Должность:
Редактор находкинской городской радиоредакции, собкорр ТГТРК «Владивосток» в НаходкеРабота в ГТРК:
1994 - 2000 гг.Биография:
Родом я из Харькова. Родился и прожил в этом городе 25 лет.
В 1962 окончил 119 общеобразовательную школу (10 классов было тогда для получения аттестата зрелости) и одновременно музыкальную по классу виолончели.
В 1962-1965 гг. учился в Харьковском музыкальном училище (окончил за 3 года вместо четырёх) по специальности «теория музыки». На виолончели не играл, т. к. перезанимался (кто из музыкантов знает, что такое переигранные руки, тот поймёт).
В музыкальной школе моими преподавателями были крупнейшие в городе музыканты: Тарас Сергеевич Кравцов – виднейший музыковед не только города, но и страны – и Виталий Сергеевич Губаренко, впоследствии один из крупнейших украинских композиторов.
Всю жизнь занимаюсь профессионально преподаванием сольфеджио, одной из наиболее сложных музыковедческих дисциплин. Выпустил большое количество учеников, которые разлетелись по всему свету.
Из Харькова по семейным обстоятельствам в 1970 году переехал на Дальний Восток. Сначала работал в Лесозаводске, преподавал сольфеджио, фортепиано и музыкальную литературу, был директором музыкальной школы, руководителем самодеятельности в Приморском лесотехническом техникуме и санатории ЦК КПСС имени 50-летия Октября.
Заочно окончил Дальневосточный институт искусств. Узнав, что в Находкинском музыкальном училище требуется преподаватель теоретических дисциплин, переехал в 1975 году в Находку и с этого времени вплоть до 2023 года работал в музыкальном училище (сейчас филиал Приморского краевого колледжа искусств.
Активно занимался общественной работой. Был председателем городской аттестационной комиссии, которая определяла профессиональный уровень музыкантов ансамблей и оркестров, в частности, тех, которые работали в городских ресторанах. Запоминающимися событиями были ежегодные смотры этих ансамблей, которые привлекали огромные массы любителей музыки за счёт великолепных аранжировок и мастерского исполнения.
За общественную работу был поощрён поездкой в Японию на самом первом «Корабле дружбы».
В Христорождественском храме, который в советское время был с большими трудностями переоборудован из частного дома, был первым регентом церковного хора, и в ту деятельность вместе с коллегами погрузился целиком – настолько, что православная музыка, которую нам нигде не преподавали, буквально снилась по ночам. За эту деятельность от Архиепископа Гавриила (упомянутого архимандритом Тихоном Шевкуновым в книге «Несвятые святые…» даже получил грамоту.
Журналистикой интересовался с детства. В общеобразовательной школе мы под руководством учительницы, бывшей сотрудницы «Комсомольской правды», выпускали огромную, нестандартную стенгазету, которую с интересом читали и школьники, и взрослые. Пару раз писал в городские харьковские издания, но это всё были очень скромные пробы. Зато очень живо интересовался профессиональной журналистикой, постоянно выписывая журнал «Журналист», который был в то время, может быть, даже покруче «Аргументов и фактов».
В 1994 услышал о том, что в находкинскую городскую радиоредакцию требуется сотрудник, рискнул преодолеть свою природную стеснительность и предстал пред светлые очи Валентины Ивановны Лактионовой, которая сразу предложила «творческое испытание» – написать заметку. Я посчитал, что это очень лёгкая задача, но выяснилось, что анализ пробы моего пера был очень пристрастный, дотошный и при этом толковый. В общем, меня взяли на должность редактора, которую я совмещал с работой в музыкальном училище.
