Знаменитая Фрося
Бурлакова из фильма «Приходите завтра» актриса Екатерина Савинова покончила с
собой, как Анна Каренина, монолог которой читала на вступительных экзаменах во
ВГИК, — бросилась под проходящий поезд
|
|||||
40 лет назад, 25
апреля 1970 года известная советская актриса свела счеты с жизнью
История театра и кино
знает множество трагических актерских биографий, но даже в этом скорбном ряду
Екатерина Савинова стоит особняком. Насколько добра была к актрисе природа,
одарившая ее множеством талантов, настолько же сурово обошлась с ней судьба,
отняв не только возможность эти таланты реализовать, но и способность адекватно
оценивать окружающую действительность, а затем лишив ее и жизни. На счету
актрисы, которая могла бы блистать в культовых фильмах, несколько ярких
эпизодов и всего одна главная роль — Фроси Бурлаковой в картине «Приходите
завтра», которую снял ее муж, кинорежиссер Евгений Ташков.
Людмила ГРАБЕНКО
Специально для «Бульвара Гордона» 27 апреля 2010г.
«ИЗ ВГИКА КАТЯ БЫЛА ОТЧИСЛЕНА ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ АКТЕРСКИХ ДАННЫХ»
— Евгений Иванович,
насколько совпадают истории главной героини картины «Приходите завтра» и самой
Екатерины Савиновой?
— Сценарий мы писали вместе, поэтому там много моментов и из ее биографии, и из
моей. Точно так же, как Фрося Бурлакова, Катя приехала поступать в Москву из
глубинки (только жила ее семья не на пасеке, а в деревне) и точно так же
опоздала — экзамены к тому времени уже закончились.
|
Простодушная,
наивная, добрая и энергичная Фрося принесла Савиновой всесоюзную известность.
18-летнюю героиню актриса сыграла в 34 года, 1963 год |
В отличие от ее
героини у Кати не было родственников в Москве, и она, чтобы не терять время,
поступила в землеустроительный институт. Зимой того же года дополнительный курс
во ВГИКе набирал Василий Васильевич Ванин. Катя поступила к нему, но вскоре
была отчислена — из-за отсутствия актерских данных. Она не сдалась и на
следующее лето снова поступила, на этот раз — на курс Бориса Бибикова и Ольги
Пыжовой. После ВГИКа, как и Фрося, училась в Музыкальном институте имени
Гнесиных — у нее же голос был уникальный, в три с половиной октавы.
Из своей жизни я тоже
описал там пару эпизодов. Уже после окончания института нам с Катей дали
квартиру. Однажды, когда я был дома один, вдруг услышал страшный грохот. Даже
сначала не понял, что происходит, но потом сообразил: стучат в дверь.
Оказалось, приехала моя племянница из провинции. «Зачем ты стучишь? —
спрашиваю. — Звонок же есть!». Оказалось, что она о существовании таких
устройств даже не подозревала. Говорила гостья так же громко, как и Фрося. Дело
в том, что у себя в городке она работала кондуктором в трамвае: там всегда
шумно, колеса стучат, вот и привыкла.
Кстати, когда мы уже
выбирали натуру для картины, ездили в Киев. Там побывали в гостях у одного
скульптора. У него я впервые увидел, как делается скульптура: в мастерской на
постаменте стояла только одна нога, а все остальное — каркас из проволоки, на
котором постепенно появлялись части тела. Там же я увидел, что скульпторы
сначала лепят маленькие модели, из которых впоследствии изготавливают большие.
Все эти детали потом вошли в картину.
— А самые яркие
моменты фильма — «мамино выходное платье» и «шесть стаканов чая после бани» —
из чьей биографии?
— Это Катя придумала.
У нее было удивительное умение подмечать смешные детали в повседневной жизни.
— Картина в одночасье
сделала вашу жену знаменитой. Как она относилась к своей известности?
|
«Слава, известность, популярность — |
— Слава, известность,
популярность — все эти понятия не имеют к Кате никакого отношения. Для нее
всегда на первом месте было дело, точнее, то удовольствие, которое она от
работы получала и которое делало ее счастливой. После Института имени Гнесиных
ей сделали два предложения, одно другого лучше: петь в Большом театре или
выступать на эстраде, причем ей обещали предоставить для этого ансамбль. Она
могла бы с успехом гастролировать по всей стране, но отказалась и от того, и от
другого. Ей нравилось петь просто так, от полноты чувств, как поют птицы, а они
ведь не выступают на сцене. Помню, как-то она пришла из Гнесинки и мечтательно
мне говорит: «Знаешь, я сегодня пела два часа подряд — так хорошо голос
звучал!».
