Кинематографисты изгнали бесов

Еженедельник «АН» №13(151), четверг 2 апреля 2009г.

 

Нет плохих статей, кроме некролога. Считаю своим долгом поместить на сайте статью Татьяны Москвиной, чтобы неискушенный в кинематографических делах читатель мог хотя бы оценить недоразвитость её эстетического вкуса.

член СК России, кинорежиссер Олег Канищев, 3 апреля 2009г. Владивосток

 

 

Чрезвычайный внеочередной съезд кинематографистов, состоявшийся в Москве 30-31 марта, вновь избрал Н. Михалкова своим председателем.

УТРОМ первого дня на Ильинке в Москве выстроилась изрядная очередь. Вереницы знатных ки­нематографистов, как гуси-лебеди, потя­нулись на зов истерзанного врагами Ни­киты Михалкова. В огромный атриум Го­стиного Двора явились Сергей Безруков, Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Федор Бондарчук, Александр Домогаров и другие «первачи». В бой на этот раз при­шел главный «народ Михалкова» - акте­ры, а мир еще не видел актера, который бы не поддерживал Никиту Сергеевича. Соответственно, Чрезвычайный съезд прошел в атмосфере эмоциональной при­поднятости над жизнью.

Он был хорошо организован. Высту­пающих было видно и слышно благодаря трансляции на экраны. Приезжим опла­тили билеты и суточные, всем раздали документы, рассказывающие об истории конфликтов в Союзе кинематографистов, а также блокнот для записей и бесплатную воду. Доклад Н.С. Михалкова длился два часа, поскольку он подробно отвечал на каждую претензию к нему как к предсе­дателю Союза, после чего претензия таяла бесследно.

Выяснялись вещи удивительные. Я ты­сячи раз слышала, что Михалков безжало­стно выселил Музей кино из здания Ки­ноцентра. А оказалось, что он тут вооб­ще ни причем - это решение принимал совет директоров Киноцентра. А Михал­ков, наоборот, затормозил выселение на полтора года и добился того, чтобы музей переселился на «Мосфильм» не в спешке, а, примерно, за восемь месяцев. Об этом рассказал юрист, работавший как раз на враждебную сторону, на Киноцентр.

Вообще доклад Никиты Михалкова больше напоминал с блеском исполненную роль. Дело в том, что в этом порази­тельном человеке есть много загадок, но одну я, кажется, разгадала. Никита Ми­халков, как Луна, все время находится в разных «фазах». Как Луна бывает расту­щая и ущербная, так и Михалков бывает гонимый, оклеветанный и несправедливо обвиненный, а бывает торжествующий. Когда сменяется фаза, меняется и Ми­халков, причем разительно. Выражение лица, интонации, поведение - все рабо­тает иначе. Прямо во время съезда он пе­решел из фазы гонимого в фазу торжест­вующего. А страдающие глаза угнетенного и оскорбленного превратились в радостно довольные и жестко-недобрые... Своим насквозь актерским нутром он чувствует настроения людей, как тот прутик, что начинает бешено вращаться, почуяв воду под землей. Если в зале две с половиной тысячи человек - им нужно зрелище, а не истина. Они хотят выгрузить эмоции и уйти с приятным чувством надежды. Так и произошло.

Большой успех у аудитории, особенно у регионов, имела история о «московских предателях». Дело в том, что в свое время несколько довольно известных кинемато­графистов перебежали в стан врага (а вра­гом Союза кинематографистов России считается Рустам Ибрагимбеков, возглав­ляющий Конфедерацию союзов кинема­тографистов стран СНГ, которая, в свое время, оттяпала у СК России здание Киноцентра на Красной Прес­не площадью 21 тыс. кв. м. «Предатели» стали получать дивиденды от имущества Ки­ноцентра, абсолютно забыв про интересы товарищей.

Раздавались голоса, пред­лагающие не то исключить продажных гадюк из Союза, не то выразить им порица­ние. Может, лучше сварить их в кипящем масле, чтоб неповадно было. Потом среди выступающих стали преобладать симпатичные пожилые актрисы, навечно взволнованные душой. Одна из них - не то Мирошниченко, не то Кириенко - смело, прямо в глаза называла Никиту Михалкова солнцем. «Разве можно замазать солнце грязью?» Было ясно, что без Михалко­ва Союзу, как земле без солнца, не жить.

Потянулись к трибуне и актеры, снимавшиеся в кино тридцать лет назад. Нетруд­но догадаться, что речь пошла о нравственности, ведь, как воскликнул поэт, «крепчает нравственность, когда слабеет плоть». Решили возродить духов­ность, нравственные идеалы, воспитание юношества в духе патриотизма, великое советское кино и, если останется время, великую Россию.

В списке претендентов на должность председателя СК России осталось в итоге три кандидата: Михалков, М.М. Хуциев и... Владимир Михайлович Зельдин, кото­рому уже за 90 и которого в шутку предло­жил С. Никоненко. А оказалось, что «на съезде не шутят», как сказал ведущий со­брание Е. Герасимов. Вообще-то наиболее адекватным этому Союзу был бы как раз Зельдин...

Оппозиция на съезд не явилась, а в составе восьмисот человек сидела по до мам и чего-то ждала. Пре­зидиум съезда буквально умолял имеющихся в зале оппозиционеров выступить с речью даже вне очереди. Поскольку беспросветно пошлая «приправославленная» демагогия («Собор­ность»! «Духовность»! «Бра­тья!») срочно нуждалась хоть в каком-то разбавлении. Но оппозиционеры поступили, как садист в известном анекдоте, когда мазохист умоляет: «Режь меня! Мучай меня!», а садист ухмыляется: «Не хочу!!!» Только один явившийся оппозиционер, героический критик В. Матизен призвал сохранить в структуре Союза профес­сиональные гильдии и их председателей, поскольку это «последний оплот демо­кратии».

...Последний оплот демократии был сметен недрогнувшей рукой. Михалков быстро прочел список будущего правле­ния (где симпатичные пожилые актри­сы и окрепшие нравственно актеры за­нимали добрую половину). За него ми­гом проголосовали в девятом часу вече­ра. Председатели гильдий в правление не вошли, Михалков сказал твердо: с теми, кто организовал прошлый съезд и всю кампанию травли, работать не буду три года. Назначил срок для покаяния, о ве­ликодушный!

На следующий день кинематографи­сты подвяли. Кворума уже не было, по­этому ораторы на трибуне выступали под лозунгом «Больше внимания разным во­просам». Да, собственно, все главное уже произошло. Солнце восстановлено в пра­вах, бесы изгнаны, американский план раз­вала Союза кинематографистов России разоблачен. Осталось только, как говаривала незабвенная КПСС, «всемерно укрепить благосостояние трудящихся».                                                     Материалы подготовила Татьяна МОСКВИНА

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz