Лени
Рифеншталь
|
Знаменитой Лени РИФЕНШТАЛЬ стала благодаря документальным фильмам,
снятым во славу Третьего рейха. Ее «Триумф воли» (1934 г.) и «Олимпия» посвященный Олимпийским играм 1936 года в Берлине считаются образцами фашистской пропаганды. Кинорежиссер дьявола, как до сих пор называли старушку, ни о чем не жалеет: «Тогда, во время Гитлера, та жизнь не воспринималась только черно-белой, как трактуют ее сейчас. Поэтому
я ничего не скрываю из своей биографии, но
мне и редко бывает за что-либо стыдно… Раз я дожила до
ста лет, значит, Бог там, наверху, решил: «Лени достойна
этой жизни...».
Минувшим летом на кинофестивале в Санкт-Петербурге Лени
призналась, что имеет «русские корни,
хотя ничего не знает о своих родственниках, но мечтает узнать».
В Мюнхене в гостях у фрау Рифеншталь побывал собственный корреспондент «Экспресс
газеты» в Европе Кирилл
ЩЕЛКОВ.
Лени РИФЕНШТАЛЬ родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье предпринимателя. Заниматься балетом начала лишь в 19 лет. Ее педагогом была известная русская балерина Евгения Эдуардова.
В 1931 году она сняла художественный фильм «Синий свет», исполняв в нем
главную роль. Ее последующее
документальные
фильмы «Триумф воли»
и «Олимпия» недавно внесены а десятку лучших картин XX века.
В 1939 году Рифеншталь была награждена золотой медалью Международного олимпийского комитета
«За заслуги в
пропаганде спорта».
В 1948 году Лени уехала в Судан и стала заниматься фотографией. В 1975 году Art Directions Club назвал ее работы
о суданском
племени нуба лучшими
фотографиями года,
|
В 2002
году фрау Рифеншталь вернулась в кино
и завершила работу над 45-минутным фильмом «Подводные ощущения».
- За несколько месяцев до начала войны с вашей страной
я получила заказ из Советского Союза
снять фильм о Сталине.
Мне льстило, что советские чиновники в своем
письме назвали меня
талантливее Эйзенштейна и Пудовкина,
самых известных сталинских режиссеров. Оказывается, Сталину очень понравились
фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» и он хотел,
чтобы я показала его не хуже, чем
Гитлера. Таким же харизматичным и
обаятельным. Но война помешала этому заказу.
-
Чем же вам
понравился Гитлер?
-
Не
только мне. Даже его
будущим врагам. Знаете ли
вы, что в 1935 году Уинстон
Черчилль заявил, что немцы
должны благодарить судьбу
за то, что она дала им Гитлера?
Не я одна обожала Адольфа,
а 90 процентов немцев.
При нем исчезли криминал
и безработица, всем
казалось, что Германию
ждет большое и светлое
будущее. После того как Гитлер
вошел во Францию, я
лично послала ему поздравительную телеграмму, но и я, и другие немцы думали, что война на этом закончится
и наступит мир.
-
Вы ничего не знали о гитлеровских концлагерях или
поддерживали эту идею фюрера?
- Понимаете, сначала я полюбила Гитлера как человека,
он еще не был рейхсканцлером, и только потом признала его как политика. Он был добрый человек, очень добрый. В общении с близкими - спокойный, нежный, его любили дети. Даже собаки при его появлении виляли хвостами. Когда я снимала о нем фильмы, то показывала его таким, каким видела сама. Если бы я его
ненавидела и пыталась приукрасить его достоинства, то фильм не назвали
бы лучшим пропагандистским фильмом всех времен и народов. Моя вера и любовь к нему сделали половину дела.
-
Почему же вы при такой симпатии к фюреру не вступили в его партию?
- После 1941 года я максимально дистанцировалась от
него и четыре года снимала оперу. Я
считала себя человеком искусства, который
должен быть вне любых партий. Сам Адольф мне никогда таких предложений не делал.
-
Поговаривают, что вы танцевали перед Гитлером голой и даже занимались с ним сексом...
- Признаюсь, я мечтала о близости с Гитлером, но ему было некогда. Он очень уставал. Однажды на вечеринке Геббельс
сказал: «Уверен, что не сможешь показать нам свою грудь...» Жена Геббельса начала дергать его за рукав, чтобы заткнулся, а Адольф, ответил: «Может, тебе, Йозеф, и не
покажет, а мне с удовольствием...» И я залезла на стол, повернувшись лицом к Гитлеру, так что мою грудь видел только он, и под музыку сняла кофточку и лифчик. Я очень
надеялась, что в тот вечер между нами
что-нибудь произойдет, но Адольф
рано ушел спать, и гости разошлись.
-
Почему именно вы, тогда еще режиссер без имени, были выбраны Гитлером для работы над двумя самыми известными фильмами Третьего рейха - «Триумф воли» и «Олимпия»?
