MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CC7801.24D522B0" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01CC7801.24D522B0 Content-Location: file:///C:/C50830C8/nikita-mich.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
Никl=
0;та
Михалков:
«Жить со мно=
081;
под одной кр=
099;шей
не пожелал б=
099;
и врагу»
Александр
ЛЕВИТ,
«ФАКТЫ»
(Одесса)
17.09.2011
Ровно 35 лет
назад на
экраны выше
=
83;
фильм «Раба
любви»,
который
возвел
советского
актера и
режиссера в
ранг
кинематогрk=
2;фиста
мирового
уровня
В 1976 году на
экраны выше
=
83;
фильм Никит
=
99;
Михалкова
«Раба любви&raq=
uo;.
Он стал
своего рода
гимном
кинематогрk=
2;фу,
в его основу
положена ид
=
77;я
интерпретаm=
4;ии
судьбы
великой
актрисы нем
=
86;го
кино Веры
Холодной (по
сценарию фи
=
83;ьма —
Ольги
Вознесенскl=
6;й).
Ее роль
исполняет
Елена
Соловей.
«Раба любви&raq=
uo;
и Одесса ста=
083;и
моим
паспортом, —
признался
Никита
Сергеевич. — Н=
072;
этих двух
крыльях я
начинал сво
=
81;
путь в
большой
кинематогрk=
2;ф.
Правда,
был еще и
режиссерскl=
0;й
дебют —
«Свой среди
чужих, чужой
среди своих&raq=
uo;,
но именно
«Раба любви&raq=
uo;
сделала мен=
03;
рабом кино».
«Мы,
московские киношникl=
0;,
воевали с
клоунами и
дрессировщl=
0;ками
за очередь в
душ»
—
Никогда не
забуду, как в
Одессе, в
Ботаническl=
6;м
саду, 35 лет
назад
проходили
съемки посл
=
77;днего
плана
киноленты
«Раба любви&raq=
uo;, —
вспоминает &=
#1053;икита
Михалков. —
Съемочная
группа уже
устала, все
спешили пос
=
82;орее
закончить
работу,
осталось
отснять
крупный пла
=
85;
и одну
реплику
Елены Солов
=
77;й.
В тот момент,
когда в
Ботаническl=
0;й
сад одна за
другой вm=
8;ехали
машины и
началась
установка
аппаратуры,
студентки б
=
80;офака
убирали там
листья.
«Мотор!»
Елена Солов
=
77;й
произнесла св
=
86;ю
реплику и
все… «Снято!&ra=
quo;
Шампанское,
возгласы, шу=
084;
колес… Тогда,
наверное,
студентки
подумали:
«Вот это
профессия! 10
минут
поработали — и
деньги,
слава,
богемная
жизнь».
*Ольга
Вознесенскk=
2;я
(Елена
Соловей) и
Виктор П
=
86;тоцкий
(Родион Н=
072;хапетов).
Кадр из
фильма «Раб
=
72;
любви»
— Я безумно
люблю Одесс
=
91;,
с ней у меня
особые
отношения.
Приехать
сюда
несложно, а
вот уехать —
нелегко.
Когда мы
выбирали
натуру для
фильма «Раб
=
72;
любви»,
администраm=
0;ор,
которому
дали денег н=
072;
пять дней,
три недели н=
077;
мог нас
отсюда
вывезти.
Помнится,
наша киногр
=
91;ппа
жила тогда в
цирковой
гостинице, и
все мы —
московские киношникl=
0; —
воевали с
клоунами и
дрессировщl=
0;ками
за очередь в
душ. Побывав
в Одессе в
этом году, уб=
1077;дился:
город
остается
таким же
уникальным
=
80;
единственнm=
9;м
в своем роде.
Я прошелся п=
086;
Привозу и
услышал
музыку
одесской
речи. Не
скрою, ко мне
выстроиласn=
0;
толпа
продавцов с
просьбой
вместе
сфотографиl=
8;оваться.
Одна типичн
=
72;я
одесская
старуха с
недовольныl=
4;
видом сдела
=
83;а
им замечани
=
77;:
«Что
столпились?
Лучше
продайте ем
=
91;
что-то
дешевле!»
Когда я спро=
089;ил,
не хочет ли
она со мной
сфотографиl=
8;оваться
за скидку,
ответила:
«Нет, и
дешевле вам
ничего не
продам!»
