MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CC8CE5.DC535530" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01CC8CE5.DC535530 Content-Location: file:///C:/25D8CB21/lioznova.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
В Москве
умерла
режиссер
Татьяна
Лиознова

В
Москве 1
октября
состоялось
прощание с н=
072;родной
артисткой
СССР,
кинорежиссk=
7;ром
Татьяной
Лиозновой
Церемония
прошла в тра=
091;рном
зале
Клиническоl=
1;
больницы
управления
делами
президента
России.
На прощании
присутствоk=
4;али
лишь родные =
080;
близкие
покойной -
всего около 30
человек.
Несмотря на
то, что многи=
1077;
официальныk=
7;
лица и
организациl=
0;,
включая Дми
=
90;рия
Медведева,
прислали
венки, котор=
099;е
были
положены к
гробу,
церемония
обошлась бе
=
79;
официальныm=
3;
речей.
Отпевание
Татьяны
Лиозновой
прошло в
храме
святого
мученика
Трифона. В
соответствl=
0;и
с последним
распоряженl=
0;ем
покойной, ее
тело будет
кремированl=
6;.
Прах
захоронят н
=
72;
Донском
кладбище Мо
=
89;квы
на девятый
день после
смерти.
Татьяна
Лиознова
умерла на 88-м
году жизни 29 с=
ентября.
За свою
карьеру
кинорежиссk=
7;ра
она сняла
девять
фильмов,
каждый из
которых
вошел в исто=
088;ию
отечественl=
5;ого
кинематогрk=
2;фа.
Самые
известные
работы
Лиозновой -
кинофильмы
"Три тополя
на Плющихе"
=
80;
"Карнавал", k=
2; также
многосерийl=
5;ые
телефильмы
"Мы, нижепод
=
87;исавшиеся"
и
"Семнадцать
мгновений
весны".Татьян=
;а
Лиознова
родилась в Москk=
4;е
20 июля=
span>
1924
года в
семье Моисе=
03;
(Михаила)
Александроk=
4;ича
и Иды
Израилевны Лиозновы
=
93;.
После
школы
Татьяна
Лиознова
поступила в М=
осковский
авиационныl=
1;
институт,
но проучила
=
89;ь
там всего
один семест
=
88;,
после чего
поступила в
=
86; В=
ГИК
на курс С=
. А. Герасимl=
6;ва
и Т=
. Ф. Макаровl=
6;й.
По окончани
=
80;
пробного
семестра
педагоги ре
=
96;или
её отчислит=
00;,
так как
сочли, что у
неё
небольшой
жизненный о
=
87;ыт
и что его
недостаточl=
5;о
для
профессии р
=
77;жиссёра.
Однако
Татьяна
Михайловна
смогла
убедить
педагогов в М=
олодая
гвардия
В <=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1949
году
Лиознова
окончила
режиссёрскl=
0;й
факультет В=
ГИКа,
получив
диплом с
отличием. Её
распределиl=
3;и
на к=
иностудию
им. М.
Горького,
но тут же уво=
1083;или
из-за пятого
пункта – в
стране шла
борьба с
космополитl=
0;змом.
Неско=
;лько
лет она
работала
ассистентоl=
4;
режиссёра н
=
72;
фильмах С=
. А. Герасимl=
6;ва.
Участвовалk=
2;
в создании
фильмов «=
Молодая
гвардия»
(как
режиссёр-пр
=
72;ктикант
по работе с
актёрами,
«Таинственl=
5;ая
находка»,
«Земля и люд=
080;»
(второй
режиссёр).
В эти
годы совмес
=
90;но
с С=
. И. Самсоноk=
4;ым
Лиознова по
=
89;тавила
в т=
еатре
им. Евгения
Вахтангова
спектакль
«Седая деву
=
96;ка».
Вместе сl=
6;
своим
сокурсникоl=
4;
В. Беляевым
Лиознова
написала
пьесу
«Голубая
звезда», кот=
086;рая
была
поставлена
=
74;
Московском
ТЮЗе[.
Татьян=
;а
Лиознова
преподавалk=
2;
во В=
ГИКе
и вместе с Л=
. А. Кулиджаl=
5;овым
руководила
режиссёрскl=
6;-актёрской
мастерской.
