Эксклюзив Людмилы Грабенко, июнь
2009г.
Вдова актера Евгения
МОРГУНОВА Наталья: "Мужа подкосила гибель нашего младшего сына - через
год после смерти Коли не стало и Жени"
25 июня исполняется 10 лет со
дня смерти блистательного комика
Их знакомство началось с
розыгрыша - Евгений Моргунов был на них большой
мастак. Его телефонный номер по ошибке набрала студентка МАТИ. В полной
уверенности, что звонит на институтскую кафедру, она спросила, когда можно
сдать зачет. "А вы оставьте телефон, - ответил Евгений, - посмотрю
расписание и перезвоню". Он действительно связался с ней, назначив день и
час для пересдачи, но когда Наташа приехала в институт, преподаватель ее там не
ждал. Домой она возвращалась расстроенная и с несданным зачетом. Стоило ей
переступить порог, как вновь зазвонил телефон...
МОЯ МАМА НАЗЫВАЛА ЕВГЕНИЯ "ТВОЙ
БЕСЦЕРЕМОННЫЙ КАВАЛЕР"
— Наталья Николаевна, шутка, прямо скажем, была жестокая. Вы обиделись?
— Скорее, разозлилась: обижаться можно только на близких людей, а мы и
знакомы-то не были. Я вообще сначала ничего не поняла: уж очень голос у
собеседника был серьезный и солидный. Когда Евгений перезвонил, представился и
покаялся в своем розыгрыше, я только подумала: "Господи, ему что, делать
больше нечего?!". Поначалу даже разговаривать с ним не хотела, но потом
успокоилась, отошла. Это случилось в самом начале 1963 года.
— А короткометражные комедии "Пес Барбос и необычный кросс" и
"Самогонщики" вышли на экран в 1961-м. Значит, Евгений Александрович
был уже узнаваемым человеком. Вы его узнали?
— Да. Но, видите ли, я не считала его артистом: мол, режиссер просто нашел для
картины нужный типаж. Мне тогда казалось, что актеры должны быть другими —
статными, красивыми. А этот простой, полноватый — в общем, обычный человек из
толпы.
— Моргунов сразу начал за вами ухаживать?
— Жизнь у него была насыщенная, но время от времени он вспоминал обо мне и
звонил. Много чего плел, однако я к его словам серьезно не отнеслась. Известный
актер захотел побалагурить с девчонкой — глупо было принимать это за подлинный
интерес ко мне. А потом вышла картина "Когда казаки плачут" — в ней
Евгений Александрович предстал не только актером, но и режиссером, сценаристом.
Хотя монтаж фильма не был закончен, Моргунов, который
еще что-то там дописывал и доделывал, повез материал показывать футболистам
"Спартака" — они тренировались на своей базе в Серебряном Бору. Мы в
то время жили неподалеку, на "Соколе", и он пригласил меня
присоединиться. Я поехала с подругой. Так, ни шатко ни
валко, наши отношения тянулись до лета. А в августе он уехал в Киев и вызвал
меня туда.
— Оказывается, у вас со столицей Украины многое связано?
— Настоящий роман у нас начался именно там. В Киеве у Евгения Александровича
был друг — легендарный бегун, фронтовик Евгений Буланчик. Из-за травмы ноги ему
очень трудно было заниматься спортом, но он каждый день, сцепив
зубы, выходил на пробежку. Кстати, жил Буланчик на Крещатике, в шикарном
сталинском доме. Меня поселили в гостинице "Украина", тогда она
находилась на бульваре Шевченко. Еще к нашей компании прибился какой-то летчик,
и мы прекрасно проводили время.
|
С этого времени наши отношения стали серьезными. Правда, с предложением Моргунов не торопился. Расписались мы только через два года,
в 1965 году. А еще через год у нас родился первый сын, Антон, и через шесть лет
— второй, Николай...
— Как ваши родители приняли знаменитого зятя?
