Эксклюзив Татьяны Дугиль, апрель 2008г.
Семен
ФАРАДА: «Слишком много
сил я растратил в борьбе за место под солнцем»
Несмотря на
серьезные проблемы со здоровьем, популярный артист продолжает оставаться в
строю и даже готовит со своей женой телеспектакль по рассказу Чехова
«Актера
можно хвалить только тогда, когда другого пути просто нет. Не надо этого делать
авансом», — посоветовал как-то своим коллегам по перу один известный
фельетонист.
К счастью, ни хвалить, ни дополнительно представлять своего собеседника не
придется: популярный киноартист и таганковец с
30-летним стажем Семен Львович Фарада (настоящая фамилия — Фердман)
меньше всего нуждается в каких бы то ни было авансах.
Уже несколько лет этот скромный человек упрямо и отчаянно борется с параличом,
неподвижностью, немощью — не просто за физическое существование, а за
полноценную актерскую жизнь.
Еще в 1988 году актеру сделали операцию на сердце, поставив искусственный
клапан. Операция прошла успешно, и долгие годы Семен Львович чувствовал себя
отлично и даже играл в футбол. Но... в июне 2000 года умер близкий друг Фарады
Григорий Горин, и на следующий день у актера произошел обширный инсульт,
нарушилась речь. Пройдя курс лечения в санатории, он начал передвигаться по
квартире с тростью и разговаривать. Однако испытания не закончились.
Спустя полтора года Семен Львович сломал шейку бедра. Невольной причиной увечья
стал любимый пес Фарады — овчарка по имени Рик,
которая случайно выбила из рук артиста палочку, с которой тот передвигался по
квартире. Последовали три операции и новый удар — второй инсульт. За последние
годы Семен Львович сменил 13 больниц. В это тяжелое для него время актера
поддерживает его супруга актриса Марина Полицеймако и многочисленные друзья.
«У МЕНЯ НЕ БЫЛО НИ
ОДНОЙ ЗЛОЙ РОЛИ»
— Семен Львович, вы относитесь к тому типу комических актеров, увидев
которых на экране зрители улыбаются заранее...
|
— Тем не менее, я не причисляю себя к комическим актерам. Просто у меня не было
ни одной злой роли. Я, по сути, человек довольно непутевый, а поскольку в
государстве нашем все непутево, это вызывает соответственный отклик у зрителей,
вот они и улыбаются. Ведь если «песня нам строить и жить помогает», то юмор нам
помогает выжить.
Кстати, артистом я стал, несмотря на сопротивление родных. Пришлось окончить
сначала технический вуз, поработать инженером. Одновременно занимался в студии
МГУ «Наш дом». Однажды, приняв участие в конкурсе артистов эстрады, неожиданно
для себя стал его дипломантом. Работал на эстраде, потом прошел по конкурсу в
Театр на Таганке, за что до сих пор благодарен Юрию Петровичу Любимову.
Дебютировал в брехтовском «Добром человеке из Сезуана» в роли второго Бога. В 33 года, не имея
театрального образования, становиться профессиональным актером сложно.
— Театр вам ближе?
— Безоговорочно — да! Театр для меня всегда являлся лабораторией, моим вторым
домом. Мы экспериментировали, пробовали... В кино чаще всего не хватает времени
на такую работу: раз-два, сделал дубль — и готово. А главное — нет зрителя. На
киностудии — только оператор, режиссер и партнеры. Тем не менее, кино я
все-таки люблю.
— Юрий Любимов стал, по существу, первооткрывателем жанра театральной
публицистики. Сегодня и на других сценах можно увидеть спектакли этого же
направления. Не потеряла ли, по-вашему, Таганка положения лидера?
— Юрий Петрович действительно основоположник определенного направления. Но он
просто восстановил то, что было потеряно в советском театре. Поэтому мы всегда
были рады, когда в других театрах появлялись спектакли, по эстетике похожие на наши.
В сегодняшней ситуации остросоциальные тексты нас не волнуют, публицистика
должна быть прежде всего в прессе и на телевидении. Мы
стремимся сейчас к художественности. Так считает Любимов, и я с ним согласен...