— Как вы познакомились
со своей будущей женой?
— Мы во ВГИКе попали
на один курс. Оба из деревни — она из Ельцовки в Алтайском крае, я из Быково
Волгоградской области, поэтому жили в общежитии в Зачатьевском переулке. Когда
меня накануне занятий направили туда из деканата, свободных мест в мужских
комнатах не было.
И комендант предложил
мне переночевать в девичьей комнате, где была одна незанятая кровать: «Они
приютят тебя на одну ночь, а завтра что-нибудь придумаем!». Делать нечего,
пошел я туда.
|
Евгений Ташков:
«Как-то Катя мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене
выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться
к ее словам...» |
В комнате никого не
было, я переоделся, лег и сразу отвернулся к стене, чтобы не смущать девочек.
Вскоре они пришли, начали разговаривать, но я старался не прислушиваться — мне
было неудобно, что я вторгся в их маленький мир. А потом вошла девушка с
удивительно звучным, красивым голосом — я такого до этого никогда не слышал.
Мне так хотелось повернуться и посмотреть, кому он принадлежит, но я не
осмелился.
Обладательницу
замечательного голоса вычислил только утром и не разочаровался: оказалось, что
он принадлежит очень красивой девушке — светловолосой, ясноглазой. Когда 1
сентября мы пришли в институт, я узнал ее имя — Катя Савинова... Уже в конце
первого курса мы вместе играли в курсовой работе — это была постановка пьесы
«Лена», где у Кати была главная роль. И как-то постепенно между нами возникла
симпатия.
— Вы красиво
ухаживали?
— Совсем не ухаживал.
Это городские умеют, а мы с ней деревенские. Просто общались, старались друг
друга подкормить (в то время оба были очень бедными, жили впроголодь, поэтому
такое проявление заботы много значило), обменивались копеечными подарками — в
общем, дружили. Причем достаточно долго.
— Как же вы «другу»
предложение делали?
— Да так, без особого
официоза. Это было уже после того, как мы окончили ВГИК. В ответ на мои слова
Катя почему-то расплакалась...
— Она была домашней
женщиной — любила заниматься хозяйством?
— Вот уж чем Кате
категорически противопоказано было заниматься! Понимаете, она жила в мире своих
творческих фантазий, думала о ролях — как о тех, которые репетировала или
играла, так и о тех, которые только мечтала сыграть. Мне часто казалось, что
рядом находилось только ее тело, а душа в это время витала где-то
далеко-далеко.
Но когда запустение в
доме приобретало совсем уж катастрофический характер, Катя забывала обо всем,
набрасывалась на работу и делала ее так тщательно, что, как правило, ни к чему
хорошему это не приводило.
«ПУДОВКИН ПОЗВОНИЛ И СКАЗАЛ: «МНЕ ЗАПРЕЩАЮТ ТЕБЯ СНИМАТЬ»
— Какую роль в жизни
Екатерины Федоровны сыграл Пырьев?
— Самую роковую — он сломал ее актерскую судьбу. Катю часто приглашали на
пробы, режиссерам она очень нравилась, но в результате утверждали, как правило,
других актрис. Если бы вы знали, сколько замечательных ролей ей не досталось!
Так, именно Катя
должна была играть Марютку в «Сорок первом», за которую Изольда Извицкая
получила впоследствии много наград.
|
С Георгием Вициным в картине «Женитьба
Бальзаминова», 1964 год |
Чухрай уже утвердил
Катю, но в последний момент под нажимом руководства отказался от ее участия. То
же самое произошло и с Пудовкиным, который утвердил ее на главную роль в своей
картине «Возвращение Василия Бортникова» (кстати, героиню там тоже зовут
Фрося). Потом он позвонил и сказал: «Понимаешь, тут такая история... В общем,
мне запрещают тебя снимать».
После каждого такого
случая она плакала, потом успокаивалась и начинала ждать нового приглашения —
верила, что однажды ей все-таки дадут главную роль. Потом уже мы узнали, что на
«Мосфильме» была негласная директива: Савинову не снимать!
— За что он так мстил
ей?