- «Триумф» я захотела делать сама, мне были интересны Адольф и его партия. Фильм оказался хорошим. «Олимпию» мне предложил Геббельс. Я задумалась.
Согласие дала только во время
личной встречи с Гитлером, поставив
условие, что я буду решать сама, что и как
делать. Геббельс весь вспотел от злости, а Адольф мне поверил. Он сказал: «Йозеф, увидишь,
это будет лучший фильм
Лени...» Просто мне повезло. Судьба. Я появилась тогда, когда
Гитлер еще не имел всей власти, к нему не рвались на прием толпами художники и режиссеры. А я предложила ему свой талант.
-
В 1945 году Гитлер покончил с собой, а вас арестовали...
-Американцы.
Боюсь, если бы это
сделали русские, они
бы тогда же меня
расстреляли. Мне страшно
вспоминать 1945 год. Была
разрушена вся Германия.
Разрушены не только дома,
но и люди. Все были в шоке.
Никто не знал, что делать.
Все уже понимали, что Гитлер - это зло, но что будет дальше? Когда я узнала о его самоубийстве, самоубийстве
Геббельса, я поняла: «Настал и мне конец...» Меня продержали три года в тюрьме. Инкриминировали пропаганду гитлеровской эстетики. Но я вела себя мудро. Говорила, что я часть эпохи. Закончилось все тем, что все мои фильмы просто арестовали, а меня отпустили...
-
Почему вы не сняли ни одного исторического фильма? О Гитлере, но с позиции
- У меня иногда возникает такая мысль. Причем, чем старше я становлюсь тем интереснее мне сделать такой фильм. Настораживает только одно: что бы я ни сделала, все скажут, что я необъективна, раз сама работала с Гитлером. Даже сейчас меня иногда называют проституткой фюрера,
хотя я никогда не была его
любовницей, а только любимой женщиной. Но с годами я стала записывать в блокнот
самые яркие воспоминания об
Адольфе...
-
Вы так его до сих пор зовете, Адольф?...
- Ну, да. Он же для меня живой человек, как-никак мой друг. Друг молодости, с которым мы разминулись в 1941 году. Так бывает. Рано или поздно дружба между людьми заканчивается. Друзья на всю жизнь – это из книг. Сейчас он для меня часть истории, но не Гитлер, а Адольф.
-
А какое самое яркое воспоминание о Гитлере до сих пор живет в вашем сердце?
- В сердце - ничего. В памяти - многое. Самое яркое - его день рождения, на котором и прошла
премьера моей «Олимпии» в 1938 году. Он пригласил меня на вальс.
Мы танцевали полчаса. Он читал мне на ухо стихи.
Стихи собственного сочинения.
-Стихи о
любви?
-О природе. О
горах. Очень романтично, но в них не было чувств между людьми. Только чувства человека к природе.
Адольф мне сказал: «Ты первая и единственная,
которой я решился прочитать
свои стихи...» Еще помню вечер
в 1932 году, я пришла к нему домой. А он плакал. Увидел
меня, смутился. Дверь была
приоткрыта, и я зашла без стука. Я
спрашиваю: «Что-то случилось?» Но он
так и не сказал, почему плакал. Никто никогда в мире, кроме меня, не видел плачущего
Гитлера.
-Вы были замужем?
- Один раз, муж мне изменял, я об этом знала, но мне было все равно. Я увлекалась работой. А потом мы разошлись. В моей жизни было много мужчин, но после первого замужества я не захотела ни с кем больше оформлять
официальные отношения.
-
Ну а о том, что
у вас нет детей, вы жалеете?
-Зачем жалеть,
если этим
положение не исправить?
Сначала балет, потом кино,
политика. Не родила. Напрасно.
Видите, Бог дал мне
сто лет жизни, но не дал
ребенка.
-В 72 года вы занялись подводным плаванием...
-Хотите сказать,
что поздно? Моя
жизненная позиция такая: постарайся за одну жизнь прожить минимум пять жизней. Я мечтала
плавать под водой, снимать. И жалела, что в молодости не
занялась этим. А потом
подумала:«Стоп, а почему в молодости
можно, а сейчас нельзя?» И освоила все
премудрости за два с небольшим месяца.
Рыбок я люблю значительно
больше, чем политику. И больше, чем фюрера.
-
Вы живая легенда. Вы сами не считали, чего о вас говорили больше: хорошего или плохого?
- На меня смотрят как на вымирающую макаку
из Красной
книги. Думаете, таких, как я, в мире
мало? Просто
их жизнь сталкивала с менее
известными личностями, чем Гитлер.
Поэтому обо мне и пишут чаще. Хорошее или плохое? Чем я становлюсь
старше, тем объективнее меня
воспринимают. А с каким окрасом - мне все равно.