Эксклюзив Татьяны Дугиль, февраль
2008г.
Народная
артистка СССР Людмила ЧУРСИНА: «КОГДА ТЕБЯ ЛЮБЯТ, ЛЮБЯТ СУМАСШЕДШИЕ — ЭТО
ТЯЖКИЙ КРЕСТ. Я ПОДОБНОЕ ИСПЫТАЛА...»
40
лет назад был снят фильм «Журавушка», за который
Людмила Чурсина получила Гран-при кинофестиваля в Сан-Себастьяно
Высокая,
худенькая. Скромная, просторная футболка, волосы забраны на затылке в
простенький хвостик. Опешив, сразу и не узнаешь...
Сейчас на творческом счету примы Московского центрального академического театра
Российской Армии, которая с 1981 года считается самой молодой из удостоенных звания народной артистки «всего Советского
Союза», более полусотни киноработ. За участие в фильмах «Виринея»,
«Угрюм-река», «Журавушка» Людмиле Чурсиной была
присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, за «Журавушку» из рук американки Одри
Хепберн она получила Гран-при XVII Международного
кинофестиваля в Сан-Себастьяно.
Ей предлагали трехлетний контракт на 15 картин в Голливуде. Есть в активе и
премия КГБ СССР за роль в фильме «Досье на человека в «мерседесе».
С середины 60-х годов минувшего века ее портреты украшали не только обложки
киножурналов, но и стены «красных уголков», армейских казарм, студенческих и
рабочих общежитий. Она получала тысячи писем, в которых поклонники даже из мест
заключения признавались в любви, просили о помощи, советовались...
Вглядываясь и вслушиваясь в воплощение женственности, трудно представить, что
родившаяся месяц спустя после начала Великой Отечественной войны девчушка из
семьи военнослужащего в школьные годы была хулиганкой и заводилой уличного
масштаба...
В последнее время в кино Людмила Алексеевна снимается значительно реже, если не
считать сериалы («Горячев и другие», «Графиня», «Хаги
Траггер»). Участвовала в телепостановке пьесы Гибсона «Белые розы и розовые
слоны», в посвященном 80-летию Артура Миллера спектакле «Я ничего не помню» и антрепризном проекте «Императрица», где сыграла Екатерину
II. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, дорожит
зрителем, в массе своей трудно приспосабливающимся к новым временам, ездит в
метро, сама ходит на рынок, досуг тратит на тесное общение с родными и стихи
Ахматовой, Пастернака, Цветаевой...
«У ЧЕЛОВЕКА ТРИ САМЫХ
СИЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯ — ВЛАСТЬ, БОГАТСТВО И СЛАВА»
— Людмила Алексеевна, насколько я знаю, вам не раз приходилось играть
монарших особ. Помимо Екатерины Великой, была в вашей биографии и императрица
Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфица,
и княгиня Ольга в одноименной постановке театрального центра «Весь мир» и
Молодежного театра. Интересно, «царские» эмоции хоть чуть-чуть напоминали ваши
собственные ощущения во время чествования на аллее кинематографической славы?
— Об этих ощущениях, наверное, лучше бы рассказали увековеченные на Площади
звезд в Голливуде или у нас в Москве — возле концертного зала «Россия». Аллея кинославы напротив студии «Мосфильм» была заложена пять лет
назад. К тому времени, как подобная честь была оказана и нам с Евгением
Матвеевым, там уже хранились отпечатки ладоней Никиты Михалкова, Инны
Чуриковой, Георгия Данелия, Михаила Ульянова...
Отношусь я к таким вещам спокойно. Конечно, все было очень приятно,
трогательно... Но, знаете, жизнь и судьба сами, наверное, разберутся, чьи и
какие части тела оставить на полках истории. Правда? Я правую руку люблю...
|
— «Руку верную даю — праведную, правую»?
— Да-да! Правая — она рабочая, она — и грабли, и коса, и мойка,
а левая — так... Я поэтому левой рукой и отметилась.
