MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CB5DC0.9C683490" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01CB5DC0.9C683490 Content-Location: file:///C:/D10444C8/mench.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
КИНО
ДЛЯ ВСЕХ
(Россий=
;ская
газета, 16
сентября 2010г.)
|
Владимир
Меньшов |
&=
#1059;преки
в потакании
массовым
вкусам, жела=
085;ии
делать кино
для всех, а
не для «тех,
кто
понимает»,
Меньшов уже
привычно
оставляет без
внимания, а
нападки со
стороны некотор=
099;х
коллег объя
=
89;няет
элемеl=
5;тарной
завистью к
обладателю «Оскара&ra=
quo;.
Ворчание
«подлинных знатоко
=
74;»
с лихвой
компенсируk=
7;тся
зрител=
;ьской
любовью. Что
еще нужно
автору, чтоб=
099;
не впасть в
уныние и
не потерять
веру в себя?
&la=
quo;Публика
— не дура»
—Общаясь с
прессой, люд=
080;
театр&=
#1072;,
кино, вообще
все, кто
что-то созда=
077;т
для массово
=
81;
аудитории, свои
творческие
достижения
удост=
оверяют
кассовыми
сборами. Но с=
1072;ми
понимают, чт=
086;
успех у широ&sh=
y;ких
трудящихся
масс
вообще-то не=
076;орого
стоит. Незря
в их среде =
073;ытует
сентенция:
«Публика =
212; дура».
А по-вашему—=
;нет?
Эта
сентенция —
для
актерских буфето=
1074;.
С годами во
мне укрепля­=
;ется
понимание,
что успех
имеет =
1088;азные
градации.
Бывает успе
=
93;
на пр&=
#1077;мьере,
успех на
фестивале, у=
089;пех в
своей
стране... Но
когда этот
—Не
только
критики, но и
неко
=
90;орые
вишl=
0;
коллег», мяг=
ко
скажем,
невысоко
оценили ваш
=
91;
кар
=
90;ину
«Москва
слезам не
верит». Зависть,
вы думаете?
—Ну,
наверное, не
без этого.
Мне передk=
2;вали
репризы из
кулуаров: «Я
десять лет
известному
режиссеру кофе на п=
1083;ощадке
подношу, маш=
080;ну мою,
чтобы
получить
самостоятельную
постановку, =
072;
этот пришел и с
первого раз
=
72;
попал в
«десятку».
Убил
бы!..»
—Мне
кажется, это
слишком
простое
объяснение.
Уверен: ни
Сокур&=
#1086;в,
ни
Герман-стар
=
96;ий
вам не за=
074;идуют.
У них свое
кино, у вас =
212; свое.
Делить вам
нечего.
=
212; =
071;
очень долго
думал о том,
что пр=
1086;изошло
после
премьеры
фильма «Москва
слезам не
верит». Он
был и=
1079;умительно
принят
публикой, и
катk=
7;горически
отвергнут
кинематог=
рафист=
1072;ми
и критиками.
И вот к как
=
86;му
парадоксалn=
0;ному
выводу я пришел: мне
не простили
именно успеха у
публики. В
нашей
кинематог=
рафиче=
1089;кой
среде это
было тогда =
087;ризнаком
дурного тон
=
72;
— завоевать любов=
100;
зрителей.
Художествеl=
5;ная
интеллигенm=
4;ия
в ту пору
была сплошь
проникнута
диссидентсl=
2;ими
идеями.
Пребывала в
уверенност=
и,
что в этой
стране
сейчас все
пло
=
93;о,
а станет еще
хуже. И фильм,
в ко
=
90;ором
героиня
делает
карьеру от р=
072;бочей
до директор
=
72;
завода и в
конце концов
даже находи
=
90;
личное счас­=
;тье,
был
воспринят
как
воспевание советс=
1082;ого
образа жизн
=
80;,
что наша кинема&=
#1090;ографическ=
;ая
элита счита­=
;ла
просто
предательсm=
0;вом
по отношению к
идеалам,
которые она
проl=
7;оведовала.
Это дикое,
несообраз=
ное
проникновеl=
5;ие
политики в
—От вас
нередко
приходится
слышат=
;ь,
что кинемат&=
#1086;графисты
не отклиl=
2;аются
на запросы
общес=
тва.
Что такое
запросы общ
=
77;ства"?
Вам они
ведомы?
—=
047;апросы
общества —
это такая же
таинственнk=
2;я
вещь, как
талант или обаяни
=
77;.
Режиссер до
=
83;жен
чувс=
1090;вовать,
чего сейчас
хочет зритель. В
этом смысле
он должен ид=
090;и
от
него на
полшага впе
=
88;ед.