— Свою первую в жизни
роль в кино Катя сыграла у Ивана Пырьева — когда она была на последнем курсе
ВГИКа, он предложил ей сыграть Любочку в своей картине «Кубанские казаки». Роль
была небольшой, но зрители Катю — юную, улыбчивую, с очаровательными ямочками
на щеках — запомнили.
Естественно, что
Пырьев, который, как известно, не пропускал ни одной симпатичной женщины, ею
заинтересовался. Прямо на съемочной площадке он сделал ей недвусмысленное
предложение, на которое она ответила пощечиной. И режиссер, славившийся не
только редкостной любвеобильностью, но и редкостной злопамятностью, ей этого не
простил. На кинокарьере Кати, которую он за глаза называл гордячкой, был
поставлен крест.
|
С мужем Евгением и
сыном Андреем. «Катя была человеком редкой доброты, я таких бескорыстных и
отзывчивых людей больше никогда не видел» |
— Неужели ничего
нельзя было поделать?
— К сожалению, нет. На
киностудии Пырьев был царь и бог, никто не смел его ослушаться. Жаль, она ведь
была уникальной актрисой. Наш педагог во ВГИКе Борис Владимирович Дикий уверял,
что в жизни его поразили до глубины души всего два человека — Константин
Сергеевич Станиславский и Катя, а ему было с кем сравнивать...
Катя обладала очень
важным для актрисы качеством — она умела наблюдать. Приезжая из киноэкспедиций,
по три-четыре часа могла рассказывать в лицах, очень подробно и смешно, о том,
что видела, каких людей встречала. Герои ее наблюдений вставали передо мной как
живые.
Вы, например, знаете,
что 18-летнюю Фросю Бурлакову она играла в 34 года? К тому же озвучивала в
картине не только себя, но и пожилую актрису, игравшую домработницу.
Когда в спектакле
Театра-студии киноактера «Бедность не порок» Катя играла эпизодическую роль
первой гостьи, знаменитый режиссер Алексей Денисович Дикий советовал актерам
Малого театра сходить и посмотреть эту ее работу. Потом Дикий начал репетиции
«Грозы» и пригласил Катю на роль Кабанихи, но после трех месяцев репетиций
спектакль закрыли. Думаю, ее Кабаниха прогремела бы на всю Москву.
Кате вообще удавались
роли пожилых людей, она выглядела в них на удивление достоверно. И это — при
минимуме грима. В нашем дипломном спектакле «Там, где не было затемнения» Катя
играла старуху Гурьяновну. Причем не делала со своей внешностью ничего
особенного, только немного белила волосы. Но когда выходила из гримерки, я уже
не знал, с кем разговариваю — с Катей или с Гурьяновной. А когда она
репетировала Кабаниху, у нее уже с утра начинали скорбно опускаться уголки
рта... К сожалению, моя жена очень мало успела сыграть.
|
Сын Савиновой Андрей Ташков —
популярный киноактер, заслуженный артист России («Дети Ванюшина», «Сыщик»,
«Евлампия Романова-2») |
— Приходилось слышать
мнение, что именно из-за Пырьева Екатерина Федоровна, в конце концов, и
заболела — дескать, это он упек ее в сумасшедший дом.
— К болезни Кати он не
имел никакого отношения. На съемках картины Герасимова «Сельский врач» в Крыму
она купила на рынке банку парного молока, которое очень любила. Как потом
оказалось, оно было заражено бруцеллезом. Катя заболела, но долго не могла
понять, что с ней.
На съемках «Приходите
завтра» у нас был очень напряженный график — за 30 дней планировалась 31 смена.
Я смотрю: что такое, у нее каждый день температура 37,4! «Что случилось?» —
спрашиваю. Отвечает: «Да у меня уже шесть месяцев держится такая температура».
— «Почему же ты молчишь, — возмутился я, — нужно же что-то делать?!». Но она
только плечами пожала: «Да я уже и привыкла...».
В этом была вся Катя —
удивительной скромности человек. Больше всего на свете она боялась кого-то
побеспокоить, доставить кому-то неудобства, отвлечь от дел. Со своими
проблемами старалась справляться сама, а если это не удавалось, то просто не
обращала на них внимания.
Я настоял на
обследовании, но врачи долго не могли поставить диагноз. Они отсылали нас друг
к другу, пока, наконец, один профессор из Одессы не сказал, что у Кати нужно
искать инфекционное заболевание. Бруцеллез — заболевание хитрое и действует
избирательно: попадая в организм, оседает в наиболее уязвимом месте. У кого-то
поражает печень, у кого-то сердце, а у Кати пострадала нервная система.