С
момента
создания
принимала
участие в
работе (в
качестве
Члена
Комитета) А=
нтисионистl=
9;кого
комитета
советской о
=
73;щественнос=
1090;и
(АКСО).
В 2008
году
приняла
участие в
подготовке
издания кни
=
75;и
«А=
втограф
века».
Татьян=
;а
Лиознова не
была замуже
=
84;,
у неё
осталась пр
=
80;ёмная
дочь.
29 сентября 2011 года
умерла в
Москве посл
=
77;
продолжитеl=
3;ьной
болезни на 88-м
году жизни[.
Татьяна
Лиознова
похоронена
на Д=
онском
кладбище.
· =
о=
рден
«За заслуги
перед
Отечеством&raqu=
o;
III степени (20
июля 1999 года) —=
; за
выдающийся
вклад в
развитие
киноискуссm=
0;ва
· =
орден
«За заслуги
перед
Отечеством&raqu=
o;
IV степени (20
июля 2009 года) —=
; за
большой
вклад в
развитие
отечественl=
5;ого
кинематогрk=
2;фического
искусства и =
084;ноголетнюю
творческую
деятельносm=
0;ь
· =
о=
рден
Почёта (9
марта 1996
года) — за
заслуги
перед
государствl=
6;м,
многолетнюn=
2;
плодотворнm=
1;ю
деятельносm=
0;ь
в области ку=
083;ьтуры
и искусства=
[12]
· =
о=
рден
Трудового
Красного
Знамени[13]
· =
о=
рден
Дружбы
народов[14]
· =
о=
рден
Октябрьскоl=
1;
Революции
(1982)[15]
· =
н=
ародный
артист СССР
(1984)[2][3]
· =
н=
ародный
артист РСФС
=
56;
(1974)[14]
· =
з=
аслуженный
деятель
искусств
РСФСР (1969)[16]
· =
Специал=
00;ный
приз
Президента
Российской
=
60;едерации
«За
выдающийся
вклад в
развитие
российскогl=
6;
кино» (12 июня 2000
года)[17]
· =
Г=
осударствеl=
5;ная
премия РСФС
=
56;
имени
братьев
Васильевых
(1976) — за
многосерийl=
5;ый
телевизионl=
5;ый
художествеl=
5;ный
фильм
«Семнадцатn=
0;
мгновений в
=
77;сны»
1.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1958
— П=
амять
сердца
2.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1961
— Е=
вдокия
3.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1963
— И=
м
покоряется
небо
4.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1965
— Р=
ано
утром
5.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1967
— Т=
ри
тополя на
Плющихе
6.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1973
— С=
емнадцать
мгновений
весны
7.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1980
— М=
ы,
нижеподписk=
2;вшиеся
8.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1981
— К=
арнавал
9.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1986
— К=
онец
света с
последующиl=
4;
симпозиумоl=
4;
1.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1981
— К=
арнавал
2.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1986
— К=
онец
света с
последующиl=
4;
симпозиумоl=
4;
1.&n=
bsp;
<=
span
style=3D'color:windowtext;text-decoration:none;text-underline:none'>1998
— Н=
овейшая
история.
Семнадцать
мгновений в
=
77;сны
25 лет спустя<=
/a>
(документал=
00;ный)
1.&n=
bsp;
1952 —
«Седая
девушка», п=
о
пьесе Хэ Цзин=
;чжи
и Дина
Ни
(совместно с С=
ергеем
Герасимовыl=
4;
и С=
амсоном
Самсоновым)[18] —
Т=
еатр
Вахтангова
Из
неопубликоk=
4;анного
интервью
Лиозновой: "
=
42;
роли
Штирлица я
хотела снят=
00; Гомиашви
=
83;и,
потому что
любила его"
07 октября 2011
Сег=
;одня
девять дней
со дня смерт=
080;
великого
режиссера
Татьяны
Михайловны
Лиозновой,
снявшей
"Семнадцать=
; мгновений
весны", "Три
тополя на
Плющихе", "Кk=
2;рнавал"
и другие
замечательl=
5;ые
фильмы..
