И жизнь, и слезы, и любовь
Вдова Владислава СТРЖЕЛЬЧИКА актриса и режиссер Людмила ШУВАЛОВА:
«На одном из прогонов «Макбета» Владик забыл текст. Снова заговорил и снова
забыл, а потом посмотрел в зал и грустно сказал: «Со мной — все!»
|
|||||
Людмила Шувалова: «После смерти мужа я из квартиры
надолго не выходила — казалось, он ждет меня дома» |
11 сентября исполняется 15 лет со дня смерти прекрасного актера
Владиславу Стржельчику, как никому другому, удавались роли князей, вельмож,
генералов и царей. Его всегда отличали великолепная осанка, барственный облик,
умение носить мундиры и камзолы. Чаще всего ему почему-то доводилось играть
Николая I («Сон», «Третья молодость», «Зеленая карета», «Отец Сергий»). Но есть
в его послужном списке и Александр II («Софья Перовская»), и Наполеон («Война и
мир»), и Нарышкин («Корона Российской империи»)... А известным на весь
Советский Союз его сделала картина Евгения Ташкова «Адъютант его
превосходительства», в которой Стржельчик сыграл роль генерала Ковалевского.
Всего на счету Владислава Игнатьевича более 80 ролей в кино и около 30-ти — в
театре.
Удивительна верность, которую он всю жизнь хранил одному городу, одному театру
и, несмотря на первый неудачный брак и мимолетные увлечения, одной женщине. С
Людмилой Шуваловой Владислав Игнатьевич познакомился в Сочи, и отношения,
начавшиеся как банальный курортный роман, переросли в любовь на всю жизнь. Они
прожили вместе 45 лет, пока их не разлучила смерть.
Людмила
ГРАБЕНКО
«Бульвар» 13
сентября 2010г.
«КОГДА МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ, И ЕГО, И МОЯ ЖИЗНЬ РУХНУЛА В ОДИН МОМЕНТ»
— Людмила Павловна, это была любовь с первого взгляда?
— Конечно. А познакомились мы так: окончив театральный институт, я получила
распределение в Московский театр транспорта (ныне Театр имени Гоголя), а летом
поехала отдыхать в Сочи. Как-то вечером решила послушать в Летнем театре
симфонический концерт, и администратор подвел ко мне знакомиться трех молодых
парней — симпатичных, веселых, очаровательных. Это были актеры тогда еще
знаменитого ленинградского БДТ имени Горького, гастролировавшего в Сочи, — Женя
Иванов, Боря Рыжухин и Владик Стржельчик. Видимо, я им тоже понравилась.
Сначала они пригласили меня погулять по городу, потом — на пляж, где мы и стали
встречаться каждый день. Через какое-то время я поняла, что нравлюсь Владику.
— Вы и сейчас очень привлекательны, а в то время мужчины у ваших ног,
наверное, говоря словами известной киногероини, «сами собой в штабеля
укладывались»...
— Я никогда не считала себя красивой. Тут, как мне кажется, многое зависит
от воспитания. Мама всегда пресекала во мне любые проявления самолюбования.
«Много вертишься перед зеркалом, — строго говорила она, — а сама пока еще
ничего особенного собой не представляешь!». Видимо, родители привили мне
комплекс неполноценности, который остался у меня на всю последующую жизнь. Но
Владик разглядел и оценил меня.
Целый месяц, один из самых счастливых в моей жизни, мы провели вместе. Я не
рассчитывала на какое-то продолжение курортного романа, но когда уехала в
Москву, а он — в Ленинград, мы переписывались, ездили друг к другу в гости, в
общем, дружили. А потом... решили пожениться.
— Если не ошибаюсь, Владислав Игнатьевич тогда был женат?
— Да, хотя в его семье давно уже все разладилось. Когда мы познакомились,
он мне сразу сказал, что его семейная жизнь сложилась неблагополучно. Наша
встреча послужила катализатором, точнее, стала дополнительным толчком к его
разводу.
— Выходит, ваша встреча — это судьба?
