Дочь Николая РЫБНИКОВА
Алена: «Однажды папа чуть не подрался с Юрием Гагариным, которому очень
понравилась мама»
|
|||||
Николай Рыбников с Аленкой и Аришей. Младшая
дочь Рыбникова и Ларионовой Арина умерла несколько лет назад от болезни
сердца |
13 декабря культовому
советскому актеру Николаю Рыбникову исполнилось бы 80 лет
Жизнь одного из самых
солнечных актеров советского кино Николая Рыбникова окружена легендами. Рассказывают, как в детстве он помогал матери, работающей прачкой,
отжимать белье, как пошел учиться «на доктора», но через два года подался в
актеры, сказав впоследствии, что худшей ролью в его жизни была роль врача, как
разыгрывал однокурсников в общежитии — об одном из таких розыгрышей, едва не
стоившем Рыбникову жизни, Петр Тодоровский снял фильм «Такая чудная игра».
Но больше всего слухов ходит вокруг отношений Николая Николаевича с Аллой Ларионовой
— женой и любовью всей его жизни. Он добивался ее руки 10 лет, терпеливо
пережидая пылкие романы с другими и подчеркнутую сдержанность к нему самому.
Женившись, актер так до конца и не поверил, что теперь эта блистательная
женщина принадлежит ему.
О своих родителях рассказывает старшая дочь Николая Николаевича и Аллы
Дмитриевны Алена, которая уже много лет работает режиссером монтажа на Первом канале российского телевидения.
Людмила ГРАБЕНКО
«Бульвар Гордона» , 07 декабря 2010г.
«ВСЕ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО В НАШЕМ ДОМЕ БЫЛО НА ПАПЕ,
ЗАТО ЗА РУЛЕМ МАМА ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ УВЕРЕННЕЕ»
— Алена Николаевна,
что больше всего помнится вам из детства?
— Наверное, то, что родителей постоянно не было дома. Они никогда не
отказывались от предложений где-то выступить и срывались в дорогу по первому
зову. Когда их не снимали, ездили с концертами «Поет товарищ кино» и «Говорит
товарищ кино». Мы с сестрой Аришей по ним очень
скучали. Как правило, они приезжали вечером. Если мы еще не спали, целовали нас
на ночь, а утром, когда мы просыпались, их уже опять не было. Правда, это не
мешало родителям воспитывать нас в строгости.
— Кто был строже — папа
или мама?
|
Алла Ларионова с
дочерьми Аленой и Ариной. «Мама у нас была стойким человеком, никому не
показывала свою слабость» |
— Разделения на
«доброго» и «злого» родителя у нас не существовало. Уж если они считали
необходимым серьезно с нами поговорить, то нам с Аришей
попадало от обоих по полной программе. Но, конечно, больше всего времени с нами
проводила наша любимая бабушка — мамина мама Валентина Алексеевна. Чтобы мы не
забыли родителей, она повесила на стену их портреты и время от времени на них
показывала — напоминала.
Ариша, которая была на четыре года младше меня, привыкла: раз на стене висит
портрет, то это либо папа, либо мама. В три года мама привела ее в больницу
вырезать гланды. И ребенок, увидев на стене фотографию мужчины, среагировал
мгновенно — показал на него пальчиком и закричал: «Папа!». На снимке был...
Никита Сергеевич Хрущев. Мама рассказывала, что врачи сначала ахнули, а потом
долго смеялись.
|
Николай добивался руки Аллы 10 лет, терпеливо
пережидая ее многочисленные пылкие романы. И таки дождался... |
— Вашим родителям
приходилось в жизни сталкиваться с Хрущевым?
— Естественно. Как-то
на встрече с творческой интеллигенцией Хрущев начал поучать присутствующих, как
надо играть на сцене, писать книги и снимать кино. Все слушали
молча, а папа, которому это надоело, крикнул: «Никита Сергеевич, расскажите
лучше про Кубу!». Говорят, Хрущев от изумления просто потерял дар речи. И хоть
времена были уже не сталинские, отцу все равно грозили большие неприятности.
Из-под удара его вывела министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева, которая
актера Рыбникова очень любила. Она знала, что он был никудышным
дипломатом — всегда резал правду-матку в лицо.
— У вас был
хлебосольный дом?
|
«Чтобы мы не забыли
родителей, которых постоянно не было дома, бабушка повесила на стену их
портреты и время от времени на них показывала — напоминала» |
— Не то слово.
