Сын за отца
Константин РАЙКИН: «Я не то что
сниматься у Спилберга — даже переговоры вести отказался. Выбор уже сделан: есть
вещи, которые мне не интересны»
|
|||||
Часть II
Дмитрий ГОРДОН
«Бульвар»
«А ЧТО, РАЗВЕ АРТИСТУ БАЛЕТА НЕЛЬЗЯ В 50 ЛЕТ ТАНЦЕВАТЬ?» — СПРОСИЛИ У
ГРИГОРОВИЧА. «ТАНЦЕВАТЬ, — ОН СКАЗАЛ, — МОЖНО. СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ»
— В 88-м, по-моему,
году Роман Григорьевич Виктюк поставил у вас абсолютный хит — «Служанки». Если
бы воспитанный совершенно в другой школе Аркадий Исаакович увидел их на сцене
театра «Сатирикон», что бы сказал, как вы думаете?
— Насчет этого спектакля, честно говоря, не знаю, но в свое время он
действительно стал переломом в театральной эстетике и психологии.
— Настоящая взорвалась
бомба!
— Ну да, своего рода
даже какая-то революция произошла, но я абсолютно убежден, что ее не стоило
повторять. Вообще, возобновлять через некоторое время спектакли — ошибка.
— Имеете в виду новую
постановку?
— Не только. Она уже
третья по счету, то есть Роман Григорьевич дважды совершил ошибку, но это мое
личное мнение. Он большой мастер и сам, наверняка, относится к этому
по-другому. Я же считаю, что повторять спектакли неправильно: все это песни,
которые должны быть спеты один раз, — в этом смысл театра.
— С другой стороны, и
«Принцесса Турандот», и «Синяя птица» идут уже Бог знает сколько, и ничего
страшного...
— Что значит: ничего
страшного? — я не сказал бы, что это лучший критерий. Знаете, как Григорович
ответил, когда его спросили: «А что, разве артисту балета нельзя танцевать в 50
лет?»? «Танцевать, — он сказал, — можно. Смотреть нельзя». То, что «Турандот»
идет 80 или 100 лет, для меня лично непостижимо — как на протяжении века можно
бороться за качество? Спектакли у нас создаются очень прочно и добросовестно,
но я знаю: театр такое дело — чуть отвернешься, и то, что было хорошим,
моментально станет плохим.
— Так не только в
театре...
— Согласен, но это уже
не горение, а тление. Постоянно, каждую секунду за этим нужно следить, потому
что, как только ослабил внимание, ткань разрушается. Для меня, например,
загадка, если спектакль идет даже 10 лет. Срок его жизни...
— ...семь...
— ...нет, пять лет:
семь — уже, с моей точки зрения, старожил. В репертуаре у нас семь названий —
по дням недели. Каждая следующая постановка вытесняет одну из предыдущих, и
опять остается семь, таким образом, спектакль идет четыре-пять лет, и мы
расстаемся (вот как, говорят, нужно вставать из-за стола с легким чувством
голода) с некоторой печалью: «Ах, жалко! Еще бы чуть-чуть...».
|
Катя и Костя Райкины, 1950 год |
— Ваш отец тем не
менее «Служанок» одобрил бы?
— Да, безусловно, —
это был очень талантливый, восхитительный, роскошный спектакль.
— Вы как-то сказали:
«Никто так здорово не говорил об отце, как Путин» — что имели в виду?
— Во всяком случае,
здесь, в этом кабинете, он произнес в честь папы прямо какой-то спич.
— От сердца идущий?
— Ну, мне трудно об
этом судить, но Путин очень искренне, увлеченно и влюбленно об отце
высказывался — так мне показалось. Все-таки я актер и фальшь отличаю, то есть
«безумен я лишь при норд-норд-весте. Когда же ветер с юга, я отличаю сокола от
цапли» (цитирует «Гамлета». - Д. Г.). Наверное, мне можно пустить
пыль в глаза, но хочется думать, что обмана тут не было.
— Путин был бы хорошим
актером, как вы считаете?
— Судить не берусь —
все-таки это другое. У нас разные профессии, понимаете?
— Ваша сестра
Екатерина много лет играет на сцене Театра Вахтангова — какие у вас отношения?
— Она уже много лет в
Театре Вахтангова не играет, хотя в труппе его числится (там есть, к сожалению,
актеры, не задействованные в репертуаре). Катя участвует в спектаклях, которые
ставит, живя в Монреале, бывшая моя сокурсница Аня Варпаховская.
|
С сестрой. «Мы, к
сожалению, редко видимся, потому что я очень занят» |
— Дочь, да?..
— Да, Леонида
Викторовича Варпаховского.
— Он же в Киевском
театре Леси Украинки работал...
— Совершенно верно.
