Открытое письмо
Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
СК НОВОСТИ №10 (252), 10
ноября 2008г.
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
|
Я обращаюсь к Вам исключительно потому, что исчерпаны все иные возможности устранения вопиющей несправедливости, узаконенной статьей 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части 4 Гражданского кодекса РФ», согласно которой кинорежиссеры в нашей стране лишены права авторства на фильмы, созданные ими до 3 августа 1993 года. Впрочем, наше авторство на более поздние картины устанавливается этим законом такими заведомо нерасплетаемыми словесными клубками, что ни на какую защиту со стороны государства кинорежиссер рассчитывать не может. Все права на фильм (включая право авторское) по этому закону отдаются киностудиям, на которых фильм создан (сегодня - тому, кто финансировал его производство). Кроме этого, под борцовским ковром перестройки вылупились и правообладатели, которые вообще никогда ничего не производили и к созданию чего бы то ни было причастны быть не могут по определению. Например, Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм, существующий исключительно для хранения телевизионной продукции при соответствующей температуре и влажности, объявил себя правопреемником Гостелерадио, по заказу которого все киностудии СССР создавали любимые народом телефильмы, и
тем самым - автором этих картин с правом кромсать их согласно «вкусам» безграмотных и алчных чинуш.
Вот только один пример. Когда я делал телефильм «ТАСС уполномочен заявить...», то несколько раз подвергал его полному перемонтажу, меняя местами, сокращая и даже переозвучивая эпизоды, ища для фильма такую композицию, чтобы каждая серия заканчивалась на звенящей ноте, в самом интригующем месте. Но вот картина в очередной раз выходит в эфир на канале ТВЦ - и я не узнаю собственную работу. Фильм из 10-серийного превратили в 13-серийный,
механически обрубив каждую серию на 52-й минуте, что соответствует сегодняшним телестандартам метражей и позволяет запихивать туда больше рекламы. Таким же образом они собирались поступить еще с 20-тью самыми популярными телефильмами советского времени. При юридической поддержке Гильдии кинорежиссеров России, я подал в суд, прошел суды всех инстанций, включая Верховный и Конституционный, потратив на это 2 года, но нигде не нашел справедливости.
Этот случай далеко не единственный, поскольку после развала советского кинопроизводства права на наши фильмы уступались, правдами и неправдами продавались отечественным и зарубежным
компаниям, и те сегодня не только получают гигантские прибыли оттиражиро-вания наших картин на видеоносителях и продажи их различным телеканалам, но и, осознав себя авторами, безжалостно переозвучивают, перемонтируют или, как они это называют, «переформатируют» фильмы с единственной целью - извлечения максимальной прибыли от рекламы. При этом разрушается структура фильма, его форма, являющаяся неотъемлемой частью режиссерского замысла, что очевидно для любого мало-мальски образованного человека, но никак не для судебных чиновников. Режиссеру же при этом остается только беспомощно наблюдать, как уродуют его детище «авторы», которые, возможно, еще не родились, когда оно создавалось.
А все дело в том, что формально, по существующему закону «Об авторском праве», режиссер-постановщик авторским правом обладает. Он делит его с оператором-постановщиком, художником-постановщиком, сценаристом и
композитором, причем каждому принадлежит авторство только на его личный вклад в общее дело.
Вот в этом-то казуистическом выверте и состоит вся подлость «закона» об авторском праве, который кто-то ловко продавил через государственную Думу
еще в 1996 году, поскольку с тех пор, как он вступил в силу, никто и никогда не сможет установить авторство ни одного из соавторов.
Кто и на каких весах взвесит и определит, что именно в данную секунду заставило зрителей в кинозале плакать или смеяться, какой компонент сработал: пейзаж, костюм, музыка, деталь декорации, слово, жест или поступок актера? Да все сразу, вся совокупность смыслов и эмоций, гармонизированных точной формой, поскольку любой школьник знает: кино - искусство синтетическое. А как из всего этого извлечь авторство режиссера, который задумал фильм в целом, придумал каждую его деталь и с помощью талантливых и умелых единомышленников, увлеченных его идеями, своим талантом, умелостью и волей воплотил их на пленке?
РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИЗНАН ЕДИНСТВЕННЫМ И ПОЛНОПРАВНЫМ
АВТОРОМ ФИЛЬМА.