Родители любили накрывать столы и приглашать гостей. Правда, на Новый год они
всегда куда-нибудь уходили, а все остальное время находились в разъездах, но
свои дни рождения старались проводить дома. Поэтому 13 декабря, когда родился
папа, и 19 февраля, когда родилась мама, были нашими главными семейными
праздниками.
Дверь в эти дни
практически не закрывалась, и бабушка говорила, что у нас не квартира, а
проходной двор. За столом всегда было очень весело. Для нас устраивался
отдельный детский стол, но мы все равно слышали, как взрослые смеются, поют под
гитару и рассказывают анекдоты. Обязательно бывали Сергей Федорович Бондарчук с
Ириной Константиновной Скобцевой (она была крестной Ариши).
Приходили космонавты, шахматисты и хоккеисты...
|
Алла Ларионова пережила мужа на 10 лет. После его
смерти она с головой ушла в работу. «Мама взяла себя в руки и выкарабкалась» |
Папа был большим
поклонником хоккея. Однажды во время чемпионата мира он сидел-сидел перед
телевизором, мучался-мучался, а потом сорвался и
через два дня был уже в той стране, где чемпионат проходил. Сохранились
документальные кадры, на которых видно, как после победы нашей сборной папа
одним из первых выбегает на лед, чтобы поздравить друзей-хоккеистов.
— Чем угощали гостей?
|
|
— Ради праздника мама
варила суп из белых грибов и делала салат «Мао Цзэдун» — с крабами и рисом,
аналог нынешнего из крабовых палочек. На стол выставлялась папина консервация:
он обожал солить огурцы и помидоры, но открывать банки до октябрьских
праздников запрещал. Когда его спрашивали, почему, говорил, что все должно
хорошо промариноваться и просолиться. Но основным блюдом были пельмени, которые
лепили все наши гости, мама специально для этого пошила много разноцветных
ситцевых фартуков, чтобы всем хватило.
Вообще, все домашнее
хозяйство в нашем доме было на папе. Он очень любил и умел готовить, поэтому
никому не доверял походы по магазинам и рынкам. Причем умел не только выбирать
продукты и вещи, но и торговаться.
— Кто же тогда делал
мужскую работу по дому?
— Мама. Для нее не
было проблемой вбить гвоздь или вкрутить лампочку. И за рулем она чувствовала
себя увереннее, хотя папа тоже неплохо водил машину. Но мама делала это
виртуозно! Помню, как-то она подвозила ныне покойную Нонну Викторовну
Мордюкову. Мы с сестрой на заднем сиденье возились, так мама
успевала и баранку крутить, и за дорогой следить, и на нас покрикивать:
«Алена, Ариша, успокойтесь!», и с Нонной
Викторовной разговаривать. Та потом восторгалась: «Надо же, как Алла водит —
все за рулем успевает!».
«ЕСЛИ РОДИТЕЛИ И ССОРИЛИСЬ, ТО ПО ОЧЕНЬ СМЕШНЫМ
ПОВОДАМ: ИЗ-ЗА ЛЮСТРЫ ИЛИ ЗАНАВЕСОК»
— Вас мама часто
катала в машине?
|
У тогдашнего
министра культуры Екатерины Фурцевой (вторая справа в первом ряду) актер
Рыбников был среди любимчиков, несколько раз она его даже выгораживала
— «он был никудышным дипломатом, и всегда резал правду-матку в лицо». Николай
Рыбников, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Алла
Ларионова, Екатерина Фурцева, Ирина Скобцева и
другие на загородном пикнике |
— Гораздо чаще с ней ездила ее любимая собака — болонка Капля, которую маме
подарили в каком-то питомнике, когда они со съемочной группой возили по стране
фильм «Ко мне, Мухтар!».
Капля маму обожала.
Когда она уезжала, лежала на мамином халате — стерегла
его. Нам с сестрой хотелось с ней поиграть, но она нас за хозяек не признавала,
поэтому мы все время ходили покусанные. К маме Капля никого не подпускала,
причем не только чужих, но и... папу. Если он пытался
обнять маму, тут же начинала на него рычать — ревновала.
— А Николай Николаевич
ревновал вашу маму?