Спектакли эти репетируются сначала в Канаде, затем их провозят по США, а потом
они приезжают к вам в Киев и идут, как мне рассказывали, с большим успехом.
— Екатерина Аркадьевна
— хорошая актриса?
— По-моему, очень.
— Вы чувствуете себя
родными людьми?
— Да, ну конечно.
— У вас много общего?
Вы показываете друг другу свои работы, общаетесь на профессиональные темы?
— Мы, к сожалению,
редко видимся, потому что я очень занят, а вообще-то, и дочь свою, и жену вижу
реже, чем мне хотелось бы...
— Может, это и хорошо?
— Нет, это нехорошо —
я же говорю: «Реже, чем мне хотелось бы», но это общение все-таки не так редко
и дефицитно, как с Катей. Хотел бы, конечно, и с ней видеться чаще, но так
получается...
«ТЫ ПРЕДАТЕЛЬ, — ВСКИПЕЛ Я. — ПОШЕЛ ВОН!»
— Вы где-то
обмолвились: «Я, конечно, диктатор, но добрый» — считаете себя худруком
авторитарным?
— Естественно, просто руководитель другим быть не может — иначе он не на своем
месте.
— Утверждают, что на
репетициях вы дико на артистов орете и ведете себя порой просто чудовищно...
— Нет, никогда. Нет,
нет, нет!
— Вранье?
— Так говорят те, кого
я выгнал или с кем был совершенно обоснованно резок, но это другое дело. Обо
мне всякие мнения есть, однако бетонная плита, сквозь которую прорастает
какой-то росточек, тоже думает, что у него отвратительный характер, — это очень
все относительно. Разумеется, кого-то я подавляю и кого-то наказываю, и человек
этот вряд ли считает меня хорошим, потому что, скорее всего, уверен, что я не
прав, — понимаете?
— Мне между тем
рассказывали, что некоторым актерам вы прямо в глаза говорили: «Ты предатель.
Пошел вон!» — и выгоняли их из театра...
— Да, это так, есть же
вещи непозволительные.
|
Райкин-Соланж в «Служанках» Романа
Виктюка. «Служанки» имели для нас огромный смысл — они сразу сломали шею
стереотипу. Мы объездили с ними весь мир, и везде они пользовались
невероятным, феерическим успехом» |
— Например?
— Ну нельзя не прийти
на спектакль, в котором ты — единственный! — занят, только потому, что у тебя
съемка. Театр — это место, где ты работаешь, где твои товарищи...
— А было такое?
— Конечно. Вот я
преподаю в Школе-студии МХАТ, у меня сейчас ребята четвертый курс заканчивают,
и я приглашу оттуда, думаю, несколько человек, а предыдущий курс взял целиком,
в полном составе. Свои дипломные работы они играли прямо здесь, в нашем театре,
и остались вместе с ними в репертуаре.
— Вложили в них душу?
— Ну да, и вдруг в
какой-то момент артист этот, мой бывший студент (он был задействован сразу в
нескольких наименованиях), пришел ко мне и сказал, что на четыре месяца должен
уехать в Африку сниматься в фильме. «Это исключено, — я воскликнул, — и если
они так в тебе заинтересованы, ты, значит, должен возвращаться к своим
спектаклям. Пожалуйста, вредничать я не буду: от репетиций тебя освобожу, но
играть тут ты должен». — «Они этого сделать не могут». Я руками развел: «Тогда
ты не можешь поехать». — «Замените меня». — «Нет, не могу». Чтобы заменить
человека (а в нашем театре все вводы, даже в массовку, делаю я лично), нужно
минимум две-три недели.
— Чтобы актер духом
проникся?
— Не только: у меня и
в массовке так называемой тяжело — надо же выучить кучу движений, нюансов. Я не
люблю этого примитива: вышел слева, сказал: «Зрасьте!», кивнул и ушел направо,
ввод у меня должен быть без потери качества.
Этому актеру я
объяснил: «Чтобы вместо тебя кого-то ввести, нужно остановить театр — отменить
репетиции, которые у нас по плану идут, и месяц биться только над твоими
названиями. Ты этого еще не заслужил, не отработал на театр до такой степени».
Он заплакал, все такое, а потом сказал: «Нет, я все-таки буду сниматься». —
«Тогда ты предатель, — вскипел я. — Пошел вон отсюда!». А-а-а, он еще спросил:
«А потом вы меня возьмете?». Я вспылил: «Не то что не возьму — больше в театр
не пущу. Вообще забудь сюда дорогу!».
— И он ушел?
— Ушел, снялся в
кино...
— ...и стал звездой?
