Должность:
Кинооператор, кинорежиссер студии "Дальтелефильм"Работа в ГТРК:
1968 - 1970 гг.Биография:
Валерий Викторович Соломин (20 декабря 1938, Новосибирск — 9 июня 2017, Новосибирск) — советский и российский кинорежиссёр, классик документального жанрового кино. Заслуженный деятель искусств России (1994). Действительный член Российской академии киноискусства «Ника».
В 1969 году окончил заочное отделение ВГИК (операторский факультет, мастерская П. А. Ногина). В разное время работал осветителем, ассистентом оператора, оператором и режиссёром на студиях «Дальтелефильм», «Новосибирсктелефильм», «Иркутсктелефильм», Северо-Кавказской студии кинохроники, Ленинградской студии документальных фильмов, Восточно-Сибирской студии кинохроники, Западно-Сибирской киностудии. С 1990 года — художественный руководитель киностудии «Сибирь-кино».
Многие из фильмов режиссёра были представлены на отечественных и зарубежных кинофестивалях, становились номинантами и победителями престижных кинематографических премий.
Жил в Новосибирске. Был джазовым пианистом-любителем, что заметно по его картинам — им свойственна лёгкость смены «мелодических» линий, ирония.
О работе Валерия Соломина на студии «Дальтелефильм» вспоминает его коллега кинорежиссер Владимир Патрушев в своем эссе из серии «Моя «Агата»
Байки про Емелю
1. Почему Емеля?
У него было простое русское лицо, полные чувственные губы, крупные черты лица, и сам он был крупный — эдакий увалень, вылитый Емеля из сказки. И лучился он добротой, и порой лицо его озарялось светлой открытой улыбкой. Про таких в народе говорят – «рубаха-парень» или «свой в доску». Кликухой «Емеля» новичка Дальтелефильма наградил наш режиссер Леша Сафрошин —болтун и острослов, а потом и его закадычный приятель. Только вот за внешностью увальня Емели таился сказочный талант кинематографиста — человека, который сам способен сочинять документальные киносказки.
2. Доброта…
Была зима, был непогожий день, вьюжный, как зачастую случается в Приморье. Емеля работал за монтажным столом допоздна, но дома его ждала жена с маленьким ребенком. Надо было идти через сопку в квартирку, которую они недавно сняли. Расстояние вроде не очень далекое, но «топотыжное» — в сопку, да еще в метель... Благо был Емеля человеком закаленным и трудностей не боялся. На полпути к дому он заметил что-то темное на обочине в сугробе. Оказалось – человек, к тому же пьяный.
- Мужик, ты чего? Замерзнешь!
В ответ только пьяное мычание. Валера пытался растормошить его, но бесполезно… Тогда Соломин взял его под микитки и потащил к ближайшему подъезду, благо, что домофонов в подъездах тогда не было, а центральное отопление было. Он затащил мужичка в подъезд, прислонил его к батарее… Ну, а дальше?
- А дальше, - со смехом резюмировал Соломин, - мужик оттаял и дал мне в бубен. Вот и делай людям добро...
3. Знания
Несмотря на внешнюю простоту и небрежность в одежде, Валерий Соломин был человеком эрудированным — отучился во ВГИКе на операторском факультете, хорошо знал литературу, живопись и музыку, играл на гитаре джаз… Потом я узнал, что он неплохо играл на фортепиано пианистом, но в то время я не мог этого знать, потому как ни фортепиано, ни рояля на студии не было. А вот насчет литературы расскажу один случай.
По молодости пописывал я рассказы и носил их в краевую молодежную газету «Тихоокеанский комсомолец» в надежде на публикацию. Заведовал литературным отделом ТОКа Саша Романенко, который один за другим мои рассказы, подписанные псевдонимом Оле Лоинов, браковал. Тогда я перепечатал на машинке рассказ Андрея Платонова «Третий сын», подписал его именем Оле Лоинов и отнес в ТОК Саше Романенко. Произведения Платонова после длительной опалы тогда только появились в печати, их еще мало кто знал. О Платонове не слышала даже моя преподавательница литературы в Институте искусств Светлана Дружина...
- Ну, ты старик, вообще с катушек съехал, - рассмеялся литработник, - это я уж точно никогда не напечатаю.
- А издательство «Советская литература» напечатала, - сказал я и показал в развороте книжку, где этот рассказ был опубликован. С этого момента дорога в газету мне была заказана навсегда.