— Поначалу без особого восторга. Дело в том, что, ухаживая за мной, Евгений
Александрович вел себя своеобразно: то появлялся каждый день, то где-то
неделями пропадал, мог позвонить мне в любое время дня и ночи. Мою маму это
ужасно раздражало, и она говорила о Моргунове: "твой бесцеремонный
кавалер".
Он был человеком из другой среды, и моим родителям-инженерам было непонятно,
зачем мне нужен актер и, главное, зачем я нужна ему. Правда, когда мы
поженились, они Женю полюбили. Дело в том, что зять их очень уважал и ценил,
заботился о тесте и теще, как о своих собственных родителях. Он воспринял нас
как свою семью, поскольку был на этом свете один как перст — его мамы, которая
была для него всем, не стало в 1960 году.
"ПЕРВАЯ ЖЕНА МОРГУНОВА БЫЛА СТАРШЕ
МЕНЯ НА 26 ЛЕТ. О КАКОЙ РЕВНОСТИ РЕЧЬ?"
— До вас Евгений Александрович официально не был женат, но состоял в
гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой. Вы его не
ревновали?
|
—
Прожив вместе больше 10 лет, они считали себя при этом абсолютно свободными
людьми. Продолжали общаться и после нашей свадьбы, но это были уже
исключительно дружеские отношения. Они любили ходить друг к другу в гости —
Рябцева жила в роскошной квартире на Кузнецком Мосту, где частыми гостями были
актеры Большого театра. Евгений Александрович чувствовал себя там как рыба в
воде. Рябцеву нежно называл Вавой. Когда Вава умерла, он ее хоронил. Она была
старше его на 13 лет, а меня, соответственно, на 26. О какой ревности могла идти
речь?
— Говорят, у Евгения Александровича было трудное детство. Он вам о нем
рассказывал?
— Не очень охотно. Отца он не помнил: тот ушел, когда сыну едва исполнился год.
Его мама, простая женщина, работала в роддоме санитаркой, зарабатывала мало, и ей
было очень трудно тянуть сына в одиночку. Когда началась война, 14-летний Женя
устроился на завод в Сокольниках, где делали артиллерийские снаряды, —
вытачивал болванки. Мальчишка был маленького роста, и для того, чтобы он мог
работать, к станку приставляли ящик.
Трудился он наравне со взрослыми — по 12 часов в
сутки, и даже получил за свой труд Почетную грамоту. А в свободное время бегал
заниматься в драмкружок при Дворце культуры, ходил в
театры, в консерваторию. Денег на билеты не было, но он как-то прорывался,
смотрел спектакли и концерты, сидя на ступеньках. Классическая музыка
привлекала его даже больше, чем драматический театр (кстати, и билеты в
консерваторию были гораздо дешевле). Если же пойти не удавалось, слушал по
радио — в то время часто транслировали отрывки из опер и симфоний.
Евгений очень хотел работать в театре, но директор завода его не отпускал
(тогда и руководители предприятий, и председатели колхозов наделялись таким
правом). И тогда он взял и написал письмо Сталину: "Примите меня в
искусство, я хочу быть таким, как Станиславский и Немирович-Данченко".
— Смелый шаг!
|
—
Самое интересное, что ему ответили. На имя директора завода пришло письмо,
подписанное Сталиным, согласно которому мальчика направили в Камерный театр
Таирова (был тогда такой), во вспомогательный состав. Там Евгений постигал азы
актерского искусства, а через год, в 1944-м, поступил во ВГИК, на курс Сергея
Аполлинарьевича Герасимова. Ему исполнилось 17 лет, он был самым молодым на
курсе. В мирное время его бы, наверное, не взяли — предложили бы немного
подрасти, но шла война, почти все мальчики ушли на фронт, а кому-то надо было
играть с девочками этюды...
Курс у них был золотой! Там учились Клара Лучко, Инна Макарова, Людмила
Шагалова, Муза Крепкогорская, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов,
чуть позже появился Сергей Бондарчук.
