За кадром
В последние годы Игорь
Старыгин говорил, что ненавидит «Мушкетеров»: этот фильм сломал ему жизнь
|
|||||
Ровно год назад не
стало всенародно любимого Арамиса
Игоря Старыгина нельзя
однозначно назвать актером одной роли. Ведь у него были и Костя Батищев из
«Доживем до понедельника», и Микки из «Адъютанта его превосходительства», и
Владимир Данович из «Государственной границы», и Андрей Старцев в «Городах и
годах», и Норбер де Ла Моль из «Красного и черного»... Но роль Арамиса в
кинокарьере Старыгина оказалась самой яркой и заметной.
Сейчас кажется, что артист с его не по-советски дворянской внешностью и
изысканными манерами был просто рожден для нее. Он сам понимал это, хоть и
жаловался, что всегда будет заложником мушкетерского образа. «Для многих
зрителей я останусь Арамисом», — часто сетовал в интервью Игорь Владимирович.
Слова оказались пророческими — картина «Возвращение мушкетеров, или Сокровища
кардинала Мазарини» стала последней для Старыгина.
А вот судьбу своего героя он повторил с точностью до
наоборот: Арамис был единственным, кого Александр Дюма оставил в живых в
заключительном романе трилогии «Виконт де Бражелон, или Десять
лет спустя». В жизни именно Арамис ушел первым. После инсульта он впал в кому, а через полтора месяца умер
в реанимации элитной московской клиники.
Людмила ГРАБЕНКО
«Бульвар Гордона» 17 ноября 2010г.
ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: «У ИГОРЯ БЫЛ КОМПЛЕКС ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО СВОЮ
ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ ЗНАМЕНИТУЮ РОЛЬ ОН СЫГРАЛ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ НАЗАД»
Спустя 30 лет после
премьеры фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» режиссер снова собрал своих
любимых артистов, чтобы снять третью и, как оказалось, последнюю картину.
Вместе мы мушкетеров больше не увидим — ни в новом кино, ни в жизни.
— Георгий Эмильевич,
сейчас можно с уверенностью сказать, что главной ролью Игоря Старыгина был
Арамис, а подарили ее актеру вы.
— А он в последнее
время часто говорил, что ненавидит этот фильм: дескать, он сломал ему жизнь.
Жаловался, что, по сути, не сыграл ничего, кроме «Мушкетеров». Игоря в
последнее время никто не приглашал сниматься, и у него был серьезный актерский
комплекс по поводу того, что свою первую и последнюю знаменитую роль он сыграл
больше 30 лет назад. Это его мучило. Он жаждал работать, но ни новых
предложений, ни здоровья для их осуществления у него не было.
Поэтому не могу
сказать, что Старыгин с радостью согласился сниматься в «Возвращении
мушкетеров», у него к этой картине было двойственное отношение. С одной
стороны, это была работа, давно забытые большие деньги и невероятный, не
поддающийся описанию взрыв народной любви и популярности. С другой — во всех
интервью Игорь говорил, что не знает, какой в результате получится фильм, — в
этом смысле у него есть определенные сомнения. Но это было некое кокетство,
присущее всей актерской компании. Все они в какой-то степени надували щеки, за
исключением Вали Смирнитского и Вени Смехова, но последнего почти все время не
было в стране, он приезжал на съемки и снова уезжал.
|
Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Игоря в
последнее время никто не приглашал сниматься, и это его мучило — он жаждал
работать» |
— Игорь Владимирович
затаил на вас обиду еще и за то, что его озвучивал другой актер?
— Арамис говорит
голосом Игоря Ясуловича во всех девяти сериях о мушкетерах, но почему-то именно
в «Возвращении» Старыгин захотел озвучивать себя сам. Мы ему объясняли, что это
невозможно сделать юридически: у Ясуловича есть такое же авторское право, как и
у всех остальных. И Игорь мне этого не простил.
Но все равно я его
люблю. Бывает же, что в одной семье родители и дети или братья с сестрами
ссорятся насмерть, но от этого не перестают быть родными людьми. Так и здесь:
несмотря на напряженность, которая время от времени возникала в наших
отношениях, они все равно мои любимые дети, и я слежу за событиями в жизни
каждого из них.
