История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Зимин Илья Анатольевич
Биография:

Илья Анатольевич Зимин родился 1 мая 1972 года во Владивостоке. Окончил среднюю школу в Николаевске-на-Амуре, а в 1994 году — факультет журналистики Дальневосточного государственного университета.

Первый опыт работы на телевидении вместе со своими однокурсниками Евгением Масловым, Максимом Киселевым и другими Илья приобрел еще во время учебы в ДВГУ. Сначала в одной из первых коммерческих телекомпаний, которая называлась «Российская вещательная корпорация» (РВК), а затем с 1992 по 1995 гг. в Тихоокеанской государственной телерадиокомпании «Владивосток» (ТГТРК «Владивосток»).

Вспоминает коллега Ильи Зимина и его соведущая в прямых эфирах на ТГТРК «Владивосток» Вера Сергеевна Гончарова:

«Это был очень хорошее время для талантливой молодежи. После тесных идеологических рамок советского телевидения местные телекомпании искали новые формы, осваивали рекламу, создавали новые программы. Мы стали делать «Диапазон», потом «Местное время», и при этом очень нуждались в «заводных» журналистах со свежим взглядом.

Когда в компании появился Илья, главный редактор Инна Лебедева поставила нас с ним в пару на прямые эфиры.

Я – ей: «Инна, ты сама подумай – ему двадцать лет, а мне сорок..! Это ж не радио… Такая разница будет смотреться нелепо, как минимум!»

Она – мне: «Так некого больше к нему в пару ставить. Сама посмотри: Инесса Абизяева – с Женей Масловым, Лена Сорокина – с Максом Киселевым… Да вы с Ильей стоите друг друга – уж ты мне поверь…»

И я хочу сказать, что мы с Ильей действительно хорошо работали. Мы не обыгрывали разницу в возрасте, так как это были информационные эфиры. Мы просто не замечали этой разницы. Хотя, после эфира я, бывало, подначивала его: «Ну, как, сынок, мы отыграли?» И он отвечал: «Нормально!»

У Ильи было много замечательных качеств, которые отличают природного тележурналиста. Он, например, мог «на коленке» за 15 минут придумать нужный текст к передаче, и он получался легким, искренним, живым, осмысленным и интересным. У другого журналиста на такой текст — не такой искренний, не такой интересный – мог уйти день или даже два. А у Ильи это получалось так естественно и запросто, что даже нельзя было позавидовать. Потому что это была его природа, божий дар. Он придумывал, как дышал, – настоящий телевизионный талант!

На прямом эфире случались всякие неожиданности. Вдруг за полчаса до эфира нам говорят, что гость в студии меняется, что на эфире у нас будет сегодня генерал МВД..! Это значит, что меняется тема разговора, вопросы, которые мы готовили заранее – меняется все. Все заново! Не скрою, что я в таких ситуациях терялась, а двадцатилетний Илья – нет. «Минуточку», – он говорит… и через 5-10 минут у него уже готов новый список вопросов – интересных, живых, в том числе и неудобных, но все, что называется, «в тему»! При этом, не обижая гостя и не унижая его достоинства (не всегда ведь это были генералы МВД), – всегда деликатно…

Если гость распалялся и его трудно было остановить, и невозможно было свернуть разговор, и время поджимало (потому что сразу после нашего прямого эфира в эфир выходила Москва), Илье требовалось несколько секунд, чтобы в последний момент «закруглить» гостя так, чтобы никто ничего не заметил, попрощаться и передать эфир Центральному телевидению…

Однажды Илью положили в больницу с аппендицитом. А у нас завал – пошли тайфуны, наводнения… К журналистам тогда хорошо относились, и спасатели охотно брали наши съемочные группы с собой в эти «горячие» или, вернее «мокрые» точки… И вот выходит Илья из больницы и уже на второй день мне говорят, что он полетел на вертолете освещать наводнение… Возвращаются, я ему говорю: «Ты с ума сошел!» А он мне: «Да все нормально, я себя хорошо чувствую, и вообще мне уже завтра швы снимают…»

К болячкам Илья всегда относился спокойно – вырос в медицинской семье, у него папа врач.  И он не геройствовал, а спешил работать. Он так интенсивно работал, как будто боялся, что не успеет, как будто чувствовал, что времени отпущено мало… И делал он это без напряга, никогда не бравировал своими переработками, не требовал за них дополнительной оплаты. Он наслаждался работой на телевидении, со стороны было видно, что она была для него счастьем.