Герасимов был потрясающим педагогом, и студенты его обожали. Он рассказывал им
много интересного, водил в консерваторию, приглашал к себе домой — Евгений
вспоминал, что у него были редкие пластинки с записью классической музыки. В
1948 году Герасимов снял всех своих студентов в экранизации "Молодой
гвардии", Моргунову досталась малопочтенная роль предателя Стаховича.
— Долгие годы Евгений Александрович играл только эпизоды. Он не огорчался,
не отчаивался?
— Уныние ему вообще было несвойственно. Моргунов и
жизнь, и все, что она ему преподносила, воспринимал как подарок. Почему-то
принято считать, что роль Бывалого испортила ему биографию: дескать, после
этого в других ролях режиссеры его уже не видели.
— Разве это не так?
|
— Во-первых, он никогда не
воспринимал собственную персону чересчур серьезно, не претендовал на место в
вечности: пригласили — хорошо, не пригласили — ничего страшного. А во-вторых,
муж всегда находил, чем заняться.
Когда не было ролей в кино, ездил со сборными концертами "Товарищ
кино" — такие встречи с актерами пользовались у зрителей большой
популярностью. Жалоб на то, что он не понят, не признан и не оценен по
достоинству, я от него никогда не слышала, Боже упаси! Да, он мог пошуметь, и
характер у него был сложный, это правда. Но, с другой стороны, если все это
отмести, с ним было очень легко общаться, потому что у него был позитивный
взгляд на мир. Евгений Александрович во всем умел найти хорошее,
он вообще был мажорным человеком.
— Говорят, Гайдай долго искал исполнителя на роль Бывалого...
— Первым из славной троицы он нашел Труса — с Вициным Гайдай дружил. Потом
кто-то посоветовал ему посмотреть на невероятно смешного клоуна Никулина, так
появился Балбес. А вот с Бывалым не складывалось.
Гайдай видел в этой роли Жарова, но Михаил Иванович был уже человеком пожилым и
бегать, как того требовал от персонажа сценарий, не мог. Кто-то предложил на
эту роль Ивана Любезнова, но тот почему-то отказался.
Время шло, надо было приступать к съемкам, а актера так и не нашли. И тут
Пырьев, который был тогда директором "Мосфильма", в холле гостиницы
"Европейская" в Ленинграде встретил Моргунова. "Погоди, — сказал
он Евгению Александровичу, — Гайдай ищет Бывалого —
это же твоя роль! Поезжай сейчас же на "Мосфильм". А сам тем временем
позвонил секретарше и распорядился: "Передайте Гайдаю, пусть больше никого
не ищет, я лично утверждаю Моргунова!". Пырьев на "Мосфильме"
был царь и бог, никто не мог позволить себе его ослушаться.
|
"ЖЕНЯ ЧЕРЕЗ ЛЮБУЮ ТОЛПУ ШЕЛ, КАК
ЛЕДОКОЛ, И НИКТО НЕ РИСКОВАЛ К НЕМУ ПОДОЙТИ"
— После выхода первого же фильма с участием знаменитой троицы на Вицина,
Никулина и Моргунова обрушилась слава. Наверное, поклонники не давали актерам
прохода?
— Вицин в таких случаях поднимал воротничок пиджака, надвигал на глаза кепочку
и пытался проскользнуть незамеченным. Женя никогда не
маскировался: через любую толпу он шел, как ледокол, и никто не рисковал к нему
подойти, если он сам этого не хотел.
— По слухам, в жизни Вицин, Никулин и Моргунов
почти не контактировали?
— Нет. Они прекрасно общались. Правда, с Никулиным меньше, но исключительно по
причине занятости Юрия Владимировича: он работал в цирке, его по полгода не
было в Москве, а если никуда не уезжал, то играл по три спектакля в день. Вицин
был более свободным, поэтому и встречались они чаще — вместе ездили на
концерты, да и просто так.
— Что у Моргунова случилось с Гайдаем — почему режиссер его больше не
снимал?