Радуюсь, когда у них
все хорошо, вместе с ними переживаю их трудности. И такой ранний уход Игоря для
меня страшная трагедия.
— Как получилось, что
во время съемок первого фильма именно его вы выбрали на роль Арамиса?
— Когда я начинал
работать над картиной, у меня был Портос — я всегда знал, что это роль для Вали
Смирнитского, хотя он тогда был худощавым, стройным, синеглазым, красивым
молодым человеком. Казалось бы, ничего общего с Портосом. К тому же Валя
приехал ко мне на пробы в гипсе (он сломал ногу), и ему подкладывали
специальные подушки и толщинки, чтобы хоть как-то приблизить к герою. Еще у
меня были король с королевой — и все!
|
Игорь Старыгин
(Костя Батищев) с Ольгой Остроумовой (Рита Черкасова) в культовом фильме
Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», 1968 год |
Арамиса я вообще долго
не мог найти, хотя перепробовал огромное количество актеров. А вот д'Артаньяна
— Сашу Абдулова — нашел сразу. Но Ксения Борисовна Маринина, режиссер
знаменитой телепрограммы «Кинопанорама», сказала мне: «Я, наверное, сейчас
сильно подгажу Абдулову, но хочу познакомить вас с Мишей Боярским».
Во время встречи я
увидел, что ко мне подходит... настоящий, живой д'Артаньян.
Миша был именно таким, каким я представлял героя в своих мечтах. И уже Боярский потом спросил меня: «Ты не смотрел «Государственную
границу»? Сейчас по телевизору показывают». А у меня и времени-то не было
телевизор смотреть. Но Миша заметил, что там играет актер, который прекрасно
подошел бы на роль Арамиса. Так я увидел Игоря — изящного, утонченного, с
голубыми глазами и тонкими пальцами аристократа — и сразу же утвердил его.
— И даже костюмы
начали шить, не дожидаясь мнения худсовета?
— Да, по меркам
киностудии «Мосфильм» — там хранились данные на всех актеров. К началу съемок у
Старыгина были готовы все комплекты костюмов.
— А если бы его не
утвердили?
— Если бы мне не
разрешили взять хотя бы кого-нибудь из этой четверки, я бы просто не стал
снимать картину. Мне в жизни частенько приходилось идти на компромиссы, но я
разрешал кинематографическому начальству отыгрываться только на мне, вырезая
дорогие мне куски из уже смонтированных лент, иначе в советское время было
невозможно. А вот актеров никогда в жертву не приносил, за
что меня просто ненавидели в Госкино.
|
«Д’Артаньян и три мушкетера», 1979
год. «Больше всего мы тогда были похожи на лихую шайку разбойников из мультфильма
«Бременские музыканты» — «Не желаем жить, эх, по-другому!» |
На телевидении было
немного легче, там ко мне очень хорошо относилась заместитель Лапина Стелла
Ивановна Жданова — умнейшая и красивейшая женщина. Посмотрев рабочий материал
первой картины о мушкетерах, она сказала: «Не мешайте ему, пусть работает! Мы
еще этим фильмом будем гордиться». Поэтому все, что я снял, осталось в картине,
из «Д'Артаньяна и трех мушкетеров» не вырезали ни единого кадра.
— Во время съемок
«Возвращения» Игорь Владимирович уже неважно себя чувствовал?
— Игорь чувствовал
себя хуже всех — он быстро уставал, с трудом передвигался — у него была
нарушена координация движений. Он был единственным, кто в этот раз не скакал на
лошади, — мы снимали его крупный план, а на общем за него это делал дублер.
Из-за тромбоза,
которым страдал Старыгин, ему пришлось перенести много операций — как минимум,
раз в год он обязательно ложился в больницу и был буквально весь изрезан. В
последний съемочный день в экспедиции он потерял сознание, пришлось вызвать
«скорую».
— А как насчет
алкоголя?
— Выпивал немного, но
уже не так, как все они на первых «Мушкетерах».
|
«Возвращение
мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», 2008 год. «Из-за желания
побыть вместе мы и согласились сниматься в этой картине с заведомо
несовершенным сценарием» |
— В этом смысле о
съемках той картины до сих пор ходят легенды...
— Тут, скажу я вам,
больше вымысла, чем правды. Ребята слишком много и тяжело работали — мы же
снимали за 20 дней серию, и на то, чтобы напиваться, у них не было ни времени,
ни сил. К тому же все они летали туда-сюда: приезжали, снимались в своих сценах
и уезжали. В редкие выходные дни они выпивали и даже буянили, но этого было не
так уж много. А на площадке так и вовсе один раз — во время съемок финальной
сцены, в сценарии она называлась «Крепость Сен-Жермен».
Вот там вино, которое
они пьют в кадре, было настоящим, и к концу съемки мушкетеры просто лыка не
вязали. Но я им не препятствовал, потому что понимал: съемки картины подошли к
концу и они просто прощаются друг с другом. Да и знаете, чем хороша пьянка? Она оставляет приятные воспоминания — о каких-то
невероятных поступках, шутках, смешных действиях. Это, пожалуй, единственное, о
чем можно говорить спустя годы. О съемках вспоминать скучно, о женщинах —
нескромно и неловко.
— После смерти
Старыгина много говорили о мистике, связанной с «Возвращением мушкетеров», — дескать,
вам не стоило их убивать.
— Мистика
действительно была, но связана она совсем с другим.
Продюсер фильма Олег Чамин, когда давал мне сумасшедшие деньги на этот проект,
сказал: «Не думай о возврате. Мне не нужны деньги, мне нужен этот фильм. Я
хочу, чтобы он был снят, пока все живы и здоровы». И он оказался прав: этот
фильм уже не снимет никто, потому что нет Игоря...
МИХАИЛ БОЯРСКИЙ: «ОН БЫЛ САМЫМ ТИХИМ ИЗ НАС, А ВСЕ СВОИ ЛЮБОВНЫЕ ПОБЕДЫ ДЕРЖАЛ
В СЕКРЕТЕ»
Знаменитый девиз «Один
за всех и все за одного!» актеры, игравшие мушкетеров, перенесли из картины в
жизнь. Все 30 с лишним лет, прошедшие после съемок, они дружили и по первому
зову приходили друг другу на помощь.
— Михаил Сергеевич,
как случилось, что «мушкетеры» подружились на всю жизнь?
— Думаю, всему виной ностальгия по юности, когда все мы мечтали стать
мушкетерами. А тут нам, как по волшебству, представилась возможность в них
поиграть, правда, в более серьезном, взрослом возрасте. И, общаясь во время
съемок, мы нашли друг в друге черты, которые нам безумно нравились и которых
каждому из нас не хватало. Интеллект и благородство Веньки Смехова, кажущаяся
свирепость и внутренняя мягкость Вали Смирнитского, тонкость и аристократизм
Игоря. Не знаю, как они воспринимали меня, но все мы, включая Владимира
Яковлевича Балона, игравшего злейшего врага мушкетеров де Жюссака, были
неразлучны, как пять пальцев на руке.
|
Михаил Боярский: «Игорь был мягким,
трогательным и беззащитным» |
— Что из того времени
вам вспоминается чаще всего?
— Воспоминания —
странная вещь. Почему-то чаще приходят на ум не какие-то конкретные события, а
детали: во что мы тогда были одеты, как везде вместе ходили, что ели, как
ездили верхом, как подшучивали друг над другом. И от всего этого возникает
ощущение радостного, счастливого времяпрепровождения.
Больше всего мы тогда
были похожи на лихую шайку разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» —
«Не желаем жить, эх, по-другому!». Мы были веселыми, иногда подвыпившими, разухабистыми, но, в общем, добрыми, смешными и безобидными.
И по-другому жить действительно не желали.
— Кто инициатор ваших
розыгрышей?