— Конечно! У меня ведь тоже был молодой человек, который несколько лет за
мной ухаживал, я собиралась за него замуж. Но когда мы с Владиком встретились,
все это уже не имело значения, — и его, и моя предыдущая жизнь рухнула в один
момент. Я добилась перевода в БДТ, что было очень непросто, потеряла московскую
прописку, восстановить которую, если бы я захотела, было почти невозможно, и
уехала в Ленинград с приданым, которое уместилось в одном-единственном
чемоданчике.
— Родители вас легко отпустили?
— Конечно, они волновались. Но их больше беспокоил не мой переезд в другой
город, а то, что у человека, с которым я собираюсь жить, есть семья (на тот
момент он еще не развелся). С другой стороны, были уверены во Владике: он успел
не только познакомиться с моими родителями, но и понравиться им. Провожая меня
на вокзале, папа сказал: «Ты, главное, не переживай — если у вас там не
сложится, возвращайся домой!».
— Как вас встретили в БДТ?
— Поначалу, мягко говоря, настороженно. Но их можно было понять: приехала
из Москвы какая-то фифа, забрала у них красивого парня, увела его из семьи — от
жены и ребенка. Не только те, с кем Владик просто работал, но даже его близкие
друзья были настроены категорически против меня. Но ничего, постепенно все наладилось.
От театра нам сразу же дали комнату в общежитии, что по тем временам было
делом неслыханным: совместное проживание незарегистрированной пары считалось
аморальным. В этом смысле руководство БДТ сильно рисковало, но оно не могло не
пойти навстречу Владику, поскольку было в нем очень заинтересовано.
Жили бедно, друзья и знакомые, приходившие в гости, приносили кто что мог.
Так у нас появились чайник, тарелки, чашки. Единственное, что смогли себе
позволить, — огромную тахту. Еще Владислав Игнатьевич привел из театра столяра,
который сколотил нам из досок большой стеллаж для книг. Так было положено
начало библиотеке, которую мы с мужем собирали всю жизнь.
В то время все много читали. Мы выписывали все толстые журналы — «Новый
мир», «Иностранную литературу», «Москву»... Стоило только появиться
какой-нибудь литературной новинке, как она тут же прочитывалась и обсуждалась.
Приезжая на гастроли куда-нибудь в глубинку, в Свердловск или Пермь, мы много
общались с местной интеллигенцией — инженерами, врачами, учителями. Какие же
это были интересные люди, как они ждали приезда театра! Единственным украшением
их домов были книги...
Вся страна тогда жила литературой, музыкой, театром. А потом это очень
быстро исчезло, всего за несколько лет поп-культура сумела подмять все под
себя.
— Каким был ваш муж в домашней обстановке?
— В театре его помнят дисциплинированным до мелочей — собранным,
напряженным, как натянутая струна... Наверное, поэтому дома он позволял себе
расслабиться. Летом, на даче, бывало, все стоит уже приготовленное к завтраку,
а я его дозваться не могу. Иной раз еду приходилось даже подогревать. А он в
это время читал или обдумывал будущие роли — если чем-то увлекся, оторвать его
от этого было непросто. И одеваться дома любил во что-нибудь старое, но комфортное,
за что я всегда его ругала: «Да сними ты эту хламиду, на кого ты в ней
похож?!». Владик оправдывался тем, что ему надоели фраки, смокинги и костюмы с
галстуками — на людях-то он всегда был одет с иголочки.
|
Владислав и Людмила в Ленинграде. «Он был до мозга
костей питерским человеком, любил этот город, как свою собственность, и
просто не мог без него жить» |
Покушать муж очень любил (это в нем со времен войны, когда он передавал
свой солдатский паек голодающим родителям в блокадный Ленинград), но в еде был
неприхотлив, всем ресторанам предпочитая домашнюю пищу. Может, потому что я
всегда вкусно готовила и ему просто не к чему было придраться?
— Отдыхали вы, наверное, в городе, который вас познакомил, — в Сочи?
— Нет, мы больше любили Ялту — там и климат суше, и обстановка
демократичнее. Почти каждое лето приезжали на месяц в Дом отдыха «Актер».
Остальное летнее время проводили на даче под Петербургом.