<=
/a>
=
Я
гостила дом
=
72;
у Татьяны
Михайловны
после того,
как она
прошла
реабилитацl=
0;ю
в Цен=
;тре
Дикуля
=
80;
стала снова
ходить.
Помогли наш
=
80;
читатели, он=
080;
собирали
средства,
чтобы
поставить н
=
72;
ноги
любимого
режиссера.
Говорили мы =
089;
ней на разны=
077;
темы. Она с
любовью
вспоминала
=
89;воих
актеров,
молодость.
Теперь,
слушая эти з=
072;писи,
не могу
поверить, чт=
086;
Татьяны Мих
=
72;йловны
больше нет...
«Тихонова
наградили, а
меня нет!»
- Татьяна
Михайловна,
самый ваш
легендарныl=
1;
фильм -
«Семнадцатn=
0;
мгновений
весны». Но Ти=
1093;онова
ведь вы не
сразу
приняли?
- Нет. Я хотела
снимать
=
40;рчила
Гомиашвl=
0;ли.
Я любила
этого актер
=
72;.
У меня с ним
был роман...
Мне хотелос=
00;
его снимать.
Я видела в
нем фактуру.
Но выcшее
руководствl=
6;
запретило
снимать в
роли русско
=
75;о
разведчика
грузина.
Категоричеl=
9;ки!
Гомиашвl=
0;ли
на меня
обиделся и
вообще уеха
=
83;
из Москвы в
Тбилиси.
Больше мы не
общались.
Хотя он мне
до самой
своей смерт
=
80;
присылал
гостинцы... А
на Штирлица
был
утвержден
Слава
Тихонов.
- Сыграл
Тихонов,
конечно,
великолепнl=
6;.
У него мало
слов, но
какие глаза!
- Я придавала
большое
значение
каждому взг
=
83;яду.
Прежде всег
=
86;,
чтобы артис
=
90;
точно знал, о
чем его геро=
081;
думает в это=
090;
конкретный
миг в кадре и
как эта мысл=
100;
должна
отобразитьl=
9;я
на его лице.
- С Тихоновым
работать
было сложно?
- Нормально.
Он каждый
день
снимался, и
каждый день
нужно было
знать текст.
И это немало.
И только оди=
085;
раз Тихонов
появился на
площадке, не
зная слов. Я
всегда прих
=
86;дила
с операторо
=
84;
в съемочный
павильон пе
=
88;вой.
Мы с ним
заранее
выстраивалl=
0;
мизансцены.
Укладывалиl=
9;ь
рельсы для
камеры, и я пр&=
#1086;игрывала
всю сцену
сама. А
оператор ка
=
82;
бы на мне
учился, как
ему лучше
снимать. И во=
1090;
я проиграла
сцену
Тихонова с
пастором (Пл=
103;ттом)
и велю
впускать
артистов.
Актеры зашл
=
80;
в павильон,
сели, я за
камеру и
говорю Тихо
=
85;ову:
«Давайте
почитаем
текст». Но
тут оказыва
=
77;тся,
что тексm=
0;
Слава не
знает. Я была
так
ошарашена
этим, но не
хотела сраз
=
91;
создавать
проблем, а
сказала
актерам: «Зн=
072;ете,
идите,
покурите, мы
тут не готов=
099;
немножко». И
как только
они ушли, мы
переставилl=
0; рельсы,
которые
должны были
идти на Слав=
091;
(Тихонова мы
снимали
всегда
первого, пок=
072;
он свежий,
бодрый, пока
только
начало рабо
=
90;ы).
Переставилl=
0;
рельсы в
сторону
Плятта, реши=
074;
снимать
Плятта, а
Тихонов, пок=
072;
не в кадре,
прочитает п
=
86;
листочку
текст, и мы
его отсниме
=
84;.
Ни слова в
упрек я ему
не сказала. А=
1082;теры
вошли,
Тихонов
сразу
заметил, что
рельсы
направлены
не в его
сторону. Про=
079;вучала
команда
«Мотор!».
Начали
съемку с Пля=
090;та.
Тихонов по
листочку
роль читает,
а я делаю вид,
что не
замечаю. Но
такой случа
=
81;
был
единственнm=
9;й
за всю
картину. Все
остальное
Тихонов
отработал
добросовесm=
0;но.
Однако могу
сказать, что
не было сцен,
чтобы все
сразу
получалось.
Каждая сцен
=
72;
требовала
своего
количества
репетиций,
многих прав
=
86;к.
Что больше
всего
поразило за
время съемо
=
82;?
Приехали
снимать в
Германии. И я
поразилась -
там такие
ухоженные
улицы, везде занавесо
=
95;ки
на окнах.
А у нас в
стране была
нищета. И я
тогда
подумала: «М=
099;
победили в
войне, а
живем-то
хуже!»
- Приходилос=
100;
сталкиватьl=
9;я
с
несправедлl=
0;востью?
- Очень часто.
Меня
зажимали в
профессии
первое врем=
03;
из-за моей
пятой графы.
Но я пробива=
083;ась.
И добилась к
себе
уважения. Но
за «Семнадц
=
72;ть
мгновений»
Тихонова
наградили. А
меня - нет! А
ведь я
осилила
огромный
материал.
Думала,
голова не
выдержит
такого
объема
информации, =
072;
словно что-т=
086;
раздвигалоl=
9;ь
и все «перев=
072;ривалось»...
Доронина
упала на
колени
- А как вам
работалось
=
89;
Дорониной? О=
085;а
ведь такая
сложная
актриса?
- Мы нашли с
ней общий
язык. Но
бывало
водитель,
который
должен был е=
077;
везти на
съемочную
площадку, по
часу возле е=
077;
подъезда
стоял, а она
все не
выходила. Он
даже пришел
ко мне с
заявлением,
что
отказываетl=
9;я
возить Доро
=
85;ину.
Но я ему
сказала, мол,
будешь ждат=
00;
артистку
столько,
сколько
нужно...
Но однажды
она и меня
довела до
истерики. До=
088;ониной
нужно было
сниматься
раздетой. Но =
1103;
увидела, что
на ней лифчи=
082;
не по
размеру. При=
082;азала
сшить на
заказ
актрисе
хорошее бел=
00;е.
И вот мы
готовы к
съемкам -
снимали в
одной кварт
=
80;ре
на Плющихе.
Ждем
Доронину. Он=
072;
должна пере
=
86;деваться
в халатик.
Тут
выяснилось,
что кто-то из
группы
халатик
забыл. За ним
нужно ехать.
Это минут 30
займет. Я
решила
ничего Доро
=
85;иной
про халатик
не говорить,
а пока занят=
100;
ее
репетицией.
Предлагаю е
=
81;
надеть
платье. «Не
надену, мне
нужен мой
халат». - «Для
репетиции
сойдет и
платье». Она
раздеваетсn=
3;.
Спрашиваю
художника:
«Где бюстга
=
83;ьтер?»
- «Татьяна
Михайловна,
Доронина ег
=
86;
забыла дома&raq=
uo;.
Я подошла к
Дорониной: «=
050;ак
может
актриса
забыть то,
что ей
необходимо?
Вы что,
предлагаетk=
7;
все
остановить
=
82;
чертовой
бабушке и
мчаться за
вашим
лифчиком?!»
И тут я вышла
из себя.
Доронина,
видя, что дов=
1077;ла
меня до
белого
каления,
вдруг падае
=
90;
на колени
передо мной =
080;
начинает це
=
83;овать
мне руки! =
057;ниматься
пришлось ка
=
82;
есть. А она
все просила
прощения за
то, что довел=
1072;
меня...
Но обычно в
работе я был=
072;
сдержанной. =
048;
сама
подавала
пример.
«Карнавал» -
про меня»
- Мой фильм
«Карнавал» - автобиог
=
88;афичен.
Я писала
сценарий
фильма о сво=
077;й
жизни. Когда героиня
мытарствовk=
2;ла
и какие
только
работы на
себя не
примеряла!
Так и я. Мне
ведь семь ле=
090;
не давали
картины
снимать. Так
я делала все,
что можно: в
монтажной л
=
80;сты
писала, и =
1087;омрежиссер=
а
работала, и
за
заболевших
актеров рол
=
80;
читала. Так
что
«Карнавал»
обо мне.
- Вы актрисой
хотели стат=
00;,
как и
Муравьева в
фильме?