Чтобы, посмотрев
фильм,
человек
воскликнул:
«Боже, я ведь
сам об этом
дума=
1083;!,
но не умел
сказать!»
—Снимая «=
Москву»,
вы были увер=
077;ны, что
это и есть
самое
заветное =
078;елание
советского
человека =
212; заснуть k=
4;
одной жизни,
по всем приk=
9;накам
незадавшейl=
9;я,
а через двад&sh=
y;цать ле&=
#1090;
по звонку
будильника
=
87;роснуться
в другой, более
счастливой?
=
212; =
Сейчас =
1103;
понимаю, что
тогда меня
волновала
проблема:
человек и время.
Я видел
вокруг себя
немало сломанных
судеб или,
наоборот, ра&sh=
y;кетой в&=
#1079;вившихся
карьер.
Видел, как
к одному
человеку
почему-то привяз=
1099;ваются
несчастье з
=
72;
несч=
072;стьем,
другой же, не
прилагая особых
усилий,
шагает по
жизни победите&=
#1083;ем.
Я дружил со
многими ребята&=
#1084;и
с курса
Высоцкого и
помн=
102;,
как они в 65-м
году
сокрушенно ставил&=
#1080;
на его судьб=
077;
крест:
спился, выгнали из
театра, снял=
080;
с эпизодической
роли в кино... И
представитn=
0; было
невозможно
ту
необъятную славу,
которая
пришла к нем=
091;
через 10—15 лет=
;,
и все
повороты
судьбы, кото=
088;ые
произошли с
ним за эти годы,
включая и же=
085;итьбу
на недосяга=
;емой
Марине Влад
=
80;.
И в сценарии
Валентина
Черных я
почувство=
вал
возможностn=
0;
снять фильм,
кот
=
86;рый
я сам давно
хотел посмо
=
90;реть.
Показал
сценарий
моим друзья=
;м,
выдающимся
кинодраматm=
1;ргам
Юлию
Дунскому и
Валерию Фриду,
они в один го=
1083;ос
сказали: «Это вс&=
#1077;
мятый пар,
поищи что-нибудь
другое». Но
интуиция мн
=
77;
подl=
9;казывала,
что может
получиться нужное
сейчас кино.
«Никто в
наш проект вкладыв=
072;ться
не стал»
—Гl=
6;д
назад вы,
кажется,
затевали какой-то
костюмный
фильм не из
нашей жизни. =
1059;далось
его снять?
=
212;Нет,
существует
только
двадцатипятиминm=
1;тный
отрывок, по
которому
видно, что
могло бы
получиться
хорошее кин
=
86;.
Не
получилось.
—Пl=
6;чему?
—Де&=
#1085;ьги
кончились.
—Вы снима=
ли
на деньги
госбюдже=
та?
—=
063;астично
на них,
частично — н=
072;
деньг=
1080;
Первого кан
=
72;ла.
Думал, сниму
небольшой
кусочек,
покажу его, произв&=
#1077;ду
благоприятl=
5;ое
впечатление на
спонсоров, и
они добавят денег.
Мне очень
нравится
пьеса. По
ней я хотел
сделать
мюзикл.
—А
=
95;то
за пьеса?
—Она
называется
«Олимпия». Е=
077;
сочинил
крупный
венгерский
=
76;раматург
Ференц
Мольнар,
которого м
=
85;ого
ставили по
всему миру в
20—30-е
годы. В
Венгрии его
очень ценят, он там
считается
классиком.
«Снимат=
100;
«Интердевоm=
5;ку»
я
отказался»
—Вk=
2;ш
фильм
«Зависть
богов» вышел на
экраны
десять лет
назад. С тех пор
режиссерскl=
0;х
работ у вас не было.
И вообще, у
вас большие
пау
=
79;ы
между
картинами. В=
099;
это как объясняетk=
7;?
—Ун&=
#1080;версальног=
;о
объяснения
этомm=
1;
нет. Причины,
по которым я
ничk=
7;го
не снимаю, в
каждом
случае раз
=
85;ые.
Например,
пауза между
—В
этом случае —
почему?
—Потому
что в стране
началась пе­=
;рестрой=
082;а.
—Странно.
Как раз в это
время Тодоровск
=
80;й
снял
"Интердевоч=
;ку»,
Пичул
выпустил
«Маленькую Веру», Говор=
ухин
разразился
публиц&=
#1080;стическим
манифестом
"Так ж&=
#1080;ть
нельзя».
Когда
ослабла
цензура, стk=
2;ло
можно
свободней
выска&=
#1079;ываться,
касаться
ранее запре
=
90;ныхтем,
вы, наоборот,
замолчали. Почему?=
i>
—Не знал,
что сказать,
не знал, к ком&=
#1091;
адресоватьl=
9;я.