«ТЯГА К ТЕАТРУ У ВЛАДИКА ПОШЛА ОТ ЦЕРКВИ. ЕГО ОТЕЦ ВСЮ ЖИЗНЬ ХОДИЛ В КОСТЕЛ И
ВОДИЛ ТУДА СЫНОВЕЙ»
— Где Владислав Игнатьевич научился так царственно держаться?
— Думаю, это в нем врожденное, хотя происхождения он простого — родители
его были людьми скромными, без особого образования, но интеллигентные. Мать до
войны работала в Эрмитаже, а отец, поляк по национальности, был очень верующим
человеком. Всю жизнь он тайно ходил в костел и водил с собой сыновей. Думаю,
что и тяга Владика к театру пошла от церкви, поскольку в основе службы лежит
театрализованное действо. Он по ее ходу выполнял какие-то мелкие поручения —
что-то приносил, подавал, и это переросло в увлечение театром.
В семье росли два мальчика: у Владика был старший брат Петр, который
замечательно учился в школе, окончил с отличием институт связи, прошел всю
войну да так потом и остался в армии. И вот вам яркий пример того, как жизнь и
общество формируют человека: Петю, который в детстве был интеллигентнее,
образованнее и начитаннее младшего брата, засосала военная среда. На этой почве
они с Владиславом Игнатьевичем разошлись и очень мало общались. Мать Владика я
в живых не застала, она умерла во время войны в эвакуации, а отцу было уже под
90.
— Родители не противились желанию младшего сына стать актером?
— В то время родители, которые, как правило, много и тяжело работали, мало
занимались проблемами своих детей. Они передоверяли их школе. Владик целыми
днями пропадал в школьном драмкружке, и отца с матерью это вполне устраивало:
ребенок не болтается на улице, и слава Богу!
Сразу же после школы, 17-летним мальчишкой, парень поступил в студию при
БДТ на курс к знаменитому Борису Андреевичу Бабочкину, а вскоре его забрали в
армию. Когда началась война, Владик сначала воевал в действующей армии, потом
оказался в военном ансамбле. В студию он вернулся только в 45-м году. Играл во
вспомогательном составе, основном, пока не стал одним из самых ярких актеров в
труппе. Питерские театралы ходили в театр «на Стржельчика».
|
«Корона Российской
империи, или Новые приключения неуловимых», 1971 год |
— Поклонницы мужа вас не одолевали?
— Было бы странно, если бы у такого интересного мужчины не было поклонниц,
но они в силу своей интеллигентности, как правило, не доставляли нам особых
неудобств. Впрочем, случались и хулиганские выходки. Однажды к нашему дому,
сигналя что есть мочи, подъехала пожарная машина. Выскочили пожарные, размотали
шланг и взбежали по лестнице на наш этаж. Я открыла дверь. «Что случилось?!» —
спрашиваю. «Как?! — удивились они. — У вас же пожар! Позвонила женщина и
сказала, что по этому адресу квартира горит». А другая экстравагантная особа
как-то купила в Елисеевском гастрономе несколько десятков килограммов
докторской колбасы и прислала нам домой...
— Вы супруга не ревновали?
— Нет, хотя поводы для этого он давал мне неоднократно. Женщин Влад обожал
и каждую называл «солнце мое» — не иначе. Ему ничего не стоило обаять даму,
наговорив ей кучу комплиментов. Я знала о его увлечениях, но мне хватало ума
смотреть на них сквозь пальцы — актеру иногда нужно чувство влюбленности, оно
помогает ему создавать тот или иной образ. К тому же я понимала, что
по-настоящему ему нужна только я, а все остальное мимолетно. Если же пыталась
уличить его в адюльтере, муж никогда не признавался: «Какое бессовестное
вранье!». И какие бы доводы я ему ни приводила, упрямо стоял на своем.