Тогда я решил поделиться своим розыгрышем с коллегами. Первым был Леша Сафрошин – наш главный знаток литературы. Прочитав рассказ, он камня на камне от него не оставил, обвинив меня в безграмотности и глупости. Зато Емеля, почесав затылок, произнес:
- Это или Андрей Платонов, или классная подделка под Платонова. Но я у Платонова этого рассказа не читал…
Через несколько лет я встретил Сашу Романенко.
- Ну, что, старик, ты рассказы-то все еще пишешь? Хорошие у тебя были рассказы…
4. Оператор
Первую свою картину «Алюминий» Валерий Соломин отснял в 1966 году. И сразу взял высокую планку. Все, кто смотрел эту картину, восхищались изысканным мастерством оператора. Насколько мне известно, Соломин использовал тогда на съемках в цехах тюлевые экраны для создания в помещениях тональной перспективы. Этим же приемом пользовался и Сергей Урусевский на съемках картины «Кавалер Золотой звезды». Главным принципом Соломина было единство художественного решения картины. Если, допустим, в фильме «Оморочка» он поставил себе задачу снимать все происходящее на контровом свете, то, чтобы не нарушить этот принцип, он готов был по горло сидеть в ледяной воде реки Бикин.
Фильм получился замечательный, несмотря на то, что картина была черно-белая. Десятью годами позже режиссер Константин Шацков решил повторить успех картины в цветном варианте с оператором Анатолием Ющенко. Вроде бы все в картине происходило то же, что и предыдущей – строительство лодки в тайге, но, несмотря на цветные краски, ремейк оказался намного бледнее оригинала.
Валера был очень азартен на съёмках. С тем же Костей Шацковым они снимали они картину «На белой тропе» про охотников-звероловов. Дикого кабана для съемок охотники поймали заранее…
— Выпускайте, — командовал Соломин. И начиналась вторичная охота на кабана…
— Стоп! Давайте еще раз…
Поймали еще раз.
— А теперь давайте, запустите кабана по кругу… Я его телевиком сниму…
Охотники рассмеялись.
— Валера, кабаны только по прямой бегают…
Соломин всегда не был достаточно удовлетворен тем, что он сделал. Даже когда худсовет принимал картину без единого замечания, он забирал коробки с пленкой обратно в монтажную для улучшения картины. Я его понимаю, при показе фильма посторонним людям его видишь, как бы чужими глазами, видишь то, что не замечал раньше… Но мы чаще всего после удачного худсовета спешили отметить победу: приняли и ладно!
5. Флаерти
Соломин снял на Дальтелефильме всего три картины. Два фильма «Тайга рассказывает» (с «Оморочкой» внутри) и «На белой тропе» с режиссером Костей Шацковым, а также кино «О диких оленях и пастухе Кармазине», где он был и соавтором, и оператором, и режиссером.
Фильм запускался как производственная картина о разведении диких оленей в Артемовском зверосовхозе, об уходе за ними и, как результат, «стрижке» пантов для изготовления лекарственных препаратов. Но Соломину такую картину снимать было скучно. Среди людей, обслуживающих оленей, он выбрал одного — семидесятилетнего пастуха Григория Кармазина и вокруг него любовно выстроил другой мир, который нам, зрителям, более интересен, чем серая обыденность. Из производственной картины остался один страшный кадр, когда рабочие привязывают голову оленя перед обрезкой пантов, и он смотрит на нас безумными глазами, ища поддержки… Красивое животное, которое Михаил Пришвин назвал «олень-цветок»... Сегодня такие обильные стада пятнистых оленей остались только на кинопленке Соломина. И кадры, где старик несет свой крест, чтобы спасти оленей от неминуемой гибели — падении со скал... Было ли это на самом деле или придумано режиссером — для зрителя не так уж важно. Зритель всегда будет верить в то, что ему нравится.
Я давно уже выяснил для себя, что КИНО – ЭТО НЕПРАВДА ПОХОЖАЯ НА ПРАВДУ. Режиссер выстраивает в кинопроизведении параллельную реальность, которая вполне может сосуществовать с реальностью бытовой. И это справедливо не только для игровых, или как их в обиходе называют художественных, картин, но и для документальных. Начало этому положил классик мирового документального кино Роберт Дж. Флаерти, который выстраивал на экране совсем другой мир.