— Нет, хотя, кто
знает, может, и станет. Я, правда, без пиетета к этому ярлыку отношусь:
«звезда» для меня — холостое журналистское слово. Другое дело — «артист»: вот
это серьезное и гораздо более весомое понятие.
— Звезд много,
артистов мало...
— Ну конечно! Звездой
можно стать вообще бесталанному: в тебя вложат деньги, станут показывать каждый
день по телевизору — и вот все уже тебя знают и ты звезда.
|
Роман Виктюк вручает
Константину Райкину российскую престижную театральную премию «Чайка», 2006
год. «В жизни нашего театра Роман Григорьевич сыграл громадную роль» |
— Покатался на льду —
звезда!..
— ...а артистом у меня
надо всерьез работать, потому что... Ну как вам сказать? Не прощает Господь,
когда вещь не по-божески сделана.
— Что же вы можете
артисту простить?
— Плохо сыгранную
роль, какую-то слабость, но, понимаете, в чем дело: предательство — это не
слабость, а подлость. Своим товарищам, мне и дому, который ему делал только
добро, он приносит зло, причем осознанно, потому что ему в этот момент так
выгодно. Это во все времена было нехорошо, и я так сказал, потому что часто
слышу: «Да ладно — в какое вы время живете?». Особенно кинематографисты, когда
какого-то артиста отпрашивают, любят учить меня жить: «Ну перестаньте! Он будет
сниматься, появится на Первом канале, вы порадуетесь...».
— А вам это претит?
— Мне не претит, что
человек снимается на Первом канале, но кажется недопустимым, что при этом он
еще учится в институте, за который я отвечаю, — я бы на первых двух курсах
такие вещи категорически запрещал. Я, вообще-то, не против съемок: у меня все
лучшие артисты в кинопроцессе участвуют, что абсолютно нормально. Совмещать это
можно...
— ...да и на пользу
театру идет...
— Конечно,
узнаваемость выгодна: почему бы в «Сатириконе» не иметь знаменитость? Только я
против системы, когда звезд берут в театр специально: вот, дескать, он именитый
— возьму. Тут много сходства с футболом, ведь сборная мира, куда лучших игроков
приглашают, — команда фиговая: у сильных клубов она не выигрывает, потому что
общей идеи нет, каждый сам за себя, самодемонстрируется. Побеждает только идея,
сыгранность...
— Вы говорите
точь-в-точь как Лобановский покойный: «Не команда звезд главное, а
команда-звезда»...
— Сыгранная, замечу,
команда! Там может и не быть какого-то суперфорварда, но есть то, что воспитано
внутри: тренерская идея, взаимовыручка, работа на гол.
Из книги Марины
Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«Однажды при мне
обсуждали одного очень известного режиссера, и я сказал (хотя очень редко
позволяю себе такую оценку): режиссер он талантливый, но человек нехороший...
Тут же услышал: а как же, мол, гений и злодейство? Так то ж гений, ответил, а
вот талант и злодейство — вещи вполне совместимые.
Я много знаю таких
насмешек природы, когда человеку дан огромный талант, а он ведет себя как
мерзавец. И никогда не получается. Никогда! Вектор справедливости направлен
иначе, высокого не добиться, если ты дерьмо. С обывательской точки зрения
какого-то успеха он, конечно же, добивается, но по сравнению с тем, что от него
Бог хотел, ерунда же это все. Он, может, в гении был уготован, но уж очень
по-человечески слаб оказался, падок на злодейство...
Фоменко как-то
воскликнул в запальчивости: «Люди безгрешные меня вообще не интересуют!», но в
таком случае его не интересуют те, кого не бывает в природе, поскольку все в
нас так перемешано... Ощущая божественное в себе, в себе же и другое ощущаешь,
и хороший человек — не тот, кто плохих мыслей не имеет, а тот, кто с ними
как-то справляется: колоссально важна сама эта работа души.
Иногда, конечно,
думаешь, — робко так — что, может, ты лучше других...».
— Вы не опасаетесь
приглашать в свой театр знаковых режиссеров: Виктюка, Стуруа, Фоменко,
Фокина...
— Хм, а чего мне
бояться? У меня получилось!
— Неужели не
беспокоило никогда, что они поставят что-то намного лучше, чем вы, и сравнение
будет не в вашу пользу?
— Дело в том, что
таких амбиций у меня нет, я по-другому на все смотрю.
— Вы в первую очередь
рабочая лошадь?
— Видите ли, я был
партнером замечательных артистов, с Аркадием Райкиным на одной сцене играл, и у
меня на сей счет есть своя философия. Знаете, как лучше всего выделиться
по-умному, чтобы выглядеть хорошо? Надо кого-то любить. Если в ком-нибудь из
коллег ты души не чаешь, это безумно тебе идет. Когда ко мне приходили
замечательные режиссеры, я иногда работал у них артистом. А иногда не работал —
просто смотрел со стороны. Во-первых, я учусь...