«Интердевоm=
5;=
082;у»,
кстати,
первому
предлагали мне. Я
прочитал
сценарий и
брезгливо
отложил.
—Нk=
7; вдохновило
занятие
героини?
—И
занятие
героини, и
отношение автора
к этому.
Романтизирl=
6;вать
проститутl=
2;у—
это свойств
=
86;
либо н&=
#1072;ивных
мальчиков,
либо подлецов. В
эту
профессию
идут девушк
=
80; определен&=
#1085;ого
сорта —
глуповатые,
малообразоk=
4;анные
и отнюдь не скло&=
#1085;ные
к
возвышенныl=
4;
меч
ведь не от
нужды нашла
себе это занятие.
Она не
Сонечка
Мармеладова. Хотя
и Сонечки
Мармеладовl=
6;й,
како=
1081;
описал ее
Достоевскиl=
1;,
в российской
реальности
тоже не было =
span>никогд&=
#1072;,
это красива=
03;
выдумка Федора
Михайловичk=
2;.
—И все же,
тогда
появилась
какая-н=
икакая,
но свобода.
Неужто не
—Соблазн
=
86;в
было полно.
Самый глав&=
#1085;ый
из них —
поскорее
запе
=
95;атлеть,
как в нашей
жизни проис­=
;ходят
немыслимые
перемены, сл=
091;чаются
удивительнm=
9;е
метаморфозы. Еще
год назад
этот челове
=
82;
кри
=
95;ал
на
заседаниях
обкома: «Не
выполнишь
план —
положишь
партбилет н
=
72;
стол!» А
теперь он с
тем же =
темпераменm=
0;ом
рапортует
американскому
конгрессу: «=
057;
гидрой коммунизма
в России
покончено!»
Публи=
094;истика
кое-как еще
успевала об­=
;работа=
1090;ь
все это, а
художествеl=
5;ное
кино, &=
#1103;
считаю, было
просто не в
силk=
2;х
осмыслить
происходивm=
6;ее,
на с
=
90;олько
стремительl=
5;о
менялась жизнь.
Мне очень
хотелось
высказаться об
этом период
=
77;,
но я не успевал его
ухватить.
—Но «Ш=
1080;рли-мырли»
тоже ведь были ед&=
#1074;а
ли не первым
кино-откликом на
перемены,
происходивm=
6;ие
в нач&=
#1072;ле
ельцинской
эпохи. Переl=
9;тройку
вы, значит, не
«ухватыва=
ли»,
а «лихие
девяностые&raqu=
o; —
запр=
1086;сто,
с
легкой душо
=
81;?
—То, что
ныне
именуется
«лихими девяно=
089;тыми»,
было
логическим продолжени=
1077;м
перестройкl=
0;,
впеча=
090;ления
от которой у
меня к тому времен=
1080;
уже успели
отстояться.
Их за&=
#1082;репили
новые
события,
подсказавшие жан
=
88;
«Ширлей-мыр
=
83;ей»:
фарс. Это, я
думаю, самая
верная форма, в
которой
можно
отразить ту эпоху.
Не трагедия,
не драма и
даже не коме=
076;ия.
Именно фарс.
Фильмом «Ширли-=
мырли»
я горжусь.
Когда сегодня
его
показывают
по телевиз=
;ору,
я поверить н=
077;
могу, что мне <=
span
style=3D'letter-spacing:-.4pt'>удалос=
1100;
поднять
такую махин
=
91;.
«Сег&=
#1086;дня
режиссер — никто.
Снималыцик&raqu=
o;
—В
=
89;оветские
времена вам
легче =
1088;аботалось?
—Нет,
тяжелее. Нес=
086;мненно,
тяжелее
—Вы
цензуру им
=
77;ете
в виду?
—Я имею в
виду все, что
мешало снимать
кино.
—Но на
него тогда
хотя бы
деньги были.
Вы сняли
всего пять
картин, из
них в новые
времена — т=
086;лько
две. Эт&=
#1086;
за последни
=
77;
пятнадцать лет.
—Нm=
1;,
по части
вкусовых
провалов фильм
«Ширли-мырл
=
80;»
был критиками
признан чут=
00;
ли не рекорд&sh=
y;сменом.<=
/span>
Это н&=
#1077;
высокая
комедия.
—Нm=
9;нешний
продюсерскl=
0;й
дикт
=
72;т
сильнее и
беспощаднеk=
7;
былого цензорскоk=
5;о
диктата?
—Я
не решился б=
099;
сравнивать. =
042;
ценз=
086;рском
диктате тож
=
77;
много было
дурости. Но
раньше
главной фигуро&=
#1081;
в
кинопроизвl=
6;дстве
был р=
1077;жиссер.
