосвалах авиационными двигателями...
Утром в 11 часов прилетел самолет с московскими и иностранными корреспондентами – они снимали практически у трапа. А я как оператор местного телевидения стоял на дальней точке – не видно ни хрена, да и охрана спинами нас оттирает. И вдруг два президента подошли близко к нам, а я взял и пролез под ограждением и руками ловивших меня за пальто охранников и с колена, метров с пяти всего, снял их посадку в машины. Стал свидетелем не раз описанного в американской прессе эпизода. Журналист показал Брежневу на ангары-укрытия и спросил: «Господин Брежнев, какую технику скрывают Советы в этих ангарах?», – на что Брежнев тут же ответил: «Какая техника, сынок, склады это колхозные - лук здесь лежит на всю зиму, картошка, огурцы...» Зато после отъезда президентов личный охранник Брежнева так «нечаянно» приложился мне кованым ботинком ниже поясницы, что копчик дней пять болел. Зато какие кадры получились!..
Из России с любовью
В 38 лет оператор Приморского телевидения и Дальтелефильма Валентин Гринчак переехал в Находку – поднимать местное телевидение и корпункт ЦТ в городе. Разумеется, кроме партийного «надо» привлекли Валентина в молодой город и преференции: трехкомнатнатная квартира, служебный «уазик», возможность работать для ЦТ.
– Сюжет обычно делают двое: оператор и журналист. Но я много мотался в море, в район, на выезд – и не от хорошей жизни наловчился делать их один: камера на плече, магнитофон на шее, микрофон на трости – в руке. Как-то снимал передачу БАМРом десяти сейнеров вьетнамцам и эффектно взял в кадр приезжего пижона в майке с тигром на пузе. Им оказался Михаил Вознесенский – журналист радиостанции «Тихий океан». Ему понравилось, как я работаю, познакомились, он стал делать со мной репортажи как внештатный журналист во время приездов в Находку. Мы сделали несколько классных материалов, в редакции обомлели, и через несколько недель срастили из нас звездный дуэт для ЦТ.
После возвращения Вознесенского во Владивосток Гринчак на несколько лет осел на местном телевидении - помогал его создателям, делал первые сюжеты, на голом энтузиазме организовал четыре редакции ТВ Находки.
Он и сейчас живет в Находке, работает в отделе по работе со СМИ администрации Находки. Вот уже несколько лет в городской телеэфир еженедельно выходит его программа «7 дней», в титрах которой Валентин Гринчак часто значится как автор, оператор, режиссер, монтажер, а иногда и ведущий.
Василий Буслаев,
Эл. версия газеты «Новости», 28 марта 2003 г.
* * *
Из производственной характеристики 1988 г.:
«Тов. Гринчак Валентин Иванович работает кинокорреспондентом Находкинского корпункта Примтелерадио с 1977 г. Киносюжеты, подготовленные им, неоднократно отмечались на творческих летучках, регулярно выходят в эфир в информационных программах Центрального телевидения.
В пользу его высокого профессионализма говорит то обстоятельство, что в Находке нет возможности для операторского самоконтроля, поскольку здесь не принимается приморская телепрограмма. В.И. Гринчак инициативен, ему свойственны неординарность подхода к теме, собственный операторский почерк. В работе надежен - случаи брака крайне редки.
Стремится совмещать оперативные съемки новостей с подготовкой крупных материалов для отраслевых редакций. Несмотря на сложности, как специалист стремится к совершенствованию: за время собкоровской работы снял документальные фильмы «Находка», «Цунами», «В ноябре, проливом Лонга», «Делу - время».
По характеру контактен, доброжелателен. Творческий состав студии с неизменной охотой выезжает на съемки в регион обслуживания Находкинского корпункта.
Активно поддерживает курс на перестройку, свободно ориентируется в событиях как внутри страны, так и за рубежом. В.И. Гринчаку свойственны взвешенность суждений, выдержка, такт - качества существенно значимые в особых условиях Находки.
В быту скромен, хороший семьянин, воспитывает двоих детей. Увлекается парусным спортом, участник международного яхтенного перехода».
* * *
Точной информацией о том, когда именно Валентин Гринчак поступил на работу в Приморский краевой комитет по телевидению и радиовещанию, наш виртуальный музей пока не располагает. На старых фотографиях он впервые появляется на съемках телевизионного художественного фильма «Хлеб» в 1968 или 1969 году в должности механика съемочной аппаратуры. Кинорежиссер О.А. Канищев вспоминал в этой связи, что прежде, чем стать кинооператором, В.А. Гринчак прошел отличную школу по ремонту киноаппаратуры в мастерских Дальтелефильма. Там он стал мастером «золотые руки», специалистом по точной механике.
«Вместе с известным в Приморье журналистом Михаилом Вознесенским они на корпункте Находки составили великолепный творческий тандем, – вспоминал О.А. Канищев. – Мне посчастливилось с ними снимать фильм «Делу время – потехе час». И я получил не только удовлетворение от воплощения нового для меня жанрового замысла, но и удовольствия от точной организации киносъемок и человеческого общения в часы отдыха. Впервые за многие годы, я был спокоен за качество операторской работы и репортерского мастерства моих коллег по съемочной группе. Все мои режиссерские задумки были воплощены, что бывает редко в документальном кино. Сегодня я с благодарностью вспоминаю нашу совместную работу. Жаль, что она была единственной».
Всего за время работы в Примтелерадио В.И. Гринчак в качестве кинооператора снял 8 документальных лент: 1974 «Мостостроители», 1975 «Уссурийск», 1975 «Один рейс», 1977 «Сахалинские акварели», 1979 «Находка», 1980 «Цунами», 1984 «Впервые в ноябре проливом Лонга», 1986 «Делу–время».
Валентин Иванович был одним из организаторов телевещания в Находке, внес большой вклад в становление и развитие студии «ТВ Находка».
Перед уходом на пенсию, с 1996 по 2005 годы, работал в пресс-службе администрации города. Был создателем и автором программ «Новости» и «Семь дней».
Ушел из жизни 15 марта 2010 года в возрасте 68 лет.