— ...и этого не
стесняюсь...
|
«Путин очень искренне, увлеченно и
влюбленно об отце высказывался — так мне показалось. Я актер и фальшь
отличаю» |
— ...к тому же еще не
вечер. Все течет, как-то меняется, а во-вторых, у меня есть своя шкала. Да, он
замечательный мастер, и чему-то я у него научился, а чего-то он не умеет
делать, как я. Когда здесь работал Стуруа, когда ставили Фоменко, Фокин,
Машков, бесподобный Бутусов? Во времена Константина Райкина. Это у меня орден,
если уж так подходить....
— Вы замечательно
только что сказали: «Я с Аркадием Райкиным играл»...
— Ну да, и как-то
находил себе рядом с ним место. Я был ему хорошим партнером, видел: ему со мной
нравится. Когда мы кого-то любим, и сами хорошее впечатление производим, а если
же как-то себя демонстрируем — зачастую выглядим пошло, глупо, напыщенно,
необаятельно... Человека, вообще, очень красит то, что в кого-то он
вкладывается, — мне кажется, нужно это понять и ради своей же выгоды понукать
себя кого-нибудь полюбить.
— Вы признались в
одном из интервью, что Виктюк — самый выдающийся режиссер из всех, с кем
работали...
— (Вскидывает
удивленно брови).
— Журналистское
преувеличение?
— Да просто я никогда
такого не говорил.
«ВИКТЮК — ПОТРЯСАЮЩИЙ МАСТЕР, НО МОЙ РОМАН С РОМАНОМ ВЫДАЛСЯ АВАНТЮРНЫМ»
Из книги Марины
Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«Служанки» стали
первым спектаклем нашего театра после смерти папы, и мы с огромным трудом
избежали с ними кораблекрушения, а семя, которое нам бросил Виктюк, упало на
невероятно фанатичную почву. Три месяца мы репетировали как сумасшедшие. Часто
без него! И прогоняли без него!
Он нас посещал.
Иногда. Хотя все, что там есть, придумано им.
«Служанки» имели для
нас огромный смысл — они сразу сломали шею стереотипу. Мы объездили с ними весь
мир, и везде они пользовались невероятным, феерическим успехом, но играть в
«Служанках» я не любил. Мне казалось, этот спектакль работал на зло, на рождение
чего-то черного в зале, он не Божескому служил, и все же я рад, что с Виктюком
столкнулся. Это у меня родило множество всяких раздумий и мук, это было мне
нужно. Он безумно талантливый человек и настоящий мастер, он дал нам громадную
школу, но, как по мне, этот опыт нужно получить один раз...».
— Кто же для вас
режиссер номер один?
— Нет, я против такой
постановки вопроса. Не потому, что Роман Григорьевич хуже всех, нет, он
бесподобный мастер, и это огромная школа — у него работать. Я, например, играя
в его спектакле, получил некоторые навыки, которые до Виктюка мне никто не мог
сформулировать, а он — пожалуйста, и я на всю жизнь это запомнил. Он, может
быть, даже сам...
— ...их не понял...
— ...все забыл и
вообще не придает этому значения, а я от него перенял немало каких-то приемов,
которыми с тех пор пользуюсь, передаю другим актерам и, кстати, как правило,
подчеркиваю, что меня этому научил Виктюк. У него, например, потрясающе
интересные отношения с текстом, уникальный, необычный подход к сценическому
текстопроизношению (есть, правда, люди, тоже в этом смысле неслабые, — Петр
Наумович Фоменко, к примеру)...
— Плюс движение, да?
— Нет, именно его
подход к тексту больше всего меня поразил — в этом смысле Роман Григорьевич —
потрясающий мастер. Притом, как по мне, с ним надо работать всего один раз — на
второй тебя просто не хватит, потому что лично для меня он человек очень
трудный, в некотором смысле непреодолимый. Повтора поэтому не получилось, и Бог
с ним! — зато осталось ощущение совершенно особой какой-то истории. Это была
точно любовь, но мой, если хотите, роман с Романом выдался авантюрным, потому
что с ним почти невозможно...
Из книги Марины
Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«...Виктюк был тогда
невыездной, одиозный и знаменитый, весь такой нереализованный, беременный
идеями. Он носился с какой-то пьесой... Жан Жене, Жан Жене... Я никогда даже не
слышал этого имени — это был первый перевод с французского, сделанный Еленой Наумовой.
Он пришел в театр и
стал эту пьесу читать. Читал поразительно, и я понял: мы на это пойдем. Хотя
сразу возникли безумные сомнения: так все казалось странно и ни на что не
похоже...
Начали репетировать.