— Наверное. Говорят,
однажды папа чуть было не подрался с Юрием Гагариным, которому очень
понравилась мама. Но на моих глазах ничего подобного никогда не было, они жили душа в душу. Даже если иногда и ссорились, то по очень
смешным поводам — например, из-за новой люстры или занавесок. Дело в том, что
мама, на мой взгляд, родилась не в свое время. Живи она сейчас, стала бы
превосходным дизайнером, у нее не было бы отбоя от заказчиков.
|
«Весна на Заречной улице», 1956 год |
У мамы был очень
хороший вкус, который немного передался и мне. Она всегда чувствовала, какой
именно предмет интерьера нужен в ту или иную комнату. Бывало, по блату папа
купит люстру, которая совершенно ни к чему не подходит, а маме она,
естественно, не нравится. Отец обижается — он ведь старался. Слово за слово,
вот уже и поругались.
— Поклонники папины и
мамины вам не досаждали?
— Всякое случалось.
Долгое время нам по телефону звонил какой-то грузин, мамин обожатель. Он то на своем языке что-то говорил, то переходил на русский, но
из-за сильного акцента трудно было понять, чего он хочет. Позвонил даже в тот
день, когда не стало папы. «Не беспокойте нас сегодня, — попросила я, — у нас
папа умер». — «Как, — воскликнул он, — Коля умер?!». Извинился, положил трубку
и больше не звонил. Помню, какая-то девушка, папина поклонница, долго стояла в
подъезде. Мы с Аришей не выдержали, пригласили ее в
дом. Гостья оказалась очень приятной — сказала, что приехала откуда-то из
Сибири, чтобы посмотреть на любимого артиста.
|
«Но ты мне, улица
родная, и в непогоду дорога» |
— Надо понимать, что
ваш отец был главным добытчиком в семье?
— Даже в самые трудные
и голодные времена не случалось такого, чтобы у нас в доме не было продуктов:
папа всегда умудрялся доставать их буквально из-под земли или, как тогда
говорили, из-под прилавка. К тому же в последние годы его жизни, когда мы жили
в Марьиной Роще, он очень любил ходить в баню, а там парились все — от
грузчиков до директоров магазинов. Банные знакомства позволяли ему добыть все.
Но сам он ел немного — в последнее время начал полнеть и, чтобы быть в форме,
часто садился на диету.
«ВО ВСЕХ ГОРОДАХ СТРАНЫ ПАПА ТУТ ЖЕ БЕЖАЛ В КНИЖНЫЙ
МАГАЗИН И НАБИРАЛ ПОЛНУЮ СУМКУ КНИГ»
|
С Надеждой Румянцевой в картине «Девчата», 1961 год |
— У Николая
Николаевича были увлечения?
— Книги — большой дефицит по тем временам. У нас была огромная библиотека, и
собирал ее в основном папа. Во всех городах страны — от Калининграда до
Камчатки — он, едва устроившись в гостиницу, тут же бежал в книжный магазин и
набирал целую сумку книг. А поскольку их тяжело было везти с собой, отовсюду
отправлял сам себе посылками. Зато с каким
удовольствием потом читал!
— Свои фильмы ваши
родители любили смотреть?
— Представьте, да.
Причем мама никогда не говорила: «Я смотрю кино», всегда: «Я смотрю картину». А
вот звездной болезни у родителей не было никогда. В связи с этим расскажу вам
одну историю.
|
С Инной Макаровой в
фильме «Высота», 1957 год |
В каждую годовщину
папиной смерти — такая уж у нас была традиция — мы после кладбища обязательно
шли в ресторан Дома кино, чтобы помянуть его. Ресторан этот сравнительно
небольшой, да и с улицы туда просто так не попадешь — как правило, там
собираются только свои. Но в тот раз за соседним столиком громко праздновали
чей-то день рождения — было много гостей, стояли
цветы. Мы тихо сели в сторонке, и все, кто знал папу, подходили к маме,
говорили ей какие-то теплые слова и отходили.
Все было хорошо, пока
кто-то из наших знакомых возмущенно не обратился к компании за соседним
столиком: «Вы не могли бы потише! Мы тут Колю
Рыбникова поминаем!». Мама даже в лице переменилась. «Ни в коем случае! —
извиняющимся тоном сказала она. — Не обращайте, пожалуйста, на нас внимания». А
этого человека отчитала: «Зачем ты портишь людям праздник?!».