- Нет. Идея в
том, что
героиня
фильма, как и
я, хотела
чего-то
добиться в
жизни и
добилась. Ге=
088;оиня
добилась
своего -
стала
актрисой. Я
добилась -
стала
режиссером.
Вот что
главное.
- А та сцена с
намеком на
любовь -
якобы герои
=
85;я
Муравьевой
=
80;
герой Аб
=
76;улова...
- Никакой не
намек,
героиня с ни=
084;
переспала. Н=
086;
она любила
его… и потом
проучила ег
=
86;.
Такая же
история был
=
72;
в моей лично=
081;
жизни.
В сцене,
когда он
бреется, она
стоит и
смотрит (она
же никогда н=
077;
видела брею
=
97;егося
мужчину, с
матерью
прожила всю
жизнь), он
почувствовk=
2;л,
что она
смотрит, и
вот, кстати,
Абдулов
очень хорош
=
86;
тут сыграл. У
него даже
голос
прерываетсn=
3;.
Он чувствуе
=
90;
какую-то
неловкость. =
071;
выиграла на
том, что
Абдулов
талантливыl=
1;
актер!
Мужская
профессия
- Татьяна
Михайловна, =
072;
вы так и не
вышли замуж?
- Нет. У меня
мама очень
больная был
=
72;,
я за ней ухаж=
1080;вала.
Папа на войн=
077;
погиб, а мама
больше заму
=
78;
не вышла. Как
только
выдавалась
свободная
минутка, я
мчалась
позвонить,
как там она. И
вот я только
сейчас
понимаю, как
ей было
тяжело, когд=
072;
она
оставалась
одна: я на
работе целы
=
81;
день. Хорошо,
что она
дожила до
того момент
=
72;,
когда карти
=
85;а
«Семнадцатn=
0;
мгновений
весны» вышл
=
72;
на экран. Она
ее
посмотрела
=
80;
как будто
поздоровелk=
2;,
помолодела.
И когда
впервые
народ меня
увидел, не
поверил, что
я, такая
молодая,
сняла этот
фильм. Со мно=
1081;
была моя
мама. И к ней
подскочили
журналисты
=
89;
расспросамl=
0;.
Я намеренно
отстала и см=
086;трела
эту сценку и=
079;
жизни - маме с
восторгом в
=
89;е
говорили,
какой
замечательl=
5;ый
получился
фильм
«Семнадцатn=
0;
мгновений
весны». А она
так
засмущаласn=
0;:
«Да не я его
сняла, дочка!&r=
aquo;
Она очень
переживала,
что ей
предстоит о
=
89;тавить
меня одну.
- А романы у
вас были?
- Конечно. За
мной
ухаживал
актер Го
=
84;иашвили.
Очень он мое=
081;
маме
нравился.
Потом бурны
=
81; роман
у меня
случился с
одним очень
известным
режиссером.
Но я ему
отказала.
Этот режисс
=
77;р
позже
жаловался,
что свою жен=
091;
по инерции
называет
Таней, а та
ему за это
устраивает
скандалы.
- Мне
рассказываl=
3;и,
что с
режиссером
Параджановm=
9;м
у вас был
роман?
- Все-то тебе
расскажи!
(Подбоченил
=
72;сь
Лиознова.)
-
Женщине-реж
=
80;ссеру
тяжело с
актерами,
особенно с
мужчинами?
- Нет, очень
легко.
Конечно,
профессия
режиссера
скорее
мужская. Но прорывчи
=
82;
произошел.
Вот и Лена
Цыплакова
сильные
фильмы
снимает. Я за
нее рада.
- Татьяна
Михайловна, =
072;
какие фильм
=
99;
смотрите?
- Посмотрела
«Мастера и
Маргариту»
Бортко. Двой=
089;твенное
впечатлениk=
7;.
Идея в фильм=
077;
есть, но она
настолько
завуалировk=
2;на,
спрятана. Я
каждую сери=
02;
ждала, что
вот появитс=
03;
то, главное.
А видела все
больше люде
=
81;,
похожих на
работников
НКВД. А ведь
главное в
этом романе -
любовь. Без
любви и чуде=
089;
нет.
Источник: "Комс=
;омольская
правда"