Должность:
Корреспондент радиостанции "Тихий океан", редактор студии "Дальтелефильм", автор и ведущий телепрограммы "Заповедано"Работа в ГТРК:
1971 - 2004 гг.Программы и фильмы:
Сценарии к фильмам «Гребешок» (1975), «Здравствуй, кедр» (1981), «Хозяева рудной горы (в соавторстве с Г. Петелиным) и «Сто тысяч встреч» (1983), «Каскад» (1989).
Цикл телепередач «Заповедано» (1995-2001)
Биография:
В 1965-м году я окончил кораблестроительный факультет ДВПИ и был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) Дальзавода, а через два года перешел в аварийно-спасательный отряд Дальневосточного морского пароходства. Работать там было очень интересно и именно работая там я познакомился с двумя замечательными людьми: тележурналистом и сценаристом Борисом Лившицем и кинооператором Леопольдом Борисенко. Было это примерно в навигацию 1967-го или 1968-м года, когда я в качестве сотрудника по аварийно-спасательной части Штаба морских операций восточных районов Арктики мотался со своей водолазной бригадой на судах и вертолетах по всей трассе от Тикси до Провидения.
Штаб морских операций восточных районов Арктики каждое лето на время навигации размещался в радиометцентре Певека и в него на этот период перемещался практически весь личный состав арктического отдела ДВМП. Я в этом Штабе проработал два сезона. Заместителем начальника Штаба был мой отец, а начальником - Николай Михайлович Немчинов, который был очень хорошо знаком с Лившицем, так как Борис любил работать в Арктике и снял о ней много сюжетов и фильмов.
Я тоже «заболел Арктикой». И потом, работая уже в «Тихом океане» и каждый год мотаясь «на Севера», за 6 лет облазил всю Чукотку, познакомился со многими интересными людьми, в том числе и с чукотским писателем Борисом Васильевым, и с его другом Олегом Куваевым. Во мне рано проявилась склонность к писательству, у меня был практически идеальный русский язык и знакомство с Олегом, который на моих глазах превращался в писателя всесоюзного и мирового масштаба, было для меня очень важно. Еще работая в штабе, я уже публиковал первые репортажи и очерки в «Дальневосточном моряке» и в певекской «Полярной звезде». И, вернувшись после навигации 1968 года во Владивосток, я понял, что хочу заниматься журналистикой.
Не знаю, почему я пошел работать на радио, а не в газету. Просто мне так захотелось. Начинал с редакции информации, где тогда работали Леонид Маркович Субботентко и Владимир Яковлевич Абрамов. Писал информашки, по ходу познакомился с Олегом Паденко, с «Тихим океаном», что-то уже начал писать для них, но в 1969-м году по семейным обстоятельствам вынужден был на два года уехать в Магадан. Вот тогда собственно и состоялось знакомство с Олегом Куваевым и встреча с моей второй женой Инной Лебедевой, которую я привез из Певека… В 1971 году мы с Инной приехали во Владивосток. Я тогда сразу пошел работать на радио в «Тихий океан», а Субботенко помог нам получить квартирку на Нижней Портовой.