Виктюк сразу же нас завоевал. Работал он, как целый оркестр, и мы, ничего не
понимая, только двигаясь за этой его магией, пахали, как умалишенные, не выходя
из театра. Ну а дальше он стал исчезать, и в какой-то день, когда была
назначена репетиция, вообще не пришел. Я случайно выяснил, что он сидит в
«Современнике», и мы все туда кинулись. Вытащили его. Он стал кричать, что его
не оповестили...
Он нарушил все сроки.
Мы узнали, что он репетирует еще в шести местах. Возникли дикие скандалы с
директором — Виктюк стал хлопать дверью и убегать. Первый раз, когда он унесся,
я решил, что это конец, а этот конец был еще в самом начале... Боже мой,
оказывается, он так привык, но я же не знал тогда этой палитры!..
Он приходил в три раза
реже, чем обещал, но было страшно, что он просто пошлет нас к черту и уйдет, а
мы уже завязли по горло, уже хотели этой работы...
Иногда он устраивал
показательные, при большом количестве народа, репетиции. Жестокое зрелище! Меня
он еще немного стеснялся, я был уже известный артист, а из остальных делал
котлету при всех, начинал, к всеобщему восторгу зала, острить... Помню, как
Колька Добрынин убегал, плакал, потом мужественно возвращался на сцену...
С моей точки зрения,
он к репетициям никогда не готовился: прибегал откуда-то и тут же, как штепсель
в розетку, — бац! Несколько раз я спрашивал его: почему надо делать так, а не
иначе? Он начинал объяснять, я кивал, но понимал, что он обманывает: просто ему
надо, чтобы я так повернулся и так улыбнулся, но когда он присутствовал, он
заполнял собой все, мы своей игрой на сцене только его обрамляли.
У него манера была —
по ходу репетиции он из зала кричал: «Хорошо! Гениально!», а в его отсутствие,
как только мы стали повторять найденное, сразу почувствовали: без этого его
крика — пустота. Оставшись одни, мы оказались у разбитого корыта.
Тогда мы стали все
разбирать заново — нам надо было как-то спастись. Для моих артистов это были
первые роли такого уровня, они тоже тонули вместе со мной, и друг другу мы
начали помогать. Потом пришел Лева Новиков, сделал гениальный грим, который
сразу многое для нас изменил, будто поставил какую-то недостающую точку...
Наступил момент, когда
пьесу мы знали лучше, чем сам Виктюк. Мы стали жить в театре. Сюда наши девушки
приходили... Но не ко всем. От Кольки жена ушла. Просто не могла поверить, что
он настолько занят в театре...
Жили мы так. С восьми,
девяти утра репетировали с акробатом по фамилии Лев, который ставил нам начало
спектакля — кульбиты, колеса. После этого была танцевальная репетиция до 12-ти.
Потом — репетиция самого действа. Перерыв на вечерний спектакль. И после
спектакля, переодевшись, с 12-ти ночи мы продолжали работать. Ночные репетиции
заканчивались в два, в три часа утра — и так каждый день.
Нас было четверо, мы
жили особо тесной компанией, мы знали друг про друга все. Мы страшно сплотились
и сошлись — наверное, поэтому нас потом и разметало, как взрывом... У Виктюка
такое сплошь и рядом, он умеет взаимоотталкивающие вещи какой-то дьявольщиной
соединить, но потом конфликт обязательно происходит, и мы были объединены то ли
им, то ли против него, то ли каким-то заговором с ним и против него
одновременно. И — страхом провала.
У меня ощущение, что
мы прошли между Сциллой и Харибдой каким-то чудом, пронеслись на огромной
скорости. Мы бы не просто разбились — о нас бы вытерли ноги. Мы делали спектакль,
подобного которому не было никогда. Там не было ничего смешного, ничего
сатирического и ничего эстрадного — ничего, что от нас ждали, но и в
драматическом-то театре не было ничего похожего...
...Мы еще однажды
пригласили Виктюка на постановку... Он тогда выбрал какую-то итальянскую пьесу,
в финансировании которой согласна была участвовать фирма «Фенди», но
распределения ролей не давал, все бесконечно переносил, нарушал договоренности,
поймать его было невозможно. В конце концов это превратилось в такую муку, что
я ему написал записку: «Роман Григорьевич! В связи с унижением, которое испытал
наш театр, мы вынуждены отказаться от вашего участия в его судьбе. С уважением
и т. д.». Эту записку просунули ему под дверь...».
— Виктюк — авантюрист?
