История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Петров Анатолий Григорьевич
Должность:
Кинооператор студии "Дальтелефильм"
Работа в ГТРК:
1980 - 1991 гг.
Программы и фильмы:

Фильмография кинооператора Анатолия Петрова на студии «Дальтелефильм»:
1982 г. «У контрольной полосы», «Размышления по поводу», «Быть творцом»
1983 г. «Чернохвостая чайка», «Личный вопрос»
1984 г. «Краски родного дома», «Цех особого назначения», «Станция «Журавли»
1985 г. «Ливадия, как Ливадия», «Озерная быль»
1986 г. «Вольфрам», «Диссертация лесничего Катибы», «Импровизация на тему отпуска»
1987 г. «Черный журавль» (режиссер и оператор)
1988 г. «В страну вулканов за зеленым голубем»
1989 г. «Дуэль»
1990 г. «Где зимуют леопарды» (автор, режиссер и оператор, 2-й оператор Г. Шаликов)
1991 г. «Журавли над Хасаном» (автор и режиссер, оператор, 2-й оператор Г. Шаликов)

Биография:

Кинооператор Анатолий Григорьевич Петров родился и вырос в Чебоксарах. Фотографией увлекался с пятого класса и в 1975 году - через год после окончания школы, с первого захода поступил на операторский факультет ВГИКа. Учился в мастерской документального кино у Романа Николаевича Ильина – одного из крупнейших специалистов в области телевидения, автора многих книг и учебных пособий. Его однокурсниками и товарищами были такие ныне известные мастера киноискусства как режиссер Александр Сокуров, продюсер Сергей Сельянов, кинооператор Сергей Астахов… К слову говоря, Роман Ильин много раз бывал на Дальнем Востоке, помогая региональным телестудиям повышать профессиональное мастерство своих сотрудников. Читал лекции в Дальневосточном институте искусств для будущих режиссеров кино и телевидения.

На Дальтелефильм Петров после распределения в 1980 году приехал по собственному выбору и говорит, что это было его осмысленное решение, о котором не жалеет. Более того, за время учебы он дважды приезжал во Владивосток на практику – в 1977 и 1979 годах, во время которой работал на Дальтелефильме в качестве ассистента оператора на фильмах Олега Канищева, Леонида Сафрошина и Василия Рещука – присматривался к своим будущим коллегам. После практик он и Сокурова уговаривал отправиться вместе с ним на Дальний Восток поднимать «большое кино», но Сокуров пошел своим путем.

К творчеству своих дальневосточных коллег студент, а потом и выпускник главного кинематографического вуза страны, и тогда, да и сейчас относится критически, отдавая дань уважения разве что режиссерскому таланту Юрия Шепшелевича. Но ведь он ехал на край земли не учиться у коллег мастерству, а совсем за другой мечтой: снимать живую природу, он стремился «к океану и тиграм»…

Вот как в книге «Трунька» вспоминает о работе с Анатолием Петровым над фильмом «Станция Журавли» режиссер Дальтелефильма Владимир Патрушев:

«Оператором фильма был назначен Толя Петров, единственный на нашей студии дипломированный камерамэн. Это сейчас он известный во всем мире анималист, а тогда начинающий оператор, недавно закончивший ВГИК. Небольшого роста, но очень жилистый и крепкий, он в свободное от учебы время подрабатывал на московском аэровокзале, упаковывая тяжеленные чемоданы. По характеру — очень спокойный, рассудительный и даже флегматичный человек. Поначалу он несколько обособлял себя от группы по причине своей образованности, и в большей мере это касалось меня как режиссера. Со временем его снисходительность слегка поугасла, и он стал ко мне относиться как к нормальному руководителю творческого процесса».

Конечно, после ВГИКовской тусовки будни провинциальной киностудии показались молодому оператору «скукой зеленой». И даже сегодня с высоты своего положения оператора-анималиста экстра-класса лучшей лентой Дальтелефильма за всю его историю считает фильм оператора и режиссера Валерия Соломина «О диких оленях и пастухе Кармазине», снятый в 1968-м году, сравнивая его с работами выдающегося и универсального по своим навыкам американского кинематографиста Роберта Флаэрти. Действительно классный фильм, резко выделяющийся своей поэтичностью на фоне фильмов производственной и социальной тематики. Здесь необходимо добавить, что Валерий Соломин и Анатолий Петров, проработавшие на Дальтелефильме соответственно 3 и 10 лет, были единственными операторами – выпускниками ВГИКА. Все остальные получали свое профессиональное образование «без отрыва от производства» … К слову, и Валерия Соломина, который прожил в кинематографе долгую творческую жизнь, называют сегодня классиком российской кинодокументалистики. Как, впрочем, и Канищева тоже…

О чем сегодня сожалеет кинооператор-анималист Анатолий Петров, давно заслуживший международное признание? О том, что мог бы начать раньше и успеть больше. Вспоминает, как на Дальтелефильме он все 10 лет «бился головой о кирпичную стену», умоляя найти ему камеру и пленку для съемки живой природы, но так ничего от начальства и не добился…

Тем не менее, в 1990 году английская телекомпания «ВВС», известная своими документальными сериалами, в том числе и о природе, именно Анатолия Петрова пригласила на первый проект сериала о природе СССР «Царство русского медведя» (Realms of the Russian Bear). Ведущим сериала, который снимался во всех регионах страны в течение двух лет, был известный советский популяризатор природы, биолог и телеведущий Николай Дроздов. Петрову были доверены съемки в Амурской области и Приморском крае, причем, не только в качестве оператора, но и организатора, и переводчика.

После окончания работы над сериалом Анатолия Григорьевича на 8 лет «приютила» у себя японская телекомпания «Асахи» (TV Asahi Corporation). Потом сотрудничал в качестве оператора-анималиста и знатока дальневосточной природы с японской «NHK», телекомпаниями США, Великобритании, Австрии… С 2000-го года Анатолий Григорьевич живет в Безверхово (Сидими). Здесь же находится и его «кинобаза». За 23 года он принял участие примерно в 10 крупных международных телевизионных проектах – сериалах о природе, известных по показам на каналах National Geographic, Discovery, Nature и других… А также в двух игровых проектах – французском и российском, которые, к слову, стали номинантами Каннского кинофестиваля. Сейчас работает над проектом о больших приморских кошках...

На черно-белых снимках: Анатолий Петров на съемках фильмов «Станция «Журавли» весной 1984 года и «Цех особого назначения» летом того же года.