Как пример из работ Дальтелефильма можно вспомнить работу Леонида Сафрошина «Рыбачки» — картине о рыболовецком колхозе «Новый мир». По сюжету фильма вся мужская часть поселка уходит в море на промысел… В поселке остаются одни женщины, которые сами справляются со всеми житейскими сложностями.
В реальной жизни этого, конечно, быть не могло, но у «киношной» правды свои законы получается правдиво.
В последней своей картине «Отец и сыновья из Кротово» Валерий Викторович Соломин не включил в ткань картины женскую часть забытой Богом деревни. Они не вписывались в общую концепцию фильма. К счастью для Мастера женщины сами отказались сниматься в фильме.
6. Академик
В 1970 году Соломин покинул Владивосток. Ему было тесно на нашей студии. Даже при лучшем главном редакторе Дальтелефильма Павле Ильиче Шварце ему негде было «расправить крылья». Уехали позже Миша Масленников и Лена Крупкина, и я их понимаю. Они были легки на подъем, в отличие от меня. И пока я в нашем «болоте» терпел кастрацию моих картин Соломин успел перепробовать пять фильмопроизводящих студий и вернуться к себе на Родину, в Новосибирск. Студию «Новосибирсктелефильм» в то время возглавлял Аркадий Владимирович Зельманов — человек, создавший мощный творческий коллектив и великолепный кинокомплекс. Сегодня перед входом на студию «Новосибирсктелефильм» высятся красавицы голубые ели, посаженные когда-то давно по настоянию Аркадия Зельманова. Как символ «питомника талантов» в котором выросла целая плеяда замечательных кинематографистов. В том числе и Соломин, снявший там много замечательных картин. Ну, а когда в 90-х социальная катастрофа в России привела к закрытию многих культурных учреждений (в том числе и «Дальтелефильма» с «Новосибирсктелефильмом»)
Валера организовал в Новосибирске свою студию — «Сибирь-Кино».
Впрочем, уже в 1987 году, когда мы встретились с ним на Всесоюзном фестивале телефильмов в городе Минске, язык не повернулся назвать его, как встарь, ни Валерой, ни тем более Емелей. Тогда Валерий Викторович Соломин уже был известен как единственный в Сибири действительный член Европейской киноакадемии, заслуженный деятель искусств России, действительный член Российской академии киноискусства «Ника» и классик документального жанрового кино!
Он и из жизни ушел, как настоящий режиссер: летом 2017 года прямо за рабочим столом у Валерия Викторовича случился инсульт. Довести свое дело до конца он не успел, и последний фильм Соломина «Отец и сыновья из Кротово» доснимали и монтировали уже его сыновья...
Фильмография кинорежиссера Валерия Викторовича Соломина
1966 — Алюминий
1969 — О диких оленях и пастухе Кармазине
1970 — На белой тропе
1978 — На тёплом месте
1980 — У кого хлеб вкуснее
1981 — Цыганский берег
1982 — Её озеро
1983 — Фартовый Солошенко
1985 — Артельное дело
1987 — Шофёрская баллада
1987 — Таёжная быль
1987 — Старая трава
1987 — Искусство всех времён и народов
1993 — Дни будущих будд
1994 — Образ неувядаемого времени, или не хочешь — не езди!
1995 — Полет на Марс (Карма)
1998 — Брызги шампанского
1998 — Три трейлера
2004 — Рыбак и танцовщица
Призы и премии
1988 — I-й Всесоюзный фестиваль неигрового кино в Свердловске (Второй приз в конкурсе полнометражных фильмов, фильм «Старая трава»)
1994 — V-й ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Приз в конкурсе короткометражных фильмов, фильм Образ неувядаемого времени, или «Не хочешь — не езди!»)
1995 — VI-й ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Первый приз, фильм «Полет на Марс»)
1998 — Премия Гильдии кинорежиссёров России (Приз им. Д. Вертова «За высокое режиссёрское мастерство»)
1998 — КФ антропологических фильмов в Салехарде (Первый приз, фильм «Дни будущих Будд»)
1999 — X Открытый фестиваль неигрового кино «Россия» (Приз за лучший короткометражный фильм — «Три трейлера»)
2005 — МКФ «Послание к человеку» (Специальный приз имени В. Астафьева «За верность теме в документальном кино», фильм «Рыбак и танцовщица»)