— У них действительно вышла ссора — Евгений Александрович нагрубил Гайдаю, но
Леонид Иович вовсе не поэтому перестал его снимать. Трус, Балбес
и Бывалый были очень хороши в немом кино — в "Самогонщиках" и
"Псе Барбосе...". "Операция "Ы" еще
куда ни шло, а в "Кавказской пленнице" их сцены уже выглядели вставными
номерами. Гайдай это понял и решил: я вас породил, я вас и убью. Потом их еще
некоторое время использовали в своих картинах другие режиссеры. Например,
Рязанов в фильме "Дайте жалобную книгу!", но былого успеха они уже не
имели — зрители смеялись, скорее, по инерции.
|
—
Была роль, о которой ваш муж мечтал?
— Он никогда ни на что не замахивался и не переживал из-за того, что не сыграл
Гамлета или Отелло. Другое дело, что, хорошо зная не только музыку, но и
литературу, будучи человеком начитанным, мог разложить по полочкам любую роль,
рассказать, как бы он ее трактовал. Наверное, так и появлялись слухи о том, что
Моргунов страстно мечтал сыграть какого-то персонажа.
Да и где он мог это сделать? Евгений Александрович, как и многие его коллеги,
числился в Театре киноактера, но уже давно не играл на его сцене.
"МУЖА ВЫВЕЛ ИЗ ТРАНСА КРИК ПРОХОЖИХ:
"ГРАЖДАНИН, ВЫ РЕБЕНКА ПОТЕРЯЛИ!"
— В жизни вашему супругу не мешала полнота, которая добавила ему как актеру
яркости, характерности?
— У него был сахарный диабет — болезнь, страшная своим коварством. Человек ничего
не чувствует — ни боли, ни других симптомов, ему даже кажется, что он абсолютно
здоров, а тем временем его организм разрушается изнутри: страдают сердце,
легкие, ноги и, что самое страшное, нервная система.
— У него была специальная диета?
— (Смеется). Муж много говорил о ней, но почти не придерживался.
Вообще-то, дома у нас все готовилось правильно — никакого сахара,
преимущественно гречка и овощи в разных вариациях. Бывало, приготовлю ему
что-нибудь постное и сижу жду. А когда он приходил,
выяснялось, что у него была встреча и он успел с
кем-то поужинать (разумеется, блюдами, категорически ему противопоказанными),
еще и инсулин забыл уколоть. А то еще и торт принесет. Если я начинала
ругаться, говорил: "Так ведь это я тебе принес". А сам схватит кусок,
и попробуй у него отними. Он любил вкусно поесть и ни в чем себе не отказывал.
|
—
О непростом характере Моргунова ходят легенды...
— Евгений Александрович был человеком вспыльчивым, легковозбудимым, гневливым,
но это не врожденные свойства его личности, а следствие болезни: люди,
страдающие диабетом, легко раздражаются. Правда, вспышки гнева, которым он был
подвержен, быстро и проходили. Муж мог накричать, тут же повернуться и
разговаривать, как ни в чем не бывало.
Последние три года мне даже казалось, что я живу не с ним, а с другим
человеком, настолько сильно он изменился — стал более грубым, озлобленным.
Иногда и журналистам говорил то, чего не следовало. Я, увидев в прессе
очередные "откровения Моргунова", буквально хваталась за голову —
Женя снова кого-то обидел и нажил себе еще несколько смертельных врагов. Причем
намеренно говорил вещи неприятные, и только я знала:
на самом деле муж так не думает.
На него многие обижались, но ведь никто даже не подозревал, насколько ему
тяжело. Он же никому не рассказывал о своем самочувствии, все хорохорился,
старался держать марку. А я ему даже резинки на носках разрезала, потому что
они давили и причиняли ему невыносимую боль.
— Евгений Александрович стал отцом довольно поздно — в 39 и 45 лет. Это
наложило отпечаток на отношения с сыновьями?
— Он в них души не чаял. Хотя и понимал свой родительский долг однобоко: был
уверен, что главное — одеть, обуть и накормить. Старался везде брать сыновей с
собой, чтобы они побольше увидели, — считал, чем
больше впечатлений, тем лучше для их развития. С внуками он редко куда-то ходил
— в то время это была для него уже непомерная физическая нагрузка.