— Яркие, взыскательные, творческие индивидуальности на протяжении многих лет
неизменно остаются верны Любимову...
|
— Это театр единомышленников. Театр, эстетику которого люди привили себе. Театр
живой — по своему сценическому варианту, по обращению к залу, и ни в какое
сравнение с традиционными нашими театрами не идет. Быть может, поэтому актеры,
воспринявшие любимовскую школу, которых он учил еще в
вахтанговском училище, вне Таганки себя не мыслят.
Когда Юрия Петровича лишили гражданства, на Таганку
пришел другой блистательный режиссер — Анатолий Васильевич Эфрос. Его как будто
специально подставили! Это же был режиссер совершенно иного театрального
направления! Он нам, с одной стороны, помог, а с другой — погубил себя, потому
что пытался повести Таганку по другому пути, а театр продолжал существовать в своем,
любимовском, русле. В таком столкновении настоящему
художнику трудно выстоять.
На самом деле, на Таганке очень трудно удержаться! Не в смысле какой-то
подсидки, интриг... Нет. Любимов не терпит, когда актер выходит из формы,
ничего не предлагает, не дает заявки на роль. Он может вообще перестать
обращаться к такому артисту — и ему придется уйти... Потому и бурлим все. Кто
как может.
«МОЙ ИДЕАЛ ЖЕНЩИНЫ — МОЯ
ТРЕТЬЯ ЖЕНА»
— Семен Львович, в 70-м году на Таганке была популярна анкета, сейчас
довольно известная по публикациям, связанным с именем Владимира Высоцкого.
Попробуем устроить блиц из некоторых вопросов этой анкеты?
|
— Почему бы нет?
— Ваш любимый писатель, поэт?
— Писатель — Андрей Платонов, поэт — Борис Пастернак...
— Любимые актер и актриса?
— Александр Калягин, Инна Чурикова.
— Любимый театр, спектакль?
— Таганка, конечно. Еще нравится Театр Ленинского комсомола и Ленинградский
малый драматический. Огромное впечатление когда-то произвел спектакль
Театра-студии Марка Розовского по неоконченной повести Владимира Высоцкого
«Роман о девочках». Потрясающая вещь! Из нашего, таганского репертуара,
спектакль, который вызвал удивление, — «Мать» Горького в постановке Юрия
Любимова. Вот яркий пример того, как из недраматургического материала сделана
блистательная постановка. И конечно же, «Живой» Бориса
Можаева.
— Любимый фильм, кинорежиссер?
— Фильм — «Однажды в Америке». Режиссер — Алексей Герман. Он — Мастер.
— Ваш идеал женщины?
— Моя третья жена — Марина Полицеймако.
— Самый близкий вам человек?
— Сын Миша. Он тоже актер. И, считаю, хороший. Мы всегда с ним были верными
друзьями и остаемся ими...
«ДАЖЕ СЕЙЧАС Я
СЧАСТЛИВ»
— Чего вам сейчас больше всего недостает?
|
— Здоровья. Я поздно стал профессионалом-актером, много сил растратил в борьбе
за место под солнцем. И сейчас сильно ощущаю годы. Мечтаю о втором дыхании, о
будущих предложениях и в кино, и в театре, но уже недостает здоровья.
— Что бы вы подарили любимому человеку, если бы были всемогущи?
— Полную свободу. Во всех своих помыслах, во всех своих действиях, в творчестве
человек должен быть свободен. Побывав впервые в Израиле, я понял, почему люди
не могут жить в кибуцах. Это изумительное, экономически интересное хозяйство,
там есть все, что может быть. Но там нет свободы. Такой коммунизм — миф.
— Что бы вы сделали, если бы стали обладателем миллиона рублей?
— Немножко потратил, а остальное отдал бы на благотворительные цели. Удивляюсь,
когда объявляют разные благотворительные концерты и за участие в них артистам
все равно платят деньги. Вместо того чтобы отдать людям, которые нуждаются.
— Ваша мечта?
— Работать.
— Вы счастливы?
— Даже сейчас, наверное, да.