За пять лет в должности редактора находкинской городской радиоредакции ТГТРК «Владивосток», а затем и МУП «Диапазон» я освоил и работу с текстами, и репортёрство, и монтаж. Причём, интересно, что у нас в редакции стояли огромные магнитофоны – МЭЗы – и поначалу я наблюдал, как выполняется монтаж с помощью ножниц и уксуса. Позже выяснилось, что имеется также весьма громоздкий аппарат – СЭМФ (система электронного монтажа фонограмм), которым никто в редакции не владел, и который пришлось осваивать путём долгого и кропотливого изучения инструкций, зачастую засиживаясь в редакции часов до двух ночи, так что уезжать домой я приспособился на служебном автобусе АТП, который развозил водителей и кондукторов.
Валентина Ивановна Лактионова была очень толковым, серьёзным и очень ответственным редактором. Она успешно соединяла в себе функции и руководителя, который может, если надо, потребовать, а если надо - увлечь, убедить, и творческого человека, имеющего собственное мнение и свои яркие идеи. Вероятнее всего, сказался опыт партийной работы, отсюда и сочетание субординации и духа товарищества.
Меня всегда поражало её терпение. Например, поздним вечером сидим мы в дикторской рядом и записываем программу для следующего дня... Она читает текст без запинки, а я то и дело спотыкаюсь. Но ощущаю не раздражение, идущее от нее, а наоборот, полное спокойствие, даже несколько холодноватое.
Редакция ТГТРК «Владивосток» в Находке каждую неделю готовила несколько программ. Начиналась неделя с большой городской информационной программы, составленной из новостей, репортажей и интервью. Репортажи шли в записи, то есть заранее записывались на местах событий, а потом монтировались в редакции. На интервью приглашали собеседников в редакцию и также записывали и монтировали.
По средам вечером, когда люди возвращались с работы домой, в эфире проводились «Прямые линии» с представителями местной власти. Как правило, вел ее я, а гостями были председатель горисполкома (а затем и мэр) Виктор Гнездилов со своей командой – начальниками отделов и управлений. Эта часовая программа шла в прямом эфире, без монтажа.
Вопросы на «Прямую линию» принимались от жителей города предварительно в течение нескольких дней и, собственно, в ходе передачи. Мне показалось, что будет интересно и неожиданно, если звонившие с вопросами находкинцы смогут сами задать их чиновникам в прямом эфире. Гнездилов не возражал и этот революционный для того времени прием стал в нашей программе постоянным. Глава города с коллегами отвечали на вопросы сразу, без подготовки.
По четвергам с утра в городском эфире шли короткие информационные программы, в основном, просветительского характера. Редакция приглашала юристов, руководителей различных предприятий, учреждений. Всё они записывались и монтировались заранее. А выпускала их в эфир по утрам выпускающая, она же секретарь-машинистка, она же «главный метеопрогнозист», которая, связывалась с городским метеобюро, записывала данные, начитывала их, записывала, а потом по ходу воспроизведения программы, включала в нее и метеопрогноз.
По субботам в эфир выходила сборная программа новостей культуры - о музыкантах, поэтах, конкурсах, выставках, фестивалях и пр.
В 1999-2000 гг. я работал и на краевой эфир в качестве собственного корреспондента радио ТГТРК «Владивосток» в Находке. Потом еще на два года перешел на «Радио-Находка», которое пришло на смену «Диапазону», где работал программным директором. Параллельно сотрудничал с местными газетами (в частности «РИО-Панорама») и телевидением.
Это было очень интересное для меня время! Молодёжный коллектив, непривычный, свободный стиль и общения, и вещания – покоряло всё. Ради этого даже пришлось временно уволиться из музыкального училища. На Радио-Находка я освоил компьютерный монтаж и готовил не только тексты для дикторов, но и ряд авторских программ. Из наиболее популярных – «Музыкальный автограф столетий» (о наиболее ярких явлениях в музыке и творчестве отдельных композиторов) и «Абзац» (критическое чтение местных газет). Были, конечно, и репортажи, и интервью с известными и даже знаменитыми людьми, приезжавшими в Находку.
Но настало время, чувствовался уже назревающий кризис и печатных, и электронных СМИ, и я вернулся в Находкинское музыкальное училище на своё прежнее место преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Открылась новая страница моей биографии.