Что же касается авторского права наших коллег, без которых создание фильма немыслимо, то оно бесспорно и должно быть реализовано в экономических формах, поскольку творческий вклад каждого из них переплавляется в процессе создания фильма в
единое произведение. Когда в православии хотят объяснить постулат о триединстве Бога, о неслиянности, но нераздельности Святой Троицы, то иногда для наглядности приводят в пример хлеб, соединивший в себе муку, воду и огонь, которые в результате трудов пекаря сделались неразделимы и обрели новое качество. Этот пример вполне приложим к кинематографу для понимания роли мастеров, чей коллективный труд под руководством режиссера рождает кинофильм.
В музыке давно и неоспоримо признается и оплачивается авторское право дирижера на исполнение, поскольку он, используя талант и мастерство композитора, оркестрантов, технического персонала, творит свою музыку, и любому вменяемому человеку понятно, что один и тот же музыкальный текст в разных дирижерских интерпретациях звучит совершенно по разному.
В еще большой степени выражено авторство режиссера в кино. Именно поэтому в нашей стране, как и во всем мире, общепринятым давно стал титр «фильм такого-то режиссера». Когда мы смотрим фильмы А.Довженко, Ф.Феллини, А.Тарковского, В.Шукшина или Ф.Трюффо, то чувствуем, что с экрана с
нами ведет разговор о жизни умный и талантливый человек, но понимаем также, что разговор с другим автором был бы совершенно иным. Ведь на одной и
той же литературной основе в разных режиссерских руках рождаются разительно отличающиеся картины. Если в Думе есть люди, которым это неведомо, то пусть посмотрят и сравнят «Войну и мир» С.Бондарчука с одноименным американским фильмом или «Тихий Дон», опять же С.Бондарчука, с экранизацией того же романа, исполненной С.Герасимовым. И вопрос, на какой студии режиссер сделал свою картину, ни у кого не возникает, потому что, по большому счету, это значения не имеет. Вопрос не возникает, но реальным авторским правом (не только имущественным, что вполне логично, но именно авторским) законодатель наделяет студию. И не потому, что не способен понять, что у фильма может быть только один автор - режиссер-постановщик, для этого много ума не надо, а потому, что хочет не понимать. Что ему, законодателю, выгодно не понимать, то он и не понимает. Можно только гадать, сколько «ящиков из-под ксероксов» было распылено в тихих кабинетах перед голосованием в Думе, чтобы прошло «правильное» решение.
Царь Иван IV когда-то заказал Постнику с Бармой и профинансировал строительство церкви на Красной площади. И
уж на что Грозный был царь, мог себе позволить все, что угодно, но даже у него хватило совести не претендовать на авторство, потому и велел ослепить зодчих, дабы в других землях для какого-нибудь другого «продюсера» они не сделали что-нибудь равное по художественной силе храму Василия Блаженного.
Впрочем, нынешние, конечно, тоже все понимали. И в Думе, и в других чиновных кабинетах, однако одни лоббировали, а другие принимали закон, по сути, такой же, каким он был при советской власти, по причине вполне очевидной: кроме тех баснословных неправедных прибылей, которые получают от паразитирования на чужом таланте телеканалы, кинопрокатные организации, кабельные сети, производители кассет, ОУО и прочего, есть еще одна важная цель - режиссер должен быть управляем. И если в приснопамятные советские времена ему выкручивали руки по соображениям идеологическим, то сегодня во главе угла интересы коммерческие. И,
справедливости ради, следует признать, что цензура денег оказалась куда как более жестокой и беспощадной, чем ее идеологическая сестра.
Разумеется, режиссеры понимают, что у продюсеров есть свои интересы, своя зона ответственности и своя правда. И
мы готовы к
диалогу с ними для выработки взаимоприемлемых условий сотрудничества, но до тех пор, пока действует нынешний «закон» об авторском праве, говорить о справедливости просто не приходится.
Ни один режиссер не выиграл ни одного процесса против телеканала или продюсера, поскольку суды всех уровней, включая Верховный и Конституционный, ссылаются на существующий закон и
отказывают в удовлетворении исков.
ЗНАЧИТ, НУЖНО МЕНЯТЬ ЗАКОН.