Я родился во Владивостоке и по существу прожил в нем всю жизнь. Но, сколько помню, всегда ощущал себя не только владивостокцем и приморцем, но дальневосточником, благодаря моим многочисленным командировкам, моим любимым территориям и друзьям, живущим по всей территории Тихоокеанской России – от Певека и до Посьета… Это и есть моя малая Родина, поэтому работа на радиостанции «Тихий океан» давалась мне легко, мы мотались по всему Дальнему Востоку, это было мое, я купался в этой тематике. Чудесно чувствовал себя в коллективе. С семьей Бори Мятелева у меня вообще были особые отношения: в 12 лет отец отвел меня к его дядьке, который руководил оркестром народных инструментов в клубе им. Ф. Дзержинского. Я в этом оркестре играл на домре лет 5, играл хорошо, даже сольный концерт Н. Будашкина. А потом перешел на скрипку…
Боря в нашем разношерстном коллективе был таким пижоном пароходским. Главным у нас был Вадим Тураев, старшим – Виталий Солдатов. Был Вадим Шпаро. Были морские корреспонденты, как Юрий Кашук. Подрабатывал у нас и Володя Фридьев. Помню, когда Фридьев еще работал в информации у Субботенко, мы все ходили обалдевшие от его репортажей, которые он привез с Даманского – со взрывами, с перестрелкой… Володя ходил по редакции таким «героем Даманского». Борька Мисюк у нас был плавающим – начинающий писатель… Много прошло разных людей разной величины за те 5 лет, что я проработал в «Тихом океане»… И у меня осталось ощущение, что механизм редакции был построен по принципу «каждый гений сам себе»… У каждого из нас было ощущение внутренней свободы, каждый собирал раз в неделю свою программу – она же была ежедневная и у каждого был свой день… Никто наше рабочее время не контролировал, все определял только график эфиров. Я мог жарким днем несколько часов провести на пляже, проплыть свои полтора километра (обожаю плавать), а часам к 16-ти засесть за машинку и стучать на ней до поздней ночи… Благо в 1974-м году Комитет нам с Инной дал квартиру на «Авангарде», в пятиэтажке по Ленинской, 143 – прямо напротив трамвайной остановки. Спасибо большое за это нашему профсоюзномк боссу Любе Надежиной. Трамваи ходили до часу ночи, так что добраться домой проблемы не было…
Каждый из нас собирал программу, руководствуясь своими личными пристрастиями. Мне всегда было интересно собирать «дальневосточную мозаику». Моими друзьями были наши собственные корреспонденты таки как Кирилл Харыбин на Камчатке, Феликс Куперман в Хабаровске, не помню сейчас, кто был в Магадане и на Сахалине, иногда мы получали материалы из Провидения и Анадыря – тоже уже не припомню от кого… Боря Мятелев традиционно рассказывал о «пароходских» делах. Он периодически ходил в рейсы на судах ДВМП и на это время увольнялся из редакции. Кто-то его подменял на эфирах, а он потом привозил из рейса набор материалов и делал серию программ… Саша Копейка приехал к нам из Бердянска, прочитав объявление в журнале «Журналист». Быстро освоился после своего Азовского моря, обаял Таньку Романову и завертелось… Но старшим редактором он уже без меня стал…
Несмотря на такое пестрое собрание индивидуальностей, ни в редакции, ни в программе «Тихого океана» не было анархии. Во-первых, каждом выпуске были общие блоки, например, звуковые письма или дислокация судов… Во-вторых, каждый из нас хорошо себе представлял, что именно хотят услышать люди, которые по полгода проводят в море, кроме голосов родных. А хотят они знать, прежде всего, что происходит на берегу. И тут любые новости хороши, кроме скучных. Мы рассказывали о производствах, о культурных событиях, о тайге и путешествиях, о сельском хозяйстве – все было… То есть мы делали программу, прежде всего, для людей, которые находятся в море, и уже во вторую очередь о них самих. Точнее, мы каждый раз балансировали на этой грани… Естественно, мы рассказывали о жизни моряков и рыбаков, рассказывали об Арктике, потому что навигация каждый раз давала обилие интересного материала, но мы рассказывали о жизни на берегу, повседневной жизни региона и эти новости были интересны не только морякам, но и всем дальневосточникам. То есть «Тихий океан» уже в то время был дальневосточной радиостанцией, объединявшей жителей всей Тихоокеанской России.