— Абсолютный, и
поскольку я человек другой, мне хватило одного раза, чтобы поиметь от него
впечатление на всю жизнь. Оно, подчеркну, очень позитивное, потому что в жизни
нашего театра Роман Виктюк сыграл громадную роль.
|
«Разве можно
сравнить ощущения актера, играющего какую-то хорошую роль на сцене, и того,
кто стоит у киноконвейера, — это же фабрика обмана?!». «Свой среди чужих,
чужой среди своих», 1974 год |
— Думаю, Роману
Григорьевичу, который читает «Бульвар Гордона» от корки до корки, эти ваши
слова будут приятны...
— При том, что на ваш
вопрос: считаю ли его самым лучшим? — я как бы не ответил. У меня, вообще, на
это другой взгляд — всех, с кем работал, считаю самыми лучшими и между собой
несравнимыми. Ну как можно сравнить Виктюка, скажем, со Стуруа — это разные
совершенно миры. Или с Володей Машковым, который совсем из другой оперы, но эта
другая опера тоже меня привлекает.
— Ваша актерская
стилистика, кстати, немножко похожа на ту, в которой Машков работает...
— Да, общего очень
много, хотя не меньше и разного.
— Темпераменты между
тем схожи...
— Согласен, а вот Юра
Бутусов — совсем другой вариант. Петр Наумович Фоменко — тоже мучитель, каких
свет не видывал, но то, что я с ним соприкасался, — огромное счастье.
— В последние годы я
неоднократно приходил на спектакли (репертуарные и антрепризные), в которых
играл суперзвездный состав (плохое слово «звезда», и тем не менее...). Чаще
всего было так: режиссер прекрасный, актеры — один лучше другого, а пьеса
ужасная, игра плохая — словом, Халтура с большой буквы. Я неизбывный испытывал
стыд, а люди кричали: «Браво!», и зал в едином порыве вставал и аплодировал
стоя минут по 15. Как вы считаете, публика — дура?
— (Пауза). Это
как посмотреть...
— ...уклончиво
отвечаете...
— ...потому что, я вам
скажу, успех — не абсолютный критерий. Неправильно говорить, что если он есть,
спектакль непременно хороший, но если успеха нет, значит, какая-то ошибка точно
допущена (он, как говорят в математике, вещь необходимая, но для того, чтобы
считаться мерилом качества, недостаточная).
Я тоже видел
спектакли, которые имели большой успех, а мне категорически не нравились. Они
были пошлыми, отвратительными, бессмысленными, а публика их принимала с
восторгом, но публика — это такое же безразмерное понятие, как народ, и
настолько оно широко, что не значит почти ничего — просто пустое слово. Публика
ведь очень разной бывает... Есть замечательные театралы...
— ...которые, кстати,
дорогие билеты позволить себе не могут...
— Ну почему — иногда
вполне могут. Среди богатых тоже есть весьма просвещенные люди, большие знатоки
и настоящие любители театра, просто когда нет в театре успеха, это неправильно.
Есть критики, которые утверждают, что все настоящее в театре — непосещаемое и
непонимаемое, сторонники элитарного театра часто декларируют, что публика им
вообще неважна, а мне кажется, это пагубный путь, потому что театр —
единственный вид искусства, где публика неотъемлемая его часть. Без нее он
попросту невозможен — все-таки картина, которая висит ночью в музее, когда
рядом нет посетителей и выключен свет, остается картиной, она есть, а спектакль
без зрителей...
— ...без обратной
связи...
— ...бессмыслен.
Из книги Марины
Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».
«Я помню, как на
спектакль Эфроса «Счастливые дни несчастливого человека» пришла некая семья —
мама, папа, дочка. Видимо, первый раз в жизни. Семья сидела очень серьезно и
ни-че-го не понимала. Спектакль, кстати, был замечательный, и в конце его герой
смотрел в зал, выбирал кого-нибудь из зрителей и кидал ему мячик. И вот он
выбрал эту семью. Мячик летит, а они не делают ни одного жеста, чтобы его
поймать, и по лицу маме — р-раз! Аплодисменты! Они сидят в полном неведении.
Пришли в театр, мячом получили по морде и ушли под аплодисменты, так ничего и
не поняв...».
«МЕНЯЮТСЯ ТОЛЬКО ОДЕЖДА, ЖАРГОН И РИТМЫ — СУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НЕИЗМЕННА»
— Мы с Карцевым
говорили недавно на тему: выживет театр, не выживет...
— Выживет!
— Я ему доказывал, что
он уже почти умер, на что Роман Аркадьевич возразил: «Пока Костя Райкин есть,
будет жить». При этом он даже вспоминал, как подошел к вам на вечере памяти
вашей мамы Руфи Марковны и сказал: «Костя, это гениально, я преклоняюсь»...
— Да, и мне это было
очень приятно услышать. Тем более что Рому я считаю совершенно выдающимся
артистом — он при мне как при зрителе делал такие вещи, которых не может просто
никто.
|
«Романа с кино у меня никогда не
было». «Труффальдино из Бергамо», 1976 год |
— Так школа же какая!
