Геннадий ЛЫСЯКОВ: Свой среди любых…
Геннадия
Лысякова часто можно увидеть в различных уголках Камчатки с кинокамерой (не
путать с видеокамерой). И всякий раз, встречая этого бородатого, густо
седеющего человека, удивляешься его непоседливости и умению бывать в дальних
краях в наше скупое для творческих командировок время.
|
Живет-то он в
Хабаровске, а снимать больше всего любит на Камчатке. Конечно, бывает и в
других местах Дальнего Востока, но именно на Камчатке, по его признанию,
чувствует себя уютнее всего. Естественно, когда было принято решение о
проведении в Петропавловске регулярных теле-, кинофестивалей (раз в два года)
«Живая вода», Геннадий Лысяков начал бывать на полуострове еще чаще.
Очередной, третий
по счету теле-, кинофестиваль «Живая вода» откроется в Петропавловске 7
сентября 2005 года. Дата определена после переговоров дирекции фестиваля с
областной администрацией. Теперь началась длительная и хлопотная пора
подготовки к фестивалю.
Сейчас
документальное кино в России на подъеме, собственно, как и художественное,
особенно телевизионные сериалы, сделанные относительно малыми бюджетами. В этой
связи в стране проводится много фестивалей документалистов, в этом ряду не
последнее место начинает занимать и наш фестиваль «Живая вода». Он прошел уже
дважды, и второй раз, в прошлом году был многолюдным, с большим количеством
участников. Теперь перед дирекцией фестиваля стоит задача сделать его открытым,
иными словами – международным. Ведь вода – один из символов жизни, тематика
здесь самая широкая, поэтому участвовать могут и должны многие, в том числе
иностранные деятели документального кино.
Отрадно заметить,
что целых три фильма, удостоенных наград нашего фестиваля, позже стали
лауреатами других кинофорумов. Это говорит о профессиональном уровне наших
участников, объективности нашего жюри и высокой планке отбора фильмов. Таким
образом, фестиваль «Живая вода» как бы прошел внешнюю экспертизу, и
фильмы-лауреаты, ставшие победителями в других городах, это подтверждают.
Теперь,
определившись со сроком проведения следующего фестиваля «Живая вода», дирекция
загодя начинает работу по поиску учредителей и спонсоров, с администрацией и
авторами фильмов. В принципе, на Камчатке некоторые предприятия и учреждения
уже изъявляют желание стать спонсорами этого форума, или же учредителями своего
специального приза.
Отвечая на вопросы
о подготовке к следующему фестивалю, Геннадий Лысяков, в частности, сказал:
- Теперь мы
разошлем от Союза кинематографистов по стране, по нашим филиалам и отделениям
объявления о фестивале. Просим сайт в Интернете, где тоже постоянно будет
обновляться информация, киноцентр «Октябрьский» начнет в этом направлении
работать. Идет разговор и о штатном расписании для дирекции фестиваля, потому
что до сих пор люди занимались этим добровольно. То есть подготовительная
работа началась за год до фестиваля. Плюс работаем с потенциальными
учредителями и участниками. Тот же «круглый стол» по работе фестиваля, его
итогам, можно организовать гораздо лучше, нежели в прошлом году. Тогда на него
собрались, как вы помните, практически только сами участники фестиваля. А могли
бы прийти ученые, публицисты, а не только новостийные журналисты, одним словом,
те, кому это нужно, интересно. Хорошую идею подал Сергей Вахрин: обязательно
войти в контакт с управлением образования, с их учреждениями. Ведь во время
фестиваля можно приводить на показ учеников, студентов, чтобы они увидели
лучшие фильмы. А хорошие фильмы будут. Я уже отобрал несколько на других
фестивалях. На Байкале взял фильм: подводные съемки, наблюдения за животными,
между которыми идет борьба за существование. Так здорово, мастерски! Сделать
такой показ – принципиально важно на Камчатке.
Геннадий Лысяков
добавил, что они, дирекция фестиваля, не гонятся за дорогими призами, потому
что больше всего ценится сам диплом, а приз – только приложение к нему. Даже
диплом участника о том, что он был допущен к фестивалю, уже звучит, а уж диплом
лауреата – тем более. Просмотр и отбор фильмов уже начался. Таким образом, тем
камчатцам, которые пожелают участвовать в фестивале, необходимо всерьез
заняться изготовлением фильмов или же отдать готовые в дирекцию, а именно –
Татьяне Филатовой, можно – Сергею Вахрину, который передаст работы по
назначению. Носитель – обычная кассета VHS, потому что фильм передается только
для просмотра и предварительного отбора. Объем работы – любой, но вообще надо
придерживаться стандарта – 30 минут, или же должен быть полнометражный фильм.
Тематические рамки фестиваля очень широкие, в принципе должна отражаться судьба
людей, живущих «у воды, в воде и над водой», как шутит Геннадий Лысяков.
Получается, что тема безбрежна, ведь даже сам человек, его тело состоит на 70
процентов из воды. От воды, ее чистоты зависит и жизнь человека, и вообще жизнь
планеты. На воде, по сути, держится любое производство. Одно в работе не должно
присутствовать, иначе ее не возьмут на фестиваль: не надо лить воду, чтобы
раскрыть тему. Все должно быть живо, интересно, компактно, профессионально,
потому что уровень этого фестиваля будет чрезвычайно высок, отбор станет
жестче. Поставьте себе цель обязательно добиться гран-при, и вы сделаете
хорошее документальное кино.