Единственное, куда мы их водили, так это на концерты и в оперу, да и то больше
я этим занималась.
|
Муж
всегда разговаривал с детьми, как со взрослыми. Если
ему казалось, что я чрезмерно их опекаю, Женя меня ругал. Но бывали, конечно, и
курьезы. Как-то этот заботливый папаша... потерял сына. Я их выпроводила гулять
на улицу, а он посадил ребенка в коляску и повез ее не впереди, а за собой. Сын
выпал, а Евгений Александрович так задумался, что и не заметил. Вывел его из
транса только крик прохожих: "Гражданин, вы ребенка потеряли!".
— Многих актеров его поколения подкосила перестройка. А как Евгений
Александрович к ней отнесся?
— Она совершенно на нем не отразилась: работы у него меньше не стало, он
по-прежнему зарабатывал концертами. Умудрялся выступать, даже лежа в больнице.
С утра ему ставили капельницы, делали уколы, а вечером он мог сесть в машину,
которая всегда стояла около больницы, и укатить на концерт.
Да, кино стало другим, а люди, чтобы как-то выжить, кидались на любые
заработки... Но у Жени была своя жизнь: консерватория не закрылась, любимые
книги стояли на своих местах, театры не прекратили существования. Иногда он мне
говорил: "Я так устал без хорошей русской речи!" — и шел в Малый
театр, где по-прежнему играли русскую классику. Его подкосила не перестройка, а
гибель нашего младшего сына.
— Как это случилось?
— Коля разбился на машине. Сейчас, когда я о нем думаю, понимаю: он жил так,
будто чувствовал, что ему мало отпущено, и хотел все успеть. Женился сразу же
после школы. А на машине гонял гонял с такой
скоростью, что отец не мог с ним ездить. Сам-то Евгений Александрович был
аккуратным, дисциплинированным водителем: очень следил за машиной, всегда
вовремя делал профилактику. О том, чтобы нарушить правила, и речи не шло. Если
Коля его куда-нибудь подвозил, заканчивалось это всегда тем, что муж начинал
кричать: "Ты гоняешь, как сумасшедший! Немедленно сбавь скорость или я
сейчас выйду!". Сын в ответ только смеялся...
Когда Коля погиб, Евгений Александрович первый раз в жизни впал в отчаяние.
"Как же так?! — все время повторял он. — За что?! Почему такая
несправедливость?!". Чтобы как-то спастись от чувства пустоты и утраты,
старался при первой же возможности сбежать из дома — на людях ему было легче.
Муж старался не показывать, как ему тяжело, но я видела: он срублен под корень.
Через год после смерти Коли не стало и его.
"Я ЧИТАЛА ИСТОРИЮ ЕГО БОЛЕЗНИ И
ПОНИМАЛА: С ТАКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ НЕ ЖИВУТ"
— Как вы все это пережили?..
— К уходу Жени, как ни страшно это звучит, я была готова. Несмотря на то, что
ему было 72 года, — не так уж и много! — его организм был уже в таком
состоянии, что это могло случиться с ним в любую минуту. Он по два-три раза в
год лежал в больнице, а когда возвращался домой, я читала историю его болезни и
понимала: с такими показателями не живут. У Жени практически не осталось ни
одного здорового органа, но он держался до последнего и терпеть не мог нытья:
"Все будет хорошо!".
— Правда, что государство не выделило ни копейки на похороны?
— Мы на это и не рассчитывали. Ни он, ни я никогда и мысли не допускали, что
кто-то чем-то нам обязан. Деньги у нас были, мы достойно проводили Евгения
Александровича. Все было не хуже, чем у других. На Кунцевском кладбище,
маленьком и уютном, похоронено много хороших актеров, к тому же там было место
возле Коли.
Это уж потом журналисты стали подсчитывать, кто пришел на похороны, кто нет. Но
ведь было лето, все куда-то разъехались: кто на гастроли, кто на съемки, кто на
кинофестиваль. Помню, Сергей Никоненко сбежал с какого-то фестиваля, чтобы попрощаться
с Женей, и тут же сел в машину (он сам был за рулем) и уехал обратно.