— Дело тут не только и
не столько в школе, сколько в природном уникальном даре этого актера.
— Репертуарный театр
умрет, как вы считаете?
— Я не вижу на то
оснований в нашей стране и даже в нашем культурном пространстве, которое считаю
все равно более или менее неделимым, — тут, так сказать, государственные
границы значения не имеют. Он будет вариантом, но для меня всегда первым и
главным. Пусть это звучит старомодно, я все равно за театр и, в частности, за
театр-дом, потому что это все-таки долговременно.
В этом доме, надо
сказать, двери открыты, и видите (показывает), вот у меня фотография,
которую мне захотелось здесь вывесить. На ней запечатлен состав спектакля
«Шантеклер», из которого осталось лишь четверо, — это недавно ушедшая
постановка. Когда я приглашал сюда кого-то из бывших студентов, мне пришлось
некоторых артистов потеснить и сказать, что они должны уйти. Я предупреждал их
за год, за полтора, это было довольно трудно и, наверное, с чьей-то точки
зрения, жестоко, но, понимаете, в нашем доме я никому не клянусь в верности и
мне никто не клянется. Я этого не требую, но какое-то долговременное творческое
сожительство очень важно.
— Вам результат
подавай, товар покажи лицом...
— И мне, и кому-то еще
интересно здесь некоторое время поработать, пожить и побыть семьей, а то, что
мы потом разойдемся... Почему нет — не обязательно быть вместе всю жизнь.
— Вы заговорили о
Стуруа — в Тбилисском театре имени Руставели он все-таки прославился, я помню,
в первую очередь постановками Шекспира. Как вы думаете, сегодня, в ХХI веке,
Шекспир кому-то еще нужен?
— Конечно!
— Вы в этом уверены?
— Абсолютно. Как же не
нужен? Шекспир это написал или некие граф и графиня... Кто на самом деле был
автором, неважно, но эти пьесы о людях и в них отражается любое время, потому
что меняются только одежда, жаргон и ритмы, а суть-то человеческая неизменна
(наполовину, к счастью, наполовину, к сожалению).
— Вы блестяще сыграли
в прекрасных фильмах «Много шума из ничего», «Свой среди чужих, чужой среди
своих», «Труффальдино из Бергамо»...
— Совсем не прекрасных
— некоторые из них не удались. «Много шума из ничего» — нехороший фильм.
— Надо же, а люди их
все равно любят... С кино ваш роман в молодости и закончился?
— Романа с кино у меня
никогда не было.
|
«Есть еще
невозможное, неизученное излучение живой актерской энергии, которую ни
передать, ни ощутить с телеэкрана нельзя» |
— Хм, а вам не жалко,
что вы уже давно не снимаетесь? Все-таки спектакль — это сиюминутно...
— (Заводится).
Так в этом вся прелесть! Разве можно сравнить ощущения актера, играющего
какую-нибудь хорошую роль на сцене, и того, кто стоит у киноконвейера — это же
фабрика обмана?! Понятно, что хороший артист замечательно и в кино сыграет, но
разве можно сравнить это, по сантиметрам снимаемое задом наперед (а потом еще и
озвучиваемое порой не тобой) техническое варево с тем чистым сливочным маслом,
когда весь твой организм в течение трех часов работает на полную катушку, на
максимум, и тысячу человек ты заставляешь себе подчиняться?
Ну кто сравнится со
мной по степени ответственности? Я в роли то Ричарда III, то короля Лира, то
два часа один, не уходя со сцены, играю «Контрабас»... Или «Не все коту
масленица»...
— ...или «Трехгрошовую
оперу»...
— ...или «Косметику
врага»... Что, сравнимое с этим счастьем, может мне предложить кино?
— Все так, но, с
другой стороны, кино — это шаг в вечность. Именно благодаря ему потомки видят,
каким актером был тот же Аркадий Исаакович, — он ведь снимался в нескольких
фильмах...
— Да несопоставимо
это!
— Все равно его образ
остался на кинопленке, и теперь молодые люди могут составить о нем
представление...
— Я тоже снял свои
спектакли на телевидении.
— Все, вопросов тогда
нет...
— Ну, конечно же, нет,
потому что телевизор не передает и сотой части той магии, которая есть на
сцене, — даже если ты соглашаешься на то, что некая плоская фигня будет
приниматься за твой спектакль. Я вот смотрел некоторые по телевизору и «не
видел», потому что в живом пространстве энергия человеческая проникает в тебя
по-другому и глаз устроен иначе, чем объектив. Здесь, в «ящике», какие-то
потуги светящегося прямоугольника, отдаленно напоминающие театр, но это нельзя
сравнить с тем, что видит зритель, сидящий в зале. Человеческий глаз — очень
хитрое устройство, его механизм непознаваем еще для современной науки, потому
что ты можешь, видя все, одновременно наехать на лицо актера и рассмотреть
крупный план.