Пользуясь встречей
в Петропавловске с председателем Дальневосточного филиала Союза
кинематографистов России, секретарем правления Союза кинематографистов России
Геннадием Лысяковым, автор задал ему несколько вопросов.
- Геннадий
Никифорович, откуда у вас такая удивительная любовь, привязанность к нашей
Камчатке?
- В свое время я
работал на полуострове, проработал здесь лучшие годы своей жизни, больше 30 лет
был корреспондентом кинохроники по северо-востоку, а база была именно здесь, на
Камчатке. Но так еще получилось, что, работая на кинохронику – «Новости дня»,
«Дальний Восток», «Фитиль», «Советская Россия», я снимал фильмы документальные.
Фильмы были публицистические, были, скажем так, научно-популярные. Когда был
корреспондентом, то работал и кинооператором, а когда уже берешься за фильм,
тогда выступаешь как режиссер и оператор. Около 30 фильмов снято с моим
участием о Камчатке, в них я выступал как режиссер и оператор.
А потом в силу
определенных причин работал в Дальневосточной студии кинохроники руководителем
студии и возглавляю ее уже довольно длительное время. Раньше было на Дальнем
Востоке отделение Союза кинематографистов, а сейчас это филиал союза
кинематографистов России, я им сейчас руковожу. Поэтому моя активная
непосредственная творческая работа по созданию фильмов отодвинулась на второй
план. И вообще сейчас малокартинье, государство плохо выделяет средства на
создание документальных фильмов. И это же требует времени, времени, времени. А
работа в Союзе тоже требует времени. Дальний Восток – он большой: от Чукотки до
Находки и до Байкала, это моя зона деятельности. Опять же, проводим
кинофестивали всевозможные. Потом мы регулярно показываем новые фильмы членам
Союза кинематографистов, у нас их 15 человек во Владивостоке, 17 в Хабаровске,
4 здесь, время от времени я выезжаю с программой фильмов, чтобы они могли
видеть, что делается на тех же фестивалях, потому что поехать на фестивали в
Москву сейчас редко удается.
- Почему так
мало членов Союза? Я почему-то ожидал, что в том же Владивостоке, в Хабаровске
их гораздо больше.
- Должен вас
разочаровать, а может, наоборот порадовать. В Союз кинематографистов вступить
было сложнее, чем в КПСС. Профессиональный союз, это вам не Союз журналистов.
Наш союз организован в 1960 году, и на сегодняшний день в нем всего 4,5 тысячи
членов. Всего, по всему бывшему СССР. Очень был строгий отбор. Принимали
режиссеры – режиссеров, операторы – операторов, сценаристы – сценаристов. У нас
в Хабаровске одна режиссерша работала, так она пыталась 20 лет вступить в Союз,
и всякий раз отборочная комиссия, когда рассматривала ее работы, заворачивала
их. Писал крайком рекомендательные письма, все равно не помогало. А потом не
забывайте: на Дальнем Востоке было две профессиональные студии:
«Дальтелефильм», которая снимала кино для телевидения на кинопленке 35 мм, и
«Дальневосточная студия кинохроники». Поэтому были жесткие рамки.
- Что
изменилось сейчас?
- Сейчас, конечно,
все изменилось. Во-первых, Союз стареет. Во-вторых, на кинопленке снимают все
меньше и меньше, стараются снимать на видео. Это дешевле, быстрее, а потом
студии телевидения работают сейчас на видео. Здесь проблема. Вы сами делаете
телевизионные очерки, фильмы, знаете. Как принимать кинооператора в союз
профессионалов, если он не работал с кинопленкой? Он работает на видео, а видео
– автомат, на нем очень трудно проявить операторское мастерство. Режиссеров
можно принимать, и мы их принимаем. Сценаристов, продюсеров принимаем. Я бьюсь
за то, чтобы на ДВ омолаживать союз, но мало интересных работ. Мало. Если
говорить откровенно, в КАО на телевидении принимать некого, нет серьезных
работ, в Петропавловске два человека есть, которых сейчас готовим, но нужны
свежие работы. Такая же проблема в Хабаровске, Владивостоке, хотя, казалось бы,
каналов много, но все работают на информацию. Со сценаристами очень тяжело. И,
тем не менее, наш Дальневосточный филиал Союза кинематографистов – не самый
маленький, такой же в Сибири. Только на Урале побольше, потому что там
Свердловская киностудия, их там 120 человек.
- Сейчас вы
надолго на Камчатку прилетели?
- Нет, вот улажу
дела с предстоящим фестивалем «Живая вода» и вернусь в Хабаровск. Дела не
бросишь, а их очень много. Хочу пожелать всем камчатским потенциальным
участникам фестиваля серьезного и ответственного подхода к созданию фильмов.
Дерзайте, друзья, берите планку выше, и у вас получится. Дальнему Востоку очень
нужны свежие, талантливые кадры в телевизионной и кинодокументалистике.
Счастливо поработать! Думаю, встретимся еще до фестиваля «Живая вода», а уж на
фестивале – точно.
Александр СМЫШЛЯЕВ
Дата публикации: 2004-11-17
www.kamvesti.ru