(Смеется.)
Особая атмо
=
89;фера
Одессы
притягиваеm=
0;
к себе. Это
целое
явление,
энергетичеl=
9;кий
сгусток
несоединимl=
6;го
ни в одном
месте на
земном шаре:
фантастичеl=
9;кое
сочетание
моря,
архитектурm=
9;,
истории,
характера
жителей.
— Эт
=
80;м
городом
восхищаютсn=
3;
многие.
Например,
голливудскl=
0;й
актер Арман
=
76; Ассанте
сказал, что
хотел бы при=
086;брести
здесь жилье.
—
Для такого я
еще не
созрел. В
этот раз при=
077;хал
в Одессу не
только
искупаться
=
74;
море, намере=
085;
найти натур
=
91;
для своего
нового филь
=
84;а
«Солнечный
удар» по
мотивам
рассказа Ив
=
72;на
Бунина. В
=
83;юблен
в это
произведенl=
0;е —
совершенно
гениальное
=
80;
очень
русское. Мне
нужен юг,
чтобы снять =
090;ри
первые сцен
=
99; — 20-е
годы
прошлого
века. Мы ищем
пирс —
место, откуд=
072;
достаточно
ясно и в то же
время
довольно
далеко видн
=
86;
море. Здесь
планируем
снять момен
=
90;,
когда Михаи
=
83;
Фрунзе пооб
=
77;щал
всем белым
офицерам,
казакам и
солдатам-бе
=
83;огвардейца=
1084;
помилованиk=
7;,
если они
сдадут
оружие,
снимут пого
=
85;ы
и примут
советскую
власть. Но их
обманули. Та=
082;
вот, нужен
пирс, с
которого
«белые» гру
=
79;ятся
на баржу.
— На
кинофестивk=
2;ле
«Золотой Дюк»
в 1988 году ваш
фильм «Очи
черные»
отметили
специальныl=
4;
призом, но…
— Н=
077;
скрою, мне
тогда
хотелось
большего. Я д=
1086;
сих пор держ=
091;
обиду на
Михаила
Жванецкого,
тогдашнего
президента
«Золотого Дюка»,
укравшего у
меня главны
=
81;
приз. Шучу,
естественнl=
6;.
«Американс&=
#1082;их
зрителей
приучили, чт=
086;
их кино —
лучшее в
мире»
*Никита
Михалков
считает, что
украинское
=
82;ино
переживает
сейчас
тяжелый
кризис
— А
помните, как
тогда, в 1988-м, вы
«отрывалисn=
0;»
в Одессе
вместе с
Марчелло
Мастроянни?
— В
смысле?
— За
=
80;грывали
не только с
девушками, н=
086;
даже с милиц=
080;онерами.
— Н=
077;
припомню…
— Ма
=
89;троянни
получил при
=
79;
Каннского
кинофестивk=
2;ля
за лучшую
мужскую рол=
00;,
исполненнуn=
2;
им именно в
фильме «Очи
черные».
—
Точно. Если
еще об
одесских
шутках, как
их здесь
своеобразнl=
6;
именуют
хохмами, то
могу
рассказать такую.
Правда, это
быль о
необыкновеl=
5;ном
«открытии»
Мастроянни.
На съемках
«Очей» в
одном
провинциалn=
0;ном
городишке
все жители
буквально г
=
83;аз
не сводили с
Марчелло. Не
потому, что
знали его,
просто
иностранец
=
74;
захолустье
большая
редкость. Он=
080;
с Мастроянн
=
80;
непременно
здоровалисn=
0;.
Помнится, он
как-то
поинтересоk=
4;ался
у меня: «Что, у
вас многl=
6;
людей
страдают о
=
90;
заболеваниn=
3;
простаты?» —
«Почему так
решил?» —
«Каждый раз
слышу, как
они говорят
«просто так,
просто так…&raq=
uo;
— «З
=
86;лотой
Дюк» бы
=
83;
малоинтереl=
9;ен
из-за того,
что вас обид=
077;ли?
—
Если честно,
о «Дюке&raq=
uo;
я помню мало.
Большая m=
0;усовка,
хотя
действителn=
0;но
было весело,
здорово, инт=
077;ресно
и
трогательнl=
6;,
как это
всегда прои
=
89;ходит
в Одессе. На
кинофестивk=
2;ле
в нынешнем
году
чувствовалk=
2;сь
сила и
энергия. Я ду=
1084;аю,
что сейчас
создается х
=
86;роший
плацдарм дл=
03;
того, чтобы в
Украину при
=
93;одило
кино —
американскl=
6;е,
европейскоk=
7;,
русское.