Однако, есть еще одно обстоятельство, которое вообще не поддается пониманию. Даже согласно действующему закону, авторами, как уже было сказано, признаются сценарист, режиссер, оператор, художник и композитор.
Так вот, из всей этой команды гонорар, при показе фильма по телевидению или тиражировании на видеоносителях, получает только композитор. Почему больше никто из соавторов? Чиновники даже глаз не отводят при этом вопросе, так и смотрят оловянными плошками и говорят:
-Таков закон.
-
Каков закон?
-
А вот таков, - говорит судья - носитель справедливости, заступник и пр., и лицо у
него при этом серьезное.
Почему же государство не заставит телеканалы и других трансляторов, для которых наши фильмы не более, чем транспортное средство для доставки рекламы будущим покупателям, делиться частью доходов от рекламы с создателями картин? Ведь зритель хочет смотреть кинофильм, а не информацию о лапше или гигиенических средствах, а
его ловят на киноприманку, принуждают смотреть рекламные блоки и деньги кладут в свой карман.
Не лучше обстоит дело с
текущим производством кинофильмов. Похоже, между продюсерами существует корпоративный сговор, в результате которого во всех договорах с режиссерами их принуждают к отказу от любых прав на фильм, включая авторское, и от участия в доходах от коммерческого использования фильмов.
НЕОБХОДИМО ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОБЪЯВИТЬ ЭТУ ПРАКТИКУ ПРОТИВОЗАКОННОЙ.
Ведь фильмы, созданные творцами в лучшие, наиболее продуктивные годы жизни, по справедливости, должны кормить их в старости. Разве это не очевидно, если талантливый фильм вызывает зрительский интерес и спустя годы?
Глубокоуважаемый, Дмитрий Анатольевич! Вы объявили войну коррупции и борьбу за торжество справедливости в стране в числе главных приоритетов Вашей политики. Эти намерения, а также существенное обновление состава Госдумы вселяют надежду, поэтому в год столетия первого игрового фильма в России мы просим Вас войти в Государственную Думу нового созыва с законодательной инициативой и, наконец, утвердить честный, уважительный подход к авторскому праву и справедливой оплате труда кинематографистов.
Мы предлагаем внести следующие поправки в IV часть ГК РФ в части защиты авторских прав:
Признание режиссера-постановщика автором фильма, сценариста - автором сценария фильма, композитора - автором музыки к фильму.
Обязательное отчисление в пользу режиссера-постановщика, сценариста и композитора части прибылей, получаемых кинопрокатными компаниями, телеканалами, другими лицами и организациями за любые виды коммерческого использования кино- или телефильмов, независимо от года производства с наследованием этого права в течение 70-ти лет после ухода из жизни авторов
Запрет на включение в договор между продюсером и режиссером пунктов, отказывающих режиссерам в авторском праве и праве на вознаграждение за коммерческое использование кино- или телефильма.
Включение в договоры между продюсером и оператором-постановщиком, художником-постановщиком, а также исполнителями главных ролей пункта об отчислении в их пользу части дохода от продаж фильма.
Расчет вознаграждения авторам при показе кино- или телефильма по телевидению должен вестись не только от суммы, которую получает правообладатель, предоставивший телеканалам фильм, но также от стоимости рекламы, включенной каналом в картину или в межпрограммные паузы, связанные с фильмом. То есть отчисления авторам должны делать все, кто получает прибыль от пользования результатом труда творцов. Тогда все будет по справедливости.
Разумеется, эти предложения распространяются на создателей фильмов во всех видах кинематографа - игровых и неигровых.
Очень надеюсь на Ваше понимание и поддержку. С глубоким уважением. От имени и по поручению Президентского Совета Гильдии кинорежиссеров России
Владимир ФОКИН,
кинорежиссер,
Народный артист РФ,
действительныйчлен Академии
кинематографических искусств и наук России,
действительный член Российской академии
кинематографических
искусств «Ника»,
секретарь Московского отделения
Союза кинематографистов РФ,
член Правления Гильдии кинорежиссеров России
Р.5. С учетом значимости проблемы, я счел полезным предать гласности это обращение к Вам и в форме статьи опубликовать его. Надеюсь, Вы не осудите меня за это.