«ХОДИЛИ СЛУХИ, ЧТО КАТЕ ТАКОЙ СПОСОБ САМОУБИЙСТВА ПОДСКАЗАЛИ «ГОЛОСА»
— Как проявлялась ее
болезнь?
— После успеха «Приходите завтра» мы с ней начали ездить по стране с
концертами, зарабатывать деньги. Первое отделение вел я — рассказывал о
съемках, второе — она. Потом Катя говорила: «А сейчас я вам немного спою», и
получалось, что у концерта не два, а три отделения. И вот во время этих поездок
я стал замечать, что жена ведет себя странно. Например, она всерьез утверждала,
что слышит какие-то потусторонние голоса, будучи одна в комнате, сама с кем-то
разговаривала.
|
Царь и бог
«Мосфильма» режиссер Иван Пырьев сыграл роковую роль в судьбе Екатерины
Савиновой. Именно он поставил крест на ее кинокарьере |
Катя была человеком
редкой доброты — я таких бескорыстных и отзывчивых людей больше в своей жизни
не встречал. Она очень любила беседовать с пожилыми людьми и, если видела, что
кто-то нуждается в помощи, обязательно помогала — могла, например, с себя что-нибудь
снять и отдать. Но когда она заболела, эта ее черта переросла в какую-то манию
— Катя готова была вынести из дома и раздать всю свою одежду.
— Неужели вашей жене
ничем нельзя было помочь?
— Она подолгу лечилась
— лежала в больнице имени Кащенко. Выходила оттуда вполне нормальным человеком,
но потом болезнь возвращалась. Постепенно периоды обострений становились все
длиннее, а периоды просветления — все короче. Потом уже я узнал, что шизофрения
бывает острой и вялотекущей, первая лечится, а вторая, которая как раз и была у
Кати, нет.
Уже после Катиной
смерти мне сказали, что в Институте имени Ганнушкина работал врач-новатор Юрий
Николаев, которому при помощи голодания всего за месяц удавалось излечить таких
больных. Я даже брошюрку читал с описанием его врачебного метода, но Кати к
тому времени уже не было в живых.
— В минуты
просветления она понимала, что с ней происходит?
— Конечно, понимала и
очень из-за этого страдала. Как-то она мне сказала: «Я больше не могу ни в кино
сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?».
Мне бы прислушаться к ее словам, но я тогда не придал им значения.
|
«Катя пришла на вокзал и бросилась под
проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась ей помешать, но не
успела. Там, на Клещихинском кладбище, Екатерина и похоронена. Ей было всего
43 года...» |
— То есть никаких
предчувствий у вас не было?
— Так ведь она и
повода для них не давала. Когда Катя уезжала в Новосибирск, к сестре, у меня
как раз заканчивались съемки «Адъютанта его превосходительства». Так она очень
интересовалась, как обстоят дела, — несколько раз звонила, спрашивала,
закончили ли мы работу. Ничего в наших разговорах не наводило на мысль о ее
критическом состоянии, наоборот, она казалась спокойной, здраво рассуждала. И
потом вдруг это страшное известие...
— Что же произошло 25
апреля 1970 года в Новосибирске?
— Катя пришла на
вокзал и бросилась под проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась
ей помешать, но не успела. Там, на Клещихинском кладбище, она и похоронена. Ей
было всего 43 года... Катя ушла из жизни, как Анна Каренина, монолог которой
читала на вступительных экзаменах во ВГИК. Видимо, в больном сознании ее
собственная жизнь и жизнь ее героини каким-то таинственным образом переплелась.
Ходили слухи, что Кате такой способ самоубийства подсказали «голоса»: мол, ради
сына надо умереть на рельсах. Мне она об этом ничего не рассказывала.
— Как вы сказали сыну
о том, что Екатерина Федоровна умерла?
— Когда это случилось,
Андрюше (ныне известный актер Андрей Ташков. — Авт.) было 12 лет.
Я сразу же увез его на море, а там, выбрав минуту, сказал: «Знаешь, нашей мамы
больше нет — она умерла». При мне сын постарался не подать виду, видимо, хотел
казаться в глазах отца настоящим мужчиной. Но потом, втайне от меня, горько плакал,
а я ничем не мог ему помочь...