— Кто угодно, только
не Игорь, он был самым тихим из нас. Принимал участие во всех наших проказах,
но при этом находился будто немного в стороне. Поэтому наш смех и безобидные
издевательства чаще всего были направлены на него.
В каждой компании есть
человек, на которого сыплются все шишки. Да Игорь и сам к этому располагал —
был настоящим Епиходовым. Например, если у него на костюме
было 80 пуговиц, он умудрялся застегнуть их так, что одна оказывалась лишней.
Он сначала злился, звал костюмеров: «Где они — почему не помогают?!». В
результате так и играл, потому что надо было все расстегивать и застегивать по новой, и не факт, что на этот
раз он сделал бы все правильно. Иногда мы и сами его разыгрывали. Например,
могли за час до начала съемок дать ему текст для
заучивания, страницы на три, который сами же и сочинили.
|
«Игорь был абсолютно
лишен актерской зависти, никогда не сплетничал. Если при нем начинали
говорить о ком-то плохо, тут же уходил от темы или все переводил в шутку» |
— Жестоко!
— Игорь так пугался,
что его бросало в жар: «Как?! Я же не успею выучить!». Для нас в этой ситуации
главным было сохранить серьезное выражение лица. «А что ты раньше думал, милый
мой? Теперь сиди и учи». И только когда видели, что он окончательно подавлен и
расстроен, раскалывались: «Ну ладно, мы пошутили. Пойди выпей 50 граммов и
успокойся». Игорь поначалу страшно злился, но потом отходил и сам смеялся
вместе со всеми. Мне кажется, он и сам получал удовольствие от этих розыгрышей
и даже ждал их.
— У женщин он
пользовался успехом?
— Да, но еще задолго
до «Мушкетеров» — после таких картин, как «Доживем до понедельника» и «Адъютант
его превосходительства». Была в нем порода, красота, благородство, изящество.
Старыгин не был спортивным, как сейчас модно, тем не менее
мужественности у него не отнять.
Он играл
белогвардейского офицера в спектакле «Сорок первый», вот это была на 100
процентов его роль, настоящий дворянин — белая кость, голубая кровь.
Присутствовала в нем даже какая-то аристократическая надменность. Хотя мы
знали, что это обманчивое впечатление: на самом деле
Старыгин был мягким, трогательным и беззащитным. А все свои любовные победы он,
как и настоящий Арамис, всегда держал в секрете. Игорь еще тот тихарила!
— В последнее время вы
часто виделись?
— Наверное, не так
часто, как хотелось бы. Старались встречаться на всех днях рождения друг друга
(одним из последних был 70-летний юбилей Балона), на кинофестивалях — в
частности, на питерском «Виват, кино России!», Игорь часто на него приезжал. В
остальное же время все мы где-то мотаемся: Веня часто работает за рубежом, Валя
на гастролях, я — петербуржец, поэтому в Москве
наездами... Вдоволь мы пообщались только на съемках
последних «Мушкетеров».
Из-за желания побыть
вместе мы и согласились сниматься в этой картине с заведомо несовершенным
сценарием. А теперь, после ухода Игоря, вместе уже никогда не соберемся.
Поэтому в начале сентября я не поехал во Францию на открытие памятника
мушкетерам, который подарил Гаскони Зураб Церетели. Хотя Смехов и Смирнитский
ездили.
— Вам приятно, что на
родине д'Артаньяна стоит памятник с вашими лицами?
— Эту скульптурную
композицию я не видел, но такой подход мне кажется весьма странным. Ведь речь
идет не о реальных людях, а о литературных героях. Зачем навязывать французам
наше видение этих персонажей, да еще с лицами российских актеров? Это равносильно
тому, что жители какой-нибудь африканской страны прислали бы нам памятник
Евгению Онегину или Пьеру Безухову, исполненный в соответствии со своими
представлениями об этих героях, включая черты лица и цвет кожи. Тем более что у
французов уже есть памятник д'Артаньяну.
— Когда вы видели
Старыгина в последний раз?
— За несколько дней до
смерти, в больнице. После того как 20 сентября прошлого года у него случился
инсульт, я все время созванивался с ребятами и его супругой. Звонил в больницу,
спрашивал, могу ли его навестить. Врачи долго совещались: принесет мой приход
пользу или, наоборот, станет стрессом, но потом все-таки пустили.
Не уверен, что Игорь
меня узнал, — он находился в коме. Но я говорил с ним, пытался наладить контакт
жестами, называл какие-то буквы и пытался по дрожанию ресниц понять, слышит ли
он меня. И, в конце концов, попросил: «Игорь, если ты меня слышишь, дай знать».
И тут случилось то, о чем я до сих пор не могу говорить без волнения: он пожал
мне руку, и я увидел, как по его щеке катится слеза...
ВЛАДИМИР БАЛОН: «С САМОГО НАЧАЛА ВРАЧ НАМ СКАЗАЛА: «ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ВЫЖИВЕТ, БУДЕТ
ОВОЩЕМ»
|
Владимир Балон: «Он никогда не
актерствовал в жизни, не тянул одеяло на себя, не выпячивался» |
Мало кто знает, что
главным заводилой и автором мушкетерских проделок и затей был «командир
гвардейцев кардинала» господин де Жюссак, он же — актер и чемпион мира по
фехтованию, постановщик трюков Владимир Балон.
— Владимир Яковлевич,
вы ведь знали Игоря Старыгина до съемок в картине «Д'Артаньян и три мушкетера»?
— С Игорем я
познакомился на три-четыре года раньше, чем с Мишей и Веней. Валю Смирнитского
тоже знал до этого, но вместе мы с ним не снимались, зато часто встречались в
ресторане ВТО в то веселое, но уже далекое молодое время. А с Игорем мы
подружились на картине Александра Зархи «Города и годы», где Старыгину нужно
было драться и прыгать на ходу с поезда, — эти трюки ставил ему я. Он потом всю
жизнь с гордостью вспоминал, как мы с ним работали и как я приводил его в
пример профессиональным каскадерам.
— Для многих зрителей
будет открытием, что господин де Жюссак, злейший враг мушкетеров, в жизни стал
их лучшим другом.
— Всех нас часто
спрашивают: как получилось, что мы подружились? Думаю, это какое-то счастливое
стечение обстоятельств и звезд на небе, что именно эти
актеры собрались и так, в «десятку», сыграли свои роли. Пожалуй, это
единственный пример подобной картины.
В тех же
«Гардемаринах», в которых снимались мы с Мишей Боярским, такой дружбы не
получилось, мы по-настоящему сблизились только с Димой Харатьяном, но он вообще
очень хороший, добрый человек. Другой пример — «Неуловимые мстители»: по сюжету
главные герои были друзьями до гроба, а в жизни ничего подобного не произошло.
Более того, как ни старались молодые ребята, в «Возвращении мушкетеров»
играющие наших детей, подружиться с нами (как они называли нас в шутку —
папами), у них ничего не вышло. Хотя и Ира Пегова, и Антон Макарский работали
просто замечательно.
|
60-летие Игоря
Старыгина. Слева — падчерица Аня (дочь второй жены актера Миры Ардовой) с
дочкой Соней, крайняя справа — третья супруга Екатерина, рядом с ней дочь
Старыгина Анастасия (от брака с Ардовой) |
А мы дружим все 30 с
лишним лет, прошедшие со времени съемок. Эта дружба не пришла к нам сразу,
сначала были товарищеские отношения, которые крепли год от года. На второй
картине мы уже работали с радостью, а к «Возвращению мушкетеров» вообще пришли
под девизом: «Мы обязательно встретимся!».
Мы всегда были в курсе
жизненных обстоятельств друг друга, старались помогать
чем могли. С Мишей, как минимум, пять раз в день созваниваемся. Мы с ним дышим
одним воздухом — у нас общие интересы, проблемы, споры.
У Игоря был другой
характер, взгляд на жизнь и манера общения, но мы с ним тоже очень часто
встречались. Раз в неделю, в крайнем случае — в две у нас были прекрасные
посиделки. Старыгин всегда встречал нас у распахнутой двери и шутливо
приветствовал.