— В последний день
своей жизни Николай Николаевич тоже пошел в баню. Возможно, с его больным
сердцем ему стоило поберечься?
|
«Мы еще такое построим, что с Марса будут смотреть и
удивляться!». В знаменитой картине Александра Зархи
«Высота» Николай Рыбников сыграл разбитного монтажника-высотника Колю
Пасечника |
— Кто же знал, что так
получится? В баню отец всегда ходил рано утром, у него
это называлось «на первый пар». Бывало, мы еще спим, а он быстренько соберется
и убежит, благо идти недалеко. Так вышло и в тот день.
Я потом маму
спрашивала, не было ли у нее каких-то предчувствий. Она сказала, что папа
как-то особенно сильно в то утро хлопнул дверью. Как будто навсегда закрывал ее
за собой. Она даже вздрогнула, но потом ее отвлекли повседневные дела...
Папы долго не было.
Потом он пришел, выпил коньячку, покушал и прилег. Вроде бы все, как обычно. И
только собака, которая жила у нас тогда — маленький черный пудель, — не
находила себе места: бродила туда-сюда, пищала, царапала дверь папиной комнаты.
Когда мама пришла его будить, оказалось, что он уже умер.
— Правда, что он ушел,
ничего не почувствовав?
|
С Натальей Андрейченко в фильме «Уходя — уходи», 1978 год |
— Да, лицо у него было
какое-то удивительно спокойное, безмятежное, а на губах
— улыбка... Отец всего двух месяцев не дожил до своего 60-летия. Хотелось
просто сесть и поплакать, а нужно было спрятать свои чувства подальше и
заниматься похоронами. В 90-е это было целой проблемой, ведь в то время в
магазинах ничего нельзя было купить.
Мы с папиным братом и Аришей, взяв свидетельство о смерти, пошли в магазин — нам
нужно было хотя бы два ящика водки, а давали всего один. Но когда продавец и
товаровед узнали, для кого мы ее берем, продали нам три ящика. Правда, и этого
едва хватило: на похороны и поминки пришло гораздо больше людей, чем мы
ожидали.
«ПОСЛЕ ПАПИНОЙ СМЕРТИ МАМА ЧАСТО ГОВОРИЛА: «УСНУТЬ И
НЕ ПРОСНУТЬСЯ — МНЕ БЫ ТАК. ОНА УМЕРЛА ВО СНЕ»
— Почему вы предпочли
Ваганьковскому кладбищу далекое Троекуровское?
— Так решила мама, которой предложили участки на выбор. На Ваганьковском
она место забраковала, потому что к нему нельзя было подъехать: гроб пришлось
бы нести на руках. «И потом, — сказала, — я часто езжу на
машине мимо Ваганьковского, не хочу, чтобы у меня каждый раз сердце рвалось.
Лучше уж я буду приезжать на Троекуровское — посижу,
поговорю с Колей». Мама заказала и памятник для папы в виде оборванной
кинопленки с его портретом. Теперь там, рядом, лежит и она сама, а напротив покоится прах бабушки и моей сестры. Ариша умерла несколько лет назад — у нее тоже было больное
сердце.
|
Одна из последних киноработ
— «Выйти замуж за капитана», 1985 год |
— Как Алла Дмитриевна
пережила смерть мужа?
— Статус вдовы никого
не красит, люди под ним прогибаются, очень трудно привыкать к одиночеству. Была
опора, надежное плечо рядом, и в один момент все исчезло. Мама у нас была
стойким человеком, никому не показывала свою слабость и никогда не распускала нюни,
но тут даже она растерялась.
— Что помогало ей
держаться?
— Работа. Вячеслав Шалевич предложил ей роль в антрепризе, где играл с
Марианной Вертинской и Людмилой Целиковской. Когда Целиковская по какой-то причине ездить по городам и весям
больше не смогла, Вячеслав Анатольевич пригласил маму. Она ушла в работу с
головой — учила текст, ездила мерить костюмы. А ведь ей тяжело было
перестроиться: она в театре никогда до этого не работала, да и бабушка у нас
тогда больная лежала. Но мама взяла себя в руки и выкарабкалась.
Она пережила папу
почти на 10 лет... После его смерти часто говорила: «Уснуть и не проснуться —
мне бы так! Такую смерть надо заслужить». Она умерла в апреле 2000 года во сне.
Значит, заслужила.