— А
украинское?
Кстати,
почему бы не
показать ег
=
86;
на
Московском фестивалk=
7;,
президентоl=
4;
которого вы
являетесь?=
— Н=
072;
мой взгляд,
украинское
кино
находится в
тяжелом,
кризисном
положении.
Мои друзья в
основном
занимаются
сериалами. Я
пока не вижу
того кино, к
которому мы
привыкли. В
Украине, есл=
080;
что и
снимали, то в
советские
годы, на Кино=
1089;тудии
Довженко.
Возрождени&=
#1077;
отечественl=
5;ого
кино, по кото=
1088;ому
соскучился
зритель,
считаю
главной
задачей для
России и Укр=
072;ины.
После
перестройкl=
0;
мы открыли
форточку и
думали, что
получим
свободу. А
нам в эту
трубу слили
американскl=
6;е
кино класса
«В» и «С» —
все, что им
там не надо,
чтобы
очистить св
=
86;е
помещение и
воздух.
Американскl=
0;х
зрителей
приучили, чт=
086;
их кино
лучшее в мир=
077;,
вне
зависимостl=
0;
от качества
картины. Аме=
088;иканцы
собирают
деньги за фильмы
прежде всег
=
86;
у себя дома.
Для них
остальной
мир такой
себе бонус.
— По
=
95;ему
Московский
кинофестивk=
2;ль
открылся
американскl=
0;м
блокбасm=
0;ером
«Трансформk=
7;ры-3»?
—
Это не мои
вкусовые
пристрастиn=
3;.
Хотим мы тог=
086;
или нет, но
сегодня
первую
скрипку в ки=
085;оиндустрии
играет
американскl=
6;е
кино. Фестив=
072;ль
в Каннах тож=
077;
закрывают и
открывают
американскl=
0;е
фильмы. С
точки зрени=
03;
художествеl=
5;ного
восприятия
=
84;ира
это плохо, но
мы должны не
только с эти=
084;
считаться.
Как говорит
мой друг Юра
Николаев,
участвуя в
корпоративk=
2;х:
«Сорок мину
=
90;
позора — и
обеспеченнk=
2;я
старость».
Так вот,
«сорок мину
=
90;
позора», но
огромный
фестиваль, с
четырьмя
сотнями
фильмов и
массой зрит
=
77;лей
существует.
Вы можете
пожаловатьl=
9;я
на открытие,
но не можете — н=
072;
программы
Московскогl=
6;
фестиваля. Кинофору
=
84;
требует
поддержки. Н=
072;
премьеру
фильма «Тра
=
85;сформеры-3»
американцы
привезли в
Москву
девяносто
камер(!). Для
фестиваля и
его места в
мировом соо
=
73;ществе
это очень
важно.
Да, в фильмаm=
3;
«Трансфl=
6;рмеры»
или «Пираты
Карибского
моря» нет
глубины, нет
серьезного
зрительскоk=
5;о
анализа. Но е=
1089;ть
качество,
позволяющеk=
7;
получать
удовольствl=
0;е
два с
половиной
часа.
Постыдно ин
=
86;е —
когда
отечественl=
5;ый
кинематогрk=
2;ф
не
пользуется
=
91;
своих
зрителей
успехом.
«Когда межд=
у
мною и
объектом
гнева
разгораетсn=
3;
костер, я
сжигаю все
мосты»
— Ва
=
89;
ведь
приглашали
работать в
Голливуде…
—
Отказался и
нисколько о
=
73;
этом не
сожалею. Я
русский
режиссер и
люблю
повторять:
«Где родилс=
03;,
там и
сгодился».
— Ка
=
82;им
должно быть
российское
либо украин
=
89;кое
кино, чтобы
получать
«американсl=
2;ие»
сборы?
—
Сегодня все
бездарное,
неталантлиk=
4;ое
и лишенное
всяких
творческих
достоинств
кино
именуется
«артхаус».
Зрители
перестали
ходить на
российское
=
82;ино.
Когда мы
представляl=
3;и
«Сибирскогl=
6;
цирюльника&raqu=
o;,
в стране был=
086;
всего 36
кинотеатроk=
4;.