Зато он закатывал мне потрясающие сцены ревности (я шутя говорила, что он
вылитый Сомс Форсайт — герой романа Голсуорси), причем с первых дней
знакомства, когда мы из Сочи возвращались на поезде, который шел через Москву,
где на вокзале меня встречал папа. А надо сказать, что он, несмотря на возраст,
выглядел молодо и привлекательно. Настроение у Владика сразу же испортилось, а
на следующий день он позвонил мне из Ленинграда и первым делом спросил: «Кто
это тебя встречал?!». Я в ответ только рассмеялась: «Это же мой папа!».
Понимая, что в моем настоящем придраться не к чему (для меня существовал
только один мужчина — он), Владик самозабвенно ревновал меня к прошлому —
друзьям юности, однокурсникам. Стоило мне кого-то встретить, как он учинял мне
форменный допрос: «Кто это? Что тебя с ним связывает? Почему он так на тебя
смотрел?».
|
Спектакль БДТ «Этот пылкий влюбленный» (1985 год) с
участием Владислава Стржельчика и Алисы Фрейндлих ставила Людмила Шувалова.
«Товстоногову понравилось, и он перевел меня в режиссеры» |
«ВЛАД ТАК ПЕРЕЖИВАЛ СМЕРТЬ КОПЕЛЯНА, ЧТО САМ ЧУТЬ НЕ УМЕР»
— А у Владислава Игнатьевича друзей было много?
— Принято считать, что друзей, особенно настоящих, много не бывает. К тому
же известным людям трудно отличить искреннее отношение от неискреннего. Владик
не переносил предательства и каждый раз очень тяжело, можно сказать, трагически
его переживал. Он был очень ранимым и незащищенным человеком, про таких обычно
говорят, что у них тонкая кожа.
Казалось бы, красивый, видный, довольный собой мужик... Наверное, только я
знала, что он был очень неуверенным в себе. Поэтому я была стеной, которая
оберегала его от неприятностей, слухов и сплетен. А еще он был наивным и
доверчивым, как ребенок. У нас в последние годы его жизни появились знакомые, с
которыми мы очень сдружились. Они просто обволокли нас своим нежным отношением,
заботой и вниманием. Владик не раз мне говорил: «Знаешь, я спокоен: если со
мной что-нибудь случится, они тебя не оставят».
Я видела, что эти люди себе на уме, что они общались с мужем только потому,
что он был известным человеком, и даже пыталась говорить ему об этом, но он и
рта не давал мне открыть: «Что ты?! Они замечательные!». И вот когда Владислав
Игнатьевич заболел, я забыла, как они выглядят. Они ни разу не пришли к нему в
больницу, не побеспокоились обо мне, не предложили машину, чтобы я могла
съездить к Владику.
— А кого из коллег выделял Владислав Игнатьевич?
— Вообще-то, Владик всех в театре считал своими друзьями, но еще в
молодости он очень близко сошелся с Фимой Копеляном. На первый взгляд они
казались совершенно разными людьми. Фимочка был человеком богемным, любил
выпить, поиграть в карты, а Владику все это было чуждо. Нет, он мог немного
выпить в праздник, в хорошей компании и в картишки раз в месяц перекинуться, но
не систематически, как это делал Фима, который каждый вечер объезжал по четыре
игорных клуба.
Объединяла их любовь к театру — они могли остановиться где-нибудь посреди
улицы и буквально часами разговаривать. И сколько бы мы с женой Фимы ни тянули
их в разные стороны: «Владик, ну идем! Фима, ну идем!», их просто невозможно
было оторвать друг от друга.
Они и дома не расставались. Дело в том, что Фима с женой жили с нами рядом
— сначала в одном подъезде, потом, когда мы переехали, в соседнем, но на том же
этаже, через стенку. Мы чуть ли не каждый день ходили друг к другу в гости,
допоздна засиживались за столом, пели под гитару...
|
Владислав Стржельчик
(генерал Ковалевский) и Юрий Соломин в картине «Адъютант его
превосходительства», 1969 год |
— Копелян ведь очень рано умер...
— Думаю, он просто надорвался. Его ведь долгое время не замечали ни
театральные, ни кинорежиссеры. Активно играть он начал только при Товстоногове
и, видимо, хотел наверстать упущенное: много снимался, брался за любые роли. А
какой он вел образ жизни: ночь проводил в «Красной стреле», с утра бежал на
репетицию, потом выпивал с друзьями, играл в карты, вечером играл спектакль и
ночью улетал на съемки. Конечно, его это переутомляло.