— Класс!..
— ...а потом есть еще
невозможное, неизученное излучение живой актерской энергии, которую ни
передать, ни ощутить с телеэкрана нельзя.
«ЧТО БЫ НИ ГОВОРИЛИ О НИКИТЕ МИХАЛКОВЕ КАК О ПОЛИТИКЕ, Я ОБОЖАЮ ЕГО КАК
РЕЖИССЕРА»
— Это, кстати, правда,
что вы отказались сниматься у Спилберга?
— Чистая правда. Сразу, как только пришло приглашение.
— Мне говорили, что в
Голливуде не могли в это поверить...
— Хм, я не то что
сниматься — даже переговоры вести отказался.
— Какой, извините,
кошмар!
— Никакого кошмара,
просто у меня... как сказать? Это называется «у меня елки», потому что выбор
уже сделан...
— ...и Спилберг тут ни
при чем...
— Да мне просто не
надо этим голову забивать — ну что я буду переживать по поводу каких-то чужих
денег? Спилберг — замечательный мастер, но есть вещи, которые мне не интересны.
— Существует ли на
планете Земля кинорежиссер, которому бы вы отказать не смогли?
— Да нет такого!
Конечно, есть у меня родные люди, которых я очень люблю и с которыми что-то
связано... Например, Сережа Урсуляк, который был много лет артистом
«Сатирикона», но он предложил бы мне съемочный график, уже учитывая мой
жизненный. Или, скажем, Никита Михалков, с которым у меня связана творческая
биография, — я снимался в его первом фильме «Свой среди чужих,чужой среди
своих» и просто обожаю его как режиссера. Более того, что бы ни говорили о нем
как о политическом деятеле, а там уже нагородили такое, что невозможно
слушать...
— ...для вас это не
имеет значения...
|
Дмитрий Гордон — Константину Райкину:
«Когда-то вы потрясающе танцевали — до сих пор сплясать можете?». — «Разве
что немножко» |
— Абсолютно — две его
ипостаси я разделяю.
— Там, где начинается
искусство, одним словом, политика неуместна...
— Просто, когда видишь
замечательное кино, нельзя быть политиканом, и все тут! Человек имеет какие-то
политические амбиции? Ну ради Бога! Мне это не интересно — я вижу потрясающего
мастера, которого отдельно еще числю как фантастического артиста невероятного
умения и дарования. Вот если бы он что-то мне предложил, я бы, во всяком
случае, как-то попробовал разобраться, а когда замечательный режиссер Алексей
Герман-старший пригласил сняться, я не стал даже его сценарий читать.
— Это же пять или семь
лет выбросить из жизни сразу...
— Тогда я не знал, что
на пять лет, и он, наверное, думал, что это короче будет... Я не могу в съемках
участвовать, потому что это не вписывается в мою жизнь.
— Когда-то вы
потрясающе танцевали — до сих пор сплясать можете?
— Уже нет — разве что
немножко, но в нашем театре танцуют, когда требуется, другие. Нет, если надо
двигаться, некоторое время, надеюсь, я еще что-то смогу. Если Григорович
говорит такие вещи о профессиональных балетных 50-ти годах, то мне уже 60 —
значит, я еще раньше должен был прийти в состояние внимательной за собой
слежки.
— Помню, я школьником
приехал в Москву и попал на сборный концерт в Театре эстрады, где вы показывали
в лицах собственную няню-татарку и особенно удачно имитировали животных...
- (Улыбается).
Да-да-да.
— Вы действительно,
живя в Ленинграде, часто ходили в зоопарк и мечтали биологом стать?
— Ну да, а еще в
биологическом классе учился. Была такая ФМШ при ЛГУ (физико-математическая
школа при Ленинградском государственном университете) или 45-й интернат — она
до сих пор существует. Чтобы туда поступить, нужно было держать непростые
экзамены, и в мое время к ним допускались лишь победители олимпиад со всего
северо-запада СССР.
— Ничего себе!
— Ленинградцев там
несколько человек училось, и я был одним из тех, кого пригласили для участия в
конкурсе. Пройдя отбор, я занимался там в девятом и десятом классах.
Фантастическая была школа, этакий лицей с просто гениальными преподавателями —
университетскими профессорами. Это была их затея — таких ребят собрать, а
поскольку я был победителем всяких биологических олимпиад и очень любил
математику и физику, оказался в своей стихии.
— Талантливый был
ребенок!
— Я хорошо учился. Ну
как? Соображал...