Мы выпустил
=
80;
14 копий, но
картина шла
четыре года!
Заработали 2,5
миллиона
долларов, а
это по тем
временам
колоссальнm=
9;е
деньги. Пото=
084;у
что зрители
соскучилисn=
0;
по собствен
=
85;ому
кино,
насмотревшl=
0;сь
американскl=
6;го
класса «В»
или «С».
Слава Богу,
есть такие р=
077;жиссеры,
как Дуня
Смирнова,
которая сни
=
84;ает
человеческm=
1;ю,
трогательнm=
1;ю
картину «Дв
=
72;
дня», где
блистательl=
5;о
играют
Ксения Р
=
72;ппопорт
и Федор
Бондарчук. В
широкий
прокат филь
=
84;,
бюджет
которого
составил дв
=
72;
миллиона до
=
83;ларов,
выйдет уже в
этом месяце.
Так что хоро=
096;ее
кино
возрождаетl=
9;я.
Вспомните
советскую
модель, при
которой
существоваl=
3;и
и Тарковски
=
81;,
и Гайдай. Еще
недавно
казалось, чт=
086;
все хотят
быть
Тарковскимl=
0;.
— Ни
=
82;ита
Сергеевич, н=
077;
кажется ли
вам, что вы
как-то агрес=
089;ивно
настроены и
по отношени=
02;
к американц
=
72;м,
и к
соотечествk=
7;нникам?
—
Так уж карта
легла… На
близких это,
правда, не
распростраl=
5;яется.
У меня жена
все понимае
=
90;,
а главное ее
достоинствl=
6; —
безграничнl=
6;е
терпение.
Ведь жить со
мной под
одной крыше
=
81;
не пожелал б=
099;
и врагу: не
терплю, когд=
072;
кто-то ходит
по моей
территории.
Главное — н=
077;
допустить,
чтобы кто-то
вмешивался
=
74;
твое
профессионk=
2;льное
дело. Супруг=
072;
Татьяна
Евгеньевна
пыталась, но
я быстро
помог ей най=
090;и
собственноk=
7;
занятие —
фонд
«Русский
силуэт»,
устраивающl=
0;й
показы мод.
Ведь когда у близких
нет
собственноk=
5;о
дела, они
начинают
заниматься
твоими.
— В
возглавляеl=
4;ом
вами
российском
Союзе кинем
=
72;тографисто=
1074;
не все
гладко…
— В
Союзе
кинематогрk=
2;фистов
России пять
тысяч члено
=
74;.
А в
отпочковавm=
6;емся
от него Кино=
089;оюзе —
сто
пятьдесят
человек,
среди
которых ни о=
076;ного
артиста. (=
050;иносоюз —
альтернатиk=
4;а
Союзу
кинематогрk=
2;фистов.
В новую
организациn=
2;
вошли мэтры
советского
кинематогрk=
2;фа,
включая
родного
брата Михал
=
82;ова —
Андрея М
=
80;халкова-Кон&=
#1095;аловского. — Авт.).
Нонсенс.
Скорее, это
союз
кинокритикl=
6;в
и режиссеро
=
74;,
которые
объединилиl=
9;ь
с целью побе=
076;ить
то, что им не
нравится. Но
когда они по=
073;едят,
вдруг
выяснится: и=
084;
не нравится
одно и то же, а
нравятся
совсем
разные вещи.
Флаг им в
руки, хотя
будущего у
организациl=
0;
нет. Человек
может
входить во
множество
союзов. Но
помощь
старикам,
пенсионераl=
4;
на лечение,
проведение
операций,
прибавку к
пенсии наш
фонд «Урга:
территория
любви»
выделяет.
Правда,
только тем,
кто остался =
074;
Союзе кинем
=
72;тографисто=
1074;.
Так что врем=
103;
все расстав
=
80;т
по местам.
— По
=
83;агаете,
можно прост
=
86;
игнорироваm=
0;ь
старших
коллег,
которые
вышли из
Союза кинем
=
72;тографисто=
1074;.
Ведь многие
из них
когда-то спо=
089;обствовали
вашему
творческомm=
1;
становлениn=
2;?
—
Видите ли,
творческий
союз —
это не собес.
Когда между
мною и
объектом гн
=
77;ва
разгораетсn=
3;
костер, я
сжигаю все
мосты.