«Спасибо» надо сказать и врачам, к которым лучше никогда не попадать.
Стоило ему заболеть, как его тут же запугали — подозревали у него рак желудка.
А у Фимы было предынфарктное состояние, при котором боль действительно часто
отдает в желудок. Мне кажется, об этом знает любой первокурсник мединститута.
Фима же так испугался рака, что получил настоящий инфаркт и попал в больницу.
Когда его там подлечили, он, чтобы окончательно восстановиться, поехал в
санаторий. Увы, накануне 8 Марта ему стало плохо, а врачей на месте не было —
отмечали праздник. Вот так он и ушел...
— Владислав Игнатьевич, наверное, ужасно переживал?
— Не то слово! Владик в тот вечер играл спектакль, так один наш знакомый
догадался сообщить ему о несчастье во время антракта. Позвонил прямо за кулисы
и попросил вызвать к телефону Стржельчика. Владик так переживал смерть
Копеляна, что сам чуть не умер, а надо было выходить на сцену и играть. К
сожалению, это не единственный такой случай в жизни Владислава Игнатьевича:
однажды он играл премьеру «Обрыва» в день смерти своего отца. Ни отменить
спектакль, ни заменить его другим актером тогда было нельзя. Наверное, поэтому
актеры и не живут долго — это профессия на износ.
«ВЛАД СКАЗАЛ МНЕ: «Я ОЧЕНЬ ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, НО ГЛАВНОЕ ДЛЯ МЕНЯ — ТЕАТР»
— Владислав Стржельчик был одним из любимых актеров Товстоногова?
— Вот только жизнь его от этого не становилась легкой, скорее, наоборот. В
отношении работы Георгий Александрович Товстоногов был очень требовательным
человеком. Если что-то было не так, мог такую нахлобучку устроить, невзирая ни
на чины, ни на звания. За серьезный проступок мог и с роли снять, артисты
ужасно этого боялись.
|
Олег Борисов, Бронислав Брондуков, Валентина
Талызина, Владислав Стржельчик и Евгений Леонов в «Женитьбе» по Гоголю, 1977
год |
При Товстоногове труппа условно была разделена на две части —
товстоноговских любимцев, которые играли все, и остальных, которые были на
подхвате — выходили в массовках, маленьких ролях и эпизодах. Первых было всего
человек 20, но каждого Георгий Александрович отобрал лично и много с ними
работал. Это был костяк труппы.
Преимущественно он состоял из мужчин, но каких: Смоктуновский, Копелян,
Борисов, Луспекаев, Стржельчик! Люди, которые впервые приходили в театр, в
восхищении спрашивали: «Где они набрали столько красивых мужчин?!». Но это не
значило, что кто-то из них мог позволить себе расслабиться или сказать о себе:
«Мы — звезды». Каждый спектакль они играли так, будто сдавали экзамен.
Владислав Игнатьевич над каждой новой ролью начинал работать, как школьник,
снова и снова доказывая свою профессиональную состоятельность. Он буквально
смотрел Товстоногову в рот и ловил любое его слово. А перед любым выходом на
сцену волновался так, как будто делал это впервые. Никогда не забуду, как в
начале нашей совместной жизни Владик сказал мне: «Я очень тебя люблю, но
запомни: главное для меня — театр».
— Вы ведь пожертвовали ради мужа не только Москвой, но и карьерой?
— Как актриса я действительно в БДТ себя не реализовала: у меня не было
главных ролей, только роли второго плана. И Товстоногов однажды вызвал меня и
сказал: «Люда, ну зачем вам выходить в массовке? Вы же умная женщина, почему бы
вам не попробовать себя в другом качестве, например, ассистента режиссера?». Я
поработала на одном спектакле, потом на другом. А когда Георгий Александрович
уехал в Америку, мы с Владиком и Алисой Фрейндлих сделали два акта спектакля
«Этот пылкий влюбленный». Товстоногову понравилось, и он перевел меня в
режиссеры.