Что же касается каких-то особенных эмоций... Я всегда очень стесняюсь всяких
торжественных церемоний. А тут еще совпало — в пять часов вечера у меня
репетиция, а мероприятие назначили на 16.00 и сказали обзвонить всех друзей,
кого я хотела бы видеть, и пригласить их. Мне было неловко отрывать людей в
рабочий день — ну что вы!.. Однако пришло много народу — коллеги-актеры,
режиссеры, художник Александр Шилов, Саша Панкратов-Черный...
Потом был какой-то очень элегантный обед... Но я убежала на репетицию...
— Были у вас в жизни моменты, когда бремя славы казалось невыносимым?
— У человека вообще по жизни три самых сильных испытания — это власть,
богатство и слава. Но мне как-то Бог помог разумно с этим бременем жить в
соседних комнатах. Мне всегда казалось, что всевозможные почетные звания и
регалии даются вроде как бы незаслуженно, что ли... И никто никогда не
спрашивал, нужны ли они.
В 70-80-е годы, когда я много снималась, прохожие узнавали на улицах: «Журавушка! Анфиса!». Сейчас порой спрашивают: «Вам никогда
не говорили, что вы похожи на одну артистку?». — «Какую?» — интересуюсь.
«Чуркину!»...
Что тут поделаешь, нынче сильно развернулась и все затмила эстрада. К тому же я
в быту всегда очень скромно одеваюсь, хожу без макияжа (только на сцену
крашусь, как кукла). Поэтому и узнают меня теперь довольно редко. Если узнают —
просто мило улыбаются. Ведь неделикатное любопытство, согласитесь,
раздражает...
«ГАСТРОЛИ, АНТРЕПРИЗЫ
ПОМОГАЮТ ВЫЖИВАТЬ, ВЕДЬ ЗАРПЛАТЫ У НАС МАЛЕНЬКИЕ»
— У вас замечательное старое русское имя Людмила — «людям милая». Трудно это
— все время быть милой людям?
— Мне тоже раньше так казалось: «людям милая»... Пока не почитала одного нашего
известного философа и не поняла, что имя это — не самое приятное и благостное
для человека. Оно благозвучно, но оно и способно осложнить судьбу. А в общем,
если ты очень стараешься быть по отношению к другим человеком, они это всегда
ощущают.
Ведь нужно немного! «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — одна
из заповедей. Мы так грешны, нас искушают наша зависть, наше тщеславие... А
нужно просто уметь слышать другого, уметь не унизить, не оскорбить себе
подобного, не обидеть его! Потому что, обижая кого-то, ты унижаешь свое человеческое
достоинство. И Божье творение.
— Ваша жизнь — это прежде всего театр или все-таки
кино?
— Изначально я окончила театральный вуз. Поехала в Москву за компанию с
подругой, которая мечтала стать артисткой. И так получилось, что прошла отбор
одновременно в ГИТСе, ВГИКе
и Щукинском училище. Выбрала знаменитое Щукинское. И после него была приглашена в Театр имени
Вахтангова, где проработала три года. Сначала выходила в массовке — например,
рабыней в «Принцессе Турандот», потом появились
первые самостоятельные роли, режиссер даже обещал попробовать на Настасью
Филипповну в «Идиоте» Достоевского.
А потом театральную карьеру пришлось прервать. На съемках фильма «Донская
повесть» познакомилась с режиссером Владимиром Фетиным,
вскоре мы поженились, и я уехала к мужу в Ленинград — Петербург нынешний... Там
16 лет отдала киностудии «Ленфильм», иногда делая какие-то зарисовки на сцене
(например, чеховскую Шурочку) в Театре Пушкина. Но в этот период важные мои
фильмы были сняты: «Угрюм-река»,
«Приваловские миллионы», «Открытая книга»...
Но однажды Московский театр Советской Армии все-таки предложил мне сыграть
Настасью Филипповну и Марию Федоровну в «Павле I». И постепенно я как-то опять
перебралась в Москву.
Сейчас, когда в кино пришли другие режиссеры, другая мода на героев и героинь,
театр, конечно, стал спасением. Он вообще большое благо для актеров. Я и нынче
работаю в Театре Российской Армии, иногда отвлекаясь на гастрольные, антрепризные постановки, которые помогают как-то выживать.
Ведь зарплаты у нас маленькие...
— Людмила Алексеевна, а есть ли вообще в современности место театру? Или он
обречен на медленное угасание?
— Я думаю, об угасании не может быть и речи! Другое дело, что театр и кино наши
претерпели на себе все катаклизмы, сотрясавшие страну. Общество — это единый
организм, и все в нем происходящее неизменно затрагивает театр и кинематограф,
иногда довольно жестко испытывая их на творческую прочность. Слава Богу, уже
наступило время театру возрождаться. Появилось очень много
различных интересных его форм, много интересных молодых режиссеров — сумасшедше талантливых!.. Так что, думаю, угасание ему не
грозит.
«КОГДА ТЕБЯ ЛЮБЯТ,
ЛЮБЯТ СУМАСШЕДШИЕ —ЭТО ТЯЖКИЙ КРЕСТ .Я ПОДОБНОЕ
ИСПЫТАЛА...»
— Банальна, уже, наверное, фраза: «Чего хочет женщина — того хочет Бог»... И
все-таки о чем вы мечтаете? Имеют ли мечты обыкновение сбываться?
|
— Я по гороскопу Рак, прежде очень любила мечтать и смотреть на жизнь сквозь розовые очки. Но поскольку живу на свете уже много десятков
лет, то научилась весьма реально все воспринимать и понимать.
Нынче я благодарна судьбе такой, как она есть. И уже не люблю мечтать, скорее,
предпочитаю действовать. А еще не люблю о чем-то жалеть — это самое бесполезное
занятие в жизни. Просто когда чувствую необходимость что-то исправить,
исправляю, если есть возможность. А еще ответом на этот вопрос является
замечательная притча: «Господи, дай нам терпение перенести то, что мы не можем
изменить, мужество — изменить то, что можем, и мудрость — отличить одно от
другого». Это для меня есть и мечта, и руководство.
И потом, мы живем сегодня в таком тревожном мире, в такой беспокойной атмосфере
человеческой конфликтности, агрессивности и природного какого-то возмущения,
что поневоле уже думаешь: вот день прошел без потрясений, никого не потеряли —
и хорошо. И благодаришь Бога: «Господи, спасибо Тебе за еще один рассвет, за
новое утро!..».
Но, знаете, хочется, все равно хочется мечтать! Хочется, чтобы наша
разъединенная политикой русская, украинская, белорусская земля когда-нибудь
опять сплела свои культурные и духовные нити в единое пространство творчества.
Чтобы жизнь позволила еще и еще сотворить что-то доброе...
— Если главная мечта — о процессе творчества, значит, он в судьбе на первом
месте? И женская суть не борется с личностью актрисы?
— Уже не борется. Однажды ко всем, кто в театре играл, приходит понимание, что
эта профессия требует иногда всей жизни... Усидеть на двух стульях очень
сложно, а жертвовать, как правило, приходится чем-то в семейной, личной жизни.
И как бы ты ни играл, судьба все равно рано или поздно приводила к пониманию:
успех в большой мере зависел и от того, что тебе верили близкие, что относились
с пониманием родственники.
По большому счету, когда женщине в профессии что-то не удается — это не
страшно, ей всегда есть чем отвлечься, а вот если карьерные неудачи преследуют
мужчину — это очень грустное явление. Я вообще считаю, что профессия актерская
— более женская, нежели мужская. Женщина — актриса по природе, весь мир — это
театр, и в жизни гораздо труднее исполнять роли, чем в театре. Поэтому я и не
ощущаю никакого такого раздрая внутреннего,
душевного...
— А существует ли, на ваш взгляд, лаконичный ответ на вопрос: что все-таки
нужно женщине?
— Я думаю, каждая женщина сама, наверное, знает, что ей нужно! Если знает... В
каждой из нас, как говорил Достоевский, есть все: пышные балы и быт, широкие
проспекты и грязные, темные закоулки...
Трудно ответить за всех... Мне кажется, что женщине
прежде всего нужно, чтобы она любила. Чтобы ее любили — тоже, но... Когда тебя
любят жутко, любят сумасшедше — это тяжкий крест! Я
подобное испытала... Главное — любить самой.
А еще я считаю, что женщина всегда должна оставаться женственной, несмотря на
все наши брюки, сигареты, короткие стрижки. И должна быть сильной — на ней
жизнь держится...