Было очень жарко. Чтобы никого не мучить, гроб из больницы сразу перевезли в
церковь, на отпевание. В Дом кино не поехали — в этом не было нужды. Может,
кого-то из коллег и не было, зато пришло много простых людей, а это самое
главное. Так что обиды ни на кого не держу, Боже упаси! Наоборот, меня всегда
удивляло: почему деятели культуры претендуют на большее, чем обыкновенные люди?
Обыкновенные люди тоже всю жизнь где-то работают, все силы отдают, душу
вкладывают. Неужели они менее значимы для общества только потому, что не
публичны?
— А на каких весах взвесить радость, которую зрители до сих пор получают от
картин с участием Евгения Моргунова?
— Так ведь и он получал от этих фильмов дивиденды! Его знала вся страна, он мог
войти в любой начальственный кабинет, и его везде с удовольствием принимали. (Смеется).
В тяжелое время, когда не было продуктов, директор любого магазина обязательно
продавал ему что-нибудь дефицитное. Так что грех жаловаться — роли в фильмах
отразились на его жизни самым лучшим образом. Как Бывалый он был своим в любой
среде и мог общаться с теми, кто был ему интересен, — композиторами,
дирижерами, художниками, писателями. Муж считал, что ему повезло, ведь всего
этого могло и не случиться.
— Он вам снится?
— Почти никогда. Только в этом году где-то с месяц назад вдруг приснился. Вывод
я сделала один: надо быстро ехать на кладбище — наводить там порядок. Ведь как
принято считать: если покойник снится, значит, какая-то вина в тебе подспудно
живет: или на кладбище давно не был, или в церкви не поминал, или при жизни ему
чего-то недодал. Но мне в отношении Евгения Александровича себя укорять не в
чем: мы прожили вместе 36 лет, и я всегда делала для него все, что было в
человеческих силах. Ухаживала за ним до последнего дня, терпела его, даже когда
он был совсем невыносимым. Люди ведь сходятся, чтобы жить друг с другом, как
говорят во время венчания, "и в горе, и в радости, и в
здравии, и в болезни".
— Два страшных события подряд — сначала гибель сына, потом смерть мужа — это
напоминает злой рок...
— На самом деле, было не две, а три смерти. Сначала заболела моя мама. Я
прожила в ее больничной палате три месяца, ухаживала, но все старания были
тщетны. Потом разбился Коля, умер Евгений Александрович... Сама не знаю, как я
все это выдержала. Считается, что горе можно выплакать со слезами, а я — такая
уж у меня особенность! — плакать не умею. Когда случается что-то совсем
ужасное, просто каменею и нахожусь в таком состоянии дни, недели, месяцы.
Я старалась никому демонстрацией своей скорби жизнь не отравлять: вокруг люди,
какое я имею право ходить черной вдовой? А потом взяла к себе на воспитание
внучку и с тех пор ращу ее, как дочь. Она пришла ко мне первоклассницей, а
недавно уже окончила восьмой класс, совсем большой стала. Девочки всем хороши,
жаль только, взрослеют быстро.
Помню, мои сыновья уже и школу оканчивали, а все говорили мне басом: "Мам,
пошли в кино!" — и со всеми вопросами бежали ко мне. А эта с 10 лет такая
самостоятельная, что и не подступишься. Мне с ней повезло, она в отличие от
моих сыновей-лентяев учится очень хорошо. Помимо нее,
у меня есть еще внуки: одному 19 лет, другому — девять.
— Никто из них не мечтает стать актером?
— Пока нет. Но внучка исполнила другую заветную мечту Жени — окончила
музыкальную школу по классу виолончели. Мы с ней сразу договорились, что не
делаем ставку на музыкальную карьеру. Она будет просто учиться, а дальше — как
получится. Если пойдет хорошо, значит, попробует поступать в консерваторию...
Как бы мне хотелось, чтобы Женя услышал, как Женя играет! Ее тоже зовут Женя...