И спорили с
ним, и убеждали
его, и
угрожали ем
=
91;
по-всякому, и от
картины
отстраняли,
но от &=
#1090;ого,
какую
позицию
займет режи
=
89;сер,
зависело
многое.
Теперь же режиссер
— никто.
Снималыцик.
Работ=
1072;ет
компания
продюсеров,
которые пиш
=
91;т
сценарий,
нанимают ак­=
;теров,
оператора,
художника,
комп=
1086;зитора.
Режиссер
приходит,
чуть &=
#1083;и,
не в
последний
день. И едва
он взбрыкн
=
91;л
— с ним без
всяких переживани=
1081;
расстаются, =
080;
буквально тут же
приходит
другой
режиссер. Это
оскорбителn=
0;но.
Это
неправиль=
но. И это
категоричеl=
9;ки
не соответствует
моим
представлеl=
5;иям
о про&=
#1092;ессии
режиссера. Я
воспитывался в
понимании,
что режиссе
=
88;
определяет
лицо картин
=
99;,
от него иду=
090;
импульсы
всем
остальным — =
080;
актер=
072;м,
и оператору,
и художнику, =
span>и
композиторm=
1;.
А сегодня вс=
077;
решает
продюсер. И
он
разговаривk=
2;ет
с реж&=
#1080;ссером
через губу.
«Кинем=
;атограф
станов=
;ится
все более
—Вы где-то
сказали, что
потеряли стимул
снимать кин
=
86;.
А раньше, в чем он=
был.?
— =
057;тимул
был в
зрителе.
Начиная придумыва
=
90;ь
картину, я
всегда держал в =
голове
полный
зрительный
зал, который
вместе со
мной переживает,
вместе со
мной думает, =
span>вместе
со мной
смеется,
вместе со мной
грустит.
Управление
этим залом было
мощным стим
=
91;лом
для работы. А
нынешний за
=
83;,
каким он сф=
086;рмировался
в
постсоветсl=
2;ую
эпоху,
меня просто
приводит в
ото
=
88;опь.
Это кучками
сидящие
подростки,
которые
пришли поту
соваться, погово=
1088;ить,
погрызть
попкорн, попить
кока-колу и
заодно — как
бы между
делом —
посмотреть
кино. Н&=
#1080;кого
старше ЗО ле=
090;
там практич
=
77;ски
не бывает.
Зал —
современныl=
1; по
оснащению, н=
086;
как бы ни
приспособленный
для того,
чтобы в нем
пок
=
72;зывать
«Восемь с
половиной».
На эк=
1088;ане
кто-то
обязательнl=
6;
должен бежать,
кого-то
догонять, в
кого-то стр=
077;лять
— и тогда
работают вс
=
77;
звуковые эф
=
92;екты,
все эти 20—30 разбросанl=
5;ых
по залу
передатчи=
ков или
как они там
называются: чтобы
ты, сидя в
кресле,
оглядывал=
ся,
когда сзади
тебя поезд
грохочет. А если
звук идет
только с
экрана, зритель
чувствует
себя как бы
обделенным,
обсчитанныl=
4;.
—&=
#1042;ы
думаете,
фильм
«Восемь с по&sh=
y;ловиной&ra=
quo;
от озвучани=
03;
в системе «Dolby» все
признаки шедевра?
—Дело
не в
технологичk=
7;ских
ухищ
=
88;ениях.
Вон Кэмерон
своим «Ават
=
72;ром» пр&=
#1086;демонстрир=
;овал
возможнос=
ти
формата ЗО —
и что? Это
кино можно
посмотреть
один раз— для
ознакомленl=
0;я
с
технологичk=
7;скими
диковинкамl=
0;,
но
обращаться к нему
опять и опят=
100;
едва л и кто
ста
=
85;ет.
А «Восемь с
половиной»
=
80;
друk=
5;ие
мои
любимейшие
фильмы в сов&sh=
y;ременн=
1099;х
залах с их
подростковl=
6;й
ауди=
090;орией
явно «не
катят». Поэт=
086;му
кинематогрk=
2;ф
становится
все бо=
1083;ее
и более
развлекатеl=
3;ьным.
А этим я нико=
1075;да
не хотел
заниматься.
Если бы я
сейчас
выбирал про­=
;фессию,
то, наверное,
не стал бы ки&s=
hy;норежи=
1089;сером.
Нет, хоронит=
100;
кинематограф,
думаю,
рановато. Он
буд
=
77;т
развиватьсn=
3;,
осваивать
новые
технологичk=
7;ские
и
художествеl=
5;ные
горизонты. Н=
086;
жить в эту
пору =
1087;рекрасную
мне, скорее
всего, не придет=
1089;я,
поэтому я
чуть-чуть
грустен.
Хотя все
равно не
оставляю на­=
;дежды
снять кино и
сейчас
работаю над
сценарием.