История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Макарычев Борис Васильевич
Должность:
Корреспондент и телеведущий, заведующий Дальневосточным бюро РТР
Работа в ГТРК:
1993 - 2007 гг.
Биография:

Борис Васильевич Макарычев родился в Ессентуках в 1954 году. В одном из интервью он проговорился, что рос сиротой. И действительно он очень рано лишился матери и жил с отцом, с которым были «сложные отношения». Поэтому, когда Борис пошел в школу, то весь день проводил там. Готовил уроки, ходил в кружки, занимался общественной работой. В школе к нему очень хорошо относились и всячески поддерживали. Был юнкором «Пионерской зорьки» по Ставропольскому краю. После окончания средней школы пробовал поступить в вуз, но провалил экзамены и загремел в армию. После армии пошел работать в ставропольскую газету «Молодой ленинец», заодно поступил на филфак Ставропольского пединститута… А с 1975 года стал вожатым во Всесоюзных пионерских лагерях «Орленок» и «Океан». Параллельно окончил филологический факультет Свердловского педагогического института по специальности «Учитель русского языка и литературы».

В 1991 году Борис Васильевич поступил во Владивостоке на работу в Российскую вещательную корпорацию – коммерческую телекомпанию, созданную австралийским актером и продюсером Крисом Найтингейлом. Как он сам вспоминал позднее, пришел на смотрины в большой кепке, из-за которой телевизионный режиссер Роза Салюк приняла его сначала за грузина с Первореченского рынка. Тем не менее, смотрины он прошел успешно и его взяли на работу сначала редактором, а потом и ведущим телепрограмм. Первый сюжет, который он снял был посвящен архитектуре Владивостока. И уже тогда он понял, что события в этом городе искать не надо, что они сами идут тебе в руки. Что если сюжет снят о живой, настоящей жизни, то он вызывает живой отклик и к тебе начинают обращаться люди со своими проблемами и мыслями, своими событиями… Нужно их только не пропустить…

Правда в активном телевизионном режиме РВК просуществовала недолго. Из-за недостатка финансирования программы стали постепенно сворачиваться, и Макарычев перешел на Приморское телевидение, точнее в Тихоокеанскую государственную телерадиокомпанию «Владивосток», генеральным директором которой был тогда его «круглый» тезка Борис Васильевич Максименко, а информационным вещанием руководил Сергей Андреевич Литус.

На Приморском телевидении тогда набирали силу совсем молодые, но очень талантливые ребята: Илья Зимин, Максим Киселев, Евгений Маслов, на фоне которых Боря смотрелся аксакалом. Вот тут-то и пригодился его синтетический жизненный опыт – работы в СМИ и работы с молодежью.

Вместе они работали над выпусками информационной программы «Местное время». Потом появился «Телевизионный вечер», когда вместо одного диктора, который объявлял программу передач, решили посадить в студии сразу двух ведущих, которые, общаясь между собой, стали вести весь телевизионный вечер. В прямом эфире этого прежде никто еще на Приморском телевидении не делал. Илья Зимин - с Верой Гончаровой, Инесса Абизяева - с Евгением Масловым, Борис Макарычев – сначала с Ириной Мороз, а потом с Юлией Синицыной, Татьяна Костырка – с Константином Кухаренко… Во Владивостоке тогда выходило сразу несколько информационных программ разных телекомпаний: «Восток-ТВ», ПКТВ, ОТВ-Прим и всем хотелось быть лучшими.

Макарычев любил вести пятничный выпуск. Он придумал для него «Дайджест недели», в котором делал обзор главных недельных новостей со своими комментариями. Тогда Приморский край был в центре внимания всей России - из-за энергетического кризиса, забастовок шахтеров, демаркации границ, скорой приватизации, конфликтов губернатора с правительством и президентом России, многочисленных криминальных разборок… И героями передач становились тогда очень мощные личности, люди героических профессий: шахтеры, моряки, моряки-подводники, ученые, экологи… Всемирный фонд дикой природы охотно помогал корреспондентам исследовать самые дальние уголки заповедного Приморья… Это был тогда самый известный регион России и выпуски Вестей едва ли не ежедневно или начинались, или заканчивались новостями из Приморья.

В 1995 году в честь 50-летия Победы ребята провели первый на Приморском телевидении телемарафон, когда репортажи велись сразу из нескольких точек Владивостока: центральной площади, сквере Константина Суханова, в Доме офицеров ТОФ и в студии.