Поскольку мы были на передовой идеологического фронта – моряки ведь ходили «по заграницам», а рыба была стратегическим ресурсом, то у редакции выстраивались свои отношения с цензурой, без визы которой в эфир не выходил тогда ни один материал. Иногда нам приходилось «сражаться» с цензорами, чтобы защитить свои репортажи, чаще приходилось прибегать к изощренной лексике, чтобы обойти формальные запреты… Иногда это было похоже на игру, иногда дело доходило до выговоров…
В 1976-м году писательское начало во мне стало брать верх, и я ушел из «Тихого океана» в Тихоокеанский океанологический институт ДВНЦ АН СССР и на 4 года уехал на его базу в бухте Витязь. Это тоже была интереснейшая работа. И я там оказался не случайно. Еще летом 1971 года – сразу по возвращении из Магадана, я два месяца проработал водолазом у своего друга Юрия Волкова на первой тогда в СССР плантации гребешка в заливе Посьет. А в 1975-м году я вернулся к этой теме уже как сценарист. По моему сценарию режиссер Юра Шепшелевич снял на Дальтелефильме фильм «Гребешок», который потом даже получил какие-то призы на кинофестивалях… (Приз Министерства рыбного хозяйства СССР на VII Всесоюзном фестивале в г. Таллине 24 июля 1976 года)
На Витязе я работал в должности инженера, но на самом деле, как это часто бывает в науке, чем только не занимался – и плотничал, и водолазом… По возможности делал материалы для друзей из «Тихого океана» и первый раз, по существу, серьезно занялся писательством. Первая моя повесть «Рыцари моря» была о жизни Витязе, появились кое-какие рассказы… Это меня увлекло на 4 года, и вновь я вернулся в Приморский телерадиокомитет уже в 1980 году, но не в «Тихий океан», а в сценарный отдел студии «Дальтелефильм», которой тогда руководил Павел Шварц. Там я проработал три года в компании с Алешей Степановым и Славой Пушкиным.
Первым моим фильмом в должности щтатного редактора и сценариста стал «Здравствуй, кедр». И делали мы его опять с Юрой Шепшелевичем, с которым были очень дружны. Видимо, уже тогда появилась у меня ориентация на экологические проблемы и у Юры они вызывали живой отклик. Он потом даже снял по своему сценарию часовой фильм «За чертой прибоя», где тоже рассказывал о Юрии Жукове. Фильм получился на мой взгляд несколько заумный, но у Шепшелевича в силу его широкого кругозора в принципе был философский подход к своей профессии, по поводу чего мы часто спорили… При этом он был очень творческим человеком, поэтом монтажа, тщательно подбирал музыку… Я все это впитывал, учился у него, что-то по ходу осваивал, и он что-то брал от меня… Дальтелефильм для меня – это была такая команда гениев всех киношных специальностей: Юра Шепшелевич, Валя Лихачев, Леша Сафрошин. Это была такая творческая кухня, в которой все кипело, варилось и, конечно, всегда бутылка стояла на столе. Куда ж деваться? Тем более, что повод найти было не трудно: одна группа со съемок приезжала, другая уезжала, там закончили монтаж, здесь получили категорию, гонорар… И это же все идет обмен событиями, обмен опытом, рассказы о съемках, обсуждение фильмов – прошлых и будущих: о чем будет новый фильм, куда и где его повернуть, на чем поставить акценты – это вот все и есть творческая кухня… Потрясающее общение, потрясающий опыт – самая, пожалуй, главная творческая школа в моей жизни… Длилось все это три года. Жаль было уходить, но так сложились обстоятельства.
В 1988 году многие из моих бывших коллег по телерадиокомитету встретились в Делине. Это уже была перестройка, новые экономические отношения, новые перспективы, а творческое пространство было тем же. Из него выросло тогда несколько интересных начинаний. Например, в 1991 г. появилась первая на Дальнем Востоке негосударственная телекомпания «Восток-ТВ».
А я на Приморское телевидение вернулся в 1995 году с программой «Заповедано». Вернулся, благодаря Инне, с которой мы хотя и разошлись, но остались друзьями, и которая к тому времени была уже главой Приморского телевидения – она же очень талантливая… Я не был в штате телерадиокомпании, передачи делал на гранты экологических организаций, но студию, транспорт, оператора и монтаж обеспечивала ГТРК. Схема оказалась очень плодотворной, и 20-ти минутная программа «Заповедано» выходила в эфир ГТРК «Владивосток» дважды в месяц аж до 2001 года, а затем еще три года отдельными выпусками.
Выпуски программы «Заповедано» на сайте общественной организации «БРОК».
СПРАВКА: В июне 2023 года, когда был записан это рассказ, Анатолий Викторович Лебедев хорошо известен в Приморье и на Дальнем Востоке как журналист, публицист и писатель, активный член международной организации «Гринпис», руководитель общественной экологической организации «БРОК», издатель журнала «Экология и бизнес», заслуженный эколог России, член Общественного координационного экологического совета Приморского края.
Интервью Анатолия Лебедева 14 апреля 2014 года агентству ПримаМедиа (видео)