— Добрую половину актеров БДТ — Смоктуновского, Юрского, Борисова —
переманили московские театры. Владиславу Игнатьевичу таких предложений никогда
не делали?
— Звали, и много раз. Каждый раз, когда у Владика возникали какие-нибудь,
даже самые незначительные, конфликты с Товстоноговым, на него тут же налетали
московские «соблазнители». Завадский приглашал его в Театр имени Моссовета, но
больше всего, конечно, его хотели видеть на сцене Малого театра. Все
предложения у нас дома бурно обсуждались, и муж уже готов был дать согласие
(Малый театр однажды даже заказывал нам контейнеры для переезда), но в
последний момент всегда передумывал.
— А почему он отказывался?
— Во-первых, был до мозга костей питерским человеком, любил этот город, как
свою собственность, и просто не смог бы без него жить. Помню, как впервые
приехала к нему в гости и он тут же повез меня в Петергоф, Павловск, Гатчину...
И потом каждый год хотя бы один раз мы с ним обязательно туда ездили: Владислав
Игнатьевич очень любил бывать там осенью.
Он часто говорил, что не понимает людей, навсегда уезжающих за границу: «Я
город поменять не могу, а тут — другая страна!». Муж в этом смысле был очень
цельным человеком, у него были какие-то свои незыблемые устои — и мне это в нем
очень нравилось. А во-вторых, не мог уйти от Товстоногова, которого считал
своим режиссером. Они вместе проработали много лет, вложили каждый свою лепту в
создание театра, гремевшего на весь Советский Союз. Нет, Владислав Игнатьевич
не мог его предать. В больные для него моменты (после очередной ссоры), бывало,
говорил: «А, пропади все пропадом — уеду!», но потом преодолевал обиды и
оставался.
— Как же Владислав Игнатьевич пережил смерть Товстоногова?
— Очень тяжело. Мы понимали, что дни Георгия Александровича сочтены, — он
уже давно и тяжело болел, ослаб, ноги у него почти не ходили, — но все равно не
хотели в это верить. Товстоногов умер в своей машине, когда возвращался с
репетиции. После его смерти Владик очень изменился, ему стало казаться, что
театру он больше не нужен.
— У него был для этого повод?
— Он действительно в то время очень мало играл. Может, из-за этого и
заболел? Актеры ведь без работы жить не могут. Только спустя шесть лет после
смерти Товстоногова новый главный режиссер Тимур Чхеидзе дал Владику главную
роль в спектакле «Призраки», а потом сразу же — Дункана в «Макбете».
«ДУМАЮ, К КОНЦУ ЖИЗНИ ВЛАДИК ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛ, ЧЕМ БОЛЕН, НО СТРАШНОЕ СЛОВО
«РАК» МЫ ТАК И НЕ ПРОИЗНЕСЛИ»
— У этой пьесы дурная слава — считается, что ее не стоит не то что играть,
но даже и название в театре произносить.
— Для Владислава Игнатьевича роль в ней действительно стала роковой. Стоило
ему начать репетировать, как с ним происходили странные вещи — он не мог
запомнить текст. А ведь у него была профессиональная память, он привык
заучивать огромные куски текста, а тут — всего несколько страничек.
Я сразу поняла: что-то не так. А положение становилось все хуже и хуже: на
репетициях Владик сбивался, путал текст и страшно переживал — ему было стыдно
перед партнерами.
Гром грянул на одном из прогонов: муж начал говорить свой текст,
остановился, снова заговорил и опять замолчал. А потом посмотрел в зрительный
зал и грустно сказал: «Со мной — все!». И, опустив плечи, в полной тишине ушел
со сцены. Немного успокоившись, он подошел к Чхеидзе и попросил: «Отпусти меня.
Не знаю, что со мной происходит, но играть больше не могу — я ничего не помню».