В результате корреспонденты Приморского телевидения, которые всегда находились в гуще событий, стали очень популярными людьми – их узнавали на улицах, с ними заговаривали… Им не нужно было искать гостей в студию, герои сами шли на встречу с ними. Продюсеров у репортеров тогда не было…

В 1993 году было создано Дальневосточное бюро Российского телевидения. Первыми его корреспондентами стали Михаил Вознесенский и Ольга Журман. В 1996-м году на работу туда перешел Борис Макарычев в качестве корреспондента и заведующего бюро. И в этом качестве он объездил с операторами все дальневосточные регионы. На двух коллективных фото, которые сохранилось с той поры в семейном архиве Макарычевых и были сделаны примерно в 1998-2000 году, запечатлены все сотрудники тогдашнего Дальневосточного бюро РТР. Слева направо: оператор Юрий Романов, журналист Ольга Журман, оператор Владимир Асмирко и водитель Александр Григорьевич (фамилия забылась). А на переднем плане – завбюро Борис Макарычев. Коллеги утверждают, что, судя по его счастливому лицу, снимок был сделан в его день рождения – 27 февраля. А, кроме того, бюро работало круглосуточно – один оператор в дневную смену, второй в ночную и, чтобы собраться всем вместе, нужен был веский повод.

Потом Борис рассказывал, что меньше всего он хотел создавать Приморью скандальный имидж, хотя информационный поток, в котором он работал, этому способствовал. Ему больше хотелось рассказывать о жизни людей необычных профессий, людей, работающих в необычных местах, например, на геотермальной станции на Камчатке… В глухом приморском селе он снимал репортаж о том, как люди выживают, продавая выловленную в реке рыбу… Рассказывал о бывшем хирурге, который изобрел и смастерил шагающую коляску для инвалидов и потом ездил с ней во Францию… Он больше всего хотел рассказать о том, что на Дальнем Востоке живут удивительные люди…

Позднее, в 2000-е годы, Борис Васильевич работал еще в нескольких телекомпаниях во Владивостоке, потом опять вернулся в Бюро РТР. А в 2007 году переехал жить в Москву. В столице он до конца жизни трудился на телеканале «Звезда», занимая должность редактора по работе с пулами. Последние полгода – с начала 2022 года, он уже не вставал с постели. Ему купили специальную кровать и компания пошла навастречу - разрешила работать удаленно, через Интернет.

Когда Бориса не стало, коллеги из разных телекомпаний тепло помянули его в соцсетях. Всем он запомнился открытым, добрым и душевным человеком, любящим свою работу и окружающих его людей. Мария Баркар - журналист и телеведущая, которая работала на рубеже веков в ГТРК «Владивосток», написала: 

«У меня дрожит рука писать слово «был», потому что для меня, его коллеги, Борис Васильевич всегда есть и всегда будет.

Это было в 1999 году, когда я полгода как устроилась на ТВ. Лето, отпуска и меня кинули на утренний новостной эфир. Интернета тогда не было. По факту одна новость за воскресенье - прогноз погоды. Какие новости читать в 6.00 понедельника. В общем, я облажалась так, что до сих пор стыдно. Главный редактор орёт, коллеги молчат, как перед бурей, ну, думаю, сейчас уволят... Иду по коридору, плачу... На втором этаже встречаю Бориса Васильевича. Он тогда на втором этаже в корпункте Вестей работал. И как раз на работу шёл. Завёл к себе в редакцию и просто говорил о себе, Москве, о новостях, подобных случаях из своей жизни, шутил. А я слушала и меня отпускало. Он настолько искренне поддержал меня, помню, говорит: «Не переживай. Со всеми бывает». И настолько по-доброму сказал..! Было очевидно, что он тоже переживал. Он видел эфир и начал со мной разбирать ошибки – «вот тут ты могла позвонить сюда и узнать», «это надо было говорить так-то...». Это был самый главный урок от старшего наставника. Всегда помню этот его урок и в сложных ситуациях ищу варианты, как тогда он мне подсказал! 

Потрясающий, профессионал, добрейший! Благодарю судьбу за знакомство с ним!»

 

Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Вячеслав ВОЯКИН (фото)

Грузина в кадр не пускать!

Электронная версия газеты «Владивосток» № 1248 от 11 окт. 2002 г.

 Собственно говоря, он никогда не хотел быть журналистом и то и дело норовил сойти с этой дорожки. В детстве занимался в студии художественного слова, мечтал о сцене. Больше 15 лет работал в пионерских лагерях «Орленок» и «Океан». Но журналистика, как любовь: гони ее в дверь – влетит в окно, возвращалась в жизнь Бориса Макарычева.

- Вы были юнкором «Пионерской зорьки»…

- По Ставропольскому краю. Между прочим, получал невероятный для ребенка гонорар – 10 рублей. Причем тогда детям вообще не платили, но решили поддержать сироту. Я очень гордился своими заработками. В выпускном классе принял участие во всесоюзном конкурсе «Проходной балл». Поехал в Москву на второй тур. Там с нами – юнцами – работали зубры: Песков, Панкин. По итогам конкурса я был рекомендован к поступлению в любой вуз Москвы, Ростова или Урала. Ну тогда для меня, мальчишки из Ессентуков, мир заканчивался Москвой. Однако экзамены завалил и попал в армию. Служба запомнилась мне так: благодаря сержанту, который по гражданской специальности был ветеринар и очень не любил грамотных людей, я похудел на 20 кило. Кстати, 30 лет назад я вместе с такими же салагами-первогодками тушил горящие под Москвой торфяники. После армии пошел работать в ставропольскую газету «Молодой ленинец», заодно поступил на филфак Ставропольского пединститута… В 1975 году в лагере «Орленок» был недобор вожатых-парней. Поехал. Думал, что на полгодика…

- А получилось?