— О чем вы говорили?
— Обо всем — о
футболе, о новостях, о себе... И всегда за этой кажущейся легкостью и
бездумностью стояло беспокойство и желание понять, все ли ладно у каждого из
нас. Ни на секунду не повисало молчание, когда становится понятно, что больше не
о чем разговаривать. Болтали, хохотали, подкалывали друг друга, играли в
буриме, каламбурили.
|
В роли Андрея Старцева в картине Зархи
«Города и годы», 1973 год |
Доходило до того, что
мы даже пели под караоке, старые дураки! Любимая песня Игоря — «Когда весна
придет, не знаю» из кинофильма «Весна на Заречной улице». Это было его соло! Он
отдавался исполнению полностью и каждый раз пел по-разному:
иногда весело и смешно, а иногда — с грустью по чему-то давно ушедшему. Но чаще
у нас все-таки было весело.
— Старыгин был самым
скромным из вас?
— Игорь никогда не
актерствовал в жизни, не тянул одеяло на себя, не выпячивался, не рассказывал о
своем творчестве. Но если кто-то из нас якобы невзначай об этом заговаривал,
всегда испытывал удовольствие. Стоило упомянуть о ТЮЗе или Театре Моссовета,
где он работал, тут же вдохновлялся и вспоминал какие-то истории, с уважением
рассказывал о корифеях — Завадском, Марецкой, Раневской, Плятте.
Старыгин никогда не
сплетничал. Если при нем начинали говорить о ком-то плохо, тут же уходил от
темы или превращал все в шутку. И это не выглядело наигранно или неискренне,
потому что Игорь действительно был абсолютно лишен актерской зависти.
— Правда, что вы были
в гостях у Игоря Владимировича накануне его инсульта?
— Да, и, вернувшись домой поздно вечером, можно сказать, за несколько
часов до трагедии, я позвонил ему — хотелось еще раз сказать, как хорошо мы
посидели. Утром перезвонил снова. Будто какая-то неведомая сила заставила меня
это сделать.
Трубку взяла его жена
Катя, которая рассказала, что утром Игорь проснулся со словами: «Какой хороший
вчера был вечер!» — и сел в свое любимое кресло пить кофе. Потом Катя сказала
мне: «Сейчас я передам ему трубку», пошла к нему в комнату, и я услышал крик:
«Игорь, что с тобой?!». Я в свою очередь заорал: «Срочно вызывай «скорую»!».
Это было 20 сентября прошлого года.
|
Гражданская панихида
12 ноября 2009 года. У гроба — дочь Анастасия с мужем, внук Арсений, вторая
супруга Игоря Старыгина Мира Ардова. Во втором ряду — Вениамин Смехов и
Валентин Смирнитский |
— Была надежда на то,
что он выздоровеет?
— Когда стало
известно, что у него инсульт, наша жизнь превратилась в ожидание и привыкание к
неизбежности. Мы все хорошо понимали, что такое инсульт: даже если случится
чудо и он выкарабкается, жить полноценной жизнью и работать уже не сможет
никогда. С самого начала врач сказала нам: «Даже если он выживет, будет
овощем». Лично я считаю, что лучше покинуть этот мир, чем так жить. Особенно
тому, кто считает себя мужчиной.
— Вы видели его в то
время?
— К нему в палату не
пускали никого, даже жену. Потом, видимо, понимая, что дело идет к концу, врач
сказала, что может провести только одного из нас. Мы выбрали Мишу. Он всегда
первым прилетал, если что-то случалось с каждым из нас. И, пользуясь своей
популярностью, проникал в любую палату, в том числе в
реанимационную.
Об Игоре можно
говорить много и долго... Обидно, что он ушел именно тогда, когда после картины
«Возвращение мушкетеров» у него открылось второе творческое дыхание. До этого
Старыгин несколько лет сидел без работы, а тут принял участие сразу в двух
антрепризах. Буквально за два месяца до инсульта состоялась премьера одной из
них, я видел два первых спектакля, он замечательно играл и прекрасно себя
чувствовал.