Илью в компании очень любили. Он был талантлив, обаятелен, даже красив, но при этом ему никто, как я помню, не завидовал, хотя в творческих коллективах зависть присутствует всегда. Он был не то чтобы «человек-праздник», но человек, с которым хотелось рядом постоять, поговорить или даже просто ему улыбнуться. Неудивительно, что его забрало НТВ. Я помню, когда Илюша погиб, его шеф Евгений Киселев сказал о нем в одном из интервью: «Мне кажется, Илья работал в тележурналистике на грани гениальности…». И, наверное, он был прав, потому что Илюша всегда работал легко и бесстрашно, не боялся никаких самых острых тем… Ты рядом с ним волнуешься, переживаешь, сомневаешься, терзаешь себя муками творчества… а он прилетел, крылом махнул, как птица, как бабочка – легко… И дальше полетел…

Я таких тележурналистов в своей жизни только двоих знала – у нас и вообще… Это Илья и Миша Вознесенский… При этом за рамками профессии, как человек, Мишка мне был человек чужой, не мой человек, но как профессионал… Однажды он был на Аляске и привез оттуда на ю-матике отснятый материал. Материал смонтировали, но текст к нему Мишка так и не написал – поленился. Водился за ним грех такой. А передача была 40-минутная и ее уже поставили на эфир. И я сама видела, как Мишка встал в студии перед микрофоном и в прямом эфире, глядя на монитор с видеорядом, 40 минут озвучивал передачу – на память, без листа. При этом он ни на один кадр не наехал и пауз никаких не было – талант, журналистский талант! Но как человек – совсем обычный. Зато Илья был подарком судьбы!

НТВ к нему примерно год присматривалось – он у нас работал и там подрабатывал параллельно. И они в нем не ошиблись. Вообще, многие ребята его поколения, которые у нас работали, вскоре тоже перебрались на центральные телеканалы, стали крепкими профессионалами — и Маслов, и Киселев, но даже рядом с ними Илюша был звездой…»

Предложение попробовать силы на НТВ Илья Зимин получил в год окончания университета. А уже в 1995 году был назначен директором Дальневосточного бюро НТВ.

Вспоминает редактор правозащитной газеты Приморского края «Арсеньевские вести» Ирина Георгиевна Гребнева:

«Пока Илья возглавлял местное бюро, бригада НТВ очень чутко и быстро реагировала на любое событие. Даже в 2000 году, когда Илью перевели в Москву, его традиции на быструю и объективную реакцию на любое событие всё ещё работали. После его ухода бюро стало слабее».

В августе 2000 года Илья Зимин переезжает в Москву, где на телеканале НТВ работает в программах «Сегодня», «Итоги» и «Профессия — репортёр» (первая версия, в которой выпустил фильм «Чужая родина», показанный в эфире 1 июня 2000 года).

В апреле 2001 года, после конфликта, связанного со сменой руководства телеканала по инициативе собрания акционеров «Газпрома», Илья переходит со многими другими коллегами на телеканал ТВ-6. С мая 2001 по январь 2002 года он — корреспондент Службы информации телекомпании ТВ-6; работает в программах «Сейчас» и «Итоги».

С июня 2002 по июнь 2003 года продолжает работать в той же должности на телеканале ТВС, образованном журналистской командой старого НТВ и позднего ТВ-6 во главе с Евгением Киселёвым. Является постоянным автором телепередачи «Новый век» на ТВС, где делает репортажи о группе «Тату» и о взаимоотношениях России и Китая. В 2002 году становится лауреатом премии «ТЭФИ» в номинации «Репортёр».

После закрытия ТВС в июне 2003 года вернулся по приглашению Леонида Парфёнова на НТВ и продолжил работать как специальный корреспондент Службы информации ОАО «Телекомпания НТВ» в информационных программах «Сегодня», «Намедни», «Страна и мир» и «Личный вклад» с Александром Герасимовым. Один из постоянных авторов цикла «Новейшая история» на НТВ.

С октября 2004 года Илья Зимин являлся одним из постоянных авторов и ведущих телевизионной программы «Профессия — репортёр» на том же телеканале.

Зимин вёл репортажи для информационных передач в дни катастрофы подводной лодки К-141 «Курск», из театрального центра на Дубровке, во время политического кризиса на Украине с Майдана Незалежности, а также в дни похорон Папы Римского Иоанна Павла Второго вместе с Вадимом Такменёвым сделал фильм «Тайная жизнь Папы».

Не был женат, не имел детей.

26 февраля 2006 года был найден мертвым в арендуемой им квартире в Москве. Смерть наступила вследствие черепно-мозговой травмы затылочной части головы.