- На 10 лет. Сначала был вожатым, потом - начальником Морского лагеря, дружины «Штормовая». Казалось, что роман с журналистикой завершен навсегда. Я женился, появились дети, жизнь устоялась. А в 1983 году открылся «Океан». Поехали туда мои друзья-романтики. Я никуда не собирался: трое детей, жена. Не до романтики. Потом пришло письмо: приезжай, здесь выделят трехкомнатную квартиру… Это соображение (смеется) оказалось решающим: мы жили по сути в одной комнате. Вот так я попал в Приморье. Возглавлял дружину «Бригантина» семь лет.

- Какие же тропы привели вас на РВК?

- Мой бывший начальник встретил меня и сказал: не надоело еще в юных пионерах ходить? Есть предложение… А дело было в ноябре, и я носил большую такую, теплую кепку-аэродром. В ней и пришел, показывал свои работы. Роза Илларионовна Салюк потом вспоминала: думаю, ладно, возьму его редактором, но в кадр этого грузина пускать нельзя никогда! Я придумывал новые программы – «Вита-плюс» например. Потом было ПТР, где я впервые стал работать в кадре, Российское телевидение…

- Удалось ли вам миновать период звездной болезни?

- Недавно прочитал в рубрике «ТВ-звезда» интервью с молодым телеведущим. Журналист его спрашивает: а как звезда завтракает, а как звезда машину водит? И «звезда» всерьез так отвечает… кошмар! Не важно, в кадре я или нет, главное – в этом репортаже есть доля моего труда. Телевидение – командная работа, ее делает не один человек. Как бы ни был хорош ведущий, что он без визажиста, оператора, редактора, осветителя, водителя – без классных специалистов? Так я говорю и своим ученикам, молодым ребятам. Вторая составляющая успеха – интерес. Пока мне интересно что-то делать, пока есть то, что сегодня называют словом «драйв» (запал, горение, удовольствие от того, что делаешь), результат получается отменным. В самом начале мне казалось очень важным, чтобы моя семья смотрела мои сюжеты и высказывала свое мнение, я очень обижался, когда они забывали… Но это длилось недолго.

- И каковы ваши интересы?

- Я езжу по краю, встречаюсь с людьми – простыми и настоящими, восстанавливаю силы после суеты Владивостока. Мало времени остается на чтение, но стараюсь идти в ногу, хотя, признаюсь, могу одновременно читать пять книг. Я люблю такую литературу, в которой есть доброта и доброжелательность. То же самое ищу и в телепередачах – смотрю «Серебряный шар», и в кино, поэтому многие западные фильмы – всякие там триллеры и боевики - просто не видел, в этом смысле можно считать меня отсталым. Дети у меня - компьютерное поколение, им проще найти в Интернете сжатый сюжет «Войны и мира», чем вчитываться.

- Дети выбрали ваш путь?

- Данила и Влада – да. Оля и Юра – не совсем. Я не жаждал, чтобы они пошли по моим стопам, и, честно сказать, временами этим фактом очень недоволен.

- Кто в вашем доме генерал: вы или жена?

- 24 года, что мы с Леной (она учитель русского языка и литературы, настоящий фанат своего дела) вместе, я очень мало бывал дома. Уходил в 6 утра, приходил в 2 часа ночи. Решать вопрос главенства было некогда.

- То есть детей вы не воспитывали?

- Ну почему? Личным примером я показал своим отпрыскам (и считаю это отцовским достижением) - из любых обстоятельств есть выход. Были моменты, когда на работе мне не платили зарплату. Я не ложился на рельсы, не устраивал акции протеста и ни разу не пришел домой и не сказал: ребята, извините, денег нет. Я знал, что детей надо кормить, что они должны ходить в школу… И работал. Нет, мы с Леной говорили: нам придется ужаться, вот от этого временно отказаться, но никогда не показывали пустой карман. И именно поэтому я не подаю нищим. У большинства из них есть руки и ноги, голова на плечах, а значит – можно найти способ зарабатывать.

А отрицательным последствием своего воспитания я считаю то, что взрастил в детях чувство надежного тыла. Они не привыкли обходиться без меня, всегда знают: папа прикроет. Не знаю, хорошо это или плохо. Может, дети выросли слишком рафинированными? Если бы они чаще обжигались, может, были бы сильнее? Хотя можно обжечься так, что потом вообще больше ничего не захочется…

Вообще я не очень люблю выставлять жизнь напоказ. Вот есть телесюжеты - моя работа в телекомпании «Восток-ТВ», я там весь, на 100 процентов. Судите обо мне по ним.