Владика в театре очень любили, поэтому все старались как-то его ободрить и
успокоить: говорили, что он просто устал, что ему нужно отдохнуть. Кто-то
предложил ему поехать в санаторий, и мы с радостью ухватились за эту идею —
казалось, что отдых и лечение действительно решат все проблемы. Перед отъездом
ему нужно было отыграть спектакль, который был назначен заранее, поэтому его
нельзя было отменить — «Этот пылкий влюбленный», в котором партнершей
Владислава Игнатьевича была Алиса Фрейндлих. Именно она, когда Владик внезапно
замолчал, как могла спасала положение — практически весь текст сказала за него.
Со сцены он вышел бледным, с выражением ужаса на лице. И я поняла, что
дальше тянуть нельзя — нужно срочно показывать Владика врачам.
— Диагноз оказался страшным?
— Опухоль головного мозга. Услышав это, я несколько минут сидела в какой-то
прострации, а потом взяла себя в руки и попросила врачей не говорить Владику
правду.
|
Наполеон, «Война и
мир», 1968 год |
— Почему?
— Зная его характер, я боялась, что это известие сломит его. Такой сильный
мужик, как Фима Копелян, умер от одного только подозрения, что у него рак, а
Владислав Игнатьевич как личность был гораздо слабее. Поэтому я сказала ему,
что у него инсульт, а он поверил мне, потому что хотел поверить. Сейчас я уже
сомневаюсь, правильно ли поступила. Может, он, наоборот, мобилизовался бы и
боролся за жизнь. Но теперь уже поздно гадать. Думаю, к концу жизни Владик
прекрасно понимал, чем болен, но страшное слово «рак» так и не было произнесено
ни мной, ни врачами.
— Но получается, что вы взяли на себя двойную моральную ношу — и за себя, и
за него?
— Поначалу я вообще не понимала, что мне делать! Врачи сказали, что Владик
неоперабелен, и я совершенно пала духом. Помню, как ко мне пришел Кирилл
Лавров: «Люда, нельзя сидеть просто так, нужно все-таки что-то предпринимать!».
— «Но что же, — говорю, — можно предпринять, если он неоперабелен?». — «Это
сказали одни врачи, — сказал мне Кирилл, — значит, надо искать других. Если
есть хотя бы один шанс из ста помочь Владиславу Игнатьевичу, его надо
использовать».
И действительно нашелся врач в Институте нейрохирургии, который взялся
делать операцию. Увы, она не помогла. Когда встал вопрос о химиотерапии, я и на
это готова была согласиться. Но в театре мне отсоветовали: мол, помочь все
равно уже нельзя, зачем же мучить человека понапрасну? «Люда, — сказали мне в
театре, — Владислав Игнатьевич красиво жил, дайте ему красиво умереть».
Он болел семь месяцев, и это был самый страшный и тяжелый период в моей
жизни. До сих пор не знаю, как я все это пережила. Спасибо театру — ни
руководство, ни сотрудники меня не бросили. Много помогал мне и Анатолий
Александрович Собчак, за что я была ему очень благодарна. Я бы не справилась
одна, ведь все мои родные — брат, сестра, племянники — живут в Москве.
|
С Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской и
Кириллом Лавровым |
— После смерти мужа вы могли уехать в свой родной город?
— Когда Владичка умер, они меня звали, а у меня в голове не укладывалось:
как это я могу оставить его могилу?! Конечно, сейчас я бываю там гораздо реже,
чем раньше (у меня сильно болят ноги, и мне трудно добираться туда без машины),
но раз в месяц езжу обязательно. А театр, в котором мы с ним проработали всю
жизнь? А город, который он так любил? Нет, я буду доживать свой век здесь.
Знаете, я ведь после смерти мужа из города никуда уехать не могла и вообще из
квартиры никуда надолго не уходила — казалось, что он ждет меня дома,
беспокоилась: как он там без меня?! Да и сейчас постоянно чувствую его
присутствие рядом.
— В память о вашем муже существует театральная премия имени Владислава
Стржельчика?
— Независимую актерскую премию его имени учредили при нашем питерском Союзе
театральных деятелей, и с ней происходят удивительные, мистические события.
Стоит нам отметить этой премией какого-нибудь молодого актера, как у него тут
же начинается творческий взлет. Как будто Владислав Игнатьевич берет его на
свое крыло и поднимает ввысь.